Коммуникация в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников

84

Информационно-коммуникационные технологии (сокращенно ИКТ) – это взаимосвязь методик, алгоритмов и средств обработки и передачи информации в задокументированном виде. ИКТ позволяют оптимизировать информационные процессы, хранить, искать, обрабатывать и продуцировать новую информацию, а также передавать на любые расстояния и предоставлять в требуемом виде мультимедийную информацию. Здесь речь идет о текстах, таблицах, анимациях, звуке и видео.

К основным программам, которые могут использоваться в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников, относятся:

офисные пакеты для работы с текстом и электронными таблицами, позволяющие подготовить большинство учебных наглядных материалов в Word, Excel, PowerPoint; сетевые технологии в рамках Интернета: электронная почта, телеконференции, форумы и чаты; широкий спектр специализированных программных средств, обеспечивающих документооборот внутри образовательной организации (электронные формы отчетов, психологических заключений, протоколов консультаций и т. п.); прикладные психологические программы с батареей методик и автоматизированной обработкой тестовых данных – для тестирования детей; мультимедийное оборудование с возможностью объемного моделирования, интерактивного письма.

Оптимизация деятельности педагога по усовершенствованию информации характеризуется, как правило, такими направлениями:

1) педагогическая диагностика дошкольников (психодиагностика);
2) психологического консультирования;
3) коррекции и развития;
4) организационно-методической деятельности.

Психодиагностика, как фактор психолого-педагогического сопровождения дошкольников

Автоматизированная диагностика предполагает наличие конструктора тестов, диагностики на компьютере, программ по обработке информации.

Конструктор тестов. С помощью конструктора тестов можно набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант, создавать собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. В процессе такой работы педагог-психолог постепенно накапливает свою электронную библиотеку, банк компьютерных тестов.

Программы для создания тестов можно найти на сайтах «Учительский портал» и FreeSoft.

Компьютерная диагностика представлена в виде электронной системы тестирования, оптимизирует проведение педагогической диагностики дошкольного развития ребенка. Преимущества в следующем:
1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких воспитанников;
2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с ребенком;
3) обработка теста осуществляется автоматически;
4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу по завершению тестирования.

Психологические компьютерные тесты можно скачать на сайтах psychometrica.ru, psytest.info и psylib.myword.ru.

Обработка информации. Данный способ психолого-педагогического сопровождения дошкольников предполагает, что примерно за 10–15 мин можно подсчитать результаты тестирования, более того, сразу по нескольким группам. А поскольку все данные заносятся в таблицы,  их можно при желании распечатать и использовать в дальнейшем. Так, в качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel.

Обработчик тестов можно скачать на сайте pl-42.narod.ru.
Информацию о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, можно найти на сайте «Сеть творческих учителей».

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: просвещение и консультирование

Для реализации данных направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса используются медиапрезентации, CD-фильмы, веб-сайты, сетевое взаимодействие.

Медиапрезентации. С помощью видеослайдов слушатели получают возможность увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с рекомендациями. При желании можно могут презентацию и ознакомиться с темой подробнее. Для создания презентаций часто используют программу PowerPoint.

Готовые медиапрезентации семинаров, родительских собраний, лекториев и проч. можно найти в «Сети творческих учителей» (раздел «Сообщества и форумы»).

CD-фильмы. Фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов, психологических занятиях и проч. Кроме того, можно создавать собственные фильмы, в которые могут быть включены отрывки занятий с детьми, личные наработки педагога-психолога. А с помощью телевизионной сети можно транслировать видеосюжеты.

Такой способ представления информации привлечет внимание к психологической службе образовательной организации. Дети с интересом будут идти на занятия к педагогу-психологу, педагоги и родители с большим пониманием и серьезностью отнесутся к его деятельности.

Веб-сайт. С помощью веб-сайта педагог-психолог может создать свою страничку и размещать информацию для воспитателей, родителей, детей: материалы и конспекты родительских собраний, различные рекомендации, а также развивающие программы, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для воспитанников.

Еще одно преимущество веб-сайта – возможность организовать психологический форум, на котором педагог-психолог может инициировать любые темы для общения (волнующие учителей и родителей), отвечать на вопросы и быть полноправным участником общения, а это крайне важно в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

Сетевое взаимодействие. Этот тип общения предполагает непосредственное взаимодействие педагога-психолога с педагогами, родителями, коллегами из других образовательных организаций через Интернет, с помощью электронной почты, системы ICQ, локальной сети. Воспользовавшись этими системами, можно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, как говорится, не сходя с места.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: коррекция и развитие

Сегодня ИКТ широко применяются в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Сюда относятся компьютерные программы развивающего характера. Благодаря их использованию развиваются познавательные процессы у дошкольников, интеллектуальные и творческие возможности, повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.

Словар педагога-психолога как часть психолого-педагогического сопровождения дошкольников

Квест (приключенческая игра) – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную управление. Важными элементами игры считаются повествование и обследование мира, а ключевую роль играет решение головоломок и задач.

Развивающие игры. Это наиболее простой и доступный вид коррекции и развития способностей детей. Ряд игр можно применять при работе с основными эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Развивающие игры можно скачать на gameboss.ru и детском познавательно-развлекательном портале «Солнышко».

Развивающие психологические тренажеры. Этот метод направлен на развитие конкретного свойства, качества или умения (внимания, мышления, восприятия). Использовать тренажер в процессе коррекционно-развивающей работы удобнее всего, т. к. работает с ним сам ребенок, а педагог лишь наблюдает за процессом и контролирует правильность его выполнения.

Коррекционно-развивающие занятия. Это важная часть психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Здесь можно выделить  практические индивидуальные и групповые занятия в рамках коррекционно-развивающей работы с использованием компьютерной техники. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это повышает его интерес к занятиям и делает их более эффективными.

Скачать пример таких программ можно на сайтах психологического центра «Адалин» и effecton.ru.

Мультстудии. Благодаря этому методу можно моделировать любые ситуации взаимодействия, создавать собственные мультфильмы. Педагог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма. Созданные детьми мультфильмы имеют коррекционное значение, предоставляют богатый диагностический материал.

Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash – материалы представлены в «Сети творческих учителей».

Психологические компьютерные программы. Этот метод применяется в индивидуальной работ  для снятия физического напряжения, улучшения деятельности мозга, снятия стресса и т. д. Такие программы могут быть установлены в комнате разгрузки для использования всеми желающими.

В Интернете бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Рекомендуем перед приобретением данных программ тщательно изучить информацию о них, по возможности, ознакомиться с мнением и отзывами других специалистов.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: организационно-методическая деятельность

Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает: разработку и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей деятельности, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т. п.

Составление отчетов, оформление результатов тестирования. Каждый педагог-психолог знает, что помимо тестирования должны использоваться и другие методики, после которых важно провести ряд действий: составить отчет, представить результаты в доступной для администрации, педагогов и родителей форме. Можно пользоваться любым текстовым редактором (например, Microsoft Word).

Фиксация и хранение результатов. Очень важной и часто проблемной является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Электронный журнал как раз предусматривает функцию автоматического распределения данных о проделанной работе.

Создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых, помогут программы Access и Excel. Электронный журнал педагога-психолога можно скачать на сайте «Сеть творческих учителей».

Электронная библиотека. Удобство этого метода психолого-педагогического сопровождения дошкольников в том, что здесь могут быть разные варианты структурирования: в виде папок с различной информацией на рабочем столе; в виде внутреннего мини-сайта педагога-психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа FrontPage.

Психологический паспорт ребенка. Психологический паспорт – это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного ребенка по фамилии и имени. Составляется она достаточно легко и быстро с помощью программы Microsoft Access. Этим возможности данной программы не ограничиваются – можно найти еще очень много вариантов ее практического применения.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: дополнительные возможности ИКТ

Помимо описанных выше преимуществ и возможностей использования ИКТ также можно выделить следующие:

1. Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета:

чтение и анализ публикаций по психологической тематике; составление каталога психологических ресурсов Рунета (части Интернета на русском языке); дистанционное обучение; взаимодействие с коллегами; участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете; взаимодействие с представителями издательств, фирм и других организаций.

2. Создание дистанционной психологической службы ДОО. Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в данном формате происходит через:

создание тематической электронной библиотеки для педагогов и родителей; представление развивающих, диагностических материалов для детей; организацию дистанционного консультирования целевых групп; организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения; проведение чата команды педагогов-психологов с детьми, родителями; проведение чатов с привлечением специалистов из других городов; проведение телемостов с педагогами, родителями и др.; проведение опросов целевых групп; организацию психологического практикума; распространение сообщений дистанционной психологической службой ДОО.

В заключение отметим: ИКТ – надежные помощники педагога-психолога в различных направлениях его деятельности, их преимущества неоспоримы. Это огромный интерес детей и подростков, широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени. И только от активности и жизненной позиции педагога-психолога, желания совершенствоваться в профессии, работать на результат зависит развитие процесса информатизации его деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль