Трудности формирования графических навыков у дошкольников

109
Трудности формирования графических навыков у дошкольников
© Dubova / Фотобанк Фотодженика
 

Проблема формирования графических навыков у дошкольников становится особенно актуальной в контексте подготовки к школе и профилактики неуспеуваемости. Специалисты сходятся во мнении, что у многих учеников начальной школы выявляется дисграфия, то есть нарушение процесса письма, при котором прослеживаются стойкие, повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Практика подтверждает, что трудности овладения дошкольником графическими навыками на следующей возрастной ступени никуда не исчезают, более того они порождают массу иных проблем. Спустя некоторое время они могут привести к затруднениям овладения письмом, отставанием по основным школьным дисциплинам и нарушению адаптации воспитанника в учебном заведении. 

Поэтому важно своевременно выявить недоразвитие графических навыков у дошкольника, определить его причины, информировать родителей о наличии проблемы и оказать малышу соответствующую помощь. Зачастую вовремя проведенный факультатив может избавить кроху от многих серьезных проблем в его будущей ученической жизни. 

Желательно, чтобы воспитатель вовремя определил ситуацию, в которой один малыш хуже остальных справляется с задачами по графике, соответствующими его возрасту. В приложении 1 задана таблица приблизительных возрастных критериев овладения дошкольником навыками графического рисования.  Она поможет определить, справляется ли кроха с заданиями, доступными для его возраста. Если ваши данные и данные таблицы разняться, стоит задуматься о причинах.

Среди возможных причин, которые затрудняют обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии юного ученика, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально-волевой сферы.

Моторная неловкость

Одной из наиболее встречаемых проблем в младшем школьном возрасте является моторная неловкость, в частности слабость крупной и мелкой моторики  Это отклонение может выявляться в любом возрасте и устанавливается методом сравнения достижений и поведения воспитанника со средневозрастными показателями.  К примеру, для трехлетнего малыша признаком моторной неловкости будет неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, а для шестилетнего - неумение кататься на двухколесном велосипеде. 

Опытный педагог может выделять таких детей в группе детского садика, наблюдая за их передвижением и поведением в ходе занятий, игры и на прогулке. Основными критериями наблюдения являются следующие:

- легко ли для малыша повторить позу или движения воспитателя;

испытывает ли малыш трудности с мелкой моторикой (легко ли ему даются движения, требующие аккуратности и точности, захватывание мелких предметов, сопряжение двух рук, освоение инструментов); 

бывает ли такое, что воспитанник теряет равновесие, падает, задевает углы, как часто это происходит;

умеет ли играть мячиком (может ли попасть по нему ногой или словить мячик);

насколько у воспитанника развито чувство ритма;

отмечается ли разница в развитии крупной и мелкой моторики (например, школьник в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками, или, наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами). Это важный аспект нарушения - моторная неловкость; 

правильным ли образом маленький ученик сидит за письменным столом, как держит спину;