Многокультурное образование. Воспитание толерантности у дошкольников

26

Задачей образования на сегодняшний день, в том числе и дошкольного, выступает формирование у детей способности к самоопределению, критическому мышлению, а также межкультурной и этнокультурной компетентности. Кроме того, важно и воспитание у дошкольников толерантности.

Межкультурная компетентность — это определенное свойство личности, которое выражается посредством объективных представлений и знаний об этнической культуре, реализуется с помощью умений, навыков и моделей поведения, способствует межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная компетентность, в свою очередь, гарантирует способность к преодолению трудностей во взаимодействии коммуникативного и иного типа с представителями разных этнических групп.

Эти понятия находятся в основе многокультурного образования, задачей которого является формирование у дошкольников умения вести диалог с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий и воспитание толерантности у дошкольников. На сегодняшний день это особенно актуально, поскольку в мире сохраняется тенденция притока мигрантов в мегаполисах.  И образование при этом должно быть ориентировано не только на распределение мест в образовательных организациях, но и на создание инновационных механизмов, которые будут способны гарантировать интеграцию детей, чьим родным языком не является русский, в систему российского ДО.

Для реализации идеи многокультурного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо вести работу одновременно в двух направлениях: воспитание толерантности у дошкольников к сверстникам другой национальности (вероисповедания, расы и т. д.) и социализация детей мигрантов в условиях российского детского сада.

Воспитание толерантности у дошкольников: суть

Толерантность (терпимость) — это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия внешности, манеры речи, вкусов, образа жизни, физических особенностей другого человека. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие.

Формирование и воспитание толерантности у дошкольников реализуется посредством развития у ребенка терпимости к различиям культуры и понимающего отношения. В числе направлений деятельности ДОО, нацеленной на воспитание толерантности, можно выделить следующие.

  1. Создание особого толерантного пространства в группах детского сада, в процессе которого каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным вне зависимости от этнической принадлежности. Считается, что специально организованная среда в группе поможет сформировать у ребенка собственное представление о разных людях и приемах взаимодействия с ними. С этой целью в группе можно сформировать специальный этноуголок или проводить выставки по этнической культуре. Воспитатели при этом должны способствовать тому, чтобы в детском саду формировалась атмосфера уважения и доброжелательности.
  2. Подготовка педагогического состава, соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений, взглядов и мировоззрения воспитателя зависит эффективность и продуктивность работы по воспитанию толерантности у дошкольников и формированию многокультурного образования. Полезным инструментом в подготовке педагогического персонала являются имитационные деловые игры.
  3. Применение в процессе воспитания толерантности у дошкольников педагогических технологий, которые ориентированы на развитие толерантности. В числе этих технологий диалог, который позволяет передать разнообразную информацию, и дискуссия как совместный поиск истины.
  4. Взаимодействие образовательной организации с семьей в процессе формирования и воспитания толерантности у дошкольников. Так, родители являются главными воспитателями своего ребенка, по этой причине нельзя сформировать у него толерантность в том случае, если родители и педагоги не работают в связке. Сотрудничество воспитателей и родителей должно осуществляться при учете особенностей семейных взаимоотношений.

В детском саду можно проводить с воспитанниками и их родителями совместные мероприятия, направленные на воспитание толерантности:

празднование народных праздников, отмечание памятных дат исторического значения; проведение соревнований по национальным играм и видам спорта; проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений; создание семейных журналов; рассказы родителей-мигрантов детям группы о своей национальности; проведение экскурсий этнокультурного содержания.

  1. Введение в практику образовательной организации по  воспитанию толерантности у дошкольников парциальных программ, способствующих формированию толерантности. Допустим, программа «Я — человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру» С. А. Козловой предусматривает раздел «Земля — наш общий дом», который призван ознакомить дошкольников с разными жителями Земли, а также их традициями и культурой.

Социализация и интеграция детей мигрантов в части процесса воспитания толерантности у дошкольников

Адаптация дошкольников в условиях детского сада, чьим родным языком русский не является, считается одной из наиболее важных задач в процессе их социализации. При этом важно понимать, что социализация детей-мигрантов в ДОО является необходимым условием их развития и дальнейшего освоения ими социально-культурного опыта и межличностных отношений.

Так, в процессе воспитания толерантности у дошкольников возникает необходимость интеграции детей-мигрантов в жизнедеятельность группы и ДОО в целом. В связи с этим воспитатели должны собрать полную информацию об этнической принадлежности ребенка-мигранта, а именно, откуда приехала семья, и где родился ребенок, какие традиции есть у его семьи, на каком языке с ребенком общаются в семье, и насколько хорошо сами родители общаются на русском языке.

Воспитатели должны заниматься русским языком с ребенком из семьи мигрантов или с группой детей-мигрантов в индивидуальном порядке. И в данном случае отдельное внимание нужно уделять речевому сопровождению: например, называть или находить названные предметы. Важно делать акцент на русской речи, произношении определенных слов как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Педагогические работники в процессе воспитания толерантности у дошкольников должны мотивировать детей-мигрантов говорить на русском языке, не бояться вступать в общение со сверстниками и взрослыми, высказывать свое мнение и даже делать ошибки.

Базовые задачи решает непосредственно воспитатель группы, но несмотря на это, работа по социализации детей, чьим родным языком русский не является, должна осуществляться коллективно и задействовать всех специалистов детского сада. Важное место в данной деятельности занимают семья таких детей, с которой также необходимо сотрудничать в индивидуальном порядке, объяснять им необходимость обучения русскому языку и оказывать всяческую помощь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль