Программа «Солнечные лучики» по профилактике психоэмоционального напряжения у детей

149

Одной из первых задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия. Исходя из этого, актуальной сегодня становится проблема поиска эффективных путей физического и психического развития детей, создания психолого-педагогических условий, открывающих возможности для их позитивной социализации.

Наукой доказано, что при нарушении условий нормального психического и физического развития в период дошкольного детства риск возникновения стрессового состояния, психоэмоционального напряжения у детей особенно велик.

Среди факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, специалисты выделяют:

  • нерациональный режим жизнедеятельности;
  • неправильная организация сна и отдыха;
  • дефицит свободы движений;
  • недостаточность пребывания на свежем воздухе;
  • нерациональное питание и плохая его организация;
  • авторитарность стиля общения с ребенком взрослых;
  • необоснованное ограничение свободы;
  • интеллектуальные и физические перегрузки;
  • неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия;
  • факторы, связанные с внутрисемейными отношениями и взаимоотношениями со сверстниками.

Факторы, влияющие на психоэмоциональное напряжение у детей

Одним из факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние детей, проживающих в районах Крайнего Севера, являются неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия. Так, в условиях полярной ночи у дошкольников отмечается нарушение сна, угнетенное психическое состояние.

Ученые (Л.Е. Панин, В.П. Соколов) установили, что и в полярный день происходят существенные изменения психического статуса людей. Появляются такие симптомы, как раздражительность, вспыльчивость, необоснованно повышенная психическая активность и др. У детей полярный день способствует возникновению чувства тревоги и напряжения, депрессии, сонливости.

Особенно этому подвержены дети младшего дошкольного возраста, для которых характерны резкие перепады настроения на данном возрастном этапе развития.

Программа «Солнечные лучики» для профилактики психоэмоционального напряжения у детей

Учитывая актуальность данной проблемы, педагогами и специалистами МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты была разработана программа «Солнечные лучики», целью которой стала профилактика психоэмоционального напряжения у детей 3–4 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • обеспечение психологической безопасности образовательного пространства;
  • снижение неблагоприятных факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у детей;
  • создание условий для благоприятной адаптации воспитанников при изменении социальной ситуации их развития (переход из одной группы в другую);
  • создание условий для гармонизации эмоционального состояния детей, их творческого самовыражения, формирования позитивного образа «Я», повышения уверенности в себе и своих силах, проявления добрых чувств к окружающим людям;
  • создание атмосферы сотрудничества и партнерства между детьми, родителями и сотрудниками ДОО.

Содержание данной программы было разработано на основании изучения и анализа научно-методической литературы.

Работа с детьми для профилактики психоэмоционального напряжения у детей

На психоэмоциональное состояние ребенка большое влияние оказывают его ближайшее окружение, характер и качество взаимоотношений с другими людьми, общение в семье, детском саду.

Доверие и привязанность к педагогу – необходимые условия хорошего самочувствия ребенка в ДОО, поэтому основной акцент в программе был сделан на совместную деятельность педагога и детей, построенную на принципе интеграции разных видов детской деятельности, а также использовании разных методов профилактики психоэмоционального напряжения у воспитанников в ходе режимных моментов.

Работа с детьми по профилактике психоэмоционального напряжения строится в соответствии с разработанными планами (приложения 1, 2).

Для снятия негативных эмоций, скованности, развития психоэмоциональной сферы, активизации творческого потенциала, усиления мыслительной деятельности с воспитанниками проводятся упражнения на релаксацию, игры-тренинги, игры на воде, в настроения, оздоровительные игры для повышения эмоционального тонуса («Найди предмет», «Карусель», «Найди свой цвет» и т. д.), пальчиковые игры, ритмопластика, специально организованная образовательная деятельность и т. д.

В качестве примера в приложении 3 представлен конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир волшебства» для детей 3–4 лет.

Так как дети большую часть времени проводят в детском саду, педагоги должны уметь видеть возможные источники угроз их психологической безопасности, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их воздействия. Все это требует знания специальных приемов и технологий.

Кроме того, они обязаны на профессиональном уровне определять признаки стрессового состояния воспитанников и, соответственно, дифференцировать его как физиологическое или психологическое.

Для эмоционального благополучия ребенка очень важно его взаимопонимание с родителями. К сожалению, не все осознают серьезность данного вопроса. Низкий уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах развития детей часто не позволяет родителям понять истинные причины колебаний настроения, стрессового состояния ребенка.

Практика показывает, что для достижения коррекционного эффекта от проводимых с детьми занятий в детском саду необходимо тесное взаимодействие с семьей. Учитывая это, программа «Солнечные лучики» предусматривает разные формы работы с педагогами и родителями, направленной на повышение их компетентности в вопросах профилактики психоэмоционального напряжения у детей (приложение 4).

Так, в ходе бесед, консультаций родители узнают о влиянии психологического микроклимата в семье на психоэмоциональное состояние детей, воздействии полярной ночи на их психическое и физическое развитие. В ходе практикумов, деловых игр, игр-тренингов они осваивают приемы формирования у дошкольников положительных эмоций, уверенного поведения и повышения самооценки.

Среди основных вопросов, которые рассматривают педагоги в ходе семинаров, практикумов, брифингов, игр-тренингов, консультаций и других форм взаимодействия:

  • методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
  • использование игр, направленных на снижение мышечного и эмоционального напряжения;
  • особенности проявления эмоциональных трудностей у детей;
  • система работы ДОО по снятию тревожности у дошкольников;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОО для формирования психологического здоровья детей и др.

Следует отметить, что родители воспитанников принимают непосредственное участие в ходе реализации программы «Солнечные лучики». Так, в соответствии с разработанным планом организуется совместная деятельность взрослых и детей с использованием элементов предметно-развивающей среды, специально созданных с учетом целей и задач программы (приложение 5).

Таким образом, важной особенностью программы «Солнечные лучики» является эффективное взаимодействие педагогов, специалистов ДОО и родителей в процессе ее реализации, что способствует обеспечению позитивного психоэмоционального состояния дошкольников во время их пребывания в детском саду и дома.

Данная программа, реализуемая на базе МБДОУ «Детский сад № 31» в течение двух лет, хорошо себя зарекомендовала и позволила достичь положительных результатов в решении поставленных задач.

В настоящий момент в ДОО разработана и реализуется программа по профилактике психоэмоционального напряжения у детей 4–7 лет. Подробнее о ней читайте в следующем номере журнала.

Программа «Солнечные лучики» по профилактике психоэмоционального напряжения у детейПрограмма «Солнечные лучики» по профилактике психоэмоционального напряжения у детей

Просмотреть таблицы в полном формате вы можете в приложениях к материалу

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мир волшебства» для детей 3–4 лет

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • условий для творческого самовыражения;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Солнышко-подсолнушко, цветные полоски, гуашь, листы ватмана, музыка, аксессуары для игры, кисти, тампончики с тарелочками, картинки с изображением сказочных героев.

Приветствие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, дорогие друзья, умные, веселые и находчивые мальчики и девочки! Сегодня мы отправляемся с вами в длительное, увлекательное, полное приключений путешествие в сказочную страну под названием «Мир волшебства». Мы узнаем много нового и интересного. Вы что-нибудь слышите? Это волшебные звуки музыки, которые зовут нас в путь, навстречу удивительным открытиям. Вы готовы?

Дети: Да!

Педагог-психолог:

Тогда я открываю вам ворота в мир волшебства, а вы друг за другом войдите в них. Приготовились? Пошли… (Дети проходят в кабинет педагога-психолога сквозь разноцветные ленты, оформленные в виде радуги.)

А теперь давайте поздороваемся друг с другом по-сказочному. В этом нам поможет Солнышко-подсолнушко. Выберите любого сказочного героя, которым вы хотели бы быть, назовите его, а затем назовите свое настоящее имя. Говорить будем по очереди, например: «Здравствуйте, я сказочный принц! Меня зовут Солнышко-подсолнушко!»

Вводный ритуал «Цвет вашего настроения»

Цели: диагностика настроения детей, развитие саморефлексии.

Педагог-психолог:

Давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя соответствующего ему цвета. Найдите на палитре подходящий цвет и нанесите его (цвет) на бумагу.

(Дети заносят цвет своего настроения в альбом. Затем каждый ребенок проговаривает, какого цвета у него настроение.)

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ОСОЗНАНИЯ ИМЕНИ

Игра-упражнение «Цветок-имя»

Дети вместе с педагогом садятся в круг.

Педагог-психолог:

Давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи цветов. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например, пение птиц... Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза.

После выполнения упражнения дети рассказывают друг другу о цветах, которые теперь носят их имена, делятся своими чувствами.

Упражнение «Кукла настроения»

Педагог-психолог показывает детям куклу, а они по прикрепленным к ней картинкам с эмоциями определяют, какое у нее настроение.

Игра-упражнение «Домик для куклы»

Педагог-психолог:

Наша кукла не обычная, а сказочная. Она живет в сказочном лесу настроения. Посмотрите на этот лист. На нем мы будем изображать домик, где живет наша кукла.

Далее педагог показывает детям нарисованные и вырезанные картинки с изображением деревьев дремучего леса, деревьев смешанного леса, болота, камышей, гор, озера, необитаемого острова, полянки.

Педагог-психолог:

Положите местность на лист, найдите свободное место для домика и начинайте рисовать. Здесь каждый найдет, чем он хочет рисовать: карандаши и фломастеры, акварель, гуашь, баночки-неразливайки с водой, кисточки разного размера, тряпочки.

Рисование проходит под музыку П.И. Чайковского «Новая кукла».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя»

Педагог-психолог:

Не плачь, куколка моя, (Имитируют укачивание куклы.)

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать: (Загибают поочередно пальцы.)

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток, (Имитируют описанные движения.)

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем. (Кладут ладони на колени.)

Скажите, какое у вас сейчас настроение? (Дети по очереди описывают свое настроение.)

Релаксация

Педагог-психолог:

Давайте поиграем в султанов.

Игра-упражнение «Наш мир»

Дети садятся в круг на коврики.

Педагог-психолог:

Какой наш мир? (Вдох, показывают руками круг.)

Какие у птиц крылья? (Встают и машут руками, показывая крылья.)

Как они садятся? (Складывают руки-крылья назад и садятся.)

Как мы кланяемся? (Показывают.)

Что делаем, когда устаем? (Поднимают руки на вдохе и опускают на выдохе.)

Ритуал прощания

Дети выстраиваются по кругу, берутся за руки, благодарят друг друга и прощаются.

М.В. Едемская, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

И.С. Высоковская, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

В.П. Христюк, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Н.Н. Бойцова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Ю.М. Захарова, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Л.И. Киселева, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc
  • Документ №3.doc
  • Документ №4.doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль