Многокультурное образование. Воспитание толерантности у дошкольников

36

Задачей образования на сегодняшний день, в том числе и дошкольного, выступает формирование у детей способности к самоопределению, критическому мышлению, а также межкультурной и этнокультурной компетентности. Кроме того, важно и воспитание у дошкольников толерантности.

Межкультурная компетентность — это определенное свойство личности, которое выражается посредством объективных представлений и знаний об этнической культуре, реализуется с помощью умений, навыков и моделей поведения, способствует межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная компетентность, в свою очередь, гарантирует способность к преодолению трудностей во взаимодействии коммуникативного и иного типа с представителями разных этнических групп.

Эти понятия находятся в основе многокультурного образования, задачей которого является формирование у дошкольников умения вести диалог с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий и воспитание толерантности у дошкольников. На сегодняшний день это особенно актуально, поскольку в мире сохраняется тенденция притока мигрантов в мегаполисах.  И образование при этом должно быть ориентировано не только на распределение мест в образовательных организациях, но и на создание инновационных механизмов, которые будут способны гарантировать интеграцию детей, чьим родным языком не является русский, в систему российского ДО.

Для реализации идеи многокультурного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо вести работу одновременно в двух направлениях: воспитание толерантности у дошкольников к сверстникам другой национальности (вероисповедания, расы и т. д.) и социализация детей мигрантов в условиях российского детского сада.

Воспитание толерантности у дошкольников: суть

Толерантность (терпимость) — это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия внешности, манеры речи, вкусов, образа жизни, физических особенностей другого человека. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие.

Формирование и воспитание толерантности у дошкольников реализуется посредством развития у ребенка терпимости к различиям культуры и понимающего отношения. В числе направлений деятельности ДОО, нацеленной на воспитание толерантности, можно выделить следующие.

  1. Создание особого толерантного пространства в группах детского сада, в процессе которого каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным вне зависимости от этнической принадлежности. Считается, что специально организованная среда в группе поможет сформировать у ребенка собственное представление о разных людях и приемах взаимодействия с ними. С этой целью в группе можно сформировать специальный этноуголок или проводить выставки по этнической культуре. Воспитатели при этом должны способствовать тому, чтобы в детском саду формировалась атмосфера уважения и доброжелательности.
  2. Подготовка педагогического состава, соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, убеждений, взглядов и мировоззрения воспитателя зависит эффективность и продуктивность работы по воспитанию толерантности у дошкольников и формированию многокультурного образования. Полезным инструментом в подготовке педагогического персонала являются имитационные деловые игры.
  3. Применение в процессе воспитания толерантности у дошкольников педагогических технологий, которые ориентированы на развитие толерантности. В числе этих технологий диалог, который позволяет передать разнообразную информацию, и дискуссия как совместный поиск истины.
  4. Взаимодействие образовательной организации с семьей в процессе формирования и воспитания толерантности у дошкольников. Так, родители являются главными воспитателями своего ребенка, по этой причине нельзя сформировать у него толерантность в том случае, если родители и педагоги не работают в связке. Сотрудничество воспитателей и родителей должно осуществляться при учете особенностей семейных взаимоотношений.

В детском саду можно проводить с воспитанниками и их родителями совместные мероприятия, направленные на воспитание толерантности:

празднование народных праздников, отмечание памятных дат исторического значения; проведение соревнований по национальным играм и видам спорта; проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений; создание семейных журналов; рассказы родителей-мигрантов детям группы о своей национальности; проведение экскурсий этнокультурного содержания.

  1. Введение в практику образовательной организации по  воспитанию толерантности у дошкольников парциальных программ, способствующих формированию толерантности. Допустим, программа «Я — человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру» С. А. Козловой предусматривает раздел «Земля — наш общий дом», который призван ознакомить дошкольников с разными жителями Земли, а также их традициями и культурой.

Социализация и интеграция детей мигрантов в части процесса воспитания толерантности у дошкольников

Адаптация дошкольников в условиях детского сада, чьим родным языком русский не является, считается одной из наиболее важных задач в процессе их социализации. При этом важно понимать, что социализация детей-мигрантов в ДОО является необходимым условием их развития и дальнейшего освоения ими социально-культурного опыта и межличностных отношений.

Так, в процессе воспитания толерантности у дошкольников возникает необходимость интеграции детей-мигрантов в жизнедеятельность группы и ДОО в целом. В связи с этим воспитатели должны собрать полную информацию об этнической принадлежности ребенка-мигранта, а именно, откуда приехала семья, и где родился ребенок, какие традиции есть у его семьи, на каком языке с ребенком общаются в семье, и насколько хорошо сами родители общаются на русском языке.

Воспитатели должны заниматься русским языком с ребенком из семьи мигрантов или с группой детей-мигрантов в индивидуальном порядке. И в данном случае отдельное внимание нужно уделять речевому сопровождению: например, называть или находить названные предметы. Важно делать акцент на русской речи, произношении определенных слов как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Педагогические работники в процессе воспитания толерантности у дошкольников должны мотивировать детей-мигрантов говорить на русском языке, не бояться вступать в общение со сверстниками и взрослыми, высказывать свое мнение и даже делать ошибки.

Базовые задачи решает непосредственно воспитатель группы, но несмотря на это, работа по социализации детей, чьим родным языком русский не является, должна осуществляться коллективно и задействовать всех специалистов детского сада. Важное место в данной деятельности занимают семья таких детей, с которой также необходимо сотрудничать в индивидуальном порядке, объяснять им необходимость обучения русскому языку и оказывать всяческую помощь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль