Режим дня группы в ДОУ: эффективно планируем работу воспитателя

197

Если зайти в любую группу детского сада, можно увидеть плакат или стенд с 
режим дня группы в ДОУ . Соблюдение режима дня — важнейшее условие здорового роста и гармоничного развития ребенка.

В кабинете заведующего детским садом режима дня групп ДОУ не увидеть, однако любой успешный руководитель обязательно ведет ежедневник с записями дел на день, неделю и длительную перспективу, который является своеобразным режимом рабочего времени. Успешный руководитель — это продуктивный руководитель. Работать продуктивно означает не просто много работать, а успевать многое сделать, уметь получать конкретный результат своей деятельности.

Планирование деятельности и режима дня групп в ДОУ

Продуктивное управление организацией, в том числе и работой воспитателя в ДОУ определяется продуктивным планированием.
Правило «шести „П“» гласит: «Правильное Предварительное Планирование Предотвращает Плохие Показатели».

Идея тайм-менеджмента заключается в том, что управление людьми, организацией нужно начинать с управления собственной деятельностью.

Чем правильное планирование отличается от неправильного? Неправильное планирование — это:

отсутствие цели;цель есть, но она не детализирована списком дел на день, неделю;цель есть, список дел есть, но дела накладываются друг на друга;цель есть, список дел есть, дела расставлены по порядку, но не доводятся до конца;цель есть, список дел есть, дела расставлены по порядку, доводятся до конца, но не соблюдаются сроки их выполнения;цель есть, список дел есть, дела расставлены по порядку, доводятся до конца, соблюдаются сроки, но случается форс-мажор.

Правильное планирование начинается с определения цели. Цель вносит смысл в работу, поддерживает силы, мотивирует коллектив, который является помощником руководителя, помогает определить главные задачи.

Правильное планирование режима групп в ДОУ должно быть реальным, конкретным. Для этого план дел нужно зафиксировать: на бумаге, в телефоне, электронной записной книжке или других гаджетах. Фиксация плана позволит избавиться от ненужных, затратных по времени дел, проложить маршрут дня («дорожную карту»). Простой список дел на день увеличит продуктивность на 15–25%.

Но, как гласит русская пословица: «Написали на бумаге, да забыли про овраги». Таким «оврагом» может стать собственное физическое состояние, например, биоритмы: кто-то жаворонок, кто-то сова. Поэтому, составляя план, нужно помнить, что вы пишете его для себя. А значит, следует соотносить намеченные дела со своими биологическими часами и самые важные задачи планировать на пик работоспособности. Если прилив сил с утра, значит, начало дня нужно посвятить самым важным делам. Если энергетический подъем наступает после обеда, значит, именно это время следует запланировать для главных дел.

Правильное планирование режима дня групп в ДОУ завершается контролем сделанного и анализом плана в конце рабочего дня. Начинающие менеджеры могут просто отметить «галочками» решенные за день задачи. Опытный руководитель, подводя итоги, не только отметит сделанные дела, но и остановится на несделанных: Кто помешал? Что отвлекло? Сделано ли вовремя? Сделано ли качественно? Какова эмоциональная окраска дела? Был ли резонанс? Удалось ли блокировать каналы потери времени (непродуктивные разговоры, конфликты и пр.)? Смог ли отказаться от «чужих» дел?

Методы экономии времени при планировании работы воспитателя

Составить правильный план помогут широко известные в менеджменте приемы и правила: метод Эйзенхауэра, закон Парето, принцип АВС, метод «Альпы», скрытые резервы экономии времени.

Матрица Эйзенхауэра

Метод Эйзенхауэра иначе называют законом принудительной эффективности. Согласно этому закону в первую очередь выполняются те задачи, которые принесут наибольшую выгоду, результат.

Для того чтобы выделить такие задачи, все дела из списка нужно разделить на четыре группы:

I. Срочные и важные дела.

II. Важные, но не срочные дела.

III. Срочные, но не важные дела.

IV. Не срочные и не важные дела.

Группы можно расположить в виде матрицы (рисунок).

Важно Не важно
Срочно 1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________
1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________
Не срочно 1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________
1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________

I группа. Срочные и важные дела

К данной группе относятся такие дела, которые руководитель не может делегировать, а должен в обязательном порядке выполнить сам. Важные виды деятельности влияют на ключевые аспекты работы образовательной организации, ее коллектива. Выполнение срочных дел обеспечит спокойное течение повседневной работы. Срочные дела не имеют такой эффективности как важные дела, но пока они не будут выполнены, вы не сможете перейти к важным делам.

Срочные и важные дела не являются альтернативными — и те, и другие выполняются обязательно. Эти дела нельзя отложить. К таким делам относится: разрешение конфликтов; выполнение проектов, заданий, срок выполнения которых подходит к концу; работа с учредителем; подготовка финансовой отчетности; издание приказов; проведение и участие в проверках; обучение педагогических работников; распределение работы. При грамотном планировании таких дел будет 2–3 в день.

Если группа срочных и важных дел включает более 5 пунктов, вы работаете в ситуации кризиса, напряженности и стрессовой нагрузки. В таком случае необходимо отфильтровать список таких дел, посмотреть, нет ли среди них тех, которые вы выполняете по просьбе коллег, потому что справляетесь лучше и быстрее, чем они. В данной ситуации вашу доброту и участие просто эксплуатируют. Отфильтровать такие дела — значит научиться отказывать коллегам, делегировать часть заданий своим помощникам.

II группа. Важные, но не срочные дела

У всех дел данной группы есть резерв времени, поэтому они выполняются руководителем в спокойном режиме и не вызывают стрессовую ситуацию. К этой группе относят дела, связанные с планированием новых проектов, оценкой уже выполненных, разработкой программ, подготовкой к педсоветам, совещаниям. Дела второй группы требуют от руководителя профессионализма, экспертных знаний, формируют его имидж как лидера коллектива.

Разница первых двух групп состоит в том, что дела из первой группы требуют немедленного принятия решений и незамедлительных действий, они воздействуют на вас, управляют вашим временем. Вам в данном случае отведена роль пассивного исполнителя срочной и важной задачи. Дела, входящие во вторую группу, наоборот, подчинены вам, вы управляет этими делами и временем на их исполнение. Вы определяете способ решения задачи, выбор метода, расстановку приоритетов, время выполнения задания, состав команды исполнителей.

III группа. Срочные, но не важные дела

Такие дела нужно стараться по максимуму делегировать своим помощникам или коллегам, контролируя их выполнение. К данной группе относится то, что называется текучкой: участие в совещаниях, телефонные звонки, работа с почтой, общественная деятельность. Этих дел может быть очень много и они, как правило, занимают большую часть рабочего времени. Поэтому, если третья группа включает больше 10 дел, необходимо научиться экономить время, выделенное на их выполнение. К примеру, завершать телефонный разговор, как только получена необходимая информация; проводить совещания по заранее составленному плану и в строгом соответствии с регламентом. Так как эти дела мало способствуют повышению продуктивности работы, часть их можно перевести в четвертую группу.

IV группа. Не срочные и не важные дела

В данную группу включаются задачи, которые не влекут никаких последствий в случае их невыполнения: некоторые телефонные звонки, развлечения, посещение социальных сетей и пр. Эти задачи можно спокойно вычеркнуть из плана и не выполнять.

Закон Парето для режима дня групп в ДОУ

Расставить приоритеты в списке дел поможет закон Парето, или принцип 20/80. Его суть заключается в том, что 20% усилий принесут 80% результата, а остальные 80% усилий реализуют лишь 20% задач. Таким образом, выбрав те оптимальные ресурсы, которые дают наибольший эффект, можно достичь больших результатов малыми силами, сберечь рабочее время и собственные ресурсы.

Применять данный принцип планирования режима дня групп в ДОУ лучше на этапе анализа сделанного за день. Нужно выбрать те задачи, решение которых привело к улучшению имиджа детского сада, его работников, качественно сказалось на организации образовательного процесса. Затем вычеркнуть из списка все остальные дела. Соотношение оставленных и вычеркнутых дел должно приблизительно составить 20% к 80%.

Обратите внимание на свой компьютер! Соотношение информации, содержащейся в нем, также должно подчиняться принципу 20/80. Поэтому оставьте информацию за текущий и предыдущий годы, а остальное заархивируйте и сохраните на съемном диске.

Привыкнув таким образом определять результативные дела, можно применить данный принцип и при планировании. Чтобы расставить приоритеты, нужно выписать все дела, относящиеся к достижению цели, проранжировать их по степени важности (вкладу в достижение цели), выбрать из них наиболее результативные (в сумме они займут 20% времени, но внесут 80% вклада в достижение цели), оставшиеся дела распределить по срочности и важности.

ABC-анализ

Применение принципа ABC-анализа полезно там, где нужно расставить приоритеты среди различных направлений или видов деятельности (таблица).

Расстановка приоритетов при планировании работы воспитателя по принципу АВС-анализа
 

Группа Степень важности дел Количество затрачиваемого общего рабочего времени (%) Вклад в общее дело (%)
А Важные и срочные дела 15 65
В Дела средней важности 20 20
С Повседневные дела 65 15

Дела группы «А» как важные и приносящие максимальный вклад в успех достижения цели должны быть выполнены руководителем самостоятельно, их нельзя перепоручить.

Дела группы «В» нужно по возможности делегировать. Хотя они и относятся к делам средней важности, их вклад в общий успех невелик.

Дела группы «С» являются неизбежно рутинными (например, телефонные разговоры, работа с корреспонденцией, заказ билетов и пр.), их нужно максимально делегировать.

Многие руководители, применяя этот принцип, при планировании режима дня групп в ДОУ используют не буквенное, а цветовое обозначение приоритетов: красным цветом отмечают дела группы «А», синим цветом — дела группы «В» и черным — дела группы «С».

Метод «Альпы» в планировании работы воспитателя

Анализируя работу за день, часто можно увидеть, что реализации плана помешал форс-мажор. Спрогнозировать нештатные ситуации трудно, но предусмотреть резерв на коррекцию рабочего времени поможет метод «Альпы». Согласно данному методу следует осущетвлять планирование работы воспитателя, учитывая только  60%  рабочего времени, а остальные 40% зарезервировать на внезапно возникающие дела. Если запланированные дела занимают более 60%, перенесите одно или несколько дел на завтра или перепоручите его.

Скрытые резервы экономии времени при планировании работы воспитателя

Сэкономить рабочее время и нервы при планировании работы воспитателя помогут скрытые резервы: организация пространства на рабочем столе, мотивирование на успех, использование времени вынужденного бездействия и формирование полезных привычек.

Когда рабочий стол завален бумагами, папками, цветными стикерами, справочниками, на поиск нужного документа уходит не менее 10 мин. Оцените, сколько времени вы теряете из-за того, что ваше рабочее пространство плохо организовано, и сколько полезного времени вы сэкономите, если на рабочем столе будут компьютер, органайзер и телефон. Когда все документы согласно номенклатуре дел разложены по папкам, поиск нужных материалов занимает 2–3 мин, а в отсутствие или по поручению руководителя с документами сможет работать любой представитель администрации детского сада.

Другой мощный помощник в планировании работы воспитателя — мотивация руководителя и коллектива к достижению цели. Если вы нацелены на достижение результата, ясно, конкретно определяете ожидаемый результат, постарайтесь увлечь коллег своей целью. Объединив усилия коллектива, вы получите не суммарный, а качественно новый эффект.

Время вынужденного бездействия порой не только нарушает планы, но и эмоционально подавляет. Ожидание в очереди, простаивание в пробках, перебои в связи, отмена совещания, встречи и пр. могут быть использованы для решения мелких, но обязательных дел. Тратьте высвободившееся время на просмотр электронной почты, неофициальное общение с коллегами, наблюдение за образовательным процессом в группах детского сада и т. д.

Полезные привычки (приехать на встречу за 5–7 мин; выделить определенное время для работы с приказами, например, по пятницам с 13:00 до 15:00; проводить ежедневный административный обход здания и территории детского сада, начинать рабочий день с просмотра сайтов вышестоящих организаций и др.) существенно экономят время, силы, эмоции. То, что стало привычным, не требует предварительной подготовки, обдумывания, но является частью «режима рабочего времени» руководителя.

Наконец, если все удалось, и вы чувствуете удовлетворение в конце рабочего дня, наградите себя похвалой, пешеходной прогулкой по свежему воздуху, приятной покупкой. От счастливых людей больше пользы!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль