Создание и освоение основной образовательной программы дошкольного образования

1139

Сегодня освоение основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) считается новой разновидностью профессиональной деятельности для педагогов. Такая задача стала актуальной благодаря ряду новых нормативно-правовых документов, которые контролируют учебную деятельность (в том числе дошкольное образование). В их числе профессиональный стандарт «Педагог».

Рассмотрим подробнее технологию проектирования ООП ДО.

На первом этапе освоения основной образовательной программы дошкольного образования важно определиться с ключевыми терминами: «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа», «основная образовательная программа дошкольного образования», «адаптированная образовательная программа».

Фотографии к статье предоставлены: МБДОУ «Детский сад № 91» г. Орла, МБДОУ «Детский сад № 81» г. Орла, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20» г. Ливны Орловской области

На сегодняшний день одобрен примерный механизм освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Он имеет четкую модульную структуру, а это позволяет педагогическим коллективам конструировать ООП ДО с помощью материалов широкого спектра вариативных учебных комплексов дошкольного образования.

Обязательная часть освоения основной образовательной программы дошкольного образования гарантирует развитие детей во всех педагогических сферах. Здесь должны представляться выбранные и/или разработанные методики, формы организации учебной деятельности.

Одним словом, разработка и освоение основной образовательной программы дошкольного образования гарантирует формирование совокупности программ, которые отвечают запросу социума и обеспечивают психолого-педагогическую поддержку социализации и индивидуализации ребенка.

Следующий этап освоения основной образовательной программы дошкольного образования - это исследование условий ее реализации. Педагогическим коллективам важно провести анализ имеющихся условий, касающихся требований ФГОС ДО.

Создание и освоение основной образовательной программы дошкольного образования

Важно также учитывать наличие в ДОО механизмов мотивирования учителей, благодаря которым можно привлекать педагогический коллектив к разработке и реализации основной образовательной программы дошкольного образования на должном уровне: это дополнительное финансирование; помощь в реализации процедуры аттестации на повышение категорий; размещение авторских публикаций и т. д.

Психолого-педагогические условия освоения основной образовательной программы дошкольного образования
предполагают и реализацию научно-методического сопровождения, а также, которая осуществляется благодаря учебным пособиям, периодическим изданиям, достижениям педагогического опыта, базам данных, программным средствам и т. д.

В Стандарте выделены требования к материально-техническим условиям, другими словами должны соблюдаться:

  • санитарно-эпидемиологические нормативы, правила пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • оснащенность помещений; материально-техническое обеспечение ООП ДО.

Особые нормативы касаются развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС). Ее основная функция – обеспечить реализацию потенциала ДОО материалами и оборудованием для развития воспитанников, учитывая особенности каждого возрастного этапа, индивидуальные особенности воспитанников и недостатки их развития.

Важнейшим фактором при организации учебного процесса по ФГОС ДО является создание условий, близких к естественным, поэтому РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В ходе исследования условий необходимо выяснить, соответствует ли оснащение пространства организации, группы и участков современным требованиям.

Создание и освоение основной образовательной программы дошкольного образования

Третий этап – непосредственно конструирование в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования. На этом этапе прежде всего следует ознакомиться с общими требованиями к структуре учебного комплекса.

Часть программы дошкольного обучения детей, формируемая участниками педагогических отношений, должна создаваться, учитывая потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Данная часть обучающего комплекса может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками педагогических отношений парциальных методик, форм организации учебной работы.

Объем обязательной части ООП ДО рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками педагогических отношений, – не более 40%. Соотношение частей учебной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между ними. Надо иметь в виду, что необязательный характер уровня дошкольного образования не позволяет устанавливать жесткое соотношение частей ООП ДО.

Разобравшись с общими требованиями к структуре обучающей программы, приступаем к разработке каждого из ее разделов.

Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты, можно считать концептуальным разделом для освоения основной образовательной программы дошкольного образования, т. к. цели образования выступают системообразующим фактором любой педагогической системы. Они отражают социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования, т. к. цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива1.

Создание и освоение основной образовательной программы дошкольного образования

Согласно конструктору разделов ООП ДО в пояснительной записке отражаются:

  • нормативная база; цель и задачи реализации учебной программы;
  • принципы и подходы к формированию образовательной программы;
  • значимые для разработки программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Создание и освоение основной образовательной программы дошкольного образования

 
В подразделе «планируемые результаты освоения ООП ДО» должны быть представлены:

  • целевые ориентиры уровня дошкольного образования;
  • технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей.

Следующим шагом является разработка содержательного раздела, который является основным разделом в части включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты.

Важно отметить, что современная обучающая парадигма придерживается личностно ориентированного подхода, при котором содержание образования рассматривается как «некоторая адаптированная система ЗУНов, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности»2.

Данный раздел ООП ДО включает следующие подразделы:

  • описание учебной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти учебных областях;
  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО;
  • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена ООП ДО).

Приступая к разработке организационного раздела ООП ДО, следует разобраться с понятием «организация деятельности». Так, под организацией любой деятельности понимают «процесс создания или усовершенствования взаимосвязей между ее частями и элементами с целью внесения упорядоченности и повышения эффективности деятельности»3.

Создание и освоение основной образовательной программы дошкольного образования
 

Более подробно содержание вышеуказанных разделов основной образовательной программы дошкольного образования представлено в приложении 2.

Следующий шаг - это формирование дополнительного раздела ООП ДО, а именно текста ее презентации. Презентацию нужно ориентировать на  на родителей (или законных представителей) воспитанников. В краткой презентации должно быть наличие:

  • возрастных и иных категорий детей, на которых ориентировано освоение основной образовательной программы дошкольного образования (в том числе должны учитываться дети с ОВЗ);
  • примерных и парциальных программ, в т. ч. разработанных участниками образовательных отношений;
  • взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

В заключении нужно отметить, что совместная деятельность по проектированию и освоению основной образовательной программы дошкольного образования способствует тому, что руководитель и педагоги ДОО смогут увидеть перспективы развития (личностного и коллективного, оценить сильные и слабые стороны, подготовиться к проверкам.

Приложение 1

Конструктор основных разделов основной образовательной программы дошкольного образования

В таблице знаком «+» обозначены те пункты, содержание которых требуется раскрыть в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений. Знаком «–» обозначены те пункты, содержание которых в этой части раскрывать не требуется.

Подразделы Конструктор разделов
Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой раздел ООП ДО
Пояснительная записка Нормативная база
Цель и задачи реализации образовательной программы +
Принципы и подходы к формированию образовательной программы
Значимые для разработки образовательной программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста +
Планируемые результаты освоения ООП ДО Целевые ориентиры уровня дошкольного образования +
Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей +
Содержательный раздел ООП ДО
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Содержание образовательных областей +
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы Модель образовательного процесса, в т. ч.:
•  особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
•  способы и направления поддержки детской инициативы;
•  особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
•  иные характеристики содержания ООП ДО, наиболее существенные с точки зрения ее разработчиков
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена ООП ДО) Механизмы адаптации ООП ДО для указанных детей. Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития
Организационный раздел ООП ДО
1-й подраздел Описание материально-технического обеспечения ООП ДО, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания +
2-й подраздел Распорядок и (или) режим дня +
3-й подраздел Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОО +
4-й подраздел Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды +

Приложение 2

Содержание разделов основной образовательной программы дошкольного образования

Подразделы Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой раздел ООП ДО
Пояснительная
записка
Перечислить нормативную правовую базу, на основании которой сформирована образовательная программа. Указать, с учетом каких программ разработана обязательная часть ООП ДО Указать парциальные программы, которые выбраны и (или) разработаны самостоятельно педагогическим коллективом ДОО
Указать цель и задачи реализации ООП ДО.
Примечание. При оформлении данного пункта пояснительной записки необходимо, в первую очередь, учесть содержание п. 1 ст. 64 «Дошкольное образование» Закона № 273-ФЗ, а именно: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
В соответствии с ФГОС ДО цель современного дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому ООП ДО должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В этом и состоит цель реализации любой ООП ДО. Как правило, цель дошкольного образования является общей как для обязательной части программы, так и для части, формируемой участниками образовательных отношений.
Во ФГОС ДО прописаны основные задачи дошкольного образования. В обязательной части ООП ДО они должны быть скорректированы в соответствии с концептуальными положениями и задачами примерных (вариативных) программ, а также в зависимости от приоритетных направлений деятельности ДОО, условий реализации ООП ДО и других показателей, которые могут быть признаны педагогически коллективом важными в процессе целеполагания
Указать дополнительные задачи обучения, воспитания и развития дошкольников, заявленные в парциальных программах
Указать принципы и подходы к формированию ООП ДО.
Примечание. При разработке данного подраздела ООП ДО должны быть взяты за основу принципы дошкольного образования, выделенные во ФГОС ДО в соответствии с обновленными идеологическими положениями. В случае если разработчики вариативных программ (с учетом которых создается ООП ДО) выдвигают иные (дополнительные) принципы формирования программы, они должны быть обязательно указаны. Главное, чтобы скорректированный перечень принципов не противоречил концептуальным основам ФГОС ДО
Дать характеристику контингента детей, для которого предусмотрена ООП ДО:
  • возрастные категории воспитанников (указать, для какого конкретного возраста (возрастов) предусмотрена образовательная программа) (Примечание. Дошкольное образование в ДОО могут получать дети в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений);
  • особенности здоровья и развития воспитанников, которые учтены при написании ООП ДО (к примеру, указываются возможности освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и прочими нарушениями развития, профессиональная коррекция которых предусмотрена ООП ДО).
Отразить вариативность комплектования ДОО группами различной направленности и возрастного состава, т. е. указать, для групп какой направленности и какого возрастного состава (одного или разных возрастов) предусмотрена ООП ДО.
Примечание. Направленность и возрастной состав групп будет зависеть от первого показателя – контингента детей. Так, образовательная деятельность по программам дошкольного образования в ДОО может осуществляться в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности. В группы любой направленности могут включаться как воспитанники одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы)
Характеристики, перечисленные в обязательной части ООП ДО, могут выделяться и в части, формируемой участниками образовательных отношений
Также в этом подразделе могут быть отражены, но при этом не являются обязательными, следующие характеристики реализации ООП ДО.
Специфика семей воспитанников – указывается в том случае, если этот показатель значим для реализации ООП ДО.
Примечание. Большое значение имеет территориальная расположенность и ведомственная принадлежность ДОО (например, основной контингент родителей – это военнослужащие (шахтеры, фермеры, рабочие или служащие железнодорожного транспорта и пр.), т. е. представители определенной профессии (одного предприятия). В этом случае и ООП ДО может иметь определенную специфику, приоритетные направления образовательной деятельности, дополнительные задачи. Также важными могут быть признаны такие показатели, как: образовательный уровень родителей (лиц из их семей); материальное обеспечение семей; социальная категория (социальный статус) семей и др.
Примечание. Если основной контингент детей – из числа семей вынужденных переселенцев, двуязычных семей, малообеспеченных и т. п., то в ООП ДО должны быть сделаны соответствующие пояснения, внесены необходимые задачи и прописаны пути их реализации (особые формы работы с семьями, соответствующие методики и технологии обучения и воспитания детей).
Особые условия реализации программы: климатические (например, ООП ДО может быть предусмотрена для реализации в условиях полярной ночи); этнокультурные (например, ООП ДО может иметь воспитательную направленность в контексте культурных традиций русского казачества); территориальные (например, ООП ДО может быть предназначена для реализации в сельском детском саду) и пр.
Реализация ООП ДО посредством сетевых форм.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, которые должны совместно их разрабатывать и утверждать. Соответственно, в ООП ДО должно быть указано, используется или нет сетевая форма ее реализации и, если используется, то с какими организациями заключены договоры.

Примечание. Приведенный перечень возможных характеристик является примерным и может быть изменен (дополнен, сокращен) в зависимости от особенностей реализации ООП ДО, специфичных для каждой конкретной ДОО. При этом значимых особенностей для разработки и реализации образовательной программы, может и не быть. В любом случае решение о необходимости их выделения коллектив ДОО принимает самостоятельно
Планируемые результаты освоения ООП ДО Планируемые результаты освоения ООП ДО должны конкретизировать требования ФГОС ДО к целевым ориентирам программы дошкольного образования с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также планируемых результатов освоения примерной программой и других образовательных программ (в случае, если ООП ДО построена с их учетом). Планируемые результаты освоения ООП ДО должны быть сопоставимы с ее целями и задачами.
Примечание. Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО прописаны в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В конечном итоге результаты освоения ООП ДО должны выступать основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагать формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В случае если ООП ДО не охватывает старший дошкольный возраст, то планируемые результаты должны создавать предпосылки для их формирования как долгосрочных ориентиров
Если в ДОО реализуется ряд парциальных программ, выбранных или разработанных детским садом самостоятельно, то в данном подразделе должны быть прописаны планируемые результаты освоения каждой из них
Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей в ДОО.
Примечание. В соответствии с ФГОС ДО освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. При этом при реализации ООП ДО может проводиться оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка осуществляется педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования
Если в ДОО реализуется ряд парциальных программ, то в данном подразделе должны быть прописаны варианты педагогической диагностики индивидуального развития детей для каждой из них, либо даны ссылки на соответствующую методическую литературу
Содержательный раздел ООП ДО
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Содержание ООП ДО, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО, которые представлены в целевом разделе образовательной программы В этой части ООП ДО дополнительно прописывается содержание парциальных программ по одной или нескольким образовательным областям, видам деятельности и (или) культурным практикам (в зависимости от направленности программ)
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО Используемые в ДОО подходы к организации всех видов детской деятельности, которые необходимо представить развернуто в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательного процесса. Примечание. Конкретное содержание образовательных областей должно реализовываться в различных значимых для детей видах деятельности. Среди них во ФГОС ДО выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства.
Для реализации задач различных образовательных областей также можно выделить приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно. Например, задачи физического развития решаются преимущественно в ходе организации двигательной активности (деятельности) детей, художественно-эстетического развития – в изобразительной, музыкальной и т. д.
Формы организации работы с детьми в ходе реализации ООП ДО.
Примечание. Это могут быть не только традиционные занятия, но и детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр. Их выбор на практике остается за педагогом, который должен руководствоваться программными требованиями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе, а главное – уметь организовать деятельность воспитанников в интересной и занимательной для них форме, которая будет способствовать развитию каждого ребенка
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Примечание. К культурным практикам можно отнести все виды исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных и других способов действий ребенка, на основе которых формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. Основным показателем образованности в условиях современности выступают не ЗУНы, а культурные умения дошкольника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом, например, в портфолио ребенка или в индивидуальном образовательном маршруте). Таким образом, в данном подразделе ООП ДО должны быть представлены виды культурных практик, способы поддержки детей, варианты фиксации индивидуальных достижений и пр.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с культурными практиками ребенка, а также возможностями поддержки детской самостоятельности. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами РППС, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская инициативность и самостоятельность должна поддерживаться педагогом в процессе организации различных видов деятельности – трудовой, конструктивной, изобразительной и т. д. Объектом описания этого подраздела, соответственно, становятся способы и направления поддержки, специфичные для реализации конкретной ООП ДО
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Примечание. Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений. Деятельность ДОО в этом направлении предполагает использование разнообразных форм взаимодействия с семьей, среди которых: диагностирование; педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т. д.); проведение мероприятий для детей и взрослых (праздники, викторины, конкурсы и т. д.), в т. ч. в форме совместного творчества (выставки, проекты, мастерские, применение метода проектов в ДОУ); индивидуальную работу с родителями.
Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов: семейные клубы по интересам (спортивные, туристские, фольклорные, театральные); студийные занятия, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога; семейные встречи, когда они вместе отдыхают, поют, танцуют, соревнуются; гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов; спортивные праздники (в помещении и на улице), досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности. Данный подраздел ООП ДО должен содержать описание принятых и используемых форм взаимодействия с семьями воспитанников, особенностей их организации в ДОО.
Иные существенные характеристики содержания ООП ДО, т. е. специфичные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы, которые не были упомянуты до этого, но имеют существенное значение для организации образовательного процесса, либо рекомендованы примерной и (или) вариативными программами. Кроме того, здесь может быть представлено содержание тех значимых для разработки и реализации ООП ДО характеристик, которые были выделены в целевом разделе (например, специфика семей воспитанников, особые условия реализации образовательной программы (климатические, этнокультурные, территориальные и пр.), наличие сетевых форм ее реализации и др.)
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена ООП ДО) Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, а именно:
  • механизмы адаптации ООП ДО для указанных воспитанников;
  • использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Примечание. Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования включается в ООП ДО в том случае, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ, значит и этот подраздел не является обязательным. Фактически в подразделе должна быть представлена адаптированная для детей с ОВЗ образовательная программа, которая пишется по тем же требованиям, что и основная – включает целевой, содержательный и организационный разделы и соответствующие подразделы. При ее написании необходимо предусмотреть, что в группах комбинированной и компенсирующей направленностей (в т. ч. и для детей со сложными (комплексными) нарушениями) должны учитываться особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей
Организационный раздел ООП ДО
1-й подраздел Материально-технические ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного процесса и успешного освоения воспитанниками программных задач:
  • материально-техническое обеспечение (наличие групповых комнат и их количество, дополнительных помещений для оказания образовательных услуг, в т. ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья (музыкальных, спортивных и иных залов, кабинетов, комнат, холлов, уголков и пр.); наличие прогулочных участков, спортивных площадок, автогородков и прочих площадей, которые используются для решения программных задач);
  • обеспеченность методическими материалами (перечень методических пособий учебно-методического комплекта, необходимых для реализации ООП ДО и имеющихся в ДОО);
  • перечень средств обучения и воспитания (в соответствии с Законом № 273-ФЗ понятие «средства обучения и воспитания» включает «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т. ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности»).
Примечание. В случае если обязательная часть ООП ДО соответствует примерной (другим образовательным) программам, и в ней содержится необходимая информация, данный подраздел оформляется в виде ссылки на них. Однако стоит обратить внимание разработчиков ООП ДО на то, что в этом случае теряется «лицо» ДОО, ведь каждый детский сад обладает своим набором помещений, имеет конкретное оборудование и т. п. Поэтому можно рекомендовать, помимо необходимого оснащения, заявленного в примерных программах, внести в данный подраздел дополнительный перечень материально-технического оборудования, методического обеспечения и пр., имеющегося в ДОО и используемого для реализации ООП ДО
Алгоритм написания данного подраздела в этой части ООП ДО такой же.
Он может быть представлен в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, содержать дополнительный список помещений (если таковые имеются), материалов и оборудования, позволяющих организовать образовательную работу по заявленным программам
2-й подраздел Режим работы ДОО (различных групп, входящих в ее состав).
Примечание. От режима работы ДОО зависит время реализации ООП ДО. Дошкольная организация может работать по пятидневной или шестидневной рабочей неделе, что определяется ДОО самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного или продленного дня, кратковременного или круглосуточного пребывания. В последнем случае реализация ООП ДО осуществляется не более 14 ч с учетом режима дня и возрастных категорий детей
Режим организации освоения части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, должен быть «встроен» в общий режим дня, а количество и тематика НОД включены в объем НОД на неделю (выделены в нем). В данном случае вариант объединения двух частей образовательной программы в одну форму продиктован необходимостью представлять режим дня (объем НОД) целостно, а не по частям, что значительно удобнее
Распорядок и (или) режим дня детей.
Примечание. Это очень близкие понятия, однако их можно разграничить следующим образом: распорядок дня – чередование видов деятельности по количеству времени, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность человека; режим дня – четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Распорядок дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию и выстраиваться согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. В данном разделе ООП ДО должны быть представлены режимы дня для всех возрастных групп, функционирующих в ДОО. Вариативность режимов при этом зависит от ряда показателей: особенностей режима работы конкретной ДОО (группы); видовой направленности групп; времени года и длительности светового дня и др.
Объем образовательной нагрузки на воспитанников, в т. ч. в рамках реализации НОД – здесь следует прописать количество НОД, необходимое для реализации ООП ДО на неделю. При этом учитывается возрастная группа, контингент воспитанников и конкретная образовательная область, для решения задач которой предусмотрена НОД. Примечание. Образовательная деятельность может осуществляться в течение всего времени пребывания детей в ДОО. Правила организации и проведения НОД ограничены требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, применительно к раннему (от 1,5 до 3 лет) и дошкольному возрастам. В младенческом и раннем возрастах (до 1,5 лет) НОД не проводится
3-й подраздел Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОО.
Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с организацией в ДОО культурно-досуговой деятельности – важной части системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая основывается на традициях конкретной ДОО. В дошкольном возрасте мероприятия досуга организуются в различных формах: праздники и развлечения различной тематики; выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей; спортивные и познавательные досуги, в т. ч. проводимые совместно с родителями (другими членами семей воспитанников); творческие проекты, площадки, мастерские и пр. Содержание праздников и культурных практик в целом планируется педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, другими специалистами) совместно, исходя из текущей работы, времени года, пожеланий родителей, содержания образовательных областей ООП ДО. В данном подразделе указывается цикличность организации мероприятий культурно-досуговой деятельности, их форма и место в режиме дня (недели, месяца, года)
Для части программы, формируемой участниками образовательных отношений, цикличность организации мероприятий культурно-досуговой деятельности, их форма и место в режиме дня (недели, месяца, года) указываются при необходимости, если такие особенности предусмотрены парциальными программами
4-й подраздел Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Примечание: согласно Стандарту РППС – это «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа детства, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Концептуальная модель РППС включает в себя три компонента: предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы; учебно-методические пособия; оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности), его пространственную организацию и их изменения во времени. Эти три компонента, с одной стороны, составляют основу образовательной среды любой ДОО, а с другой стороны, обеспечивают высокую степень индивидуальности развивающей среды. Это определяется особенностями образовательных целей, подбором предметного содержания с учетом множества условий работы конкретного детского сада, своеобразием пространственного расположения предметов и материалов в каждой конкретной ДОО, группе.
Внесение изменений в предметное содержание и пространственную организацию (временной компонент) также связано с рядом особенностей работы и вносит свой вклад в развивающую составляющую среды. Важно, чтобы среда могла обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО в целом, а также отдельных ее групп и участков. При этом она должна обеспечивать как можно больше возможностей для общения и целенаправленной разнообразной совместной деятельности детей (в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения. Эти показатели и следует учитывать при проектировании данного подраздела ООП ДО. Следует обратить внимание на то, что те материалы и оборудование, средства обучения, которые будут описаны в 1-м подразделе «Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания», возможно, будут предназначены в т. ч. и для организации РППС. Для того чтобы содержание данного подраздела не повторяло содержание 1-го подраздела, их целесообразно объединить и добавить краткое описание принципов организации среды, таких как содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность
Особенности организации РППС добавляются в этой части программы, если таковые предусмотрены парциальными программами

1 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2 Бим-Бад Б.М. Главные законы педагогики // Б.М. Бим-Бад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=312.

3 Википедия. Свободная интернет-энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wikipedia.org/.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль