Реализация коллективных творческих проектов в детском саду

127

Творчески работающие педагоги, стремящиеся всесторонне развивать качества личности и творческие способности воспитанников, находятся в постоянном поиске эффективных педагогических методов и приемов. Одним из таких инструментов ведения воспитательно-образовательного проекта является метод проектов, включение которого в педагогическую практику позволяет предоставить детям возможность экспериментировать, анализировать и объединять полученные знания, применять их в коллективных играх и самостоятельной деятельности, развивать творческий потенциал и навык общения. 

Реализовать творческие проекты в детском саду сложно, поскольку дошкольники в силу возраста не умеют искать противоречия в окружающем мире, формулировать проблемы и выступать инициаторами их решения. Поэтому проектная деятельность в сфере дошкольного образования носит характер трехстороннего социального сотрудничества: детей, родителей и воспитателей.

Творческие проекты в детских садах №40, МБОУ «Майская СОШ»

В зависимости от тематики, состава участников, сроков выполнения в дошкольной образовательной организации реализуются проекты разных видов. Так, в структурном подразделении «Детский сад № 40» МБОУ «Майская СОШ» на протяжении восьми лет реализуются исследовательские, творческие, групповые, игровые и комплексные проекты. Традиционным стал коллективный творческий проект, целью которого является творческое развитие всех участников образовательных отношений.

К основным задачам коллективного творческого проекта относятся:

  • сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений;
  • воспитание культуры общения;
  • развитие у детей воображения, любознательности, исследовательских способностей.

Коллективные творческие проекты реализуются в детском саду в виде:

  • рукотворного конкурса;
  • семейного праздника;
  • мини-музея.

Необычные творческие проекты в детских садах

Главной особенностью таких проектов является нетрадиционная «жизненная» тематика. Так, например, основываясь на особом интересе воспитанниц к кукле Барби, воспитатели реализовали проект «Моя милая крошка Барби». Воспитанницы вместе с мамами одели кукол по своему вкусу и представили их на выставке. Совместная деятельность вызвала массу положительных эмоций у всех участников и превратилась в настоящий праздник.

На приглашение принять участие в конкурсе «Новогоднее окно» в рамках оформления помещений детского сада к Новому году откликнулись дети, их родители и педагоги всех возрастных групп. Данное мероприятие помогло реализовать творческий потенциал всех участников, прошло ярко и зрелищно. Окна в группах были украшены материалами в разной технике исполнения.
На заключительном этапе конкурса, который предполагал заучивание детьми стихотворений, проведение речевой игры или инсценировки на зимнюю тематику, состоялась защита результатов совместной деятельности. По итогам конкурса группы- победители получили по мешку игрушек от Деда Мороза, остальные участники – поощрительные призы. Главным достижением данного мероприятия стало появление «Новогоднего окна» в каждом доме участников проекта.

Вторая особенность проектов – обязательное участие семей воспитанников для улучшения детско-родительских отношений. Например, в рамках творческо-исследовательского проекта «Русский валенок» решались воспитательные, познавательные, патриотические задачи. Проект предполагал проведение:

  • выставки «Арт-валенок»;
  • конкурса частушек «Эх, валенки, да не подшиты, стареньки»;
  • семейного праздника «Русский валенок».

Выставка «Арт-валенок», в которой приняли участие 65 семей, была организована в предновогодний период. Появившиеся в каждой группе самодельные валенки вызвали огромный интерес у детей. Их повседневная обувь превратилась в «Мышиную семейку», «Забавных лошадок», чудо-зверя «Котопёс». Также из валенок было построено множество теремков. В рамках конкурса частушек «Эх, валенки, да не подшиты, стареньки» прозвучало 25 неизвестных частушек. Победители определялись в следующих номинациях: «Самая залихватская», «Майская частушка», «Самая актуальная частушка», «Авторская частушка» и др. Заключительным этапом стало проведение семейного праздника. Данный этап позволил объединить родителей, детей и педагогов в разных видах деятельности, стал средством воспитания патриотических чувств к семье, России, ее народам и мастерам-умельцам.

Третья особенность творческих коллективных проектов – наглядный результат совместной деятельности участников. Копилку рукотворных изделий пополнили автомобиль (проект «Автомобиль будущего»), елочка (проект «Новогодняя чудо-елочка краса»), миниатюрная композиция детского сада (проект «Миниатюрный сад к празднику»), макет зим- него участка, снежинки (проект «Пушистая снежинка»), макет природной зоны, книга «Самиздат», чудо-валенки, дворец в «Сказочном царстве – небывалом государстве», «Игрушка-забава из бумаги» и др.
Четвертой особенностью данного педагогического приема является формирование культуры диалога между их участниками.

Так, в ходе проекта «Русский валенок» были организованы детско-родительские творческие мастерские по украшению и оформлению валенок. Дети вместе с родителями за одним столом творили, мастерили, шутили, рассказывали истории по теме проекта. Именно такое естественное общение в форме диалога – одно из непременных условий формирования личности ребенка и обогащения детско-родительских отношений.

И, наконец, пятая особенность проектов – трансформация мотивации воспитанников от материального приза до радости общения со всеми участниками совместной деятельности. Не только воспитанники, но и родители ждут, интересуются следующими проектами, предлагают новые идеи. Так, например, в результате совместных обсуждений были предложены и реализованы проекты «Путешествие по чайному пути», «Чудо-богатыри земли русской», фестиваль «Талантик» и др.

Один из наиболее успешных коллективных творческих проектов – «Мини-музеи в детском саду» – отражает работу педагогического коллектива по реализации примерной основной обще образовательной программы. В настоящее время в детском саду сформирован своеобразный «музейный комплекс». Лестничные пролеты превращены в галерею «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», в которой представлены работы педагогов, сотрудников и родителей воспитанников из бисера, крупы, соленого теста, ниток, соломки и т. д.

В изостудии детского сада оформлен вернисаж репродукций картин известных художников, художников-родителей, представлены мини-коллекции статуэток, народных игрушек.
Девиз коллективных творческих проектов – «Чувствовать, познавать, творить вместе с детьми!»

Творческие проекты в детском саду: мини-музеи

В мини-музее «Русская изба» в комнате сказок собрано более 100 экспонатов. С их помощью педагоги знакомят детей с бытом и жизнью русского народа, развитием технического прогресса и культуры. В 2008 г. мини-музей стал победителем в районном конкурсе мини-музеев, получив диплом I степени. Кроме того, в детском саду создан передвижной мини-музей, на базе которого организуются тематические выставки:

  • «Спорт, спорт»;
  • «Мир музыкальных инструментов»;
  • «Чудесный книгоград»;
  • «В мире театра» и др.

Благодаря мини-музеям, оформленным в группах, воспитанники имеют возможность не только знакомиться с экспонатами, но и использовать их в самостоятельной деятельности. Тематика и содержание данных мини-музеев интересны и близки детям: «Книжкин дом», «Погремушка – забавная игрушка», «Талисман года» («почетный зверь года» представлен в научных, художественных и авторских материалах). Все экспонаты – результат творчества, сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Наряду с применением метода проектов воспитатели детского сада реализуют индивидуальные исследовательские программы, которые способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей и членов семьи) в сферу его интересов.

Например, в рамках проекта «Знакомый незнакомец» (реализованного в средних и старших группах) с помощью анкетирования родителей удалось выявить ряд проблем: некоторые дети не задают познавательные вопросы родителям, не проявляют любознательность; родители не рассматривают книгу как источник информации; дошкольники плохо кушают овощи, салаты, поэтому необходимо рассказать до- школьникам о том, какое значение имеют овощи для сохранения и укрепления здоровья человека.

С учетом полученных данных была организована экспериментальная деятельность, в ходе которой воспитанники наблюдали за тем, как растет лук в разных условиях. Дети, как настоящие «ученые», следили за изменениями, происходящими с растеннием, отмечали их в дневнике наблюдений. Родители собирали материал о разновидностях лука, его полезных свойствах, пополняли коллекции луковиц в группе. Результатом данного мероприятия стали выставка «Большие результаты маленького труда» и выращенный зеленый лук, который послужил витаминной добавкой к обеду.

Также были реализованы другие исследовательские проекты: «Картофельные превращалки», «Мой друг – веселый мяч», «Путешествуя в живой уголок, мы наблюдаем, познаем, развиваемся» и групповые мероприятия по направлениям:

  • физическое развитие – «От стартов дошкольных к стартам олимпийским» (воспитатель В.Н. Овчинникова, инструктор по физической культуре Н.Г. Марышева);
  • социально-личностное развитие – «Школа Крохи» (воспитатель А.А. Фалалеева);
  • художественно-эстетическое и познавательно- речевое развитие – «Чудо-богатыри земли русской» (воспитатели О.Л. Харина, Т.П. Лукиных, М.Б. Сятчихина), «День рождения Деда Мороза», «День рождения Снегурочки», «День улыбки» (воспитатели Г.В. Коротаева, В.Г. Москвина) и др.

Таким образом, творческие проекты в детском саду позволяют развивать у воспитанников гибкость мышления, пытливость, целеустремленность. Применение такого личностно-ориентированного подхода в педагогической практике способствует созданию естественных условий для формирования у дошкольников основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, интеллектуальной и языковой компетентности, социальной активности, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.

Важность творческих проектов в детских садах

Педагоги благодаря таким программам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности. Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений. Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста.

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равным» ребенку.

Следует отметить, что дошкольные организации города Краснокамска также успешно внедряют метод проектов в практику работы. Несмотря на уже достигнутые результаты (опыт реализации программ был представлен на районных методических объединениях, районных конференциях и семинарах, в конкурсах педагогического мастерства) педагоги поставили перед собой цель изучить и внедрить методику индивидуальных исследовательских детско-родительских мероприятий, а также расширить границы для воплощения детских творческих идей



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль