Научно-методическая работа в ДОУ

238
Методическая деятельность в ДОУ планируется ежегодно, традиционно она выстраивается в трех плоскостях:   
  • по отношению к конкретному педагогу - предусматривает организацию индивидуальной занятости по совершенствованию психолого-педагогической компетентности и авторской профессиональной деятельности каждого педагога;
  • по отношению к педагогическому коллективу ДОО — формирование коллектива единомышленников;
  • по отношению к общей системе непрерывного образования — изучение нормативных правовых актов, внедрение достижений науки и передовой педагогической практики.

Большое значение имеет методическая деятельность в ДОУ с вновь пришедшими педагогами. От того насколько четко будет продумана и спланирована методическая поддержка начинающего воспитателя, учтены его затруднения, творческий потенциал и уровень профессиональных знаний, зависит успешность его вхождения в педагогическую среду, адаптация в коллективе. Поэтому руководитель и старший воспитатель ДОО должны создать такую систему сопровождения молодых специалистов, которая помогла бы им легко адаптироваться, позволила применять на практике знания, полученные в ходе профессионального обучения, а также сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями и свободно использовать их в различных педагогических ситуациях.

Вопрос о том, как организовать методическую деятельность в ДОУ, не является острым на сегодняшний день, хотя подходы к его решению в современных условиях несколько меняются. На эту тему написано много статей и издано достаточное количество методической литературы.

Многие творчески работающие педагогические коллективы также имеют свои наработки по организации методической деятельности в ДОУ, которые могут быть интересны и полезны их  коллегам-практикам.

Наиболее актуальным для дошкольных организаций в настоящее время стал вопрос «организации научно-методической службы, в т. ч. организации и проведения научных и методических конференций, семинаров», которая согласно ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее — Закон №  273-ФЗ) относится, кроме прочего, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

В рамках данной статьи попытаемся разобраться в понятиях «методическая работа в ДОУ» и «научно-методическая работа в ДОУ» и выделим ключевые особенности этих видов деятельности.

Методическая деятельность в ДОУ 

Определяя основные цели развития своей дошкольной образовательной организации, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует образовательный процесс на основе образовательной программы дошкольного образования. Согласно Закону №  273-ФЗ образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Напомним, что ФГОС ДО устанавливает ряд требований:

  • к структуре образовательной программы и ее объему;
  • условиям реализации образовательной программы (включающие требования к  психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим условиям и развивающей предметно-пространственной среде);
  • результатам освоения образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Реализация данных требований предполагает принятие руководителем ДОО и старшим воспитателем (или заместителем руководителя по воспитательной и методической деятельности в ДОУ) оперативных решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, анализ деятельности педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выявление несоответствий между практикой и современными требованиями, которые задаются нормативными правовыми актами. При этом важно не только выявить проблемы, которые обнаруживают себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется», но и подсказать педагогическому коллективу методы и приемы эффективной организации образовательной работы, пути повышения качества образования.

Из этого вытекает основная цель методической деятельности ДОУ — обеспечение качества образования посредством повышения профессиональных знаний и умений педагогов. Постоянная связь содержания методической службы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогики и психологии.

Как уже отмечалось выше, в современных условиях меняются подходы к организации методической деятельности в ДОО. Старший воспитатель не просто организует повышение профессионального уровня воспитателей, а выстраивает систему в соответствии с целями, задачами, условиями организации образовательного процесса в конкретный период, включая методическое сопровождение реализуемой в ДОО образовательной программы дошкольного образования, а также педагогов и родителей воспитанников как участников образовательных отношений. Важным направлением в его работе является обобщение и распространение педагогического опыта.

Формы методической деятельности в ДОУ соответственно направлены на повышение профессиональных знаний и умений воспитателей, обобщение и внедрение лучшего педагогического опыта.

Научно-методическая работа в ДОУ 

Приоритетная цель научно-методической работы в ДОУ — обеспечение качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс в конкретной дошкольной образовательной организации.

Научно-методическая служба направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образования, путем совершенствования программно-методического сопровождения образовательной программы ДОО, а также научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса.

Формы научно-методической работы в ДОУ направлены, прежде всего, на вовлечение воспитателей в разработку и внедрение значимых и актуальных для конкретной ДОО современных технологий деятельности с детьми дошкольного возраста. Для этого организуется работа творческих коллективов, авторских мастерских, проводится индивидуальное консультирование, обучение на проблемных тематических курсах и др.

Организуя методическую службу, ДОО сотрудничает с вузами и методическими центрами для повышения квалификации педагогов на курсах и семинарах.

В ходе научно-методической работы в ДОУ сотрудничество осуществляется не только с целью повышения квалификации педагогов, но и для организации экспериментальной деятельности по разрешению возникающих педагогических проблем своей организации. Для этого необходимо активное, долговременное взаимодействие педагогического коллектива ДОО с научным руководителем, консультантом.

Важно отметить, что научно-методическая работа не только удовлетворяет потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности, но и решает сугубо индивидуальные для образовательного процесса ДОО задачи посредством разработки и внедрения в практику инновационных дидактических и методических решений.

Очевидно, что эффективная организация научно-методической работы в ДОУ требует и адекватного управленческого сопровождения. Поэтому можно выделить различия и в организационной структуре управления. Так, организационная структура методической деятельности — линейно-функциональная, предусматривающая линейное руководство, при котором доминирует основная структура управления — педагогический совет.

То есть методическая работа включается в годовой план ДОО по традиционной схеме и предусматривает использование разнообразных форм деятельности с педагогами.

При научно-методической работе в ДОУ матричная организационная структура, которая имеет инновационный вид, сочетающий линейно-функциональную и проектную структуры (создание временных рабочих или творческих групп по решению конкретной проблемы, реализации коллективного проекта и др.).

Доминирующими органами в этой структуре могут быть научно-методический совет, предметные кафедры (в большой организации), методические объединения, научно-исследовательская лаборатория, временные творческие группы педагогов, клуб воспитателей и др.

Важно понимать, что переход к новому виду деятельности непрост и под силу не каждому педагогу и даже не каждой ДОО. Для этого необходима новая модель научно-методической работы в ДОУ и постепенное включение педагогов в самостоятельный поиск новых знаний. При этом научно-методическая работа воспитателя — это научное исследование, целью которого является получение своих собственных, т. е. авторских выводов и результатов (практического характера) деятельности с детьми дошкольного возраста в рамках избранной темы. Поэтому научно-методическую работу тоже нужно планировать в начале каждого учебного года, как и методическую работу.  

Конструируя (выбирая) оптимальную систему как методической, так и  научно-методической работы в ДОУ, необходимо учитывать:

  • годовые задачи педагогического коллектива;
  • результаты изучения деятельности воспитателей и выявленные затруднения, которые они испытывают в работе с детьми;
  • количественный и качественный состав педагогического коллектива (очевидно, что в коллективах, где работают преимущественно молодые или пожилые педагоги, или педагогические работники разного возраста, система методической деятельности будет разной по содержанию и по организации);
  • имеющиеся в коллективе традиции, приоритетные направления деятельности;
  • сравнительную эффективность различных форм методической деятельности в ДОУ (разные организационные формы обладают компенсаторными возможностями и могут эффективно дополнять друг друга);
  • меру в использовании тех или иных направлений, форм, приемов методической службы;
  • наличие времени и особенности ситуации для осуществления намеченной деятельности.

Научно-методическая работа в ДОУ может быть реализована в следующих направлениях:

  • работа педагогического коллектива над общей научно-методической темой (проблемой);
  • работа научно-методических объединений;
  • исследовательская работа педагогов, публикации;
  • проведение научно-практических семинаров и конференций;
  • работа с молодыми специалистами, воспитателями;
  • система курсовой подготовки педагогов;
  • участие членов педагогического коллектива в профессиональных конкурсах, смотрах;
  • работа по совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса и развивающих сред в группах;
  • работа с официальным сайтом ДОО и др.

Оптимальность сконструированной научно-методической работы в ДОУ может быть определена (оценена) по показателям результативности его деятельности. 

Поэтому очень важно определить реальные показатели конечного результата научно-методической работы, сформулировать критерии оценки. Их количество может быть разное и зависит от специфики деятельности конкретной ДОО. При этом всегда необходимо учитывать:

  • результаты инновационной деятельности по совершенствованию и развитию образовательного процесса в ДОО, реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • рациональные затраты времени педагогов на  научно-методическую работу и самообразование;
  • стимулирующую роль научно-методической работы в ДОУ: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности научно-методической деятельности дается по конечному результату деятельности ДОО, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Как мы видим, отличия научно-методической деятельности от традиционной методической деятельности в ДОО можно выделить в каждом из ее компонентов. Поэтому не следует путать эти виды деятельности.

Исходя из вышесказанного, научно-методическую работу в ДОУ можно определить как синтез двух процессов: научно-исследовательского и методического, направленных на осуществление научно-методического сопровождения образовательного процесса, поддержку, координацию инновационной, научно-исследовательской и  опытно-экспериментальной деятельности педагогов, процесса развития ДОО.

Таким образом, главная цель научно-методической работы в ДОУ имеет двойной характер, а именно:

  • повышение профессиональной компетентности и  научно-методического уровня педагогов ДОО;
  • обеспечение образовательного процесса научно обоснованными средствами обучения (программами, планами, пособиями, комплектами и др.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль