Актуальность создания благоприятной среды для развития дошкольного образования

93

Ключевым направлением общенационального развития образовательной сферы является усовершенствование системы дошкольного образования, которое согласно Федеральным государственным образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт, нацелено на малышей возрастом от двух месяцев до восьми лет. Модификация и рост системы дошкольного образования продиктованы требованиями современного общества.

Цели для развития дошкольного образования

Дошкольное образование преследует цели, достижение которых прописано в Стандарте:

  • рост социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для всех детей в ходе получения дошкольного образования надлежащего качества;
  • реализация госгарантий качества и надлежащего уровня дошкольного образования, основанного на комплексе обязательных требований к осуществлению образовательных программ дошкольного образования, результат и особенности их освоения;
  • поддержание концепции единства процесса образования в РФ относительно
  • уровня дошкольного образования.

Педагоги анализируют и выполняют важные задачи формирования многокомпонентной образовательной среды в ДОО для воспитанников дошкольного возраста. Эта среда подразумевает ряд аспектов:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • принцип взаимодействия со взрослыми;
  • принцип взаимодействия с другими детьми;
  • взаимоотношения малыша с другими людьми, собой и миром.

Требования для развития дошкольного образования

Согласно Стандарту, образовательная среда в ДОО, которая формируется для развития дошкольного образования, должна соответствовать ряду параметров:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • заниматься положительным эмоциональным фоном детей;
  • способствовать профессиональному росту и повышению квалификации педработников;
  • формировать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • гарантировать открытость дошкольного образования;
  • способствовать активному участию родителей (опекунов или законных представителей) в развитии дошкольного образования.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» подразумевает ее организацию и необходимое наполнение, что имеет ключевое значение в своей взаимосвязи. Пространственная организация образовательной среды в ДОО гарантирует формирование комфортных и максимально стабильных условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Наполнение, обновление, вариативность и систематическое дополнение образовательной среды в ДОО направлено на стимуляцию и активизацию всех видов деятельности воспитанников. Целесообразно наполнение образовательной среды считать содержанием, а пространственную организацию – формой. Формирование взаимодействия или социальный компонент приобретает особую важность.

Чтобы дошкольное образование развивалось правильно, следует поддерживать баланс содержания и формы: хорошая пространственная организация с некорректным наполнением или нерациональная обстановка и разумное наполнение не будут иметь нужный образовательный эффект и правильное развитие. 

Педагогически и психологически обоснованная развивающая предметно-пространственная образовательная среда в ДОО позволяет оптимизировать совместную деятельность, включая взаимодействие взрослого с детьми. При этом, если педагогическое взаимодействие было организовано верно, это способствует формированию «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».

Алгоритм проектирования развивающей среды для развития дошкольного образования

Процесс проектирования образовательной среды в ДОО согласно ФГОС дошкольного образования подразумевает поиск ответов на ряд вопросов.

«КОГО учить и воспитывать?» – психолого-педагогическая характеристика малышей, анализ их возрастных и индивидуальных, психологических и физиологических особенностей дошколят, этнокультурных условий взросления для правильного развития дошкольного образования.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» – обозначение целей и задач для каждого направления развития дошкольного образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение горизонтов взросления, социализации и индивидуализации воспитанников.

«ЧЕМУ учить?» – осмысленное и профессиональное отношение к подбору материалов для информационного и предметного наполнения образовательной среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей во всех видах общения и деятельности для правильного развития дошкольного образования.

«КАК учить и воспитывать?» – рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, учитывая возрастные особенности роста и развития детей.

Повышения компетентности педагогов для правильного развития дошкольного образования

Следует гарантировать рост профессиональной квалификации педагогических работников и руководителей ДОУ, в особенности в вопросах формирования необходимой для развития дошкольного образования среды; они должны быть ориентированы на поиск и устранение ключевых «проблемных зон»:

  • создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
  • диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
  • подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
  • обеспечение вариативности развивающей среды;
  • обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды в ДОО;
  • организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде в ДОО.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль