Социально-нравственное воспитание в ДОУ

102

Одним из основных принципов дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования1 является социально-нравственное воспитание в ДОУ: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. У воспитанников московских дошкольных образовательных организаций есть возможность ознакомиться с  культурно-художественным наследием нашей страны, которое предоставляет богатейшая социокультурная среда столицы: музеи, выставки, картинные галереи, экскурсии по родному городу.

Почти 50 музеев г. Москвы имеют экспозиции для детей, в т. ч. для дошкольников 5-7-летнего возраста. Проведенный нами опрос семей воспитанников дошкольного отделения № 9 «Родничок» школы № 2116 г. Москвы (далее — дошкольное отделение) показал, что родители крайне редко посещают с детьми музеи. В основном они водят детей на развлекательные мероприятия в торговые комплексы, кино и на цирковые представления.

Социально-нравственное воспитание в ДОУ с участием родителей

Одной из причин редких посещений семьями музеев является недоведение до родителей информации об интересных экспозициях, предназначенных для дошкольников, неумение организовать содержательный семейный досуг с использованием социокультурной среды столицы. Кроме того, родители мало внимания уделяют общению с детьми, обсуждению их впечатлений от увиденного, не придают значения социализации дошкольников в ДОУ, их эмоциям при совместном посещении музеев, театров, экскурсий.

На вопрос «Считаете ли вы необходимым приобщать детей к достопримечательностям города, историческим памятникам, музеям, ценностям художественной культуры?» большинство родителей воспитанников дошкольного отделения ответили утвердительно. Но многие из них предпочитают, чтобы  зсоциально-нравственным воспитанием в ДОУ занимались педагогические работники, хотя и не против участия в совместных мероприятиях.

Для решения задачи социально-нравственного воспитания в ДОУ, а так же приобщения к социокультурным ценностям столицы и активизации родителей в нашем дошкольном отделении разработан комплекс мероприятий:

вовлечение родителей в совместную (с педагогическими работниками и детьми старшего дошкольного возраста) деятельность по организации в дошкольном отделении интерактивной музейной среды по истории родного края, созданию художественных экспозиций с подлинными произведениями живописи, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, предметов народного быта и этнографии, а также передвижных выставок, создание мини-музея в ДОУ и др.; оказание консультативно-рекомендательной помощи родителям по организации семейного досуга с использованием социокультурной среды г. Москвы («Музеи Москвы — детям», «Как должны вести себя дети в музее», «Как помочь детям увидеть красоту и обсудить увиденное» и др.); размещение на странице дошкольного отделения (на сайте школы) информации о программах семейного досуга в выходные дни (какие экскурсии в музеи, по городу, в картинные галереи, в театры и др. мы рекомендуем посетить с детьми); организация семейных экскурсий в Третьяковскую галерею, музеи-заповедники (государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и  природно-ландшафтныймузей-заповедник, включающий территории музеев-заповедников «Коломенское», «Измайлово», «Лефортово», «Люблино»), привлечение родителей к участию и приобретению абонементов на экскурсионное обслуживание.

Экскурсии проводятся на основе договора дошкольного отделения с учреждением культуры (пример приведен в приложении 1). Договоры составляются на учебный год и чаще всего включают экскурсионное обслуживание тематического цикла из 8–10 экскурсий. Кроме того, работники детского сада и работники отдела музейной педагогики музея-заповедника составляют план совместной работы (приложение 2).

Сотрудничество с различными музеями на договорной основе позволяет объединить усилия педагогических работников, семьи и работников учреждений культуры, сформировать социально-нравственное воспитание в ДОУ и образовательное пространство для личностного развития ребенка, воспитания его познавательных интересов к истории и  культурно-художественному наследию своего города, что в большей степени способствует социализации детей дошкольного возраста.

Социальное воспитание в ДОУ

Приобщение дошкольников к социокультурным, художественно-эстетическим ценностям столицы проходит в три этапа. Рассмотрим содержание этих этапов на примере знакомства детей с  музеем-заповедником «Царицыно».

Этап 1. На подготовительном этапе воспитатели проводят специальные тематические занятия и беседы с детьми: «Что такое музей?», «Правила поведения в музее» (игровое занятие), «Незнайка в музее» и др. Используя фото, иллюстрации, слайд-презентации или виртуальные экскурсии, педагогические работники дают детям перед посещением музея первоначальную эмоционально окрашенную информацию о нем, чтобы вызвать у дошкольников интерес и желание увидеть, посетить музей.

Так, например, первоначальное знакомство детей с  музеем-заповедником «Царицыно» проводится в музейной среде детского сада на материале историко-краеведческой экспозиции «Прогулки в Царицыно». Интерактивные экспозиции, воссоздающие колорит XVIII в. (макеты дворцовых построек, соответствующие одежда и убранство, репродукции портретов Екатерины II и зодчих М. Ф. Казакова, В. И. Баженова, фотогалерея архитектурных памятников музея-заповедника «Царицыно» и т. д.), вызывают у дошкольников первоначальное яркое эмоциональное впечатление и живой интерес. Так как экспозиция интерактивная большинство экспонатов воспитанники могут подержать в руках, поиграть с ними, полистать альбомы с репродукциями. Девочки наряжаются в бальные платья XVIII в., а мальчики примеряют макеты орденов той эпохи.

Из рассказа воспитателя дети узнают, как создавался Царицынский дворцовый ансамбль; рассматривая иллюстрации, фотографии и макеты дворцов, мостов и ворот знакомятся с понятием архитектурного ансамбля, получают первые понятия об архитектурных стилях и деталях, учатся видеть особенности каждого отдельно взятого здания, сравнивать их.

Подготовительный этап социального воспитания в ДОУ включает элементы театрализации, досуговые развлечения «Собираемся на бал», «Приглашение во дворец», которые эмоционально привлекательны и интересны детям.

Первоначальные знания, которые дети получили на подготовительном этапе, вызывают у них интерес и желание больше узнать о данной исторической эпохе и о музее. По окончании подготовительного этапа воспитатель раздает детям приглашения на экскурсию в  музей-заповедник «Царицыно», на которую их родители заранее приобрели абонемент.

Этап 2. На данном этапе параллельно с подготовительными занятиями в детском саду проводятся семейные экскурсии в  музей-заповедник «Царицыно». Экскурсоводы музея организуют их в виде тематического цикла (8 экскурсий в год) с постепенным усложнением информации об исторической эпохе, о самом музее-заповеднике, архитектурном ансамбле «Царицыно», природных условиях лесопарка, в котором он находится и т. д.

Педагогические работники дошкольного отделения совместно с музейными работниками приводят к единству образовательные и воспитательные задачи подготовительного этапа социально-нравственного воспитания в ДОУ в детском саду и экскурсий непосредственно в  музее-заповеднике «Царицыно».

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» расположен на юге г. Москвы и включает дворцовый ансамбль, оранжереи, исторический пейзажный парк с прудами и павильонами, а также новые парковые зоны с цветниками и светомузыкальным фонтаном. Дворцовый комплекс конца XVIII в., расположенный в центральной части парка, возводился как подмосковная резиденция императрицы Екатерины II.

Дети активно участвуют в экскурсиях: наблюдают, отвечают на вопросы. Экскурсовод помогает им ощутить пространственную протяженность зданий архитектурного ансамбля, которые они обходят вокруг. Дошкольники могут не только увидеть, сравнить архитектурные детали, полюбоваться ими, но и потрогать резные белые камни, пройтись по узорчатому паркету дворцов, коснуться холодных (даже в летнюю жару) мраморных колонн, ощутить тепло деревянных резных перил и подоконников, услышать эхо шагов и голосов в просторных дворцовых залах. Детей и их родителей восхищают величие и красота Царицынского ансамбля, впечатляют досуговые развлечения XVIII в., которые экскурсоводы организуют во дворце, например: «Бал-маскарад», «Мастерская XVIII в." и др. Во время таких мероприятий взрослые и дети переодеваются в костюмы XVIII в., учатся пользоваться атрибутами эпохи, танцуют, играют.

Как показывает практика, семейные экскурсии в сопровождении экскурсовода являются наиболее успешной формой ознакомления дошкольников с  культурно-художественным наследием и памятниками любой исторической эпохи.

Этап 3. Послеэкскурсионная работа в дошкольном отделении включает: обсуждение впечатлений воспитанников от экскурсии, оформление фотоальбомов, изготовление поделок, использование полученных знаний в самостоятельной художественной и игровой деятельности детей.

Семейные экскурсии в  музей-заповедник «Царицыно» оставляют у воспитанников множество впечатлений. Детям надолго запоминаются сказочной красоты постройки архитектурного ансамбля «Царицыно»: Большой и Малый дворцы, Оперный дом, Виноградные ворота, Хлебный дом, старинный парк с липовыми аллеями, пруд с островами, изящными каменными мостами и гротами, старинный храм.

По словам воспитателей, после экскурсии дети приходят с позитивными эмоциями и стремятся ими поделиться. Изучение архитектурных памятников продолжается в самостоятельной художественной деятельности детей в свободное время: в рисунках, аппликациях, лепке барельефов, конструировании дворцов и мостов Царицына.

Используя дидактическую игру «Мы архитекторы», архитектурную мозаику, пазлы «Дворцы Царицына», различные конструкторы, воспитатели учат детей различать по внешнему виду архитектурные сооружения, отражать облик различных исторических построек, находить отличительные признаки и средства выразительности архитектуры прошлого и современности.

Таким образом, художественный вкус детей и социально-нравственное воспитание в ДОУ формируется на лучших произведениях культурно-художественного наследия нашей страны.

1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль