Экологическое и патриотическое образование детей в детском саду

305

Одной из главных тенденций в сфере российского образования является повышение качества образовательных процессов на всех этапах. В условиях жесткой конкуренции между детскими садами для заведующих дошкольных образовательных организаций становится ключевым вопросом поиск наиболее эффективных путей решения поставленной задачи. Для каждой дошкольной образовательной организации процесс повышения качества образовательно-воспитательного процесса связан с выбором новых методов и приемов ведения педагогической работы с учетом реализуемых образовательных программ и требований ФГОС. 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Учебно-воспитательная работа в рамках экологического и патриотического воспитания в детском саду

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, возрастное развитие детей базируется на формировании адекватных представлений о себе, отдельных предметах и явлениях, окружающем мире в целом, о пространственно-временных рамках, о роли родителей в жизни ребенка, о малой родине и Отечестве, о планете Земля, о культурных и эстетических ценностях. Воспитание патриотизма не представляется возможным без понимания целостности мира и своего места в нем. 

В свою очередь, воспитание экологического сознания личности возможно только на основе осознания себя гражданином общества, несущего ответственность за то, что происходит вокруг, в т. ч. за сохранение и обогащение природных ресурсов. Опыт работы педагогического коллектива ГБОУ «Детский сад № 2688» показал, что один из путей повышения качества образования в данном направлении – интеграция экологического и патриотического образования детей. В современной социально-экономической ситуации важным условием реализации интегративного подхода является создание открытого образовательного пространства эколого-патриотической направленности. При этом особая роль отводится новым субъектам образования, основанным на принципах открытости, вариативности, динамичности, преемственности содержания и пр.

Патриотическое воспитание в детском саду в рамках образовательного комплекса

Оптимальные возможности для этого предоставляет деятельность в рамках образовательного комплекса. В дошкольной образовательной организации в течение многих лет ведется целенаправленная и плодотворная деятельность в данном направлении. В детском саду создана соответствующая образовательная среда, позволяющая оптимизировать воспитательно-образовательный процесс: в холлах оборудованы музеи «Русская изба» и «Русская деревушка», в которых проводятся краеведческие занятия по ознакомлению воспитанников с элементами русского быта и традициями наших предков. В мини-музеях природы с живыми объектами (птицами, рыбами, рептилиями и т. п.) также ведется активная воспитательно-образовательная работа с детьми. В качестве примера в приложениях 1, 2 соответственно представлены сценарий досуга «Из прошлого ложки» и конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомьтесь: хомячок!».

Работа в группах детского сада по направлениям экологического и патриотического воспитания в детском саду

В каждой группе детского сада оформлены уголки природы с различными видами растений, природными материалами и дидактическими играми по ознакомлению детей с природой, макетами природно- климатических зон, атласами, картами мира, глобусами, а также уголки экспериментирования для проведения опытов, представлена подборка познавательной литературы и т. д. На территории дошкольной образовательной организации созданы уголки природных сообществ – водоем, альпийская горка, уголок хвойного леса, цветники, экологооздоровительная тропа, огород и сад.

В условиях объединения образовательных организаций в комплексы экологическое и патриотическое образование детей на основе интегративного подхода предусматривает разработку соответствующей стратегии деятельности. Творческим коллективом ДОО разработано стратегическое планирование в рамках данной модели. План предполагает ряд последовательных взаимосвязанных шагов, направленных на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в условиях непрерывности общего образования:

  • анализ кадровых и материально-технических ресурсов образовательного комплекса в соответствии с поставленной целью;
  • разработку программы подготовки педагогов к реализации образования эколого-патриотической направленности, предполагающей формирование у детей и подростков устойчивой гражданской позиции, гуманного отношения окружающему, убеждений эколого-патриотического характера, расширение кругозора, развитие интереса к эколого-патриотической деятельности, осознание ее сущности и ценности, приобретение разностороннего опыта в различных сферах жизнедеятельности и пр.);
  • разработку содержания образовательной и воспитательной работы на каждом уровне образования на основе принципов открытости, непрерывности, интеграции и преемственности, предполагающей сетевое взаимодействие и международное партнерство, предусматривающей обеспечение взаимодействия с семьей, социокультурными и воспитательными институтами; соответствие средств, методов и форм организации педагогического процесса возрастным особенностям детей и подростков;
  • создание лабораторий межпредметной интеграции в условиях реализации начального и основного образовательного комплекса, предполагающих деятельность творческих групп педагогов на основе интегративно-деятельностного подхода к образовательному процессу;
  • финансовое обеспечение образовательной и воспитательной работы, в т. ч. на основе внедрения новых моделей финансирования, БОР, государственно-частного партнерства и пр.;
  • разработку системы внутреннего мониторинга качества образования на всех его уровнях в условиях образовательного комплекса;
  • разработку индивидуальных образовательных маршрутов по реализации образования экологопатриотической направленности;
  • разработку плана мероприятий совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей по формированию позитивного, ценностного отношения к природе родного края на основе участия в общих проектах, методов проблемного обучения, интеграции образовательного процесса с мероприятиями в рамках дополнительного образования;
  • разработку и реализацию комплекса мероприятий по формированию коллектива единомышленников, ориентированных на решение общих задач (педагоги – родители – обучающиеся), созданию единого эколого-патриотического пространства (образовательный комплекс, семья, социальные партнеры);
  • разработку системы консультативно-тренинговой работы, направленной на поддержание имиджа и корпоративной культуры педагогов;
  • модернизацию содержания образовательного процесса в СОШ на основе взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и нетрадиционных форм образовательной и воспитательной работы, введения игротек экологопатриотической направленности, классов с направлениями «экология», «военное дело» и т. п., развития профильной и предпрофильной подготовки;
  • развитие взаимодействия с вузами города на основе разработки и реализации программы профессиональной ориентации.

Таким образом, достижение более высокого качества деятельности образовательного комплекса предполагается за счет модернизации содержания и форм реализации воспитательно-образовательного процесса на основе непрерывного образования эколого-патриотической направленности. Это позволит обеспечить позитивную динамику развития детей, школьной успеваемости благодаря устойчивому интересу к эколого-патриотической проблематике, будет способствовать формированию личности успешного, граждански активного выпускника, созданию единого воспитательно-образовательного пространства эколого-патриотической направленности с активной вовлеченностью всех участников образовательных отношений. Все это напрямую связано с повышением качества образования, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности образовательной организации, выполнением социального заказа.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Сценарий досуга «Из прошлого ложки».docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль