Организация деятельности клуба «Папа может все!» в детском саду компенсирующего вида

31

Семья – это прежде всего надежная защита и поддержка для человека любого возраста и поэтому она всегда принимает активное участие в его воспитании и образовании. Издавна считается, что женщина в семье – хранительница домашнего очага, а мужчина – добытчик, охотник и защитник. Неслучайно именно папа является для ребенка наглядным примером силы и мужества. Кто, если не он, научит быть сильным, уверенным в себе, тем более когда речь о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Е.Н. Севрюкова, заведующая МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

О.Е. Вислогузова, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

Л.Г. Ожерельева, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина

Белгородской области

О.П. Серых, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

В настоящее время обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики. Согласно действующему законодательству в сфере образования родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности дошкольника. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают активное участие семьи. Между тем рождение малыша с особенностями в развитии – это всегда стресс для родителей, поэтому актуальным является поиск новых форм комплексной психолого-медико-педагогической помощи такой семье. К сожалению, зачастую именно отцы оказываются не готовыми к препятствиям, которые предстоит преодолевать в процессе развития, воспитания, обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема таких «незрелых» отцов заключается в неумении извлекать удовольствие и радость от общения со своим чадом.

Важность создания семейного клуба в детском саду компенсирующего вида

В последние годы резко повысился уровень трудовой и профессиональной занятости женщин, которые все больше времени проводят вне семьи. Перед супругами нередко возникает вопрос перераспределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций. В традиционной модели воспитания роль отца рассматривалась как вспомогательная. Однако с 1980-х гг. социологи и психологи указывают на «новый образ мужчины-отца». Хороший отец характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам малыша и частым общением с ним, он является источником знаний о мире, труде, спорте, здоровом образе жизни. Несмотря на то что для малыша с ОВЗ должны быть доступны оба родителя, его общение с отцом имеет большое значение. Упущенные в раннем детстве первые контакты, несостоявшиеся совместные прогулки, игры, занятия спортом обернутся впоследствии трудностями во взаимопонимании отцов и детей, отсутствием доверия и привязанности. Отцовская роль в семье определяется тем, насколько он доступен для ребенка, включается в совместную деятельность, ответственен за организацию воспитания и обучения ребенка. 

Не так часто можно увидеть на прогулке папу, играющего с сыном в подвижные игры, обучающего его спортивным упражнениям – подтягиванию, отжиманию, прыжкам, бегу. Обычно любовь отца к ребенку выражается в покупке дорогой игрушки. Между тем значительно важнее отцовское внимание, общность интересов, дел, совместные игры, увлечения, досуг – походы, туризм, посещение спортивных мероприятий и физкультурных праздников. С учетом этого одним из направлений деятельности МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”», в котором функционируют две группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в т. ч. их посещают 10 детей-инвалидов), является поиск эффективных форм взаимодействия отца и ребенка. Коррекционно-развивающий воспитательно-образовательный процесс в ДОО предусматривает создание условий для реализации индивидуальных особенностей, интересов, склонностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка, ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.

В ДОО для этого создана благоприятная предметно развивающая среда. Педагогический коллектив детского сада работает над реализацией инновационных проектов с целью совершенствования единого образовательного инклюзивного пространства, способствующего эффективной комплексной физической реабилитации и компенсации нарушенных психофизических функций детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, социальной адаптации и интеграции их в общество.

Организация семейного клуба для детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация педагогического процесса в инклюзивных группах ДОО направлена на создание условий и оказание вариативных образовательных услуг как для дошкольников с нормальным физическим и психическим развитием, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование инклюзивной образовательной среды требует специальных мер комплексного характера, одной из них стал проект создания клуба «Папа может все!» с целью привлечения отцов детей с ОВЗ и детей-инвалидов к участию в воспитании и формировании положительного отношения к здоровому образу жизни, социальной адаптации и интеграции их в общество. Основными задачами деятельности клуба являются:

  • привлечение отцов к активному участию в воспитании и физическом развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданию зон для оздоровления детей;
  • формирование адекватного отношения родителей к заболеванию ребенка;
  • снижение заболеваемости воспитанников;
  • проведение совместных мероприятий в рамках деятельности клуба «Папа может все!»;
  • формирование интереса у родителей и детей к участию в городских спортивных мероприятиях и праздниках.

Реализация проекта в течение года проходила в три этапа. В ходе первого (диагностического) этапа была проведена психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, определены модели воспитания, используемые родителями, проведена диагностика их личностных характеристик (составлен социально-психологический портрет семьи) по следующим критериям: социальный статус семьи, типы детскородительских отношений, особенности семейного воспитания, уровень правовой культуры, психологический климат в семье.

Среди пап детей-инвалидов был проведен опрос. Так, вопрос «Интересно ли вам общаться со своим ребенком?» заставил родителей задуматься над тем, какие интересы у ребенка, насколько хорошо они знают о них (о любимых героях мультфильмов и сказок, играх, об отношении к физкультуре, спорту). Вопрос «Сколько времени вы проводите с ребенком?» вызвал у родителей затруднения.

Они боялись признаться в том, что мало внимания уделяют своим детям, и называли нереальное количество времени. На вопрос «Играете ли вы с ним и в какие игры?» многие отвечали, что когда ребенок подрастет, то они будут играть в хоккей, футбол, ходить на рыбалку. В ходе второго этапа была организована деятельность клуба «Папа может все!», которая осуществлялась в соответствии с разработанным планом (приложение). Совместные мероприятия (тренинги, диспуты, консультации, беседы, обсуждения, дни открытых дверей, физкультурно-психологический тренаж, досуги, развлечения) были направлены на оказание помощи родителям (отцам) в получении специальных знаний в области развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. На заключительном этапе состоялся анализ эффективности проекта и результатов работы. Основные критерии оценки эффективности реализованного проекта:

  • рост удовлетворенности родителей (основных потребителей) образовательными услугами ДОО, психолого-медико-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, активное участие отцов в воспитании и развитии своих детей;
  • повышение эффективности развития двигательных умений детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов благодаря участию в совместных с родителями мероприятиях;
  • соответствие коррекционно-развивающей среды, материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение следует отметить, что в рамках совместных мероприятий клуба «Папа может все!» папы активно участвовали в воспитании и физическом развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получили специальные знания по оздоровлению, снижению мышечного и психоэмоционального напряжения, формированию равновесия и координации движений у ребенка. Снизилась заболеваемость воспитанников. Кроме того, повысилось качество организации коррекционно-развивающей среды, были изготовлены зоны для оздоровления детей.

Организация деятельности клуба «Папа может все!» в детском саду компенсирующего вида

Организация деятельности клуба «Папа может все!» в детском саду компенсирующего вида



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль