Профессиональное выгорание педагогов: признаки, стадии, профилактика

88

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на стрессовые ситуации, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Педагогическая работа в буквальном смысле наполнена факторами, которые вызывают профессиональное выгорание педагогов: речь идет о большом количестве ежедневных социальных контактов, высокой ответственности, недооцененной  профессиональной значимости, необходимости все время быть в форме. А если учесть, что сегодня социумом декларируется образ успешного человека, неудивительно, что многие стараются соответствовать ему, чтобы быть востребованными. Отсюда и велика вероятность выгорания.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые он был предложен Г. Фроиденбергером (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Такой синдром чаще всего развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся педагоги, следовательно, понятно, почему профессиональное выгорание педагогов сегодня настолько распространено.

Синдром эмоционального выгорания – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стресс (давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Г. Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.).

12 признаков эмоционального выгорания:

  • истощение, усталость;
  • психосоматические осложнения;
  • бессонница;
  • негативные установки по отношению к клиентам;
  • негативные установки по отношению к своей работе;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • негативная самооценка;
  • усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины.

Стадии профессионального выгорания педагогов

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии – «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности»:

первая стадия:

  • эмоции приглушаются, острота чувств и свежесть переживаний уже не такие яркие;
  • положительные эмоции становятся все более редкими, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает тревожное состояние, неудовлетворенность;

вторая стадия:

  • все чаще появляются недоразумения с коллегами, профессионал начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них, затем это перерастает в антипатию и во вспышки раздражения.

третья стадия:

  • представления о ценностях становятся менее «живыми», педагог становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • поначалу педагог еще сохраняет внешнюю респектабельность и апломб, но интерес к чему-либо уже пропадает, и безразличие начинает ощущаться почти физически.

Опыт работы ДОО по профилактике профессионального выгорания педагогов

В детском саду № 73 г. Ярославля ведется регулярная работа по профилактике профессионального выгорания педагогов на протяжении 5 лет. В этой деятельности принимают активное участие педагог-психолог и методист, поскольку администрация ДОО проявляет активную заинтересованность в поддержании стабильного благоприятного психологического климата в коллективе, в развитии профессиональных ресурсов педагогов, готова обеспечить работникам возможность профессионального роста, повышать их мотивацию.

Данная работа по профилактике профессионального выгорания педагогов подразделяется на следующие составные части:
1. Личностная психологическая подготовка. Исследования показывают, что истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
2. Непрерывное психолого-педагогическое образование педагогов, повышение их квалификации.
3. Саморегуляция (управление познавательными процессами, личностью: поведением, эмоциями действиями).
4. Психокоррекционная работа. Проводится с целью улучшения адаптации педагогов к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми они сталкивается.
5. Социальные аспекты профилактики: снятие рабочего напряжения; повышение профессиональной мотивации; выравнивание баланса между затраченными силами и получаемым вознаграждением.
6. Формы работы: индивидуальные психологические консультации, участие в групповых социально-психологических тренингах.

Этапы работы, касающейся профессионального выгорания педагогов (ежегодно)

1. Диагностический (2 раза в год, сентябрь – октябрь и апрель – май)

Для проведения психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов используются следующие методы: наблюдение за деятельностью воспитателя, беседа, тестирование и анкетирование.

В тестировании возможно использовать разные методики. Одно из главных условий для определения причин и локализации проблемы – тестовый материал, который должен охватывать не только выявление наличия или отсутствия синдрома профессионального выгорания, но и сопутствующие ему факторы: общее психологическое состояние педагога, стрессоустойчивость, уровень тревожности, самоэффективности и т. д. Таким образом, появляется возможность определить основные акценты в профилактике синдрома профессионального выгорания на учебный год.

Диагностический этап профессионального выгорания педагогов может включать в себя проведение всех методик или выборочно в зависимости от ряда факторов (таких, как общая готовность педагогов к проведению тренинговых занятий, временных и территориальных условий для проведения тренинга, желания педагогов отвечать на вопросы тестов). Диагностический инструментарий рекомендуется разделить на несколько частей и проводить поэтапно. На первом этапе можно предложить педагогам более короткие методики общего характера, на втором – углубленные, с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы в тестировании участвовали все педагоги, т.  к. в некоторых случаях синдром профессионального выгорания наблюдается и у молодых специалистов. Для отслеживания результатов проведенных мероприятий желательно использовать эти же методики. Проведенный сравнительный анализ продемонстрирует наличие или отсутствие изменений в результатах диагностики педагогов.

2. Установочный (в течение учебного года)

Цели: оказание помощи педагогам в осознании существующих у них проблем и понимании ими сильных и слабых сторон своей личности; формирование установок на необходимость управления и саморегуляции своих психоэмоциональных состояний (форма работы: индивидуальные консультации).

3. Информационно-практический (2 раза в год, ноябрь – декабрь, апрель – май)

Цели: ознакомление педагогов с разнообразными способами и методами управления и саморегуляции психоэмоциональных состояний, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости (форма работы: групповые социально-психологические тренинги).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль