Проверка готовности ребенка к школе как залог будущих успехов

31

Для того, чтобы определить степень готовности ребенка к обучению в начальной школе, необходима педагогическая диагностика в ДОУ, которая выявит уровень развития памяти, внимания и логики, умение связно излагать свои мысли, владение словарным запасом, сформированность представлений об окружающей среде.

Важнейшие компоненты педагогической диагностики в ДОУ

Подготовка ребенка к школе – процесс сложный и длительный, подразумевающий комплексное развитие способностей: базовых навыков счета, чтения и письма. Проверка готовности ребенка к школе оценивается специалистами как наиболее важная предпосылка для его успешного обучения в будущем.

Среди компонентов, на которые обращается внимание во время дианостики, выделяются две группы:

  1. Базовые способности, данные ребенку от рождения, их развитие влияет на способность к дальнейшему обучению: пространственно-зрительное восприятие, развитие внимания и памяти, острота логики, восприятие и различение звуковых сигналов, графические навыки;
  2. Знания и навыки, которые дошкольник приобрел во время обучения в ДОУ: связная речь и изложение мыслей, достаточный словарный запас, основы математических представлений, а также знаний об окружающем мире, азы грамоты.

Педагогическая диагностика в ДОУ проводится с целью выявления пробелов в готовности ребенка к школе, анализа серьезности выявленных проблем и построения эффективной программы факультативных занятий с конкретным учеником.

Залог успешного проведения педагогической диагностики в ДОУ

Успешность проведения диагностики заключается в соблюдении целого ряда последовательных действий. Во-первых, нужно наладить контакт с самим дошкольником и его родителями (опекунами, законными представителями), создать атмосферу доброжелательности, продемонстрировать свою заинтересованность в происходящем.

Для проведения комплексной педагогической диагностики в ДОУ требуется много времени. Оценив способности дошкольника к концентрации внимания и скорость наступления утомляемости, вполне приемлемо разбить диагностические мероприятия на несколько встреч, длительностью по полчаса. При выполнении ребенком заданий, важно не поторапливать его, внимательно следить за степенью утомляемости, соглашаться с его интересами (выбор картинок определенной тематики), давать задания, направленные на разные виды деятельности. Такой подход позволит проявить свои способности наиболее полно.

Способ подачи педагогом заданий и стиль его общения с учащимся напрямую будут связаны с точностью проводимой проверки. Перед тем, как осуществлять проверку готовности ребенка к школе, нужно уточнить ряд важных моментов:

  • ребенок отдохнувший и находится в хорошем настроении;
  • в помещении, где предполагается проводить диагностику, тихо, а в зоне видимости нет игрушек, которые помешают дошкольнику сконцентрироваться на выполнении заданий;
  • в комнате нет других учащихся ДОУ, которые могли бы отвлечь внимание диагностируемого.

В ходе педагогической диагностики в ДОУ воспитатель предлагает ребенку ответить на определенный ряд вопросов и выполнить задания, которые он подготавливает заранее. Тестовые материалы должны быть предоставлены в разных вариантов, чтобы воспитанник мог выбрать то, что ему ближе и интереснее, а, соответственно, и выполняться будет с большей мотивацией и уверенностью. Подобный подход не замедлит отразиться на результативном показателе.

Критерии оценки дошкольника в рамках педагогической диагностики в ДОУ

В ходе проведения диагностики не стоит заострять внимание на том, что знания дошкольника оцениваются. Также не нужно сообщать, что сейчас проходит проверка готовности ребенка к школе. В ходе выполнения учащимся заданий, педагогический работник должен чутко за ним наблюдать, беря во внимание области, где ребенок проявляет наибольшие успехи, и попутно отмечать, где существуют проблемы и в чем причина их возникновения. Также немаловажной для оценки способностей будет информация о том, что учащемуся интересно, а что вызывает в его глазах и действиях непомерную скуку.

Большим плюсом, в контексте взаимодействия ученика с педагогом, станет начатый разговор о том, какие задания даются ребенку легко, а какие не очень, и в чем кроется причина их сложности. Главное в диалоге – сохранять на всем его протяжении доброжелательное отношение к своему подопечному.

Исходя из результатов педагогической диагностики в ДОУ, особое внимание педагогу следует обратить на те разделы, задания из которых показались дошкольнику наиболее трудными.

В педагогической практике принято выделять три уровня оценки способностей учащегося ДОУ:

  1. Высокий уровень – выполнение 70-100% заданий по каждому направлению. Ребенок, продемонстрировавший такой результат, владеет всеми основными знаниями и навыками, благодаря которым он сможет быстро «влиться» в образовательный процесс начальной школы.
  2. Средний уровень – если процентные показатели проведенной проверки готовности ребенка к школе колеблются в пределах 40-70%. Данная ситуация говорит о том, что для адаптации в качестве ученика первого класса школы ребенку понадобится некоторое время. Также могут возникнуть трудности в освоении образовательной программы, в связи с чем рекомендуется посещать дополнительные занятия.
  3. Низкий уровень готовности ребенка к школе можно констатировать, если правильность выполнения диагностических заданий составила менее 40%. Судя по результатам, учащемуся будет трудно адаптироваться к школе и справляться с заданиями. Перед тем, как пойти в первый класс, ребенок, продемонстрировавший низкий уровень готовности к школе, должен посетить следующих специалистов-педагогов: логопеда, психолога и дефектолога.

Кроме познавательной готовности ребенка к школе, нужно учитывать и его физиологические особенности, а также степень личностной заинтересованности и мотивации к школьному обучению. Суммарный учет этих факторов позволит составить более объективную картину проверки готовности ребенка к школе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль