Проект по взаимодействию ДОО с семьей

554

Е.А. Каралашвили, канд. биол. наук, старший методист ГБОУ МЦ ЮВОУО ДОгМ, почетный работник общего образования РФ

Научно-практическая конференция1 – одна из распространенных форм встречи и обмена опытом (в.т.ч. и на международном уровне) представителей педагогического сообщества – допускает разные варианты методических мероприятий, которые могут быть использованы для работы дошкольных образовательных организаций с педагогическими кадрами. Программой мероприятия могут быть предусмотрены практикумы, «свободный микрофон», коммуникативный, психологический практикумы, деловые игры, творческие мастерские, проектная деятельность. Рассмотрим опыт реализации проекта в рамках научно-практической конференции.

В последнее время педагогические коллективы ищут новые формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО на основе сотрудничества, диалога и доверия. Дошкольная образовательная организация и семья заинтересованы в создании условий, открывающих возможности для социализации воспитанников ДОО. Поступление в детский сад является ответственным периодом в их жизни. Педагогам ДОО важно обеспечить взаимодействие воспитанников ДОО в разных видах деятельности при постоянной поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Проект «Уютное одеяло для малышей» для взаимодействия ДОО с семьей

Актуальность данного вопроса определила выбор общего проекта «Уютное одеяло для малышей» по созданию адаптационного арт- объекта для группы детского сада, представленного в рамках научно- практической конференции**.

В условиях дошкольной образовательной организации подобный проект реализуется с участием родителей воспитанников на протяжении 3–4 месяцев, в рамках научно-практической конференции работа выполняется педагогами поэтапно в течение трех дней (приложение 1)

1 О конференции как форме деловой встречи представителей педагогического сообщества см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 3. – Примеч. ред.

** Данный проект был представлен в рамках научно-практической конференции «Инновационные аспекты организации работы ДОУ в условиях реализации ФГТ», успешно проведенной в ЦДПО «Поведники». – Примеч. авт.

Для участников мероприятия предусмотрены презентация проекта, мастер-класс и акция «Собираем уютное одеяло для малышей».

В первый день научно-практической конференции участники знакомятся с целью и этапами проекта, проводится мастер-класс для педагогов (аналогично мастер- классу для родителей в ДОО). В финале мастер-класса каждый участник получает творческое задание «Платочек» – оформить кусок ткани (15 × 15 см) как индивидуальный «платочек». Для выполнения этого задания за общим столом подбираются необходимые атрибуты: наборы бросового материала, цветные ткани, бумажные салфетки, ленты, шнурки, бусины и проч.

Во второй день участники конференции выполняют индивидуальное задание «Платочек».

В заключительный день проводится акция «Собираем уютное одеяло для малышей» – составление общего полотна одеяла из отдельных фрагментов – индивидуальных «платочков».

Таким образом, в рамках научно-практической конференции педагоги проходят все этапы проекта в сокращенной форме, отрабатывается и уточняется технология проведения мастер-классов для дошкольников и финальной акции. Этапы проекта распределяются на три дня конференции, при этом сохраняются его основные части: вводная, основная и заключительная.

Организация проекта по взаимодействию ДОО с семьей

Организация любого проекта несет в себе главную идею – объединение участников образовательных отношений в коллектив единомышленников. Общее интересное дело сплачивает, позволяет выстроить партнерские отношения между его участниками. Для педагогов важно уметь работать в коллективе и на себе почувствовать преимущество педагогики сотрудничества. Проектная деятельность повышает качество образовательного процесса, способствует развитию креативности, повышает компетентность педагогов ДОО.

Данный проект предполагает, как самостоятельную, так и совместную деятельность всех его участников. На конференции педагогам предлагается реализовать общий проект, но при этом им предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, творческие способности, выдвигать нестандартные идеи и реализовывать их. Такой краткосрочный проект в рамках конференции, когда педагоги оказываются в роли родителей и воспитанников ДОО, можно рассматривать как обучающий.

Полученные результаты наглядно раскрывают для всех участников мероприятия преимущества проектного метода. Такое эффективное обучение педагогов позволит им реализовать этот проект в своих дошкольных образовательных организациях.

 В качестве примера в приложении 2 представлено содержание проекта «Уютное одеяло для малышей» с участием родителей воспитанников ДОО. Предложенный проект может быть изменен в зависимости от условий и задач дошкольной образовательной организации, дополнен собственными творческими идеями.

Этапы проекта по взаимодействию ДОО с семьей

Проект «Уютное одеяло для малышей» соответствует одному из принципов современного дошкольного образования – содействие и сотрудничество взрослых и детей в процессе их развития и взаимодействия с людьми, культурной средой и окружающим миром.

Проект по взаимодействию ДОО с семьей

Проект по взаимодействию ДОО с семьей

1-Й ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

На начальном этапе проекта проводится серия мастер-классов для родителей по организации игровой деятельности детей в домашних условиях. Один из таких мастер-классов – «Домашние шнуровки», предназначенный для воспитателей и для родителей, будет особенно актуален, если организовать его до поступления в детский сад, например, в День открытых дверей. В Центре игровой поддержки ребенка можно провести мастер-класс для родителей совместно с детьми. Если малыш посещает детский сад, то мастер- класс организуется на начальном этапе в период адаптации, что способствует установлению контактов между семьей и дошкольной образовательной организацией и повышению доверия родителей к педагогам. Важно помнить, что совместная работа сближает взрослого и малыша. Авторские шнуровки-тренажеры представляют ценность для детей. Привлекательность, яркость, неповторимость и индивидуальность шнуровок помогают длительное время удерживать внимание, а их многофункциональность обеспечивает возможность использования в различных видах деятельности.

Мастер-класс «Домашние шнуровки»

Цели:

  • укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации;
  • развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики рук детей раннего возраста.

 Задачи:

  • развитие у детей психомоторных функций, навыков общения;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • привлечение родителей к созданию шнуровок-тренажеров в домашних условиях; использование шнуровок-тренажеров в игровой совместной и самостоятельной деятельности детей; разработка игровых упражнений со шнуровками-тренажерами; установление доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Оборудование: разноцветные шнурки, ленточки и веревочки, бусины из бросового материала, пуговицы, плетеные салфетки, цветные бумажные салфетки, синтепон, кусочки тканей различной фактуры.

Теоретическая часть мастер-класса

В ходе мастер-класса педагоги раскрывают значимость эмоциональных контактов между взрослым и малышом, необходимость правильной организации игровой деятельности, формирования у чада положительной установки, желания идти в детский сад, обращают внимание на особенности адаптационного периода.

 Важно помнить, что для детей раннего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития малыша, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Все новое он с раннего возраста активно воспринимает и осваивает через движение, ведь движение для него – способ познания.

Дети познают мир руками, что доказывается многими исследователями, которые отмечают роль тонких движений кисти и устанавливают связь между развитием тонкой моторики и речью. Современные дети, к сожалению, испытывают нехватку движений и сенсорных ощущений. Игру в мяч заменяют компьютерные игры, а обычные экскурсии в природу уступают место виртуальным путешествиям.

Современному малышу зачастую бывает сложно завязать шнурок или застегнуть пуговицу, поэтому приходится воссоздавать и моделировать эти «тренажеры». Всем известны замечательные игры – шнуровки М. Монтессори. Многие из них выпускаются промышленным способом: «Яблоко», «Башмачок», «Пуговица» и др. Значение шнуровок:

  • развивают пространственное ориентирование, глазомер, внимание;
  • формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • способствуют укреплению пальцев и кисти руки (мелкая моторика), развитию речи.

Шнуровки-тренажеры сделаны из экологически чистых материалов, комфортны в использовании, однако у них есть существенный недостаток – игры-шнуровки предполагают, как правило, индивидуальную работу, а не совместную деятельность детей и взрослых.

Родители демонстрируют, как нужно обращаться со шнуровкой, и ребенок самостоятельно выполняет однотипное действие. Назвать этот процесс игрой довольно сложно, и такое занятие быстро надоедает детям.

В рамках проекта родителям предлагается самостоятельно создать шнуровки-тренажеры для детей в домашних условиях.

Во-первых, взрослые лучше знают, что нравится их ребенку (выбор цвета, фактуры, темы и др.). Во-вторых, все этапы создания шнуровок можно и нужно обсуждать. В-третьих, при создании домашних шнуровок можно проявить фантазию и творчество. Кроме того, шнуровка, сделанная совместно с мамой, папой или бабушкой, несомненно, пригодится в сложный для малыша период адаптации к детскому саду. Рассмотрим некоторые варианты создания шнуровок в домашних условиях. Необязательно их копировать, можно придумать что-нибудь свое. Главное – прислушиваться к чаду, учитывать его интересы и желания, чтобы всем было интересно!

Практическая часть мастер-класса

В практической части целесообразно продемонстрировать и опробовать с родителями различные варианты творческих заданий, которые представлены ниже.

2-Й ЭТАП: ЦИКЛ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Предлагаемые творческие задания могут быть также использованы воспитателями в детском саду в совместной с детьми деятельности.

Творческое задание «Цветочная полянка»

Используются соломенные салфетки с большими прорезями – основа «полянки». Украсить ее можно по- разному. Прекрасно смотрятся цветные салфетки. Их можно закрепить на салфетке одним движением. Красные салфетки – «маки», желтые – «подсолнухи», белые – «ромашки». Стебли и траву могут заменить разноцветные шнурки и длинные небольшие кусочки тканей (определенных оттенков и фактуры), пронизанные через соломенную салфетку. Вариантов оформления цветочной полянки очень много.

Рекомендации: прежде чем оформлять совместную «полянку», дайте ребенку возможность исследовать материал, чтобы ощутить разные фактуры тканей и шнурков, разрешите помять салфетки (именно они будут составлять основу цветка). Можно вместе с чадом вспомнить, какие цветы бывают, какого цвета, обсудить варианты оформления «цветочной полянки» и найти общее решение.

Творческое задание «Бусы»

Нанизывание на веревку или шнурок очень полезно. Можно варьировать материалы для нанизывания. Например, раскрашенные гуашью пластмассовые пробки (не забудьте предварительно сделать дырочки) позволят поиграть с цветом. Можно использовать крупные пуговицы необычной формы, попробовать завязать ленточки или веревочки (разного цвета и фактуры) на шнурок-основу вместо бусин. Если завязать бантики, получится украшение для бала (для девочек), а если завязать узелки, выйдет украшение для индейца племени (для мальчиков).

Рекомендации: для начала выберите с ребенком материалы для бус: например, различные пуговицы. Не забудьте обсудить, какая пуговица больше, какая меньше, какого они цвета. Также можно поиграть: «Найди самую большую и самую маленькую пуговицу», «Пуговицы-близнецы», «Построй из пуговиц дорожку», «Выложи цветок».

Творческое задание «Игрушки из подушки»

Подготовьте основу для игрушки: небольшая подушка прямоугольной формы, наполненная синтепоном. С помощью шнурков и ленточек можно создавать разные игрушки – знакомые дошкольнику и фантастические, придуманные им самим. Перевяжите двумя ленточками подушку в верхней части – получатся уши, шнурками обозначьте лапы, длинный шнурок сзади – хвост. Игрушка-котенок готова! Не забудьте, что кошки любят играть бантиками на веревочке.

Рекомендации: подушек-заготовок для игрушек можно приготовить несколько разных размеров. Можно оформить мягкие игрушки – персонажи сказок или сделать веселую семейку, поиграть в «больше – меньше». Если внутрь игрушки положить крупную бусину или несколько мелких бусин в мешочке, то поиск этих предметов поможет отвлечь дошкольника и даже стимулировать его познавательную активность. В любом случае наряду с воображением и фантазией эти игрушки помогут тренировать мелкую моторику пальцев рук и сенсорное восприятие.

3-Й ЭТАП: СОЗДАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА «ДОМАШНИЙ ПЛАТОЧЕК»

Носовой платочек необходим малышу, но в последнее время платочки из ткани вытеснили бумажные платки. Конечно, это удобно и гигиенично. Между тем этот предмет можно использовать иначе. В рамках проекта предлагается оформить домашний носовой платочек совместно с ребенком. Такой предмет будет хранить материнское тепло, а интересные мамины «секретики» займут ребенка, когда он вспомнит о доме. Для оформления домашнего платочка предлагается использовать аппликацию из ткани (можно объемную). Это может быть любимый персонаж или имя ребенка. Интересно выглядят и нравятся малышам прозрачные кармашки, наполненные разноцветными бусинами, гладкими камешками и пр. По углам платочка рекомендуется пришить удобные шнурки – по два и более на каждый угол платка. Если три шнурка – пробуем плести косичку, два – бантик.

Рекомендации: платочек должен быть небольшого размера: 15 × 15 см, материал – фланель светлых тонов. Для начала обсудите с дошкольником, что ему хотелось бы увидеть на этом платочке, помогите выбрать цвет и фактуру ткани. Если малыш тревожен, то перебирание шнурков, бусин и рассматривание аппликации, сделанной вместе с мамой, поможет снять напряжение и успокоит его.

4-Й ЭТАП: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА «ДОМАШНИЙ ПЛАТОЧЕК» В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Индивидуальный этап проводится при непосредственном участии семьи. Родителям необходимы: положительный и доброжелательный настрой, умение договариваться с ребенком и обсуждать все новое, творческий подход, но главное – интерес семьи к нововведениям в жизни ребенка. Важно относиться к заданиям и просьбам воспитателя ответственно и не бояться предлагать собственные креативные идеи. Довольно часто малыши приносят с собой в детский сад любимую игрушку. Для них этот знакомый предмет и частичка дома, воспоминание о маме. Несомненно, что домашний платочек, оформленный вместе с мамой, поможет ребенку отвлечься, справиться со страхами и неуверенностью в незнакомой обстановке, снять психоэмоциональное напряжение дошкольников в первые дни пребывания в детском саду. При оформлении домашнего платочка не забудьте о его многофункциональности, чтобы с ним можно было играть, заниматься, рассматривать и трансформировать.

Развитию мелкой моторики будут способствовать веревочки и шнурки, закрепленные по углам платочка и на его поверхности. Это могут быть сюжетные ленточки (бантик для девочки, котенка), разные по качеству шнурки, по диаметру и размерам (тонкие, толстые, длинные, короткие), по сенсорному восприятию (гладкие, шершавые) и т. д. В качестве сюрпризного момента можно использовать кармашек с секретами. Содержимое кармашка меняется в зависимости от задачи и цели: фотография мамы с малышом, «секретик» или веселая картинка. Для девочки в кармашек можно положить нитку крупных бус, а для мальчика небольшой, приятный на ощупь камушек. При этом важно рассказать или прочитать интересную историю. Желательно, чтобы содержимое кармашка оставалось внутри.

Ребенок будет видеть содержимое, если кармашек оформить из прозрачной ткани – органзы. Кармашек, сшитый из непрозрачной ткани, позволит создать некоторую тайну – что там внутри? В любом случае дошкольник сможет отвлечься и снять эмоциональное напряжение, тревожность, характерные для адаптационного периода.

Коммуникативный этап более сложный и проходит в период, когда адаптация близится к завершению. Малыш уже привык к новой среде и новому окружению. Появились или вот-вот появятся друзья. Нужно помочь малышам сделать первые шаги к дружбе.

«Взаимодействие в парах» – воспитатель может предложить детям показать свои платочки друг другу. Затем они могут обменяться платочками и рассматривать, исследовать, сравнить их. Можно обсудить с детьми, что изображено на разных платочках, что общего, в чем различие. Рекомендуются несложные задания: «В каком платочке живет красный цвет?», «У кого на платочке есть имя?», «Чей шнурок самый длинный?», «Что в кармашке лежит?» и др.

«Взаимодействие в малых группах» – можно повторить предыдущие задания и перейти к новым, более сложным. Например, попробовать создать общую дорожку из «домашних платочков», связав шнурки и ленточки пяти – шести платочков. Из четырех платочков можно составить одеяло для куклы или праздничную скатерть для стола. Если малышам еще трудно завязывать шнурки, достаточно просто выкладывать платочки как пазлы. Главное – фантазировать, придумывать любопытные задания, поддерживать интерес и не останавливаться на достигнутом!

«Взаимодействие в группе» – дошкольнику важно ощутить себя частью большого коллектива и понять, что он вместе со всеми, такими разными сверстниками. Одно из заданий – «Острова» – составление платочков с разными названиями: «Девчонки» и «Мальчишки», «Веселые животные», «Разноцветные острова», «Самый большой остров» и т. д.

5-Й ЭТАП: АКЦИЯ «СОБИРАЕМ УЮТНОЕ ОДЕЯЛО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Период адаптации подходит к концу и отпадает необходимость постоянно иметь платочек при себе. Дошкольники привыкли к детскому саду, групповому помещению, воспитателю и сверстникам. Страхи в основном преодолены, пришло время объединить платочки в одно общее групповое «Уютное одеяло для малышей». К этому событию можно приурочить акцию, пригласить родителей. Мероприятие может быть разной продолжительности, при этом важно помнить, что активное внимание у малышей сохраняется всего 10–15 минут. Главное событие – соединение платочков в «Уютное одеяло». Для этого у каждого «домашнего платочка» должны быть пришиты по углам удобные для завязывания шнурки или ленты. Сначала можно объединять по 2–3 платочка, завязать шнурки, затем соединить их в дорожки, а потом и в единое полотно. Итак, «Уютное одеяло для малышей» готово! Вся акция должна проходить в атмосфере праздника. Этому будут способствовать красиво оформленная группа, сладкий стол, соответствующее музыкальное сопровождение. Свободное общение участников акции поможет созданию коллектива единомышленников, сплочению детского коллектива и родителей группы. На основе арт-объекта «Уютное одеяло для малышей» можно создавать в группе авторские развивающие игры, которые усложняются по мере взросления. Важно помнить об объединяющей роли «уютного одеяла» для малышей. А если лошкольнику захочется побыть одному, то релаксационный эффект «уютного одеяла» для воспитанников ДОО придется весьма кстати.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль