Коммуникация в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников

67

Информационно-коммуникационные технологии (сокращенно ИКТ) – это взаимосвязь методик, алгоритмов и средств обработки и передачи информации в задокументированном виде. ИКТ позволяют оптимизировать информационные процессы, хранить, искать, обрабатывать и продуцировать новую информацию, а также передавать на любые расстояния и предоставлять в требуемом виде мультимедийную информацию. Здесь речь идет о текстах, таблицах, анимациях, звуке и видео.

К основным программам, которые могут использоваться в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников, относятся:

офисные пакеты для работы с текстом и электронными таблицами, позволяющие подготовить большинство учебных наглядных материалов в Word, Excel, PowerPoint; сетевые технологии в рамках Интернета: электронная почта, телеконференции, форумы и чаты; широкий спектр специализированных программных средств, обеспечивающих документооборот внутри образовательной организации (электронные формы отчетов, психологических заключений, протоколов консультаций и т. п.); прикладные психологические программы с батареей методик и автоматизированной обработкой тестовых данных – для тестирования детей; мультимедийное оборудование с возможностью объемного моделирования, интерактивного письма.

Оптимизация деятельности педагога по усовершенствованию информации характеризуется, как правило, такими направлениями:

1) педагогическая диагностика дошкольников (психодиагностика);
2) психологического консультирования;
3) коррекции и развития;
4) организационно-методической деятельности.

Психодиагностика, как фактор психолого-педагогического сопровождения дошкольников

Автоматизированная диагностика предполагает наличие конструктора тестов, диагностики на компьютере, программ по обработке информации.

Конструктор тестов. С помощью конструктора тестов можно набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант, создавать собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. В процессе такой работы педагог-психолог постепенно накапливает свою электронную библиотеку, банк компьютерных тестов.

Программы для создания тестов можно найти на сайтах «Учительский портал» и FreeSoft.

Компьютерная диагностика представлена в виде электронной системы тестирования, оптимизирует проведение педагогической диагностики дошкольного развития ребенка. Преимущества в следующем:
1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких воспитанников;
2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с ребенком;
3) обработка теста осуществляется автоматически;
4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу по завершению тестирования.

Психологические компьютерные тесты можно скачать на сайтах psychometrica.ru, psytest.info и psylib.myword.ru.

Обработка информации. Данный способ психолого-педагогического сопровождения дошкольников предполагает, что примерно за 10–15 мин можно подсчитать результаты тестирования, более того, сразу по нескольким группам. А поскольку все данные заносятся в таблицы,  их можно при желании распечатать и использовать в дальнейшем. Так, в качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel.

Обработчик тестов можно скачать на сайте pl-42.narod.ru.
Информацию о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, можно найти на сайте «Сеть творческих учителей».

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: просвещение и консультирование

Для реализации данных направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса используются медиапрезентации, CD-фильмы, веб-сайты, сетевое взаимодействие.

Медиапрезентации. С помощью видеослайдов слушатели получают возможность увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с рекомендациями. При желании можно могут презентацию и ознакомиться с темой подробнее. Для создания презентаций часто используют программу PowerPoint.

Готовые медиапрезентации семинаров, родительских собраний, лекториев и проч. можно найти в «Сети творческих учителей» (раздел «Сообщества и форумы»).

CD-фильмы. Фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов, психологических занятиях и проч. Кроме того, можно создавать собственные фильмы, в которые могут быть включены отрывки занятий с детьми, личные наработки педагога-психолога. А с помощью телевизионной сети можно транслировать видеосюжеты.

Такой способ представления информации привлечет внимание к психологической службе образовательной организации. Дети с интересом будут идти на занятия к педагогу-психологу, педагоги и родители с большим пониманием и серьезностью отнесутся к его деятельности.

Веб-сайт. С помощью веб-сайта педагог-психолог может создать свою страничку и размещать информацию для воспитателей, родителей, детей: материалы и конспекты родительских собраний, различные рекомендации, а также развивающие программы, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для воспитанников.

Еще одно преимущество веб-сайта – возможность организовать психологический форум, на котором педагог-психолог может инициировать любые темы для общения (волнующие учителей и родителей), отвечать на вопросы и быть полноправным участником общения, а это крайне важно в процессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

Сетевое взаимодействие. Этот тип общения предполагает непосредственное взаимодействие педагога-психолога с педагогами, родителями, коллегами из других образовательных организаций через Интернет, с помощью электронной почты, системы ICQ, локальной сети. Воспользовавшись этими системами, можно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу, как говорится, не сходя с места.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: коррекция и развитие

Сегодня ИКТ широко применяются в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Сюда относятся компьютерные программы развивающего характера. Благодаря их использованию развиваются познавательные процессы у дошкольников, интеллектуальные и творческие возможности, повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.

Словар педагога-психолога как часть психолого-педагогического сопровождения дошкольников

Квест (приключенческая игра) – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную управление. Важными элементами игры считаются повествование и обследование мира, а ключевую роль играет решение головоломок и задач.

Развивающие игры. Это наиболее простой и доступный вид коррекции и развития способностей детей. Ряд игр можно применять при работе с основными эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Развивающие игры можно скачать на gameboss.ru и детском познавательно-развлекательном портале «Солнышко».

Развивающие психологические тренажеры. Этот метод направлен на развитие конкретного свойства, качества или умения (внимания, мышления, восприятия). Использовать тренажер в процессе коррекционно-развивающей работы удобнее всего, т. к. работает с ним сам ребенок, а педагог лишь наблюдает за процессом и контролирует правильность его выполнения.

Коррекционно-развивающие занятия. Это важная часть психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Здесь можно выделить  практические индивидуальные и групповые занятия в рамках коррекционно-развивающей работы с использованием компьютерной техники. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это повышает его интерес к занятиям и делает их более эффективными.

Скачать пример таких программ можно на сайтах психологического центра «Адалин» и effecton.ru.

Мультстудии. Благодаря этому методу можно моделировать любые ситуации взаимодействия, создавать собственные мультфильмы. Педагог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма. Созданные детьми мультфильмы имеют коррекционное значение, предоставляют богатый диагностический материал.

Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash – материалы представлены в «Сети творческих учителей».

Психологические компьютерные программы. Этот метод применяется в индивидуальной работ  для снятия физического напряжения, улучшения деятельности мозга, снятия стресса и т. д. Такие программы могут быть установлены в комнате разгрузки для использования всеми желающими.

В Интернете бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Рекомендуем перед приобретением данных программ тщательно изучить информацию о них, по возможности, ознакомиться с мнением и отзывами других специалистов.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: организационно-методическая деятельность

Организационно-методическая деятельность педагога-психолога включает: разработку и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей деятельности, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т. п.

Составление отчетов, оформление результатов тестирования. Каждый педагог-психолог знает, что помимо тестирования должны использоваться и другие методики, после которых важно провести ряд действий: составить отчет, представить результаты в доступной для администрации, педагогов и родителей форме. Можно пользоваться любым текстовым редактором (например, Microsoft Word).

Фиксация и хранение результатов. Очень важной и часто проблемной является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Электронный журнал как раз предусматривает функцию автоматического распределения данных о проделанной работе.

Создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых, помогут программы Access и Excel. Электронный журнал педагога-психолога можно скачать на сайте «Сеть творческих учителей».

Электронная библиотека. Удобство этого метода психолого-педагогического сопровождения дошкольников в том, что здесь могут быть разные варианты структурирования: в виде папок с различной информацией на рабочем столе; в виде внутреннего мини-сайта педагога-психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа FrontPage.

Психологический паспорт ребенка. Психологический паспорт – это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного ребенка по фамилии и имени. Составляется она достаточно легко и быстро с помощью программы Microsoft Access. Этим возможности данной программы не ограничиваются – можно найти еще очень много вариантов ее практического применения.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников: дополнительные возможности ИКТ

Помимо описанных выше преимуществ и возможностей использования ИКТ также можно выделить следующие:

1. Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета:

чтение и анализ публикаций по психологической тематике; составление каталога психологических ресурсов Рунета (части Интернета на русском языке); дистанционное обучение; взаимодействие с коллегами; участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете; взаимодействие с представителями издательств, фирм и других организаций.

2. Создание дистанционной психологической службы ДОО. Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в данном формате происходит через:

создание тематической электронной библиотеки для педагогов и родителей; представление развивающих, диагностических материалов для детей; организацию дистанционного консультирования целевых групп; организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения; проведение чата команды педагогов-психологов с детьми, родителями; проведение чатов с привлечением специалистов из других городов; проведение телемостов с педагогами, родителями и др.; проведение опросов целевых групп; организацию психологического практикума; распространение сообщений дистанционной психологической службой ДОО.

В заключение отметим: ИКТ – надежные помощники педагога-психолога в различных направлениях его деятельности, их преимущества неоспоримы. Это огромный интерес детей и подростков, широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени. И только от активности и жизненной позиции педагога-психолога, желания совершенствоваться в профессии, работать на результат зависит развитие процесса информатизации его деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль