Организация разнообразных летних тематических недель в детском саду

38

Организация разнообразных летних тематических недель в детском саду

Трудовая деятельность на огороде «Вот наш  чудо-огород  — что в нем только не растет!»  

Столько света! Столько солнца!

Столько зелени кругом!

Наступило снова лето,

И тепло пришло к нам в дом…

Летом появляется масса возможностей для создания в дошкольном образовании благоприятных условий, способствующих развитию воспитанников в соответствии с их возрастными и личностными особенностями. В это время дети, как правило, находятся на свежем воздухе. Поэтому важно организовать их пребывание в ДОО таким образом, чтобы каждый день приносил что-то новое, а воспоминания о лете, прогулках и развлечениях еще долго радовали и мотивировали. А сделать это можно с помощью разнообразных летних тематических недель в детском саду.

Задачи летних тематических недель в детском саду

Основной задачей педагогов выступает удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности, движении. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны воспитанников, имеют развивающую и воспитательную функции, проводятся в эмоционально привлекательной форме.

Организация разнообразных летних тематических недель в детском саду

Изготовление венков для хоровода вокруг русской березки  


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

Ж.-Ж. Руссо


Так, задачей эффективной летней работы с детьми в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» г. Белгорода была разработка такой модели организации образовательного процесса, которая бы включала в себя последовательно сменяющие друг друга тематические периоды, в числе которых были бы и летние тематические недели в детском саду. Здесь важно активное участие и педагогов, и детей, и родителей (далее - модель).

Основные задачи реализации модели:

  • формирование необходимых условий для охраны жизнедеятельности дошкольников, снижения заболеваемости и детского травматизма;

  • реализация мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие дошкольников, их  духовно-нравственное воспитание, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков;

  • повышение педагогической компетентности в вопросах организации летней оздоровительной работы с воспитанниками;

  • вовлечение семей воспитанников в воспитательный процесс.

Организация разнообразных летних тематических недель в детском саду

Спортивный праздник «Какого цвета лето?» в рамках тематической недели «По дороге с физкультурой и танцем»  

Построение образовательного процесса вокруг единой темы позволяет эффективно организовать работу с детьми по каждому из этих приоритетных направлений. Согласно разработанной модели каждая неделя каждого месяца проходит под своим названием и включает в себя определенное количество тематических дней и тематических проектов.

Примерный план проведения летних тематических недель в детском саду представлен в приложении 1.

Ход и структура летних тематических недель в детском саду

В ходе проведения тематических дней посредством организации различных видов детской деятельности реализуется содержание всех пяти образовательных областей, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования1: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».

Все это дает возможность детям и взрослым не просто познакомиться с неизвестными им ранее явлениями, узнать новую информацию, чему-то научиться, но и прожить день в атмосфере определенного события, праздника.

Структура летних тематических недель в детском саду предполагает субъектный характер взаимодействия участников, а это позволяет в дальнейшем развить познавательный интерес к знаниям у дошкольников. В процессе реализации тематического проекта учитель формирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности, учитывая при этом необходимость решения проблемы по теме проекта и задачи личностного роста и развития дошкольников.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между воспитанниками разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут быть проведены в разных формах: игры-путешествия, экспериментирования, продуктивная деятельность, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Можно утверждать, что мероприятия, проводимые во время летних тематических недель в детском саду, преследуют сразу несколько задач. Во-первых, решается познавательная задача (в зависимости от темы недели мероприятия включают в себя новый материал). Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса (это взаимодействие воспитанников разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но прежде всего как непосредственных участников мероприятий).

Организация разнообразных летних тематических недель в детском саду

Сюжетно-ролевая  игра «Перекресток» в рамках тематической недели «Азбука дорожного движения» В завершение каждой из летних тематических недель в детском саду организуется итоговое мероприятие — праздник, развлечение, экскурсия, выставка, театрализованная постановка.

В качестве примера в приложениях 2, 3 соответственно представлено содержание деятельности детей в ходе проведения тематических недель «Неделя рыцарей и принцесс» и «Путешествие в Страну математики».

Таким образом, планируя досуг детей в летний период, педагогическим коллективам ДОО важно наполнить его полезным содержанием, яркими эмоциями, а главное, заботой об их физическом, умственном, нравственном, эмоциональном развитии.

Приложение 1

План проведения тематических недель в ДОО в летний оздоровительный период2
 

Неделя / день недели Месяц
Июнь Июль Август
1-я неделя Неделя дружбы и доброты В гостях у Уолта Диснея Экологическая неделя
Понедельник «Дарите людям доброту» «Микки и Минни Маус» «Домашние животные»
Вторник День вежливости «Подводный мир» «Дикие животные»
Среда «Добро не умрет, а зло пропадет» «Веселые животные» «Насекомые»
Четверг «Сотвори добро» «Волшебные приключения» «В мире цветов»
Пятница Праздник «В мире дружбы!» Праздник «Красавицы и принцы» Праздник «Мой Белый город, мой край родной!»
2-я неделя Музыка в театре Фольклорная неделя «Вместе — дружная семья!» Путешествие в Страну математики
Понедельник «Матрешкин театр» «День народной мудрости» Остановка «Цифровая»
Вторник «Веселый концерт» «Мир загадок» Остановка «Геометрическая»
Среда «В гостях у Фомы и Еремы» «Посиделки у  Марьи-искусницы» Остановка «Литературно-сказочная»
Четверг «Музыка П. И. Чайковского в театре» «Русская березка» Остановка «Пространственно-временная»
Пятница Кукольный спектакль «Как зайчишка не любил умываться» Праздник семьи Остановка «Логическая»
3-я неделя Азбука дорожного движения Неделя рыцарей и принцесс По дороге с физкультурой и танцем
Понедельник «Транспортный мир» «Давайте познакомимся» «День веселых мячиков»
Вторник «Веселый светофорчик» «Волшебный замок» «Веселимся с обручами»
Среда «Город дорожных знаков» «Сказочная поляна» «Со скакалкой я скачу!»
Четверг «Я пешеход» «Эльфы, феи, драконы» «Волшебные гимнастические палочки»
Пятница Праздник «Страна правил дорожного движения» Праздник «Рыцарский турнир» Спортивный праздник «Какого цвета лето?»
4-я неделя Говорим правильно и красиво Волшебные сказки Неделя пожарной безопасности
Понедельник «Играем с пальчиками» «Сказки из песка» «День транспорта»
Вторник «Загадаем — отгадаем» «Загадки из сказки» «День пожарного»
Среда «Веселая игротека» «Путешествие по сказкам» «День домоседа»
Четверг «Запоминай-ка» «Рисуем сказку» «День пешехода»
Пятница Праздник правильной речи Викторина «Путешествие по сказкам» Праздник безопасности

Приложение 2

Содержание деятельности детей в ходе проведения тематической недели «Неделя рыцарей и принцесс"3

Срок проведения:3-я неделя июля.

Цели:

знакомство детей с эпохой сказочного средневековья;развитие и стимуляция воображения;формирование решимости в реализации собственных замыслов;привлечение к работе с разнообразными материалами;формирование желания и умения создавать красивые поделки.

Непосредственно образовательная деятельность на каждый день:

игры «Мнеморина», «Соберем букет», «Цветная мозаика» и др.;рисование красками, карандашами рыцарей и принцесс;рисование сказочных образов мелками на асфальте;чтение сказок про принцесс, рыцарей, драконов, фей, эльфов.

Понедельник

Тема дня — «Давайте познакомимся»

Средние группы — изготовление браслетов из  папье-маше; бус и кулонов из соленого теста; флагов, украшений, корон.

Старшие группы — изготовление браслетов из  папье-маше; бус и кулонов из соленого теста, гербов рыцарей; лепка из пластилина рыцарей, принцесс. Воспитанники подготовительной группы могут с помощью воспитателя лепить из пластилина рыцарских коней.

Оборудование и материалы:

для изготовления бус и кулонов: соленое тесто (мука, соль, вода, клей), зубочистки, веревка, нитка или шнурок, прозрачный лак для ногтей;для изготовления браслетов из  папье-маше: картонная полоска длиной около 30 см и шириной от 2 до 5 см; клей для обоев; газета, разорванная на полоски; полоски тонкой белой бумаги 2 x 5 см; прозрачный блестящий лак для ногтей (по желанию); степлер; краски; цветная бумага; фломастеры; ножницы; салфетки;для лепки рыцарей, принцесс: пластилин разных цветов, стеки, дощечки, схемы выполнения;для изготовления гербов и флагов: пластилин, цветная бумага, картон, клей, ножницы, схемы флагов, гербов.

Вторник

Тема дня — «Волшебный замок» (коллективная работа)

Средние группы — изготовление стен для замка.

Старшие группы — изготовление крыш, окон, дверей для замка.

Оборудование и материалы: цветная самоклеящаяся бумага черного или темно-коричневого цвета, а также другие разноцветные кусочки; ножницы; четыре листа формата А1; схемы изготовления замка.

Среда

Тема дня — «Сказочная поляна» (коллективная работа)

Средние группы — изготовление цветов из пластилина, цветной бумаги простой конструкции.

Старшие группы — изготовление цветов из пластилина, цветной бумаги сложной конструкции.

Оборудование и материалы: цветная бумага; цветной картон; клей; кисточка для клея; ножницы; цветной пластилин; схемы изготовления.

Четверг

Тема дня — «Эльфы, феи, драконы»

Средние группы — изготовление драконов из пластилина.

Старшие группы — изготовление фей, эльфов.

Оборудование и материалы: акварельные краски; листы белой бумаги; кисти; салфетки; рисунки драконов, фей, эльфов; цветной картон и цветная бумага; ножницы; клей.

Пятница

Тема дня — «Рыцарский турнир» (развлечение)

Для проведения турнира используются изготовленное ранее панно с замком и украшения.

В программы рыцарского турнира включаются:

игры на смекалку и сообразительность («Лабиринт», «Найди принцессу», «Попади в цель», «Собери бусы» и др.);состязания для мальчиков («Бой подушками», «Сражения» (бой надувными мечами и булавами), «Скачки на лошадях» (преодоление препятствий на  лошадке-скакалке) и др.);конкурсы для девочек («Самая красивая корона», «Наряд принцессы», «Придумай прическу подружке» и др.).

По итогам конкурсов и состязаний дети награждаются памятными дипломами и сувенирами.

Приложение 3

Содержание деятельности детей в ходе проведения тематической недели «Путешествие в Страну математики»

Срок проведения: 2-я неделя августа.

Цели:

развитие у детей логического мышления, внимания, памяти;закрепление представлений о счете, количестве, величине, геометрических фигурах;развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени;формирование желания узнавать новое и интересное.

Понедельник

Остановка «Цифровая»

2-я младшая группа

Дидактическая игра «Чего больше?» (проводится с целью закрепления у детей понятия «столько же»).

Средняя группа

Дидактическая игра «Нахождение места в ряду» (проводится с целью закрепления навыков количественного счета до 5 и представлений о величине (большая, поменьше, маленькая)).

Старшая группа

Дидактическая игра «Назови соседей» (проводится с целью закрепления знаний о цифрах в пределах 10).

Дидактическая игра «Продолжай считать» (проводится с целью развития навыков порядкового счета, внимания, памяти).

Подготовительная группа

Выполнение разных заданий, направленных на развитие умения решать математические задачи.

Примеры задач:

Задача 1

Пришли однажды к фотографу члены одной семьи и говорят: «Сфотографируйте нас, пожалуйста». «Хорошо, — отвечает фотограф, — только сначала вас надо как следует рассадить». Папу и маму он посадил на стулья. Бабушку — в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брат с сестрой разместились рядом на скамеечке. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алешу, посадили на руки к маме.

Вопросы: Сколько всего человек в семье? (Ответ: 7.) Сколько взрослых? (Ответ: 4.) Сколько детей? (Ответ: 3.)

Задача 2

Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо-невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой — морковку и репу, третий — огурец и кабачок, а самый маленький зайчонок сорвал лук и чеснок.

Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились наутек. Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать. А старый заяц посмотрел на них да как рассмеется: «Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят».

Вопросы: Сколько зайцев забралось в огород? (Ответ: 4.) Сколько всего овощей сорвали зайцы? (Ответ: 8.) Сколько из сорванных овощей зайцы съедят? (Ответ: 6.)

Задача 3

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо, совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Вторник

Остановка «Геометрическая»

2-я младшая группа

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (проводится с целью уточнения представлений детей о геометрических фигурах; развития внимания, памяти).

Дидактическая игра «Угадай форму предмета» (проводится с целью развития умения находить в комнате предметы разной формы по  слову-названию; развития внимания, памяти).

Средняя группа

Дидактическая игра «Я вижу то, что ты не видишь» (проводится с целью развития зрительной памяти, представлений о геометрических фигурах).

Дидактическая игра «Строим улицу» (проводится с целью закрепления представлений о кубиках прямоугольной и квадратной формы).

Старшая группа

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (проводится с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, их величине и толщине; развития умения угадывать предметы на ощупь).

Дидактическая игра «Что лишнее?» (проводится с целью упражнения в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине).

Дидактическая игра «Найди пару» (проводится с целью совершенствования знаний детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине; развития мышления).

Подготовительная группа

Дидактическая игра «Бусы» (проводится с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, цвете).

Дидактическая игра «Хоровод» (проводится с целью упражнения в классификации блоков по двум признакам — цвету и форме).

Среда

Остановка «Литературно-сказочная»

Все возрастные группы

Чтение математических сказок о геометрических фигурах с целью развития слухового внимания, умения слушать взрослого, отвечать на вопросы; закрепления знаний о геометрических фигурах.

Четверг

Остановка «Пространственно-временная»

2-я младшая группа

Дидактическая игра «Спрячем и найдем» (проводится с целью развития умения ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; совершенствования внимания и памяти; формирования умения выделять из окружающей среды предметы, находящиеся в поле зрения).

Дидактическая игра «Времена года» (проводится с целью закрепления знаний о временах года и их признаках).

Средняя группа

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» (проводится с целью развития в игровой форме умения активно различать такие временные понятия, как «вчера», «сегодня», «завтра»).

Дидактическая игра «Встань на место» (проводится с целью развития умения определять местоположение предметов: впереди, сзади, слева, справа, перед чем-то, за  чем-то).

Старшая группа

Дидактическая игра «Части суток» (проводится с целью развития умения различать время суток).

Дидактическая игра «Неделька, стройся» (проводится с целью усвоения последовательности дней недели).

Работа по клеточкам с целью упражнения в умении ориентироваться на листе бумаги.

Подготовительная группа

Дидактическая игра «Назови соседей» (проводится с целью закрепления знаний о последовательности дней недели).

Дидактическая игра «12 месяцев» (проводится с целью закрепления представлений о месяцах).

Работа по клеточкам с целью упражнения в умении ориентироваться на листе бумаги.

Пятница

Остановка «Логическая»

Использование дидактического материала «Блоки Дьенеша» с целью формирования у воспитанников умения решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Средняя группа

Знакомство детей с блоками Дьенеша. Логические игры и упражнения с их использованием:

перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить; потом одна из фигур убирается или заменяется на новую или две фигуры меняются местами — воспитанник должен заметить изменения;«Чудесный мешочек» (закрепление знаний о геометрических фигурах);«Третий лишний» (упражнение в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине);«Угости игрушку» (развитие умения сравнивать предметы по  одному-двум заданным признакам);«Найди такой же» (развитие памяти, мышления, сообразительности).

Старшая группа

Дидактическая игра «Найди непохожую фигуру» (проводится с целью закрепления знаний о геометрических фигурах; развития умения отличать фигуры по одному, двум, трем признакам; совершенствования речевой активности, быстроты мышления).

Дидактическая игра «Бусы» (проводится с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, цвете).

Дидактическая игра «Найди клад» (проводится с целью совершенствования знаний о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине; развития мышления).

Подготовительная группа

Дидактическая игра «Этажи» (проводится с целью развития умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнения в счете; совершенствования умения ориентироваться в пространстве; развития внимания, логического мышления).

Игра с двумя обручами: на полу лежат два разноцветных обруча (синий и красный). Они пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать:

внутри синего обруча;внутри красного обруча;внутри обоих обручей;вне красного обруча;внутри синего, но вне красного;внутри красного, но вне синего;вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные. На первых порах выполнение этого задания может вызвать у детей затруднение, т. к. им нужно догадаться, что красные и круглые блоки должны находиться в общей части двух обручей.

После выполнения задания по расположению блоков дети отвечают на вопросы, какие блоки лежат:

внутри обоих обручей;внутри синего, но вне красного обруча;внутри красного, но вне синего;вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо называть, опираясь на два их свойства — форму и цвет.

Дидактическая игра «Продолжи ряд» (проводится с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине).

Дидактическая игра «Сколько?» (проводится с целью развития умения выделять свойства геометрических фигур (цвет, величину, толщину); закрепления навыков счета от 1 до 10; упражнения в умении задавать вопросы; развития мышления, внимания, памяти, речи).

1 Приказ Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2 Даты проведения тематических недель корректируются с учетом выходных и праздничных дней в текущем году. — Примеч. авт.

3 Для эффективной организации деятельности детей в ходе данной тематической недели в ДОО использовались следующие издания: Игры из пластилина. Смоленск: Русич, 2000; Протасова Е. Ю. Труба зовет / Мастерилка. М.: Карапуз, 2003; Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли. М.: Карапуз-дидактика, 2005; Лыкова И. А. Неужели из бумаги? М.: Карапуз-дидактика, 2007; Лыкова И. А. По морям — по волнам / Мастерилка. М.: Карапуз. 2005; Лыкова И. А. Лепим с папой. М.: Карапуз-дидактика, 2007. — Примеч. авт. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль