Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста

435

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
«Вместе у нас все получится!» © Фотограф  Ю. А. Черных

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

Принципы социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста не являются нововведением в воспитании. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я. А. Коменского, который обосновал принцип природосообразности, определяющий отношение к ребенку как «к части природы»1.

Для реализации принципа индивидуализации детей дошкольного возраста необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией образовательного процесса. Таковыми являются: индивидуальность, индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, индивидуализация.

Индивидуальность рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей2.

Индивидуализация — это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел в индивидуальном опыте3.

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
Оказание индивидуальной помощи в совместной деятельности с педагогом 

Таким образом, индивидуализация детей дошкольного возраста может быть рассмотрена в следующих направлениях:

как индивидуальный курс развития, который выполняет каждый ребенок; как самостоятельный вид деятельности; как объединение организуемого и самоорганизуемого обучения; как результат жизнедеятельности ребенка, выражающийся в виде личностных смыслов, общественных действий.

Приступая к реализации принципа индивидуализации, педагоги МБДОУ «Детский сад № 31 „Голубая стрела“» г. Туапсе Краснодарского края, а также МБДОУ «Детский сад № 26 „Петушок“» муниципального образования Туапсинского района проанализировали образовательную ситуацию и вывели следующие положения, которые следует учитывать в практике работы, во взаимодействии с детьми и их родителями.

Можно сказать, что существует так называемый индивидуальный стиль детского поведения. И здесь важно грамотно поставить задачу для конкретного воспитанника, которая бы учитывала его интересы, склонности, способности, а также темперамент и гендерную принадлежность.

Индивидуализация детей дошкольного возраста предполагает примерное построение, т. к. многое зависит от самого дошкольника. Трудно предположить, в каком темпе будет осуществляться его развитие (то, что быстро усваивает один ребенок, может вызвать затруднения у другого). Результаты освоения дошкольником образовательной программы дошкольного образования также являются предполагаемыми.

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
Игровая деятельность по инициативе детей

Важно отметить, что индивидуализация детей дошкольного возраста проявляется, когда ребенку предоставляется выбор, когда развивается его самостоятельность. Так, проводя время в различных центрах активности, воспитанники указанных выше ДОО сами выбирают вид деятельности. С этой целью в каждой группе организованы развивающие центры с различным содержанием и оснащением в соответствии с возрастом детей:

  • театральный, физический, художественный центры (в группе раннего возраста);
  • дополнительно центры «Художник» и «Вообразилия» (в средней группе); центры «Знайка», «Кулинария», «Мастер на все руки», «Салон красоты» (в старших группах).

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
«Работа для настоящих мужчин!» (самостоятельная деятельность в центре «Мастер на все руки»)

Разнообразные виды занятий, организуемые в данных центрах, позволяют избежать однообразия в деятельности воспитанников.

Как правило, индивидуализация детей дошкольного возраста  носит рутинный характер. Обычно педагог общается с отстающими воспитанниками в утренние или вечерние часы, когда детей не так много. В другое время он нацелен на выполнение программы, часто работает с группой воспитанников, а не по подгруппам. 

Крайне важно придерживаться принципа индивидуализации дошкольного образования, для этого можно воспользоваться планом индивидуальной работы, который расписан по дням недели и датам (приложение 1). С помощью этой формы воспитатель может проанализировать инициативу ребенка, его самостоятельности.

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
«Вместе нам так интересно!» (самостоятельная игровая деятельность по выбору детей) 

Для того чтобы претворить в жизнь принцип индивидуализации детей дошкольного возраста, нужно организовать  непрерывную образовательную деятельность. Поначалу это кажется неосуществимым. Однако имея четкий план занятия, воспитатель действует в зависимости от потребностей и интересов детей.

Также в ходе работы выявляется социальный запрос семьи (например, некоторые родители мечтают, чтобы их дети в три года уже читали самостоятельно, а другие вовсе не стремятся к этому). Осуществить это возможно с помощью индивидуальной беседы, а также заполняя карту интересов семей дошкольников (приложение 2).

Наблюдая за воспитанниками и беседуя с их родителями, можно также узнать о сильных и слабых сторонах детей, их интересах. Информация от родителей — основной источник разработки семейных образовательных проектов. Например, в МБДОУ «Детский сад № 26 „Петушок“» благодаря индивидуальному подходу и анализу интересов семей воспитанников (и детей, и родителей) были разработаны и реализованы семейные проекты «Олимпийские надежды», «Птички-невелички», «Дедушки и бабушки — вы мои друзья».

Реализация принципа индивидуализации детей дошкольного возраста
Воспитанницы МБДОУ «Детский сад № 26 „Петушок“» (финалисты районного конкурса « Топ-топ, каблучок!»)  

При определении индивидуальных задач нужно охватывать  образовательные области. Для этого можно использовать дневник индивидуальных наблюдений за детьми (вариант 1) и определение активности и любознательности в течение дня (вариант 2) (оба варианта представлены в приложении 3).

Для практической реализации принципа индивидуализации детей дошкольного возраста необходимы следующие психолого-педагогические условия:

  • наличие содержательно-насыщенной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды, удовлетворяющей потребности ребенка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных и других впечатлениях;
  • содействие становлению субъектности ребенка в различных видах деятельности, поддержка активности, инициативности и творчества детей со взрослыми;
  • проектирование индивидуальных программ и индивидуальных образовательных маршрутов дошкльников по ФГОС с учетом гендерных различий детей, их интересов и способностей, формирующегося познавательного стиля;
  • использование методов и форм взаимодействия, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
  • обеспечение эмоционально комфортной и  социально-защищенной атмосферы в группе сверстников;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • проведение диагностики образовательных потребностей детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов).

В МБДОУ «Детский сад № 31 „Голубая стрела“» сделан акцент на определенное разграничение в постановке мебели, атрибутах, наполняемости содержания центров «Кулинария» и «Мастер на все руки». Кроме инструментов и наборов посуды, муляжей фруктов и овощей, есть «коробок-мастерок», где используются и хранятся инструменты, созданные мальчиками. Это «пылесос», «мужские инструменты», «полезные штучки для строительства».

Наблюдая за воспитанниками, педагоги ДОО отметили, что не все дети и не всегда хотят рисовать с помощью акварели. Поэтому в центре «Художник», помимо традиционных материалов для изобразительного творчества (таких как бумага, кисти и краски с карандашами), есть восковые и твердые мелки, различные виды кисточек, бумага разных размеров, мольберт, альбомы с орнаментами, уголок глиняной игрушки, пластилин различной фактуры, цветная бумага современных типов. Такое оснащение художественными материалами дает ребенку возможность проявлять индивидуальный подход к творчеству. Ведь привычные предметы и явления можно рисовать, сочетая различные материалы для творчества.

Для планирования и оказания педагогической поддержки воспитаннику можно использовать некоторые варианты наблюдений. Кроме дневника индивидуальных наблюдений за детьми в различных видах деятельности, это могут быть: карта индивидуального образовательного маршрута дошкольника (приложение 4), дневники наблюдений «Проявление инициативности ребенка в различных культурных практиках» (приложение 5) и «Проявление индивидуальных особенностей ребенка при формировании предпосылок учебной деятельности» (приложение 6).

Таким образом, индивидуализация детей дошкольного возраста - это необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДОО. Но реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Приложение 1

План индивидуальной работы педагога с ребенком

Фамилия, имя ребенка ____________________

Группа _________________________________

Год ____________________________________

Проблема Основные виды деятельности детей, организованные воспитателем Дни недели
Понедельник
(дата)
Вторник
(дата)
Среда
(дата)
Четверг
(дата)
Пятница
(дата)
Организованная образовательная деятельность
Наблюдения (экскурсии, прогулки)
Экспериментирование, моделирование
Коммуникативная
Игровая
Продуктивная
Конструирование
Двигательная

Приложение 2

Карта интересов семей дошкольников

Семья (фамилия) Чем любят обычно заниматься в семье? Что любят читать, смотреть? Кто больше проводит времени с ребенком? Кто в семье проявляет больше любознательность? В какие игры любят играть в семье? Любимые игрушки ребенка Вредные привычки ребенка Тип темпераментов членов семьи

Приложение 3

Дневник индивидуальных наблюдений за ребенком в различных видах деятельности

Вариант 1

Код ребенка Месяц Виды детской деятельности
Игровая Двигательная Познавательная Музыкальная Изобразительная

Вариант 2

Код ребенка Проявление активности и любознательности
Месяц Занятие Режимные моменты Самостоятельная деятельность Взаимодействие со сверстниками Взаимодействие со взрослым

Приложение 4

Карта индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Фамилия, имя ребенка ____________________

Группа _________________________________

Год ____________________________________

Проблема (трудности, испытываемые ребенком
в ходе воспитательно-образователь-ного процесса)
Цели
и задачи образова-тельной работы
Разделы
основной образова-
тельной программы дошкольного образования, реализуемой в индивидуальной работе
Используемые педаго-гические технологии и методики Ожидаемые результаты Рекомен-дации специалис-тов Эффективность проведенной работы Интерактивное взаимодействие с семьей ребенка

Приложение 5

Дневник наблюдений «Проявление инициативности ребенка в различных культурных практиках»

Фамилия, имя ребенка ____________________

Группа _________________________________

Год ____________________________________

Сферы инициативности (характер самореализации в разных видах культурных практик) Младший дошкольный возраст (3–4 года) Средний дошкольный возраст (4–5 лет) Старший дошкольный возраст (5–6 лет) Старший дошкольный возраст (6–7 лет)
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
Творческая инициатива (в сюжетной игре)
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности)
Коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивной деятельности)
Познавательная инициатива — любознательность (в  познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности)
Двигательная инициатива (в различных формах двигательной активности)

Приложение 6

Дневник наблюдений «Проявление индивидуальных особенностей ребенка при формировании предпосылок учебной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Показатели Старший дошкольный возраст Примечание
5–6 лет 6–7 лет
Сентябрь Май Сентябрь Май
Наличие познавательных и социальных мотивов учения
Умение фантазировать и воображать
Умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного восприятия образца
Умение ориентироваться на заданную систему требований
Умение осознанно подчиняться правилу
Умение обобщать
Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме
Умение общаться со взрослыми и сверстниками

 


1 Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. М., 1996.

2 Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО «Апрель Пресс», ЗАО «Издательство „Эксмо-Пресс“», 2000 С. 339.

3 Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 554.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль