Нравственное воспитание детей в ДОУ: приобщение к народной культуре

162

Нравственное воспитание детей в ДОУ: приобщение к народной культуре
Самостоятельная продуктивная деятельность детей «Украшение народного костюма»
 

Республика Коми, столицей которой является город Сыктывкар, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Граничит с Тюменской областью (с входящими в ее состав Ямало-Ненецким и  Ханты-Мансийским автономными округами), Свердловской областью, Пермским краем, Кировской областью, Архангельской областью (включая Ненецкий автономный округ). Республика Коми богата природными ресурсами. Здесь протекает большое количество больших и малых рек, сыгравших важную роль в освоении края, находится более 78 000 озер. Среди основных рек: Печора, Вычегда, Мезень, Вашка, Уса, Ижма, Вымь, Сысола. Значительную площадь занимают болота, представляющие собой самостоятельные экосистемы. Большая часть области покрыта лесами. Уникальная территория — биосферный Печоро-Илычский заповедник, внесенный в перечень объектов Всемирного культурного и природного наследия.

Методология приобщения к народной культуре детей в ДОУ Республики Коми

Одной из методик, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру, приобщения их к культурному наследию является народное искусство.

Известный педагог, специалист по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеева указывала на большое значение методики использования на занятиях с детьми образцов народного творчества как средства приобщения к народной культуре детей в ДОУ.

В ходе знакомства воспитанников с общими чертами искусства педагог решает ряд непростых задач, стоящих перед ним в области эстетического воспитания: формирование у детей художественных представлений, духовных потребностей, развитие воображения, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса.

Построение процесса ознакомления дошкольников с народной культурой предполагает широкое использование изобразительной деятельности, выявление средств выразительности художественного образа и создание условий для возможности их самостоятельного применения. Художественные способности формируются у детей в процессе развития умений видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески преобразовывать воспринятое.

Наиболее простым, доступным и интересным для детей всех возрастных групп средством приобщения к родной культуре является ознакомление с костюмом.

Так, в МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара была организована работа по приобщению к народной культуре детей в ДОУ на примере традиционного костюма с учетом специфики национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Нравственное воспитание детей в ДОУ или народная культура Коми

Анализ представлений детей старшего дошкольного возраста о народном искусстве и их умений в декоративном рисовании и аппликации; создание условий, направленных на приобщение воспитанников к искусству на примере традиционного костюма; оценка эффективности работы с детьми по данному направлению.

С учетом поставленных задач была проведена педагогическая диагностика. Полученные данные показали, что дошкольники проявляют интерес к изделиям промысла народа, но он неустойчив. Дети быстро отвлекаются на другие занятия. Имеющиеся у них знания поверхностны (средний уровень — 80%, низкий — 20%).

Умения дошкольников применять свои знания в декоративном рисовании и аппликации также базируются на среднем уровне, работы их однообразны. Есть дети, которые выполняют действия только по показу, технические навыки у них не отработаны, не развита самостоятельность. Анализируя творческие работы сверстников, воспитанники чаще всего просто перечисляют признаки предмета, элементы композиции, не могут объяснить, почему понравилась или не понравилась данная работа.

На основании полученных данных педагогической диагностики был составлен перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к искусству на примере традиционного костюма (приложение).

В основу разработки данного плана легли «Парма: программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми» (под общ. ред. С. С. Белых, С. Н. Штекляйн, Н. Б. Потолициной) и Методические рекомендации к проведению занятий с детьми «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, традициями народа» (под ред. И. А. Пасынковой).

В качестве эффективных методов и приемов нравственного воспитания детей в ДОУ выбраны:

рассматривание и исследование каждого элемента народного костюма, узора на нем; воздушное прорисовывание узора рукой; рисование на плоскости (бумаге, доске, асфальте, снегу); творческое составление композиций из отдельных элементов орнамента; прорисовка узора на образцах (шаблонах) национальной одежды и предметов (пимах, варежках и пр.); передача представлений о северной природе, национальных праздниках, быте народа в творческой деятельности (изобразительной, музыкально-исполнительской); разработка варианта настольно-печатной игры с элементами народного костюма, национальным орнаментом; воплощение национального образа в самостоятельной творческой деятельности (музыкальной, театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой).

Приобщение к народной культуре детей в ДОУ невозможно без знакомства с историей, традициями народа коми, поэтому большое внимание в работе уделялось познавательной деятельности. Для ознакомления дошкольников с историческим прошлым народа, традиционным костюмом и изделиями народных умельцев были организованы экскурсии в этнографический музей, магазин «Изделия народных промыслов», библиотеку. Кроме того, в план работы были включены занятия познавательного блока на темы: «История края народа», «Мастерами земля славится» и др.

Самобытность народа ярко выражена в  одежде. В ходе прогулок в зимний период воспитанники вместе с педагогами обсуждали особенности национальной одежды и сравнивали ее с современной.

Отличительной особенностью творчества является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов.

При рассматривании различных художественных изделий и их образов на цветных фотографиях, иллюстрациях педагоги обращали внимание воспитанников на то, как мастера переносят увиденное в природе и быту в содержание ярких и разнообразных узоров, элементы которых имеют соответствующие названия: «Следы маленьких зверей», «Ель», «Охотничьи силки», «Чум», «Компас» и др.

Для того чтобы пробудить у детей потребность не только самостоятельно создать изображение, но и сделать его красивым, своеобразным, проводились занятия по декоративному рисованию. В ходе занятий дошкольники усваивали колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета, учились видеть взаимосвязь между компонентами узора.

Для закрепления знаний о народном костюме и орнаменте Коми, полученных на экскурсиях, в ходе бесед, а также развития умений дошкольников составлять узор из знакомых элементов в уголок по изобразительному искусству были помещены альбомы для раскрашивания «Одень куклу».

Аппликация — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и пр.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных и тематических форм. Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект и позволяет получить наиболее полное представление о национальном костюме Коми. Простота и легкость исполнения делают ее доступной для детского творчества, фантазии.

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию у дошкольников изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей. Так, дети учились вырезать из бумаги элементы орнамента (симметричное вырезание), располагать их в композицию.

В ходе самостоятельной деятельности воспитанники изготовили дидактическую игру «Найди одинаковые варежки». Во время ее разработки закреплялись знания о народном костюме, умение составлять узоры по мотивам народного орнамента, также совершенствовались навыки в рисовании — владение кистью и карандашом.

Для самостоятельной деятельности воспитанников в уголке национально-регионального компонента в группе были размещены иллюстрации, открытки с изображением различных национальных костюмов, прялок, веретена, ткацкого станка, а также дидактические игры: «Одень куклу», «Назови три предмета одежды» (классификация видов старинной одежды), «Подбери правильно», «Найди одинаковые варежки», «Угадай элемент орнамента». Во время игр, рассматривания иллюстраций дети обсуждали сходство и различие видов одежды, обуви, элементы орнамента, учились анализировать: объясняли, что им нравится, а что нет и почему.

Нравственное воспитание детей в ДОУ с привлечением родителей

Совместно с родителями в группе была оформлена выставка «Золотые руки народных мастеров», с помощью которой дошкольники также приобщались к народному искусству. Затем экспонаты выставки были помещены в уголок национально-регионального компонента, где воспитанники могли в любое время рассмотреть их, потрогать руками.

С целью активного включения родителей в работу по приобщению детей к народному искусству Коми педагоги разработали для них памятки «Что читать детям о Коми», провели консультацию «Учите видеть прекрасное в изделиях народных умельцев».

Сопоставив данные начальной и итоговой педагогической диагностики, проведенной в конце учебного года, педагоги ДОО пришли к выводу, что знания и умения воспитанников расширились и находятся на уровне выше среднего (40%), а низкий уровень отсутствует.

Если на начальном этапе 20% детей затруднялись назвать изделия декоративно-прикладного искусства Коми, элементы национального костюма, орнамента, то в конце работы они уверенно рассказывали о них и показывали образцы. Интерес дошкольников к народному искусству коми стал более устойчив. Анализируя работы сверстников, воспитанники указывали на их достоинства и недостатки, объясняли, почему им понравилась или не понравилась та или иная поделка или рисунок.

Дошкольники проявили большую самостоятельность и творчество в составлении композиций узоров орнамента, комбинируя их для украшения силуэтов традиционного костюма. Более уверенно использовали различные приемы работы кистью (свободно двигали ею в разных направлениях, рисовали концом, всей кистью, выбирая нужные сочетания цветов) и ножницами (вырезали предметы округлой формы, преобразовывали одни геометрические фигуры в другие, вырезали симметричные изображения).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что знакомство с традиционным костюмом коми как образом народного искусства и его детальное изучение способствовало расширению кругозора детей, овладению ими техникой изображения народных орнаментов, обогащению их изобразительного творчества и, как следствие, применению полученных знаний и умений в разных видах деятельности.

Описанная работа по приобщению детей к народному искусству на примере традиционного костюма носила экспериментальный характер.

В настоящее время педагогический коллектив продолжает деятельность в этом направлении в разных группах ДОО, подбирая содержание в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, при активном участии родителей.

Национальная одежда народа коми: Малица — длинная верхняя одежда у народов Крайнего Севера из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном и рукавицами мехом наружу.

Парка — длинная теплая куртка, как правило, с капюшоном; предназначена для защиты от холода. Издавна парки шились из шкур мехом наружу и надевались в сильные морозы поверх малицы.

Анорак — легкая куртка, надеваемая через голову; предназначена для защиты от ветра.

Пимы — высокие сапоги из оленьей шкуры, шерстью наружу. Женские пимы часто украшены ромбовидным узором, который называется «головешки», «телячьи рожки». Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты (нельзя воровать, убивать, сквернословить, обижать слабого), а полоска, которая идет к носку обуви, обозначает линию жизни.

Тюни — теплые сапоги, валенки или полуботинки из шкур коровьих ног, вымоченные в смолевой воде, для мокрой погоды.  

Декоративно-прикладное искусство народа коми, история которого насчитывает около 6000 лет, красочно и разнообразно. Коми знали ювелирное дело, обработку металла и кожи, тиснение и украшение кожи металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой.

Наиболее заметно самобытность народа нашла выражение в народной одежде. Широко были развиты прядение и ткачество. Сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые приемы.

Одной из своеобразных сторон народного творчества является орнамент. Им украшали и украшают различные бытовые предметы, в т. ч. ткани и меха. Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. В орнаменте народа большей частью преобладают геометрические мотивы, уходящие своими корнями в глубокую древность, к истокам человеческой культуры. Среди них косой крест, ромб простой, многослойный, с пересеченными и продленными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор.

Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также изображения растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными — такие мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах, они характерны и для набойки домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны. Самая распространенная набойка — синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов.

Наиболее распространенный элемент национального орнамента коми (прежде всего коми-пермяков) — перна. Помимо сугубо христианской символики он рассматривался как украшение и оберег и часто использовался в женских нагрудных украшениях.

Приложение
Перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному искусству коми на примере традиционного костюма
 

Форма работы Задачи Методы, приемы работы Предварительная работа Материалы, оборудование
1-й квартал
НОД «История края коми народа» Формирование у детей представлений об образе жизни народа коми в прошлом, его основных промыслах: охоте, оленеводстве, рыболовстве Рассматривание иллюстраций о коми крае, быте народа; рассказ воспитателя или экскурсовода Экскурсия в национальный музей; рассматривание иллюстраций о крае народа коми Иллюстрации, открытки о крае народа коми
НОД «Мастерами земля славится» Знакомство с народным искусством коми; демонстрация красоты изделий декоративно-прикладного искусства коми; расширение представлений об их изготовлении и применении Рассматривание иллюстраций, изделий народного промысла; рассказ воспитателя или экскурсовода Экскурсия в магазин «Изделия народных промыслов» Иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства коми
Экскурсия «По одежке встречают» Закрепление знаний о деталях народного костюма коми; расширение представлений об одежде, которую носят в разных этнографических районах Рассматривание и анализ народного костюма коми Экскурсия в национальный музей; рассматривание иллюстраций народного костюма коми Комплект игры из бумаги «Одень куклу»
НОД «Ознакомление с народным орнаментом коми» Знакомство с элементами орнамента коми: «Зубья гребней», «Ошейник», «Пирог», «Зубья пилы»; закрепление знаний элементов орнамента («Зубцы», «Рога оленя»); формирование умения находить изображение по описанию; расширение знаний о народном искусстве и культуре коми Рассматривание иллюстраций, изделий народного промысла; дидактическая игра «Угадай по описанию» Дидактическая игра «Угадай орнамент»; рассматривание орнамента коми на изделиях народного промысла, изображениях народного костюма коми Карточки с изображениями элементов орнамента коми («Зубья гребней», «Ошейник», «Пирог», «Зубья пилы»)
Продуктивная деятельность — раскрашивание альбома «Одень куклу» Закрепление знаний о народном костюме и орнаменте коми, полученных на экскурсии и занятиях; развитие интереса к искусству коми; закрепление умения составлять узор из знакомых элементов орнамента коми, рисовать их Рассматривание и выделение приемов украшения костюма, показ образца, инструкция о подборе элементов орнамента коми, вариантов цветового решения Рассматривание орнамента коми на изделиях народного промысла, изображениях народного костюма коми Альбом «Одень куклу»; акварельные краски
2-й квартал
НОД «Изделия из меха» Демонстрация различий в видах одежды и обуви из меха оленя Рассматривание и анализ народного костюма коми Рассматривание изображений верхней одежды народа коми Куклы в малице и парке, пимах, тюнях; шаблон куклы в малице; цветные карандаши
Продуктивная деятельность - аппликация из меха «Меховая мозаика» Формирование умения украшать шаблоны малицы и парки на основе орнамента коми, делать узоры, декоративные композиции из геометрических фигур; закрепление умения наклеивать детали на основу Рассматривание и определение приемов украшения костюма, показ образца, инструкция о подборе элементов орнамента, вариантов цветового решения Рассматривание изображений верхней одежды народа коми Кусочки меха оленя, замши, клей; кисти для клея
НОД «Узорное вязание коми» Повторение принципов узорного вязания, закрепление знания знакомых элементов орнамента коми Рассматривание изделий узорного вязания; рассказ воспитателя или экскурсовода Экскурсия в национальный музей, рассматривание вязаных изделий Вязаные изделия: рукавички, носки; пряжа
Продуктивная деятельность - рисование «Укрась рукавичку» Формирование умения рисовать новые элементы орнамента коми; развитие интереса к рисованию народных орнаментов Рассматривание предметов узорного вязания, выделение особенностей цветовых сочетаний и орнаментации Рассматривание предметов узорного вязания, беседа о принципах узорного вязания Вязаные изделия: рукавички, носки (для образца); цветные карандаши; фломастеры; шаблоны рукавичек
Продуктивная деятельность — аппликация «Узор на пояске» Формирование умения вырезать из бумаги элементы орнамента коми (симметричное вырезание), располагать их в композицию Закрепление начертания узора в воздухе, показ приема симметричного вырезания Рассматривание поясков из замши, украшенных орнаментом коми Полоски белой бумаги; нарисованные на цветной бумаге и сложенные пополам элементы орнамента коми; ножницы, клей, кисти для клея
3-й квартал
Беседа о народном промысле - ткачестве Расширение представлений о народном искусстве коми, закрепление знаний о народном костюме коми Рассматривание иллюстраций; рассказ воспитателя; беседа (ответы педагога на вопросы детей) Экскурсия в музей; рассматривание ткацкого станка, веретена, домотканого полотна Иллюстрации веретена, ткацкого станка; пряжа
Продуктивная деятельность - рисование/ рисование с натуры «Куклы в национальных костюмах» Формирование умения передавать особенности строения куклы, характерные особенности национального костюма; закрепление представлений о различных деталях и элементах орнамента национального костюма Рассматривание кукол в национальных костюмах, выделение особенностей покроя, цветовых сочетаний и орнаментации Рассматривание изображений народных костюмов разных районов коми, обсуждение их сходств и различий Куклы в национальных костюмах; краски акварельные; силуэты кукол на листе бумаги
Беседа «Народное искусство коми» Закрепление знаний о разновидностях и особенностях народного искусства коми; формирование уважительного отношения к искусству коми Рассказ воспитателя о видах народного искусства коми; обсуждение с детьми особенностей народного искусства коми; рассматривание детских работ Выполнение работ по украшению народного костюма и изделий декоративно-прикладного искусства коми на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности детей; рассматривание иллюстраций Куклы в национальных костюмах; вязаные изделия: рукавички, носки; изделия декоративно-прикладного искусства коми; иллюстрации
Коллективная работа по вырезанию и росписи «Северный хоровод» Закрепление навыка симметричного вырезания предмета с закругленным силуэтом (малицы), его наклеивания и украшения орнаментом по собственному замыслу Рассматривание кукол в национальных костюмах, выделение особенностей покроя, цветовых сочетаний и орнаментации; самостоятельный отбор детьми элементов, техники выполнения, приемов сочетания по цвету и композиции Рассматривание изображений народных костюмов разных районов коми; обсуждение их сходств и различий, элементов орнамента Куклы в национальных костюмах; краски акварельные; цветные карандаши; ножницы, клей, кисти для клея; силуэты кукол на листе бумаги
Выставка «Народные узоры» (совместная деятельность педагога с детьми: отбор детских работ, оформление выставки) Подведение итогов овладения детьми умениями воспроизводить узоры по мотивам народного орнамента коми, используя знакомые приемы очертания элементов, композиционные и цветовые решения; развитие умения анализировать работы Отбор детских работ, их группировка по видам, содержанию, технике выполнения Выполнение работ по украшению народного костюма и изделий декоративно-прикладного искусства коми на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности Работы детей, выполненные на предыдущих занятиях и в ходе самостоятельной деятельности


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль