Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

95

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на территории ДОО

О.Е. Вислогузова, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

В.В. Дегтярева, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

Т.И. Косева, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”» г. Губкина Белгородской области

В соответствии с Федеральным государственным, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предметно-развивающая среда для детей должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы, а также территории, прилегающей к ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Функции предметно-развивающей среды для детей с нарушениями

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в ДОО и на участке должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Кроме того, среда должна быть доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также обеспечивать свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым для осуществления всех основных видов детской активности.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на территории детского сада «Белоснежка»

Предметно-развивающая среда, сформированная на территории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 “Белоснежка”», включает компоненты, необходимые для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития воспитанников. Это место для игр, прогулок, наблюдений и экспериментирования.

Творчески используя природный материал, малые архитектурные формы, плоскостные фигуры из фанеры, спилы деревьев, педагоги проявили фантазию, чтобы превратить территорию ДОО в любимое место прогулок детей. детей.

Вот у кормушки задержались поклевать крошек веселые воробьи и синички, по стволу березы стучит дятел (фигурки птиц вырезаны из фанеры), на клумбе поселились божьи коровки из строительных касок, фигурки кота и собаки облюбовали уголок «бабушкиного дворика», а специальные указатели – вороны помогают найти на территории детского сада интересные места.

Созданные объекты позволяют разнообразить воспитательно-образовательную и физкультурно-оздоровительную работу. Так, у «кормушек» педагоги проводят с детьми пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, имитирующую кормление птиц, и другие виды упражнений для кистей рук (например, дятел стучит). Перевоплощаясь в птиц, воспитанники также с удовольствием выполняют прыжки на двух ногах с продвижением вперед (воробьи прыгают на полянке), упражнения на координацию движений (синички расправили крылья – руки в стороны, поочередно назад отводятся правая нога, затем левая).

Рядом с «божьими коровками» дошкольники в туниках с аппликациями насекомых выполняют движения на четвереньках, имитирующие ползание. В теплое время года здесь же на траве проводятся сеансы разгрузки для позвоночника.

«Бабушкин дворик» способствует созданию положительного эмоционального настроения у детей, здесь их всегда встречают добрые друзья – собачка и котик. С помощью «ворон-указателей» дошкольники учатся ориентироваться в пространстве.

Поскольку ДОО посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вопросам здоровьесбережения педагоги уделяют особое внимание. Работа с данной категорией дошкольников проводится в тесном контакте со специалистами ДОО, в частности с инструктором по физической культуре.

Ежедневные прогулки и физические упражнения на свежем воздухе являются неотъемлемой частью работы с детьми. Кроме того, с целью укрепления здоровья воспитанников, повышения качества освоения физических упражнений и закрепления их в практической деятельности педагогами разработан «маршрут здоровья» – пешеходная прогулка, включающая следующие объекты: «Разноцветная дорожка», «Домик гномика», «Цветок», «Ваза».

«Разноцветная дорожка» представляет собой разноцветные круги из спилов деревьев, выложенных в ряд. В ходе прогулки дети выполняют на этой дорожке разные двигательные задания: спокойная ходьба по кругам, ходьба с перешагиванием через круги, змейкой между ними, с высоким подниманием колен, боком и т. д., прыжки с круга на круг, бег змейкой.

«Цветок» – это вертикальный разноцветный мишень-тренажер, сделанный из фанеры. Он многофункциональный, применяется для обучения и совершенствования техники метания и прокатывания мяча.

Игры в «домике гномика», изготовленном из фанеры, способствуют развитию у дошкольников ловкости, быстроты и внимания. Так, по заданию педагога дети соревнуются, пролезая в окна домика разной геометрической формы и цвета.

«Ваза» – пособие из спила дерева и фанеры, которое применяется для закрепления сенсорных эталонов: цвета и формы. Данный объект служит ориентиром, до которого детям нужно, например, пробежать, пройти, пропрыгать в разном темпе и т. д.

В целом пешеходная прогулка по «маршруту здоровья» способствует развитию у дошкольников выносливости, формированию привычки к возрастающим физиологическим нагрузкам. При ходьбе по маршруту создаются благоприятные условия для активизации дыхания, воспитанники выполняют естественные движения в умеренном темпе и с умеренной интенсивностью. При выполнении прыжков и бега в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются мышцы нижних конечностей, стимулируется обмен веществ, что важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Оборудование для предметно-развивающей среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Оборудование на территории ДОО используется для проведения различных физкультурных досугов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата («Праздник мяча», «Путешествие в спортивном городе», «На прогулке мы гуляем и здоровье укрепляем», «В гостях у Котофея»), а также спортивных праздников. Это возможно благодаря тому, что часть оборудования переносная (мобильная).

В качестве примера в приложении представлен сценарий физкультурно-оздоровительного досуга «В гостях у Котофея» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Родители детей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Так, в рамках реализации проекта «Папа может все!» по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО, одной из задач которого было привлечение отцов к созданию на территории зон для оздоровления воспитанников, папы мастерили оборудование из дерева и фанеры, помогали его устанавливать и укреплять.

Группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата малочисленные, поэтому каждый ребенок, благодаря разнообразию объектов на групповом участке, может найти себе занятие по интересам. Красочное, многофункциональное оборудование повышает двигательную активность дошкольников, они знают, как его использовать, и с удовольствием организуют подвижные игры в самостоятельной деятельности на прогулке.

Родители высоко оценивают творческий потенциал и деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей.

При поступлении дошкольников в детский сад результаты диагностики показали, что 80% из них имеют низкий уровень развития общей моторики. Благодаря созданию на территории ДОО предметно-развивающей среды, организации здоровьесберегающей деятельности к концу учебного года уровень заболеваемости детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата снизился, они приобрели навыки в прыжках, метании, лазании и беге в соответствии с индивидуальными возможностями, у них повысился интерес к различным видам движений.

Творческий педагогический коллектив ДОО не останавливается на достигнутом. Так, в планах педагогов изготовление деревянного мостика с перилами через «сухой» ручей для ходьбы, направленной на развитие силы, координации движений и выносливости. Ведь здоровые дети – здоровое поколение!

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль