Воспитательный проект в ДОУ: «Душу человека с детства развивать надо»

27

И.В. Минчукова, руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

Н.Е. Сусличенко, учитель-логопед дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

 Л.В. Рыбакова, музыкальный руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

М.В. Чугреева, педагог дополнительного образования ИЗО дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

В эпоху глобальной занятости родителей, погруженности в социальные и личные проблемы, отсутствии времени на проведение занятий и досуга с ребенком, вопрос воспитания у детей нравственных представлений, таких качеств личности, как эмпатия, социальная рефлексия, незаметно отошел на второй план. Взаимодействие родителей и детей в большей степени концентрируется на развитии интеллектуальных способностей, формировании кругозора, раскрытии способностей и талантов ребенка. И порой за внешним фасадом умного, эрудированного и всесторонне развитого дошкольника скрывается холодное сердце, неспособное к сопереживанию, сочувствию и восприятию чужой боли.

Снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедные, безграмотные примеры речевого общения с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, всеобщая погруженность детей в компьютерные игры – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.

О важности воспитательных проектов и нравственного воспитания детей в ДОУ

Именно поэтому в наши дни особенно актуален вопрос о том, как с ранних лет взрастить в хрупкой душе ребенка чуткость, доброту, понимание, сочувствие, любовь к ближнему и к Отчизне. Словом, все те качества, которые необходимы для успешного и гармоничного общения в социуме. Именно на это направлена методология русского педагога, основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824–1871).

Тщательный подбор и систематизация литературного материала нацелены на то, чтобы последовательно формировать у ребенка чувство патриотизма, любви к родной земле, закреплять позицию гражданина, развивать способность правильно оценивать происходящие события и адекватно реагировать в различных ситуациях, умело используя свои лучшие умственные и душевные качества: доброжелательность, отзывчивость, дисциплинированность, ответственность, навыки коммуникабельности.

Изложенный в книгах К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир» материал и в наше время помогает расширять представления детей об окружающем мире, о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, обогащать словарный запас. Развитие коммуникативной функции речи становится все более актуальной задачей для нашего общества.

По результатам многочисленных исследований педагогов-психологов и учителей-логопедов, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, недостаточно развита речь: бедный словарный запас, нарушен грамматический строй речи и, как следствие, низкий уровень сформированности связной речи. Представленные в книге «Родное слово» многочисленные тематические диалоги подчеркивают важную роль диалогического общения в формировании гармонично развитой личности ребенка. В рамках компетентностного подхода в современном образовании диалогические умения – ключевая составляющая такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.

Воспитательный проект в ДОУ в честь К.Д. Ушинского

В сборники К.Д. Ушинского включены литературные произведения и разнообразные задания, которые способствуют не только расширению кругозора детей, закреплению лексико-грамматических навыков, но и формированию речемыслительных процессов, важнейших нравственных качеств личности ребенка. Литературный материал четко структурирован по тематическим группам, причем в таком полном объеме, который не охватывают даже современные коррекционные программы, используемые в работе с детьми с нарушениями речевого и психического развития. Внутри каждой группы подобран материал в виде стихов, рассказов, притч, пословиц и поговорок на данную тему. Великий русский педагог предусмотрел и раскрыл в своих книгах многие темы и направления работы с детьми, которые рассматриваются современными авторами в методических рекомендациях и практикующими педагогами. Еще один повод обратиться к его трудам, оставленному нам наследию – 190-летие К.Д. Ушинского. Юбилейную дату не обошли вниманием участники образовательных отношений ДОО. Так, в дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1118 в течение учебного года был реализован проект «Душу человека с детства развивать надо» (далее – проект), участниками которого стали дети, их родители и педагоги детского сада.

Основные цели проекта:

  • знакомство педагогов и родителей воспитанников с педагогическим наследием К.Д. Ушинского;
  • обогащение знаний и практики работы воспитателей с детьми педагогической теорией и методикой К.Д. Ушинского.

На основе целей были сформулированы следующие задачи:

  • расширение области применения произведений детской художественной русской и зарубежной литературы, собранной К.Д. Ушинским в «Родном слове», «Детском мире», в работе с детьми дошкольного возраста;
  • обогащение знаний детей доступными сведениями об окружающем мире, побуждение к исследовательской деятельности;
  •  расширение знаний об истории русского народа, родном языке; обучение логике мышления: изложению своей мысли при пересказе, умению подмечать и выделять главное, свободному владению родным языком;
  • развитие умственных способностей, таких качеств, как трудолюбие, совесть, взаимопомощь, забота, опека и др.;
  • знакомство с вышедшими из употребления словами родного языка, обозначавшим предмет быта, деятельность и профессию человека (жито, чернильница, сюртук, салоп, лапти, калоши, колода, соха, цеп, серп, плуг, прялка, кучер, жестянщик и др.), их значением; пополнение пассивного и активного словарного запаса;
  • поощрение детской исследовательской деятельности, умения находить единомышленников в игре, творчестве, познании;
  •  пробуждение интереса и любви к книге, желания научиться читать, развитие любознательности;
  •  развитие памяти, интеллекта, детского творчества, выявление способности детей к музыкальной, театральной, изобразительной деятельности, выразительному художественному слову.

С чего началась работа над воспитательным проектом для нравственного развития детей в ДОУ

Работа над проектом началась с проведения в начале учебного года педагогического совета «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского» в свете дошкольной педагогики наших дней. Педагоги наметили планы по самообразованию, составили план работы над проектом в каждой возрастной группе по методикам (развитие речи, окружающий мир, ИЗО, музыка) с использованием материалов книг «Родное слово», «Детский мир».

Задачи проекта реализовывались в разных видах детской деятельности, в т. ч. в форме интегрированной образовательной деятельности. В качестве примера в приложении представлен конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со стеклом» с использованием материала из книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», актуального и в наши дни для расширения кругозора современного дошкольника.

Календарь воспитательного проекта в ДОУ

 В октябре было проведено родительское собрание на тему «Советы великих педагогов. К.Д. Ушинский». Педагоги рассказали родителям о целях и задачах предстоящего проекта, постарались привлечь их к активному участию: вместе подбирали детскую литературу, иллюстрации, аудио- и видеоматериал по теме как для своей группы, так и для мини-музея «К.Д. Ушинский и дети».

В ноябре состоялась презентация «Жизнь и творчество К.Д. Ушинского» для педагогов и родителей. На оформленной в изостудии выставке «Так жили в старину» были представлены самостоятельные работы детей и семейные поделки. Наряду с этим был организован фольклорный праздник «Ярмарка».

 В преддверии нового года, в декабре, состоялся конкурс чтецов, на котором воспитанники читали наизусть стихи из книги «Родное слово». Также была организована выставка детской литературы педагога К.Д. Ушинского под названием «Наша библиотека».

В январе в рамках круглого стола «Все мы – педагоги» воспитатели и родители беседовали о целесообразности использования в воспитании детей методических приемов, изложенных в произведениях К.Д. Ушинского, обменивались опытом общественного и семейного воспитания. Также был организован педагогический совет, в ходе которого проводилась деловая игра «Наше общее дело – воспитать достойного гражданина» (по результатам самообразования педагогов).

В феврале состоялись спортивно-игровой праздник «Ярмарка народных игр и затей», выставка семейных поделок из подручного и бросового материалов. Среди родителей было проведено анкетирование на тему «Трудные вопросы воспитания».

В День театра, который отмечается в марте, были показаны мини-спектакли по произведениям К.Д. Ушинского, подготовленные каждой возрастной группой. В детском саду были проведены также День открытых дверей под названием «Подметить главное в ребенке», круглый стол «Мы вместе», на который были приглашены родители, чья профессия педагог, учитель, гувернер, для обмена опытом и знаниями в области воспитания детей дошкольного возраста.

В апреле состоялись презентация и защита проекта «Душу человека с детства развивать надо», театральный праздник по произведениям К.Д. Ушинского. Реализованный проект показал, что каждый педагог, пополнивший свой арсенал тщательно проработанным материалом из произведений К.Д. Ушинского, сможет по-новому интерпретировать изложенную в книгах информацию, применить ее в творческой работе с детьми и родителями, повысив ее эффективность. Методологические основы, предложенные великим русским педагогом столетие назад, позволяют и в наши дни развивать у дошкольников интеллектуальные и речевые навыки, формировать нравственные качества личности ребенка, сделав процесс обучения и воспитания легким и приятным.

Просмотреть текст конспекта интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со стеклом» вы можете в приложениях к материалу

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль