Развитие одаренности у детей в ДОУ

114

Как правило, одаренные дети обладают следующими типичными чертами:

хорошей памятью;легко и быстро усваивают обучающий материал;знают больше о событиях и фактах, чем их сверстники;решают сложные задачи, требующие умственных усилий;очень любознательны;креативно мыслят и предлагают нестандартные решения;очень восприимчивы и наблюдательны.

Все перечисленные качества не свойственны ребенку с рождения, они формируются только при определенных условиях и в процессе деятельности. И если воспитательный процесс построен правильно, то дошкольники могут достичь успеха в любом виде деятельности.

Основная задача развивающих программ  для дошкольников, направленных на одаренность детей в ДОУ — помочь каждому максимально раскрыть свой потенциал: научить задавать вопросы, помогать узнавать новое, развивать творческую активность.

Создание среды для развития одаренности у детей в ДОУ

Для успешного развития одаренности у детей в ДОУ необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая поможет ребенку проявить свои способности, даст правильную мотивацию к деятельности, благодаря которой он обязательно достигнет значимых для себя результатов.

Предметно-развивающая среда должна постоянно содержать признаки новизны и проблемности, быть насыщенной, разнообразной, изменчивой, эмоционально привлекательной.

Развивающие программы для дошкольников, ориентированные на познавательные способности и познавательную активность детей предполагают настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки (со спичками, пятнашки, танграм, складные картинки).

Для приобретения новых знаний детям предлагаются книги познавательного характера, направленные на изучение окружающего мира. Такие книги имеют качественные яркие иллюстрации и малое количество крупного текста, чтобы дети могли самостоятельно их рассматривать. Также детям доступны художественные произведения с красочными картинками.

В отдельных кабинетах мы создаем условия, в которых воспитанники могут экспериментировать с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п., исследовать свойства и поведение новых для них объектов.

Одаренность у детей в ДОУ может быть проявлена в игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Наши воспитанники свободно могут использовать бумагу, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки тканей, краски, а также пластилин, различный декоративный материал (лесные шишки, листья, спичечные коробки, ткани, ветки деревьев, цветную бумагу). Такое обилие материалов подталкивает ребенка к созданию интересных поделок, изготовлению новых предметов.

Развивающие программы для дошкольников так же включают в себя конструирование из крупного строительного материала, в группе выделено пространство, которое обеспечит свободное перемещение и размещение объектов. Используя данные условия, дети могут создавать конструкции, прятаться и искать друг друга, заниматься поисками предметов в соответствии с  картой-схемой, организовывать соревнования, разыгрывать постановки.

Для мелкого конструирования в группах подобраны различные наборы конструкторов в соответствии с возрастными особенностями детей: деревянные разных размеров, пластмассовый (конструкторы LEGO), металлический, а также дополнительные аксессуары для доработки построек.

Среда, способствующая развитию одаренности у детей в ДОУ, должна обладать специфическими особенностями: обилием и разнообразием игр, наличием интересных книг для чтения, материалов для экспериментирования, условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детской деятельности.

Этапы работы с одаренностью детей в ДОУ

В нашем детском саду работу по выявлению и развитию одаренности детей в ДОУ ведут специалисты психологической службы. Данный вид деятельности делится на несколько этапов.

Этап 1. Выявление талантов и одаренности у детей в ДОУ 

На данном этапе мы отбираем детей, с которыми будет проводиться дальнейшая работа.

Для этого проводится диагностика уровня развития психических процессов воспитанников с помощью специальных методик: тест на определение уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона); тест «Цветные матрицы» (тест Д. Равена) на определение уровня развития наглядно-образного мышления; тест «Фигурная форма» (тест П. Торренса) на определение уровня развития творческого мышления; тест на определение уровня тревожности и методика «Определение эмоциональных состояний человека» (для изучения эмоционально-волевой сферы развития).

Также в выявлении одаренности детей в ДОУ важно участие педагогических работников, которые проводят диагностику освоения образовательной программы дошкольного образования.

Отметим, что работа по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ начинается со средней группы (с 4 лет). Воспитанники младшей группы в начале года проходят адаптационный период, а с середины года для них проводятся диагностика уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона) и мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования.

Этап 2. Комплексная работа с одаренностью детей в ДОУ, их родителями и воспитателями

Развивающие программы для дошкольников, предполагают проведениея диагностики выявленния одаренности у детей в ДОУ, а также дальнейшие психолого-педагогические обследования. Для этого используются современные диагностические методики, которые позволяют вовремя и качественно выявлять способности и задатки каждого дошкольника. Специалисты психологической службы дают характеристику степени самораскрытия, его умственному, эмоциональному, социальному развитию, индивидуальным особенностям.

В разных возрастных группах для одаренных детей проводятся индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также с  учителем-логопедом и  педагогом-психологом.

Работа с родителями заключается в помощи воспитания как на индивидуальных консультациях, так и при проведении собраний для родителей одаренных детей. Детско-родительские проекты способствуют раскрытию талантов ребенка и его сближению с родителями. В нашем детском саду проводятся проекты: «Что такое хорошо» (по произведению К. Чуковского), где ребенок совместно с родителями создает поделку на данную тематику и презентует ее другим воспитанникам; «Хочу все знать», где семья выбирает одну из предложенных тем и готовит по ней выступление; викторина «Что? Где? Когда?», вопросы для которой готовят родители и дети; конкурс детских талантов «Мой малыш — гений».

Для воспитателей специалисты психологической службы проводят семинары и тренинги, направленные на повышение профессионального мастерства для работы с одаренностью детей в ДОУ.

Заключительный этап. Мониторинг результатов сопровождения одаренности детей в ДОУ

Развивающие программы для дошкольников предусматривают и мониторинг, который заключается в повторном проведении диагностики (см. этап 1), сравнении показателей и выявлении их динамики. Благодаря мониторингу мы можем понять, чего мы смогли добиться в процессе воспитания, чего не хватает и на что следует обратить внимание.

В процессе работы по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ мы сделали вывод, что именно склонность педагогического работника к творческой деятельности, его умение моментально перестраиваться в намеченном плане работы в зависимости от способностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами является определяющим фактором в обеспечении должного воспитания и качественного образовательного процесса. Если педагогический работник может обеспечить оптимальные условия развития для всех детей группы, различающихся уровнем развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровнем знаний, и при этом умеет ориентироваться на индивидуальные потребности каждого ребенка, то такой педагогический работник способствует правильному развитию любого ребенка.

В общении с детьми мы стараемся придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ним на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Специалисты, работающие с детьми, должны уметь заинтересовывать ребенка процессом выполняемой им самим деятельности.

Только работая совместно с одаренным ребенком, мы сможем помочь ему раскрыться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль