Организация деятельности клуба «Папа может все!» в детском саду компенсирующего вида

40

Семья – это прежде всего надежная защита и поддержка для человека любого возраста и поэтому она всегда принимает активное участие в его воспитании и образовании. Издавна считается, что женщина в семье – хранительница домашнего очага, а мужчина – добытчик, охотник и защитник. Неслучайно именно папа является для ребенка наглядным примером силы и мужества. Кто, если не он, научит быть сильным, уверенным в себе, тем более когда речь о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Е.Н. Севрюкова, заведующая МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

О.Е. Вислогузова, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

Л.Г. Ожерельева, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина

Белгородской области

О.П. Серых, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

В настоящее время обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики. Согласно действующему законодательству в сфере образования родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности дошкольника. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают активное участие семьи. Между тем рождение малыша с особенностями в развитии – это всегда стресс для родителей, поэтому актуальным является поиск новых форм комплексной психолого-медико-педагогической помощи такой семье. К сожалению, зачастую именно отцы оказываются не готовыми к препятствиям, которые предстоит преодолевать в процессе развития, воспитания, обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема таких «незрелых» отцов заключается в неумении извлекать удовольствие и радость от общения со своим чадом.

Важность создания семейного клуба в детском саду компенсирующего вида

В последние годы резко повысился уровень трудовой и профессиональной занятости женщин, которые все больше времени проводят вне семьи. Перед супругами нередко возникает вопрос перераспределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций. В традиционной модели воспитания роль отца рассматривалась как вспомогательная. Однако с 1980-х гг. социологи и психологи указывают на «новый образ мужчины-отца». Хороший отец характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам малыша и частым общением с ним, он является источником знаний о мире, труде, спорте, здоровом образе жизни. Несмотря на то что для малыша с ОВЗ должны быть доступны оба родителя, его общение с отцом имеет большое значение. Упущенные в раннем детстве первые контакты, несостоявшиеся совместные прогулки, игры, занятия спортом обернутся впоследствии трудностями во взаимопонимании отцов и детей, отсутствием доверия и привязанности. Отцовская роль в семье определяется тем, насколько он доступен для ребенка, включается в совместную деятельность, ответственен за организацию воспитания и обучения ребенка. 

Не так часто можно увидеть на прогулке папу, играющего с сыном в подвижные игры, обучающего его спортивным упражнениям – подтягиванию, отжиманию, прыжкам, бегу. Обычно любовь отца к ребенку выражается в покупке дорогой игрушки. Между тем значительно важнее отцовское внимание, общность интересов, дел, совместные игры, увлечения, досуг – походы, туризм, посещение спортивных мероприятий и физкультурных праздников. С учетом этого одним из направлений деятельности МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”», в котором функционируют две группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т. ч. их посещают 10 детей-инвалидов), является поиск эффективных форм взаимодействия отца и ребенка. Коррекционно-развивающий воспитательно-образовательный процесс в ДОО предусматривает создание условий для реализации индивидуальных особенностей, интересов, склонностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка, ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.

В ДОО для этого создана благоприятная предметно развивающая среда. Педагогический коллектив детского сада работает над реализацией инновационных проектов с целью совершенствования единого образовательного инклюзивного пространства, способствующего эффективной комплексной физической реабилитации и компенсации нарушенных психофизических функций детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, социальной адаптации и интеграции их в общество.

Организация семейного клуба для детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация педагогического процесса в инклюзивных группах ДОО направлена на создание условий и оказание вариативных образовательных услуг как для дошкольников с нормальным физическим и психическим развитием, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование инклюзивной образовательной среды требует специальных мер комплексного характера, одной из них стал проект создания клуба «Папа может все!» с целью привлечения отцов детей с ОВЗ и детей-инвалидов к участию в воспитании и формировании положительного отношения к здоровому образу жизни, социальной адаптации и интеграции их в общество. Основными задачами деятельности клуба являются:

  • привлечение отцов к активному участию в воспитании и физическом развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданию зон для оздоровления детей;
  • формирование адекватного отношения родителей к заболеванию ребенка;
  • снижение заболеваемости воспитанников;
  • проведение совместных мероприятий в рамках деятельности клуба «Папа может все!»;
  • формирование интереса у родителей и детей к участию в городских спортивных мероприятиях и праздниках.

Реализация проекта в течение года проходила в три этапа. В ходе первого (диагностического) этапа была проведена психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, определены модели воспитания, используемые родителями, проведена диагностика их личностных характеристик (составлен социально-психологический портрет семьи) по следующим критериям: социальный статус семьи, типы детскородительских отношений, особенности семейного воспитания, уровень правовой культуры, психологический климат в семье.

Среди пап детей-инвалидов был проведен опрос. Так, вопрос «Интересно ли вам общаться со своим ребенком?» заставил родителей задуматься над тем, какие интересы у ребенка, насколько хорошо они знают о них (о любимых героях мультфильмов и сказок, играх, об отношении к физкультуре, спорту). Вопрос «Сколько времени вы проводите с ребенком?» вызвал у родителей затруднения.

Они боялись признаться в том, что мало внимания уделяют своим детям, и называли нереальное количество времени. На вопрос «Играете ли вы с ним и в какие игры?» многие отвечали, что когда ребенок подрастет, то они будут играть в хоккей, футбол, ходить на рыбалку. В ходе второго этапа была организована деятельность клуба «Папа может все!», которая осуществлялась в соответствии с разработанным планом (приложение). Совместные мероприятия (тренинги, диспуты, консультации, беседы, обсуждения, дни открытых дверей, физкультурно-психологический тренаж, досуги, развлечения) были направлены на оказание помощи родителям (отцам) в получении специальных знаний в области развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. На заключительном этапе состоялся анализ эффективности проекта и результатов работы. Основные критерии оценки эффективности реализованного проекта:

  • рост удовлетворенности родителей (основных потребителей) образовательными услугами ДОО, психолого-медико-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, активное участие отцов в воспитании и развитии своих детей;
  • повышение эффективности развития двигательных умений детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов благодаря участию в совместных с родителями мероприятиях;
  • соответствие коррекционно-развивающей среды, материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение следует отметить, что в рамках совместных мероприятий клуба «Папа может все!» папы активно участвовали в воспитании и физическом развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получили специальные знания по оздоровлению, снижению мышечного и психоэмоционального напряжения, формированию равновесия и координации движений у ребенка. Снизилась заболеваемость воспитанников. Кроме того, повысилось качество организации коррекционно-развивающей среды, были изготовлены зоны для оздоровления детей.

Организация деятельности клуба «Папа может все!» в детском саду компенсирующего вида

Организация деятельности клуба «Папа может все!» в детском саду компенсирующего вида



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль