Реализация коллективных творческих проектов в детском саду

177

Творчески работающие педагоги, стремящиеся всесторонне развивать качества личности и творческие способности воспитанников, находятся в постоянном поиске эффективных педагогических методов и приемов. Одним из таких инструментов ведения воспитательно-образовательного проекта является метод проектов, включение которого в педагогическую практику позволяет предоставить детям возможность экспериментировать, анализировать и объединять полученные знания, применять их в коллективных играх и самостоятельной деятельности, развивать творческий потенциал и навык общения. 

Реализовать творческие проекты в детском саду сложно, поскольку дошкольники в силу возраста не умеют искать противоречия в окружающем мире, формулировать проблемы и выступать инициаторами их решения. Поэтому проектная деятельность в сфере дошкольного образования носит характер трехстороннего социального сотрудничества: детей, родителей и воспитателей.

Творческие проекты в детских садах №40, МБОУ «Майская СОШ»

В зависимости от тематики, состава участников, сроков выполнения в дошкольной образовательной организации реализуются проекты разных видов. Так, в структурном подразделении «Детский сад № 40» МБОУ «Майская СОШ» на протяжении восьми лет реализуются исследовательские, творческие, групповые, игровые и комплексные проекты. Традиционным стал коллективный творческий проект, целью которого является творческое развитие всех участников образовательных отношений.

К основным задачам коллективного творческого проекта относятся:

  • сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений;
  • воспитание культуры общения;
  • развитие у детей воображения, любознательности, исследовательских способностей.

Коллективные творческие проекты реализуются в детском саду в виде:

  • рукотворного конкурса;
  • семейного праздника;
  • мини-музея.

Необычные творческие проекты в детских садах

Главной особенностью таких проектов является нетрадиционная «жизненная» тематика. Так, например, основываясь на особом интересе воспитанниц к кукле Барби, воспитатели реализовали проект «Моя милая крошка Барби». Воспитанницы вместе с мамами одели кукол по своему вкусу и представили их на выставке. Совместная деятельность вызвала массу положительных эмоций у всех участников и превратилась в настоящий праздник.

На приглашение принять участие в конкурсе «Новогоднее окно» в рамках оформления помещений детского сада к Новому году откликнулись дети, их родители и педагоги всех возрастных групп. Данное мероприятие помогло реализовать творческий потенциал всех участников, прошло ярко и зрелищно. Окна в группах были украшены материалами в разной технике исполнения.
На заключительном этапе конкурса, который предполагал заучивание детьми стихотворений, проведение речевой игры или инсценировки на зимнюю тематику, состоялась защита результатов совместной деятельности. По итогам конкурса группы- победители получили по мешку игрушек от Деда Мороза, остальные участники – поощрительные призы. Главным достижением данного мероприятия стало появление «Новогоднего окна» в каждом доме участников проекта.

Вторая особенность проектов – обязательное участие семей воспитанников для улучшения детско-родительских отношений. Например, в рамках творческо-исследовательского проекта «Русский валенок» решались воспитательные, познавательные, патриотические задачи. Проект предполагал проведение:

  • выставки «Арт-валенок»;
  • конкурса частушек «Эх, валенки, да не подшиты, стареньки»;
  • семейного праздника «Русский валенок».

Выставка «Арт-валенок», в которой приняли участие 65 семей, была организована в предновогодний период. Появившиеся в каждой группе самодельные валенки вызвали огромный интерес у детей. Их повседневная обувь превратилась в «Мышиную семейку», «Забавных лошадок», чудо-зверя «Котопёс». Также из валенок было построено множество теремков. В рамках конкурса частушек «Эх, валенки, да не подшиты, стареньки» прозвучало 25 неизвестных частушек. Победители определялись в следующих номинациях: «Самая залихватская», «Майская частушка», «Самая актуальная частушка», «Авторская частушка» и др. Заключительным этапом стало проведение семейного праздника. Данный этап позволил объединить родителей, детей и педагогов в разных видах деятельности, стал средством воспитания патриотических чувств к семье, России, ее народам и мастерам-умельцам.

Третья особенность творческих коллективных проектов – наглядный результат совместной деятельности участников. Копилку рукотворных изделий пополнили автомобиль (проект «Автомобиль будущего»), елочка (проект «Новогодняя чудо-елочка краса»), миниатюрная композиция детского сада (проект «Миниатюрный сад к празднику»), макет зим- него участка, снежинки (проект «Пушистая снежинка»), макет природной зоны, книга «Самиздат», чудо-валенки, дворец в «Сказочном царстве – небывалом государстве», «Игрушка-забава из бумаги» и др.
Четвертой особенностью данного педагогического приема является формирование культуры диалога между их участниками.

Так, в ходе проекта «Русский валенок» были организованы детско-родительские творческие мастерские по украшению и оформлению валенок. Дети вместе с родителями за одним столом творили, мастерили, шутили, рассказывали истории по теме проекта. Именно такое естественное общение в форме диалога – одно из непременных условий формирования личности ребенка и обогащения детско-родительских отношений.

И, наконец, пятая особенность проектов – трансформация мотивации воспитанников от материального приза до радости общения со всеми участниками совместной деятельности. Не только воспитанники, но и родители ждут, интересуются следующими проектами, предлагают новые идеи. Так, например, в результате совместных обсуждений были предложены и реализованы проекты «Путешествие по чайному пути», «Чудо-богатыри земли русской», фестиваль «Талантик» и др.

Один из наиболее успешных коллективных творческих проектов – «Мини-музеи в детском саду» – отражает работу педагогического коллектива по реализации примерной основной обще образовательной программы. В настоящее время в детском саду сформирован своеобразный «музейный комплекс». Лестничные пролеты превращены в галерею «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», в которой представлены работы педагогов, сотрудников и родителей воспитанников из бисера, крупы, соленого теста, ниток, соломки и т. д.

В изостудии детского сада оформлен вернисаж репродукций картин известных художников, художников-родителей, представлены мини-коллекции статуэток, народных игрушек.
Девиз коллективных творческих проектов – «Чувствовать, познавать, творить вместе с детьми!»

Творческие проекты в детском саду: мини-музеи

В мини-музее «Русская изба» в комнате сказок собрано более 100 экспонатов. С их помощью педагоги знакомят детей с бытом и жизнью русского народа, развитием технического прогресса и культуры. В 2008 г. мини-музей стал победителем в районном конкурсе мини-музеев, получив диплом I степени. Кроме того, в детском саду создан передвижной мини-музей, на базе которого организуются тематические выставки:

  • «Спорт, спорт»;
  • «Мир музыкальных инструментов»;
  • «Чудесный книгоград»;
  • «В мире театра» и др.

Благодаря мини-музеям, оформленным в группах, воспитанники имеют возможность не только знакомиться с экспонатами, но и использовать их в самостоятельной деятельности. Тематика и содержание данных мини-музеев интересны и близки детям: «Книжкин дом», «Погремушка – забавная игрушка», «Талисман года» («почетный зверь года» представлен в научных, художественных и авторских материалах). Все экспонаты – результат творчества, сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Наряду с применением метода проектов воспитатели детского сада реализуют индивидуальные исследовательские программы, которые способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей и членов семьи) в сферу его интересов.

Например, в рамках проекта «Знакомый незнакомец» (реализованного в средних и старших группах) с помощью анкетирования родителей удалось выявить ряд проблем: некоторые дети не задают познавательные вопросы родителям, не проявляют любознательность; родители не рассматривают книгу как источник информации; дошкольники плохо кушают овощи, салаты, поэтому необходимо рассказать до- школьникам о том, какое значение имеют овощи для сохранения и укрепления здоровья человека.

С учетом полученных данных была организована экспериментальная деятельность, в ходе которой воспитанники наблюдали за тем, как растет лук в разных условиях. Дети, как настоящие «ученые», следили за изменениями, происходящими с растеннием, отмечали их в дневнике наблюдений. Родители собирали материал о разновидностях лука, его полезных свойствах, пополняли коллекции луковиц в группе. Результатом данного мероприятия стали выставка «Большие результаты маленького труда» и выращенный зеленый лук, который послужил витаминной добавкой к обеду.

Также были реализованы другие исследовательские проекты: «Картофельные превращалки», «Мой друг – веселый мяч», «Путешествуя в живой уголок, мы наблюдаем, познаем, развиваемся» и групповые мероприятия по направлениям:

  • физическое развитие – «От стартов дошкольных к стартам олимпийским» (воспитатель В.Н. Овчинникова, инструктор по физической культуре Н.Г. Марышева);
  • социально-личностное развитие – «Школа Крохи» (воспитатель А.А. Фалалеева);
  • художественно-эстетическое и познавательно- речевое развитие – «Чудо-богатыри земли русской» (воспитатели О.Л. Харина, Т.П. Лукиных, М.Б. Сятчихина), «День рождения Деда Мороза», «День рождения Снегурочки», «День улыбки» (воспитатели Г.В. Коротаева, В.Г. Москвина) и др.

Таким образом, творческие проекты в детском саду позволяют развивать у воспитанников гибкость мышления, пытливость, целеустремленность. Применение такого личностно-ориентированного подхода в педагогической практике способствует созданию естественных условий для формирования у дошкольников основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, интеллектуальной и языковой компетентности, социальной активности, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.

Важность творческих проектов в детских садах

Педагоги благодаря таким программам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности. Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений. Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста.

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равным» ребенку.

Следует отметить, что дошкольные организации города Краснокамска также успешно внедряют метод проектов в практику работы. Несмотря на уже достигнутые результаты (опыт реализации программ был представлен на районных методических объединениях, районных конференциях и семинарах, в конкурсах педагогического мастерства) педагоги поставили перед собой цель изучить и внедрить методику индивидуальных исследовательских детско-родительских мероприятий, а также расширить границы для воплощения детских творческих идей



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль