Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей в условиях ФГОС ДО

46

Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей  в условиях ФГОС ДО

Фрагмент совместной деятельности родителей и детей
 

Любая дошкольная образовательная организация на современном этапе обязана создать условия, которые необходимы для реализации развития детей, соответствующего специфике дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО одним из таких неотъемлемых условий является взаимодействие с родителями (законными представителями), производимое в рамках образования детей.

Для реализации задачи психолого-педагогической поддержки родителей педагогический коллектив ДОО должен пересмотреть формы организации деятельности учителей и родителей воспитанников во взаимосвязи. И гарантией эффективности взаимодействия ДОО с семьей дошкольника выступают следующие условия:

  • ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
  • искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;
  • системный характер работы.

В соответствии с этим основной целью психолого-педагогической поддержки родителей является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОО, возрождение семейного воспитания.

Стратегия работы современной ДОО обязана предусматривать осуществление психолого-педагогической поддержки родителей. Для того чтобы семья была более заинтересована в воспитательной работе педагогов, она должна иметь возможность поближе ознакомиться с деятельностью детского сада, чтобы увидеть результаты творчества своего ребенка и отношение сотрудников ДОО.

Психолого-педагогическая поддержка родителей на примере деятельности клуба "Счастливая семья"

Так, в МБДОУ «Детский сад 31» г. Киселевска сложилась эффективная система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках деятельности клуба «Счастливая семья» (далее - Клуб). Результатом неформального общения в ходе встреч в Клубе стала дружеская атмосфера, которая способствовала раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Основными целями деятельности Клуба помимо психолого-педагогической поддержки родителей выступают активизация педагогического потенциала семьи, систематизация знаний родителей в вопросах укрепления физического, психического здоровья, творческого и интеллектуального развития детей, а также обеспечение условий для их личностного роста.

Положение о клубе «Счастливая семья» и перспективный план его работы представлены в приложениях 1, 2 соответственно.

На заседаниях семейной гостиной в рамках оказания психолого-педагогической поддержки родителей педагоги обобщают представления родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей для их учета в процессе семейного воспитания; способствуют формированию адекватного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

В начале и конце учебного года проводятся родительские конференции, на которые приглашаются родители воспитанников всех возрастных групп. На конференциях они знакомятся с годовым планом ДОО, основными направлениями взаимодействия с педагогами и специалистами для достижения оптимальных результатов в развитии дошкольников и другой важной информацией.

В ходе круглых столов родители обсуждают наболевшие вопросы, а на посиделках «За чашкой чая» в неформальной обстановке делятся опытом семейного воспитания детей.

В начале и конце учебного года педагоги проводят анкетирование, которое позволяет выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОО в целом.

Особенности психолого-педагогической поддержки родителей в рамках деятельности Клуба

Говоря о психолого-педагогической поддержке родителей, отдельно следует остановиться на разработанной системе домашних заданий для родителей. Они используются для поддержания обратной связи с семьями воспитанников и сопровождаются памяткой, которая вручается каждой семье или может быть выставлена на групповом стенде.

Кроме того, важной частью психолого-педагогической поддержки родителей считаются совместные праздники, досуг и развлечения. В процессе этой работы можно выделить несколько этапов: на первом ведущая роль принадлежит учителям (они прописывают сценарий, план мероприятия, подбирают материалы для оформления зала); на втором этапе эту же работу воспитатели проводят совместно с родителями; на третьем этапе инициаторами выступают уже непосредственно родители и их дети.

В качестве примера в приложении 3 представлен сценарий семейного досуга «Вечер дружной семьи».

Так, на первом этапе психолого-педагогической поддержки родителей происходит знакомство с родителями, последующее установление доверительных отношений с ними. Второй этап — это понимание основ жизни семье, ее интересов, а также трудностей в воспитании ребенка, которые испытывает семья. На третьем этапе проводится анкетирование, реализуются индивидуальные и групповые консультации, организуются выставки и открытые занятия. На четвертом этапе организуются открытые мероприятия, в процессе которых родители выступают в роли зрителей, а также являются непосредственными участниками событий.

Таким образом, реализуется подготовка знаний по воспитанию ребенка. На этом этапе реализуется работа совместно с детьми и родителями, а именно занятия, праздники и прочие развлечения.; консультационная помощь сотрудников, формирование индивидуальных планов с помощью со специалистов и родителей.

Приложение 1

Положение о клубе «Счастливая семья»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок деятельности семейного клуба «Счастливая семья» (далее — Клуб), организованного на базе МБДОУ «Детский сад 31» г. Киселевска Кемеровской области (далее — ДОО).

1.2. Клуб организован с целью установления доверительного делового контакта между семьями воспитанников и педагогами ДОО, совместного решения задач воспитания и развития детей.

1.3. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии:

с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155;уставом ДОО.

1.4. Функционирование Клуба под руководством заведующего ДОО осуществляют следующие специалисты: заместитель заведующего ДОО, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и плаванию, музыкальный руководитель, воспитатели, медицинская сестра.

1.5. Основными принципами работы Клуба являются: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение этических норм.

2. Основные направления деятельности Клуба

Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • оказание психолого-педагогической пподдержки родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • обеспечение подготовки родителей к поступлению ребенка в ДОО, необходимой для дальнейшей безболезненной адаптации дошкольника к условиям детского сада;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста.

3. Организация деятельности Клуба

3.1. Работа Клуба осуществляется на базе ДОО: встречи проходят не реже одного раза в месяц.

3.2. Состав участников и тема встречи в Клубе зависит от этапа развития ребенка приглашенных родителей.

3.3. Клуб посещают родители, желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания и оздоровления детей.

3.4. Решение Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

3.5. Руководитель Клуба:

составляет план работы Клуба;оформляет материалы заседаний (срок их хранения — 3 года);организует деятельность Клуба;информирует членов Клуба о предстоящих мероприятиях.

3.6. Срок деятельности Клуба не ограничен.

4. Права и обязанности участников Клуба

4.1. Участники Клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания ребенка;
  • получение практической помощи в организации занимательной и оздоровительной деятельности с детьми дома;высказывание собственного мнения и обмен опытом в вопросах воспитания и оздоровления детей.

4.2. Специалисты ДОО имеют право:

  • изучать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
  • вносить коррективы в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов родителей и поступающих от них запросов.

4.3. Родители обязаны соблюдать нормы этического поведения.

4.4. Специалисты ДОО обязаны:

  • предоставлять квалифицированную и практическую помощь родителям;
  • соблюдать нормы педагогической этики.

Приложение 2

Перспективный план работы клуба «Счастливая семья»

Срок проведения Тема встречи Задачи Образовательная область Содержание деятельности
Сентябрь «Папа, мама, я — очень дружная семья» Получение информации о семьях, выявление их запросов. Знакомство родителей с содержанием и основными формами работы кружка «Очумелые ручки». Привлечение внимания родителей к детскому творчеству Социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие Анкетирование «Давайте познакомимся». Решение проблемных ситуаций «А что у вас?» (из опыта семейного воспитания). Кружок «Очумелые ручки». Выставка работ «Осенний вернисаж»
Октябрь «Неталантливых детей не бывает» Повышение педагогической культуры родителей посредством непринужденной беседы. Привлечение внимания родителей к вопросам музыкального воспитания детей Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие Консультация «Неталантливых детей не бывает». Беседа и практические упражнения «Как научить детей пению?». Изготовление и выставка музыкально-шумовых инструментов
Ноябрь «Мама в доме что солнышко на небе» Вовлечение родителей в жизнь детского сада. Формирование у родителей и детей эмоционально-отзывчивого отношения друг к другу. Привлечение семей воспитанников к участию в выпуске газеты «Крепышок» Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Физкультурный праздник для детей и родителей «Нам не страшны преграды, если мама рядом». Фотовыставка «Мои любимые глаза». Выпуск газеты «Крепышок». «Оригинальная шляпка» (изготовление шляп из бросового материала)
Декабрь «Здоровье ребенка в наших руках» Пропаганда ЗОЖ. Объединение усилий педагогов и родителей для решения задач физического развития, охраны здоровья и закаливания детей Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие Рекомендации на тему «Плавание — одно из лучших средств закаливания». Организация семейных прогулок. Семейная олимпиада «Быстрее, выше, сильнее»
Январь «Гуляют ребятки в зимние Святки» Приобщение детей и родителей к русской национальной культуре. Демонстрация родителям творческих способностей детей в музыке и рисовании. Привлечение родителей к участию в фольклорном празднике Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие Консультация на тему «Об истоках национальной культуры». Выставка детских работ «Хрустальная музыка зимы в рисунках». Праздник «Гуляют ребятки в зимние Святки»
Февраль «Папа — гордость моя» Создание условий для тесного эмоционального контакта между родителями и детьми, развития патриотических чувств, воспитания любви к Родине Познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие Создание мини-музея «Мир дому твоему, солдат». Экскурсия к памятнику «Мужеству посвящается». Развлечение «Папа, мама, я — защитники Отечества»
Март «Мы играем в театр» Мотивация детей и взрослых на поиск выразительных средств для создания игрового образа. Развитие эмоционально-коммуникативных способностей Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие Составление коллажа «Путешествие в страну Выдумляндию». Привлечение родителей к изготовлению декораций, костюмов. Театрализованное представление «В стране скрипичного ключа»
Апрель «Скоро в школу» Беседа с родителями об особенностях и важности подготовки детей к школе. Выявление мнения родителей о взаимодействии ДОО с семьями воспитанников. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие Рекомендации на тему «Учеба — ответственное дело». Разучивание оздоровительных комплексов для профилактики плоскостопия. Анкетирование родителей
Май «Коли семья вместе, то и душа на месте» Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами и родителями. Привлечение родителей к участию в акции посадки деревьев «Зеленый росток» на территории ДОО Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие Совместное занятие «Моя семья». Разгадывание ребусов «Умники и умницы». Участие родителей в акции «Зеленый росток»

8 июля День семьи, любви и верности

Приложение 3

Сценарий семейного досуга «Вечер дружной семьи»

Задачи:

вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;обогащение детско-родительских отношений посредством эмоционально-насыщенного общения;развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа:

беседа с детьми о членах их семей и семейных взаимоотношениях;изготовление родителями и детьми «Ладошек дружбы»;подбор пословиц о семье;разучивание стихов, песен, танцевальных движений согласно сценарию;подбор музыкального сопровождения;подготовка атрибутов к играм.

Оборудование: корзинка с карточками, на которых изображены различные предметы; саженцы для посадки на «Аллее семейного счастья».

(Звучит спокойная музыка (по выбору музыкального руководителя).)

Ведущий: Дорогие ребята и родители, я рада встрече с вами. Сегодня мы собрались, чтобы постараться найти ответы на очень важные вопросы, которые волнуют и детей, и взрослых: что такое семья, счастье и домашний очаг?

1-й ребенок:
Что такое семья? Папа, мама и я!
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
Тетя Аня, тетя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестренка моя —
Вот и вся моя семья!
Всех двоюродных назвать,
Так до вечера считать!
(Е. Гомонова)

Ведущий:
У вас сегодня хорошее настроение? А с чего начинается хорошее настроение? Конечно, с улыбки! Так давайте поприветствуем друг друга улыбками.

(Звучит песня «Улыбка» из  м/ф «Крошка Енот», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.)

Игра «Улыбка дружбы»

Дети и родители ходят по залу в произвольном порядке. Встречаясь, приветствуют друг друга сначала улыбкой, потом рукопожатием, затем обнимаются.

Ведущий:
В нашем зале стало теплее от ваших замечательных улыбок. От теплоты ваших сердец даже распускаются цветы. А какой цветок считается символом семейного счастья?

Дети:
Ромашка.

Ведущий:
Правильно. Предлагаю членам каждой семьи сделать себе ромашку, и мы украсим ими участок нашего детского сада.

(Дети и взрослые изготавливают ромашки из бросового материала. При необходимости ведущий оказывает им помощь.)

Ведущий:
Семья — это когда все вместе: вместе гуляем, вместе читаем, вместе в салочки играем!

2-й ребенок:
Рядом с папой я кружусь —
Знаю, папе пригожусь.
Папа пилит — я стою.
Он строгает — я пою.
Прибивает — я гляжу,
Гвоздик тоненький держу.
(В. Левановский)

Ведущий:
Дорогие родители, каждый день вы приводите своих детей за ручку в детский сад. Каждый из вас, вероятно, хорошо представляет себе ручку своего ребенка на ощупь. Предлагаю вам с закрытыми глазами узнать своих детей по рукам.

Игра-аттракцион «Узнай руку своего ребенка»

Дети встают в круг. Вокруг них встают родители, образуя второй круг. Взрослые, двигаясь по часовой стрелке с закрытыми глазами, ощупывают протянутые детьми ручки и пытаются узнать своего ребенка.

Ведущий:
Не только детям необходимо внимание взрослых. Порой и родители нуждаются в поддержке и одобрении со стороны своих детей.

Психологическое упражнение «Это здорово»

Участвуют родители и дети. Ведущий просит родителей встать в круг и рассказать о своих достижениях или умениях, а детей — поддержать их. Например, мама говорит: «Я умею танцевать!», а ребенок с ведущим отвечают: «Это здорово!». Упражнение поможет многим дошкольникам лучше узнать своих родителей, они станут гордиться тем, что их родители такие умелые, способные, рукодельные.

Ведущий:
Посмотрите, ребята, какие ваши родители молодцы, как много интересного они умеют делать. Но и мы с вами тоже многое умеем, в том числе помогать своей семье. Давайте это продемонстрируем вашим родителям.

Конкурс «Соберемся всей семьей»

Ведущий выносит корзинку с карточками, на которых изображены различные предметы (мыло, полотенце, рюкзак, лопаты, сухари, веник, ружье, таз, мочалка, сотовый телефон, носовой платок, деньги, зубная щетка, корзинка, кепка, лыжи, ласты, соль, куртка, мяч и др.). Из предложенных картинок каждой семье нужно выбрать только те вещи, которые необходимы, чтобы собраться: на охоту, в баню, на дачу, в поход и т. д. Побеждает та семья, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Ведущий:
О семье существует не только много песен, стихов, но и пословиц. Давайте вспомним их вместе. Я буду говорить начало пословицы, а вы ее продолжите.

Конкурс «Вспомним пословицы о семье»

Ведущий говорит начало пословицы, члены семей внимательно слушают. Тот, кто знает ее продолжение, поднимает руку и с разрешения ведущего говорит продолжение пословицы. Если ответ правильный, семья получает один балл. В конце конкурса звание «Самые эрудированные» присваивается семье, набравшей большее количество баллов.

Ведущий:
Вся семья вместе… (так и душа на месте).

Семья без детей… (часы без гири).

Где любовь да совет, там… (и горя нет).

Муж без жены что… (гусь без воды).

На что и клад, коли… (в семье лад).

В каждой избушке… (свои погремушки).

Сильна семья, когда… (над ней крыша одна).

Гни дерево, пока гнется, учи дитя… (пока слушается).

Семейный горшок… (всегда кипит).

Ведущий:
Спасибо! Как много интересного и важного мы услышали от наших маленьких членов семьи! Уверена, дети могут научить нас чему-то ценному, важному и даже дать полезный совет. Давайте попросим родителей рассказать о характере своих детей.

Психологическое упражнение «Имя — качество»

Участвуют только родители. Они называют черты характера своего ребенка, но с одним условием: они должны начинаться на ту же букву, что и имя ребенка. Например: «Мой Саша — смелый», «Моя Настя - надежная».

3-й ребенок:
Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети.
Обойди весь белый свет,
Лучше мамы с папой нет!

Ведущий:
Посмотрите, какую выставку мы оформили к сегодняшней нашей встрече. Каждая семья нарисовала «Ладошку дружбы».
Где любовь да совет,
Там и радость, там и свет!

(В качестве домашнего задания для этой встречи родители вместе с детьми должны были нарисовать ладошку, обозначив каждый пальчик как члена своей семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра и т. д.). Затем из рисунков на центральном стенде группы была оформлена выставка «Ладошки дружбы».)

Ведущий:
На территории нашего детского сада есть «Аллея семейного счастья». Дорогие дети и родители, вы можете сделать ее богаче и краше, посадив свои деревца. Предлагаю нам с вами туда переместиться.

Посадка саженцев на «Аллее семейного счастья»

Дети и родители идут на «Аллею семейного счастья», где под руководством воспитателя сажают именные деревца.

Ведущий:
Спасибо вам, уважаемые родители, за ваше участие в жизни детей, деятельности ДОО. За эту прекрасную «Аллею семейного счастья», которая сегодня стала еще длиннее. Теперь мы будем наблюдать, как растут посаженные деревца, а вместе с ними и наши дети.

Все-таки удивительно устроена семья — ничего лучшего для совершенствования человеческих отношений еще не придумано, да и вряд ли будет изобретено. Дети растут, и им нужна наша опора, помощь и поддержка, чтобы чувствовать себя уверенными и защищенными. Мы, взрослые, общаясь, играя с ними, такими изменчивыми и непоседливыми, обязаны радоваться вместе с ними каждой минуте и быть для них примером и ориентиром в этой прекрасной, но порой непростой жизни.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей  в условиях ФГОС ДО

Посадка саженцев деревьев на «Аллее семейного счастья»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль