Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей

1507

В соответствии с нормами методического сопровождения введения ФГОС дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, под художественно-эстетическим развитием следует понимать одну из образовательных областей, которая предполагает развитие ценностного восприятия ребенком произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становление эстетического вкуса, стимулирование сопереживания персонажам художественной литературы в процессе привития интереса к чтению и поощрение самостоятельной творческой деятельности дошкольников в рамках игровых сеансов

Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах художественно-эстетического развития: этапы

При осуществлении художественно-эстетического развития детей в ДОУ результативность занятий можно обеспечить только при участии родителей дошкольников в работе творческих микрогрупп. Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать в триаде «педагог – ребенок – родители». Правила, которых придерживаются педагоги ГБДОУ «Детский сад № 701» при взаимодействии с родителями, заключаются в следующем:

  • проявление уважения;
  • общение во благо и на равных;
  • тактичное изучение условий внутрисемейного общения, предполагающее в дальнейшем просвещение родителей.

Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников следует разделять на блоки. В рамках информационного блока проводится знакомство родителей воспитанников с задачами художественно-эстетического развития, проведение анкетирования с целью выяснения отношения семей к воспитательному процессу, понимания необходимости получения помощи специалистов. В качестве примера в приложениях 1, 2 представлены варианты анкет. 

Приложение 1. Пример анкеты
Скачать в .docx

Приложение 2. Пример анкеты
Скачать в .docx

Взаимодействие семьи и ДОО: формы взаимодействия

С целью осуществления просвещения родителей реализуются такие формы взаимодействия:

  • оформление папок-передвижек («Игры, которые вы можете использовать дома», «Организация домашнего кукольного уголка», «Наши папы, наши мамы»); 
  • обзор новинок литературы на родительских собраниях;
  • организация выставок новинок литературы с демонстрацией кратких аннотаций. 

Самообразование родителей в рамках программы художественно-эстетического развития детей в ДОУ проводится сначала в группах, а потом в дошкольной организации создается библиотека со специальной литературой. Материалы для такой библиотеки должны подбирать воспитатели, педагоги дошкольного образования, методисты, а также заинтересованные родители. 

Популяризация литературы педагогической тематики теперь входит в обязанности педагогов ГБДОУ «Детский сад № 701» в каждой возрастной группе. По заявкам родительской общественности был организован Клуб для родителей, цель которого – повышение педагогической грамотности в сфере художественно-эстетического развития детей. В ходе первой встречи в клубе, посвященной расширению мировоззрения членов семей на основе произведений народного и декоративно-прикладного искусства, обсуждались вопросы развития детского творчества, приобщения детей к миру музыки и т. д. Заседания в Клубе помогли родителям глубже понять вопросы воспитания ребенка, заинтересоваться деятельностью детского сада. Также были проведены мастер-классы: «Значение художественно-эстетического развития в жизни ребенка», «Тряпичная кукла», «Умение нетрадиционно рисовать», «Использование нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе» и др. Родители получили рекомендации по созданию в домашних условиях мини-библиотеки, уголка театра, мини-студии домашнего творчества с материалами для рисования, лепки; организации совместного посещения с детьми выставок, концертов, музеев, театров, творческих студий.  

Для этого педагоги следят за репертуаром детских спектаклей в Театре на Перовской, ДК «Прожектор», Доме творчества, программой детских телепередач, а также афишами выставок и концертов в районе, где расположена ДОО, оформляют пригласительные билеты для родителей и детей.

Взаимодействие семьи и ДОО: методы работы

Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ можно реализовать с применением метода поощрения. Воспитатели должны постоянно напоминать детям о недопустимости высказывать уничижительное мнение о чужих рисунках, поделках, поощрять позитивное отношение к художественной деятельности, отмечать любые, даже самые незначительные творческие находки. Например, говорить во время занятий рисованием: «Как красиво ты нарисовал солнышко, оно получилось такое яркое!». Такие замечания позволяют создать непринужденную атмосферу, стимулировать детский интерес и уверенность в собственных силах. 

Воспитатели могут инициировать создание родителями Стены славы или Стены побед, на которой можно разместить лучшие детские поделки, привитие детям девиза «Хочу! Знаю! Могу!». В результате в семье одного из воспитанников появилась стена «Все могу и все сумею» с достижениями по борьбе самбо, а в другой семье была организована мини-студия по рисованию, после того как воспитанник был записан в художественную школу. Цель практического блока – организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей), в рамках которого проводятся демонстрация достижений дошкольников в различных видах художественной деятельности.

Так, большой интерес вызвал первый совместный проект «Лего и мы». В рамках родительского собрания «Путешествие в мир красок и фантазии», конспект которого представлен в приложении 3, родители не только увидели готовые рисунки детей в нетрадиционных техниках, но и выполнили совместные с ними работы. Родители стали непосредственными участниками музыкальных праздников и развлечений, театральных постановок: «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной», «День Победы». 

Члены семей воспитанников также будут рады получить достойную оценку своего труда, поэтому в детском саду можно организовать тематические выставки творчества родителей. 
Одно из таких мероприятий – фотовыставка «Как мы отдыхали в новогодние каникулы». Следующую фотовыставку «Мой друг» предложили организовать дети после прочтения одноименного рассказа В. Драгунского. Темами других фотовыставок стали: «Я и природа», «Мир во всем мире!». Инициаторами выставок на темы «Игрушки – своими руками», «Бабушкин сундук», «Когда я вырасту, то буду как папа», «Моя мамочка», «Какие мы» выступили родители воспитанников. При поддержке администрации ДОО были организованы конкурсы семейных талантов «Персональная выставка Кузовой Натальи Степановны» (вышивание), вернисажи детских рисунков «Мой папа на защите Родины», «Моя мамочка». Выставка «Деды Морозы наших бабушек и мам» переросла в мини-музей в группе, затем было решено устроить экспозицию «Новогодние подарки» и перенести экспонаты в избу читальню, оформив музей детского сада. Родители, а особенно бабушки и дедушки, с удовольствием откликнулись на просьбу принести старинные новогодние игрушки и елочные украшения.

Дети вместе с родителями с удовольствием рассматривали Дедов Морозов 1960–1990-х гг. прошлого века. Неподдельное удивление вызывал их внешний вид и то, что игрушки выполнены из папиросной бумаги. На родительском собрании в ноябре было решено организовать в группе мини-музей «Мир часов». Родители смастерили полки для экспонатов, помогли составить справочник часов, подобрали материал по истории этих предметов, картинки разнообразных часов и все красиво оформили.

Приложение 3. Конспект родительского собрания
Скачать в .docx

Взаимодействие ДОО и семьи: совместная работа

Вместе с родителями были составлены Правила поведения в музее, стенд «Знаки в нашем музее». Воспитатели других групп заинтересовались идеей создания мини-музея, и при участии родителей были оформлены Музей настенных тарелок, экспозиции «Куклы в народных костюмах», «Колокольцы-бубенцы», «Береста». С целью привлечения внимания семей воспитанников к участию в подобных мероприятиях оформляются яркие афиши.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в сфере художественно-эстетического воспитания способствовало процессу становления родителей в роли полноправных участников образовательно-воспитательного процесса. Это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей, а главное – создание оптимальных условий для реализации художественно-эстетического развития детей в ДОУ. 

Просмотреть тексты анкет для родителей и конспекта родительского собрания «Путешествие в мир красок и фантазии» вы можете в приложениях к материалу.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc
  • Документ №3.doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль