Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей в условиях ФГОС ДО

70

Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей  в условиях ФГОС ДО

Фрагмент совместной деятельности родителей и детей
 

Любая дошкольная образовательная организация на современном этапе обязана создать условия, которые необходимы для реализации развития детей, соответствующего специфике дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО одним из таких неотъемлемых условий является взаимодействие с родителями (законными представителями), производимое в рамках образования детей.

Для реализации задачи психолого-педагогической поддержки родителей педагогический коллектив ДОО должен пересмотреть формы организации деятельности учителей и родителей воспитанников во взаимосвязи. И гарантией эффективности взаимодействия ДОО с семьей дошкольника выступают следующие условия:

  • ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
  • искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;
  • системный характер работы.

В соответствии с этим основной целью психолого-педагогической поддержки родителей является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОО, возрождение семейного воспитания.

Стратегия работы современной ДОО обязана предусматривать осуществление психолого-педагогической поддержки родителей. Для того чтобы семья была более заинтересована в воспитательной работе педагогов, она должна иметь возможность поближе ознакомиться с деятельностью детского сада, чтобы увидеть результаты творчества своего ребенка и отношение сотрудников ДОО.

Психолого-педагогическая поддержка родителей на примере деятельности клуба "Счастливая семья"

Так, в МБДОУ «Детский сад 31» г. Киселевска сложилась эффективная система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках деятельности клуба «Счастливая семья» (далее - Клуб). Результатом неформального общения в ходе встреч в Клубе стала дружеская атмосфера, которая способствовала раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Основными целями деятельности Клуба помимо психолого-педагогической поддержки родителей выступают активизация педагогического потенциала семьи, систематизация знаний родителей в вопросах укрепления физического, психического здоровья, творческого и интеллектуального развития детей, а также обеспечение условий для их личностного роста.

Положение о клубе «Счастливая семья» и перспективный план его работы представлены в приложениях 1, 2 соответственно.

На заседаниях семейной гостиной в рамках оказания психолого-педагогической поддержки родителей педагоги обобщают представления родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей для их учета в процессе семейного воспитания; способствуют формированию адекватного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

В начале и конце учебного года проводятся родительские конференции, на которые приглашаются родители воспитанников всех возрастных групп. На конференциях они знакомятся с годовым планом ДОО, основными направлениями взаимодействия с педагогами и специалистами для достижения оптимальных результатов в развитии дошкольников и другой важной информацией.

В ходе круглых столов родители обсуждают наболевшие вопросы, а на посиделках «За чашкой чая» в неформальной обстановке делятся опытом семейного воспитания детей.

В начале и конце учебного года педагоги проводят анкетирование, которое позволяет выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОО в целом.

Особенности психолого-педагогической поддержки родителей в рамках деятельности Клуба

Говоря о психолого-педагогической поддержке родителей, отдельно следует остановиться на разработанной системе домашних заданий для родителей. Они используются для поддержания обратной связи с семьями воспитанников и сопровождаются памяткой, которая вручается каждой семье или может быть выставлена на групповом стенде.

Кроме того, важной частью психолого-педагогической поддержки родителей считаются совместные праздники, досуг и развлечения. В процессе этой работы можно выделить несколько этапов: на первом ведущая роль принадлежит учителям (они прописывают сценарий, план мероприятия, подбирают материалы для оформления зала); на втором этапе эту же работу воспитатели проводят совместно с родителями; на третьем этапе инициаторами выступают уже непосредственно родители и их дети.

В качестве примера в приложении 3 представлен сценарий семейного досуга «Вечер дружной семьи».

Так, на первом этапе психолого-педагогической поддержки родителей происходит знакомство с родителями, последующее установление доверительных отношений с ними. Второй этап — это понимание основ жизни семье, ее интересов, а также трудностей в воспитании ребенка, которые испытывает семья. На третьем этапе проводится анкетирование, реализуются индивидуальные и групповые консультации, организуются выставки и открытые занятия. На четвертом этапе организуются открытые мероприятия, в процессе которых родители выступают в роли зрителей, а также являются непосредственными участниками событий.

Таким образом, реализуется подготовка знаний по воспитанию ребенка. На этом этапе реализуется работа совместно с детьми и родителями, а именно занятия, праздники и прочие развлечения.; консультационная помощь сотрудников, формирование индивидуальных планов с помощью со специалистов и родителей.

Приложение 1

Положение о клубе «Счастливая семья»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок деятельности семейного клуба «Счастливая семья» (далее — Клуб), организованного на базе МБДОУ «Детский сад 31» г. Киселевска Кемеровской области (далее — ДОО).

1.2. Клуб организован с целью установления доверительного делового контакта между семьями воспитанников и педагогами ДОО, совместного решения задач воспитания и развития детей.

1.3. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии:

с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155;уставом ДОО.

1.4. Функционирование Клуба под руководством заведующего ДОО осуществляют следующие специалисты: заместитель заведующего ДОО, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и плаванию, музыкальный руководитель, воспитатели, медицинская сестра.

1.5. Основными принципами работы Клуба являются: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение этических норм.

2. Основные направления деятельности Клуба

Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • оказание психолого-педагогической пподдержки родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • обеспечение подготовки родителей к поступлению ребенка в ДОО, необходимой для дальнейшей безболезненной адаптации дошкольника к условиям детского сада;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста.

3. Организация деятельности Клуба

3.1. Работа Клуба осуществляется на базе ДОО: встречи проходят не реже одного раза в месяц.

3.2. Состав участников и тема встречи в Клубе зависит от этапа развития ребенка приглашенных родителей.

3.3. Клуб посещают родители, желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания и оздоровления детей.

3.4. Решение Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

3.5. Руководитель Клуба:

составляет план работы Клуба;оформляет материалы заседаний (срок их хранения — 3 года);организует деятельность Клуба;информирует членов Клуба о предстоящих мероприятиях.

3.6. Срок деятельности Клуба не ограничен.

4. Права и обязанности участников Клуба

4.1. Участники Клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания ребенка;
  • получение практической помощи в организации занимательной и оздоровительной деятельности с детьми дома;высказывание собственного мнения и обмен опытом в вопросах воспитания и оздоровления детей.

4.2. Специалисты ДОО имеют право:

  • изучать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
  • вносить коррективы в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов родителей и поступающих от них запросов.

4.3. Родители обязаны соблюдать нормы этического поведения.

4.4. Специалисты ДОО обязаны:

  • предоставлять квалифицированную и практическую помощь родителям;
  • соблюдать нормы педагогической этики.

Приложение 2

Перспективный план работы клуба «Счастливая семья»

Срок проведения Тема встречи Задачи Образовательная область Содержание деятельности
Сентябрь «Папа, мама, я — очень дружная семья» Получение информации о семьях, выявление их запросов. Знакомство родителей с содержанием и основными формами работы кружка «Очумелые ручки». Привлечение внимания родителей к детскому творчеству Социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие Анкетирование «Давайте познакомимся». Решение проблемных ситуаций «А что у вас?» (из опыта семейного воспитания). Кружок «Очумелые ручки». Выставка работ «Осенний вернисаж»
Октябрь «Неталантливых детей не бывает» Повышение педагогической культуры родителей посредством непринужденной беседы. Привлечение внимания родителей к вопросам музыкального воспитания детей Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие Консультация «Неталантливых детей не бывает». Беседа и практические упражнения «Как научить детей пению?». Изготовление и выставка музыкально-шумовых инструментов
Ноябрь «Мама в доме что солнышко на небе» Вовлечение родителей в жизнь детского сада. Формирование у родителей и детей эмоционально-отзывчивого отношения друг к другу. Привлечение семей воспитанников к участию в выпуске газеты «Крепышок» Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Физкультурный праздник для детей и родителей «Нам не страшны преграды, если мама рядом». Фотовыставка «Мои любимые глаза». Выпуск газеты «Крепышок». «Оригинальная шляпка» (изготовление шляп из бросового материала)
Декабрь «Здоровье ребенка в наших руках» Пропаганда ЗОЖ. Объединение усилий педагогов и родителей для решения задач физического развития, охраны здоровья и закаливания детей Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие Рекомендации на тему «Плавание — одно из лучших средств закаливания». Организация семейных прогулок. Семейная олимпиада «Быстрее, выше, сильнее»
Январь «Гуляют ребятки в зимние Святки» Приобщение детей и родителей к русской национальной культуре. Демонстрация родителям творческих способностей детей в музыке и рисовании. Привлечение родителей к участию в фольклорном празднике Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие Консультация на тему «Об истоках национальной культуры». Выставка детских работ «Хрустальная музыка зимы в рисунках». Праздник «Гуляют ребятки в зимние Святки»
Февраль «Папа — гордость моя» Создание условий для тесного эмоционального контакта между родителями и детьми, развития патриотических чувств, воспитания любви к Родине Познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие Создание мини-музея «Мир дому твоему, солдат». Экскурсия к памятнику «Мужеству посвящается». Развлечение «Папа, мама, я — защитники Отечества»
Март «Мы играем в театр» Мотивация детей и взрослых на поиск выразительных средств для создания игрового образа. Развитие эмоционально-коммуникативных способностей Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие Составление коллажа «Путешествие в страну Выдумляндию». Привлечение родителей к изготовлению декораций, костюмов. Театрализованное представление «В стране скрипичного ключа»
Апрель «Скоро в школу» Беседа с родителями об особенностях и важности подготовки детей к школе. Выявление мнения родителей о взаимодействии ДОО с семьями воспитанников. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие Рекомендации на тему «Учеба — ответственное дело». Разучивание оздоровительных комплексов для профилактики плоскостопия. Анкетирование родителей
Май «Коли семья вместе, то и душа на месте» Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами и родителями. Привлечение родителей к участию в акции посадки деревьев «Зеленый росток» на территории ДОО Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие Совместное занятие «Моя семья». Разгадывание ребусов «Умники и умницы». Участие родителей в акции «Зеленый росток»

8 июля День семьи, любви и верности

Приложение 3

Сценарий семейного досуга «Вечер дружной семьи»

Задачи:

вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;обогащение детско-родительских отношений посредством эмоционально-насыщенного общения;развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа:

беседа с детьми о членах их семей и семейных взаимоотношениях;изготовление родителями и детьми «Ладошек дружбы»;подбор пословиц о семье;разучивание стихов, песен, танцевальных движений согласно сценарию;подбор музыкального сопровождения;подготовка атрибутов к играм.

Оборудование: корзинка с карточками, на которых изображены различные предметы; саженцы для посадки на «Аллее семейного счастья».

(Звучит спокойная музыка (по выбору музыкального руководителя).)

Ведущий: Дорогие ребята и родители, я рада встрече с вами. Сегодня мы собрались, чтобы постараться найти ответы на очень важные вопросы, которые волнуют и детей, и взрослых: что такое семья, счастье и домашний очаг?

1-й ребенок:
Что такое семья? Папа, мама и я!
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
Тетя Аня, тетя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестренка моя —
Вот и вся моя семья!
Всех двоюродных назвать,
Так до вечера считать!
(Е. Гомонова)

Ведущий:
У вас сегодня хорошее настроение? А с чего начинается хорошее настроение? Конечно, с улыбки! Так давайте поприветствуем друг друга улыбками.

(Звучит песня «Улыбка» из  м/ф «Крошка Енот», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.)

Игра «Улыбка дружбы»

Дети и родители ходят по залу в произвольном порядке. Встречаясь, приветствуют друг друга сначала улыбкой, потом рукопожатием, затем обнимаются.

Ведущий:
В нашем зале стало теплее от ваших замечательных улыбок. От теплоты ваших сердец даже распускаются цветы. А какой цветок считается символом семейного счастья?

Дети:
Ромашка.

Ведущий:
Правильно. Предлагаю членам каждой семьи сделать себе ромашку, и мы украсим ими участок нашего детского сада.

(Дети и взрослые изготавливают ромашки из бросового материала. При необходимости ведущий оказывает им помощь.)

Ведущий:
Семья — это когда все вместе: вместе гуляем, вместе читаем, вместе в салочки играем!

2-й ребенок:
Рядом с папой я кружусь —
Знаю, папе пригожусь.
Папа пилит — я стою.
Он строгает — я пою.
Прибивает — я гляжу,
Гвоздик тоненький держу.
(В. Левановский)

Ведущий:
Дорогие родители, каждый день вы приводите своих детей за ручку в детский сад. Каждый из вас, вероятно, хорошо представляет себе ручку своего ребенка на ощупь. Предлагаю вам с закрытыми глазами узнать своих детей по рукам.

Игра-аттракцион «Узнай руку своего ребенка»

Дети встают в круг. Вокруг них встают родители, образуя второй круг. Взрослые, двигаясь по часовой стрелке с закрытыми глазами, ощупывают протянутые детьми ручки и пытаются узнать своего ребенка.

Ведущий:
Не только детям необходимо внимание взрослых. Порой и родители нуждаются в поддержке и одобрении со стороны своих детей.

Психологическое упражнение «Это здорово»

Участвуют родители и дети. Ведущий просит родителей встать в круг и рассказать о своих достижениях или умениях, а детей — поддержать их. Например, мама говорит: «Я умею танцевать!», а ребенок с ведущим отвечают: «Это здорово!». Упражнение поможет многим дошкольникам лучше узнать своих родителей, они станут гордиться тем, что их родители такие умелые, способные, рукодельные.

Ведущий:
Посмотрите, ребята, какие ваши родители молодцы, как много интересного они умеют делать. Но и мы с вами тоже многое умеем, в том числе помогать своей семье. Давайте это продемонстрируем вашим родителям.

Конкурс «Соберемся всей семьей»

Ведущий выносит корзинку с карточками, на которых изображены различные предметы (мыло, полотенце, рюкзак, лопаты, сухари, веник, ружье, таз, мочалка, сотовый телефон, носовой платок, деньги, зубная щетка, корзинка, кепка, лыжи, ласты, соль, куртка, мяч и др.). Из предложенных картинок каждой семье нужно выбрать только те вещи, которые необходимы, чтобы собраться: на охоту, в баню, на дачу, в поход и т. д. Побеждает та семья, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Ведущий:
О семье существует не только много песен, стихов, но и пословиц. Давайте вспомним их вместе. Я буду говорить начало пословицы, а вы ее продолжите.

Конкурс «Вспомним пословицы о семье»

Ведущий говорит начало пословицы, члены семей внимательно слушают. Тот, кто знает ее продолжение, поднимает руку и с разрешения ведущего говорит продолжение пословицы. Если ответ правильный, семья получает один балл. В конце конкурса звание «Самые эрудированные» присваивается семье, набравшей большее количество баллов.

Ведущий:
Вся семья вместе… (так и душа на месте).

Семья без детей… (часы без гири).

Где любовь да совет, там… (и горя нет).

Муж без жены что… (гусь без воды).

На что и клад, коли… (в семье лад).

В каждой избушке… (свои погремушки).

Сильна семья, когда… (над ней крыша одна).

Гни дерево, пока гнется, учи дитя… (пока слушается).

Семейный горшок… (всегда кипит).

Ведущий:
Спасибо! Как много интересного и важного мы услышали от наших маленьких членов семьи! Уверена, дети могут научить нас чему-то ценному, важному и даже дать полезный совет. Давайте попросим родителей рассказать о характере своих детей.

Психологическое упражнение «Имя — качество»

Участвуют только родители. Они называют черты характера своего ребенка, но с одним условием: они должны начинаться на ту же букву, что и имя ребенка. Например: «Мой Саша — смелый», «Моя Настя - надежная».

3-й ребенок:
Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше мамы с папой нет!

Ведущий:
Посмотрите, какую выставку мы оформили к сегодняшней нашей встрече. Каждая семья нарисовала «Ладошку дружбы».
Где любовь да совет,
Там и радость, там и свет!

(В качестве домашнего задания для этой встречи родители вместе с детьми должны были нарисовать ладошку, обозначив каждый пальчик как члена своей семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра и т. д.). Затем из рисунков на центральном стенде группы была оформлена выставка «Ладошки дружбы».)

Ведущий:
На территории нашего детского сада есть «Аллея семейного счастья». Дорогие дети и родители, вы можете сделать ее богаче и краше, посадив свои деревца. Предлагаю нам с вами туда переместиться.

Посадка саженцев на «Аллее семейного счастья»

Дети и родители идут на «Аллею семейного счастья», где под руководством воспитателя сажают именные деревца.

Ведущий:
Спасибо вам, уважаемые родители, за ваше участие в жизни детей, деятельности ДОО. За эту прекрасную «Аллею семейного счастья», которая сегодня стала еще длиннее. Теперь мы будем наблюдать, как растут посаженные деревца, а вместе с ними и наши дети.

Все-таки удивительно устроена семья — ничего лучшего для совершенствования человеческих отношений еще не придумано, да и вряд ли будет изобретено. Дети растут, и им нужна наша опора, помощь и поддержка, чтобы чувствовать себя уверенными и защищенными. Мы, взрослые, общаясь, играя с ними, такими изменчивыми и непоседливыми, обязаны радоваться вместе с ними каждой минуте и быть для них примером и ориентиром в этой прекрасной, но порой непростой жизни.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей  в условиях ФГОС ДО

Посадка саженцев деревьев на «Аллее семейного счастья»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль