Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

76

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на территории ДОО

О.Е. Вислогузова, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

В.В. Дегтярева, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

Т.И. Косева, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

В соответствии с Федеральным государственным, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предметно-развивающая среда для детей должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы, а также территории, прилегающей к ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Функции предметно-развивающей среды для детей с нарушениями

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в ДОО и на участке должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Кроме того, среда должна быть доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также обеспечивать свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым для осуществления всех основных видов детской активности.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на территории детского сада «Белоснежка»

Предметно-развивающая среда, сформированная на территории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”», включает компоненты, необходимые для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития воспитанников. Это место для игр, прогулок, наблюдений и экспериментирования.

Творчески используя природный материал, малые архитектурные формы, плоскостные фигуры из фанеры, спилы деревьев, педагоги проявили фантазию, чтобы превратить территорию ДОО в любимое место прогулок детей. детей.

Вот у кормушки задержались поклевать крошек веселые воробьи и синички, по стволу березы стучит дятел (фигурки птиц вырезаны из фанеры), на клумбе поселились божьи коровки из строительных касок, фигурки кота и собаки облюбовали уголок «бабушкиного дворика», а специальные указатели – вороны помогают найти на территории детского сада интересные места.

Созданные объекты позволяют разнообразить воспитательно-образовательную и физкультурно-оздоровительную работу. Так, у «кормушек» педагоги проводят с детьми пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, имитирующую кормление птиц, и другие виды упражнений для кистей рук (например, дятел стучит). Перевоплощаясь в птиц, воспитанники также с удовольствием выполняют прыжки на двух ногах с продвижением вперед (воробьи прыгают на полянке), упражнения на координацию движений (синички расправили крылья – руки в стороны, поочередно назад отводятся правая нога, затем левая).

Рядом с «божьими коровками» дошкольники в туниках с аппликациями насекомых выполняют движения на четвереньках, имитирующие ползание. В теплое время года здесь же на траве проводятся сеансы разгрузки для позвоночника.

«Бабушкин дворик» способствует созданию положительного эмоционального настроения у детей, здесь их всегда встречают добрые друзья – собачка и котик. С помощью «ворон-указателей» дошкольники учатся ориентироваться в пространстве.

Поскольку ДОО посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вопросам здоровьесбережения педагоги уделяют особое внимание. Работа с данной категорией дошкольников проводится в тесном контакте со специалистами ДОО, в частности с инструктором по физической культуре.

Ежедневные прогулки и физические упражнения на свежем воздухе являются неотъемлемой частью работы с детьми. Кроме того, с целью укрепления здоровья воспитанников, повышения качества освоения физических упражнений и закрепления их в практической деятельности педагогами разработан «маршрут здоровья» – пешеходная прогулка, включающая следующие объекты: «Разноцветная дорожка», «Домик гномика», «Цветок», «Ваза».

«Разноцветная дорожка» представляет собой разноцветные круги из спилов деревьев, выложенных в ряд. В ходе прогулки дети выполняют на этой дорожке разные двигательные задания: спокойная ходьба по кругам, ходьба с перешагиванием через круги, змейкой между ними, с высоким подниманием колен, боком и т. д., прыжки с круга на круг, бег змейкой.

«Цветок» – это вертикальный разноцветный мишень-тренажер, сделанный из фанеры. Он многофункциональный, применяется для обучения и совершенствования техники метания и прокатывания мяча.

Игры в «домике гномика», изготовленном из фанеры, способствуют развитию у дошкольников ловкости, быстроты и внимания. Так, по заданию педагога дети соревнуются, пролезая в окна домика разной геометрической формы и цвета.

«Ваза» – пособие из спила дерева и фанеры, которое применяется для закрепления сенсорных эталонов: цвета и формы. Данный объект служит ориентиром, до которого детям нужно, например, пробежать, пройти, пропрыгать в разном темпе и т. д.

В целом пешеходная прогулка по «маршруту здоровья» способствует развитию у дошкольников выносливости, формированию привычки к возрастающим физиологическим нагрузкам. При ходьбе по маршруту создаются благоприятные условия для активизации дыхания, воспитанники выполняют естественные движения в умеренном темпе и с умеренной интенсивностью. При выполнении прыжков и бега в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются мышцы нижних конечностей, стимулируется обмен веществ, что важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Оборудование для предметно-развивающей среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Оборудование на территории ДОО используется для проведения различных физкультурных досугов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата («Праздник мяча», «Путешествие в спортивном городе», «На прогулке мы гуляем и здоровье укрепляем», «В гостях у Котофея»), а также спортивных праздников. Это возможно благодаря тому, что часть оборудования переносная (мобильная).

В качестве примера в приложении представлен сценарий физкультурно-оздоровительного досуга «В гостях у Котофея» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Родители детей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Так, в рамках реализации проекта «Папа может все!» по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО, одной из задач которого было привлечение отцов к созданию на территории зон для оздоровления воспитанников, папы мастерили оборудование из дерева и фанеры, помогали его устанавливать и укреплять.

Группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата малочисленные, поэтому каждый ребенок, благодаря разнообразию объектов на групповом участке, может найти себе занятие по интересам. Красочное, многофункциональное оборудование повышает двигательную активность дошкольников, они знают, как его использовать, и с удовольствием организуют подвижные игры в самостоятельной деятельности на прогулке.

Родители высоко оценивают творческий потенциал и деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей.

При поступлении дошкольников в детский сад результаты диагностики показали, что 80% из них имеют низкий уровень развития общей моторики. Благодаря созданию на территории ДОО предметно-развивающей среды, организации здоровьесберегающей деятельности к концу учебного года уровень заболеваемости детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата снизился, они приобрели навыки в прыжках, метании, лазании и беге в соответствии с индивидуальными возможностями, у них повысился интерес к различным видам движений.

Творческий педагогический коллектив ДОО не останавливается на достигнутом. Так, в планах педагогов изготовление деревянного мостика с перилами через «сухой» ручей для ходьбы, направленной на развитие силы, координации движений и выносливости. Ведь здоровые дети – здоровое поколение!

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль