Проверка готовности ребенка к школе как залог будущих успехов

34

Для того, чтобы определить степень готовности ребенка к обучению в начальной школе, необходима педагогическая диагностика в ДОУ, которая выявит уровень развития памяти, внимания и логики, умение связно излагать свои мысли, владение словарным запасом, сформированность представлений об окружающей среде.

Важнейшие компоненты педагогической диагностики в ДОУ

Подготовка ребенка к школе – процесс сложный и длительный, подразумевающий комплексное развитие способностей: базовых навыков счета, чтения и письма. Проверка готовности ребенка к школе оценивается специалистами как наиболее важная предпосылка для его успешного обучения в будущем.

Среди компонентов, на которые обращается внимание во время дианостики, выделяются две группы:

  1. Базовые способности, данные ребенку от рождения, их развитие влияет на способность к дальнейшему обучению: пространственно-зрительное восприятие, развитие внимания и памяти, острота логики, восприятие и различение звуковых сигналов, графические навыки;
  2. Знания и навыки, которые дошкольник приобрел во время обучения в ДОУ: связная речь и изложение мыслей, достаточный словарный запас, основы математических представлений, а также знаний об окружающем мире, азы грамоты.

Педагогическая диагностика в ДОУ проводится с целью выявления пробелов в готовности ребенка к школе, анализа серьезности выявленных проблем и построения эффективной программы факультативных занятий с конкретным учеником.

Залог успешного проведения педагогической диагностики в ДОУ

Успешность проведения диагностики заключается в соблюдении целого ряда последовательных действий. Во-первых, нужно наладить контакт с самим дошкольником и его родителями (опекунами, законными представителями), создать атмосферу доброжелательности, продемонстрировать свою заинтересованность в происходящем.

Для проведения комплексной педагогической диагностики в ДОУ требуется много времени. Оценив способности дошкольника к концентрации внимания и скорость наступления утомляемости, вполне приемлемо разбить диагностические мероприятия на несколько встреч, длительностью по полчаса. При выполнении ребенком заданий, важно не поторапливать его, внимательно следить за степенью утомляемости, соглашаться с его интересами (выбор картинок определенной тематики), давать задания, направленные на разные виды деятельности. Такой подход позволит проявить свои способности наиболее полно.

Способ подачи педагогом заданий и стиль его общения с учащимся напрямую будут связаны с точностью проводимой проверки. Перед тем, как осуществлять проверку готовности ребенка к школе, нужно уточнить ряд важных моментов:

  • ребенок отдохнувший и находится в хорошем настроении;
  • в помещении, где предполагается проводить диагностику, тихо, а в зоне видимости нет игрушек, которые помешают дошкольнику сконцентрироваться на выполнении заданий;
  • в комнате нет других учащихся ДОУ, которые могли бы отвлечь внимание диагностируемого.

В ходе педагогической диагностики в ДОУ воспитатель предлагает ребенку ответить на определенный ряд вопросов и выполнить задания, которые он подготавливает заранее. Тестовые материалы должны быть предоставлены в разных вариантов, чтобы воспитанник мог выбрать то, что ему ближе и интереснее, а, соответственно, и выполняться будет с большей мотивацией и уверенностью. Подобный подход не замедлит отразиться на результативном показателе.

Критерии оценки дошкольника в рамках педагогической диагностики в ДОУ

В ходе проведения диагностики не стоит заострять внимание на том, что знания дошкольника оцениваются. Также не нужно сообщать, что сейчас проходит проверка готовности ребенка к школе. В ходе выполнения учащимся заданий, педагогический работник должен чутко за ним наблюдать, беря во внимание области, где ребенок проявляет наибольшие успехи, и попутно отмечать, где существуют проблемы и в чем причина их возникновения. Также немаловажной для оценки способностей будет информация о том, что учащемуся интересно, а что вызывает в его глазах и действиях непомерную скуку.

Большим плюсом, в контексте взаимодействия ученика с педагогом, станет начатый разговор о том, какие задания даются ребенку легко, а какие не очень, и в чем кроется причина их сложности. Главное в диалоге – сохранять на всем его протяжении доброжелательное отношение к своему подопечному.

Исходя из результатов педагогической диагностики в ДОУ, особое внимание педагогу следует обратить на те разделы, задания из которых показались дошкольнику наиболее трудными.

В педагогической практике принято выделять три уровня оценки способностей учащегося ДОУ:

  1. Высокий уровень – выполнение 70-100% заданий по каждому направлению. Ребенок, продемонстрировавший такой результат, владеет всеми основными знаниями и навыками, благодаря которым он сможет быстро «влиться» в образовательный процесс начальной школы.
  2. Средний уровень – если процентные показатели проведенной проверки готовности ребенка к школе колеблются в пределах 40-70%. Данная ситуация говорит о том, что для адаптации в качестве ученика первого класса школы ребенку понадобится некоторое время. Также могут возникнуть трудности в освоении образовательной программы, в связи с чем рекомендуется посещать дополнительные занятия.
  3. Низкий уровень готовности ребенка к школе можно констатировать, если правильность выполнения диагностических заданий составила менее 40%. Судя по результатам, учащемуся будет трудно адаптироваться к школе и справляться с заданиями. Перед тем, как пойти в первый класс, ребенок, продемонстрировавший низкий уровень готовности к школе, должен посетить следующих специалистов-педагогов: логопеда, психолога и дефектолога.

Кроме познавательной готовности ребенка к школе, нужно учитывать и его физиологические особенности, а также степень личностной заинтересованности и мотивации к школьному обучению. Суммарный учет этих факторов позволит составить более объективную картину проверки готовности ребенка к школе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль