Диагностика игровых потребностей детей

185

На этапе создания в дошкольной образовательной организации пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования, важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых потребностей детей и средовых потребностей как детей, так и педагога. Благодаря полученным сведениям, процесс создания благоприятной среды, комфортной для жизнедеятельности всех сторон, будет упрощен.

Раскроем эти понятия. Игровые потребности детей – это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, которые требуются для реализации игровых замыслов.

Средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий, создающих максимальный комфорт для личности.

Факторы для исследования игровых потребностей детей

Важно помнить о том, что данная диагностика должна носить целенаправленный, системный и комплексный характер. Выделим ряд факторов, которые следует учитывать при ее проведении:

  • систематичность и последовательность – диагностика игровых потребностей детей должна проводиться не от случая к случаю, а в определенном порядке в соответствии с планом, графиком и т. п.;
  • постановка конкретных задач – при проведении диагностики игровых потребностей детей важно ставить четкие задачи, например, выявление предпочитаемых игрушек, форм игровой деятельности, особенностей оформления пространства и т. д.;
  • комплексность – необходимо использовать набор взаимодополняющих методов для проведения диагностики игровых потребностей детей (например, наблюдение, беседу и метод игровых ситуаций);
  • оформление результатов и их использование – определение, в каком виде будут зафиксированы полученные результаты, и как планируется их использовать.

Этапы работы над игровыми потребностями детей

С учетом указанных факторов алгоритм организации и проведения диагностики игровых потребностей детей может быть следующим.

Для начала следует выделить сроки, определить длительность и периодичность диагностики игровых потребностей детей, время в распорядке дня и форму диагностирования (групповую, подгрупповую, индивидуальную), определить число диагностируемых, принцип учета результатов. Затем необходимо определить задачи диагностики, дав ответы на вопросы: «Что конкретно я хочу узнать?», «Как эта информация поможет мне в построении игровой среды?». Задачи должны быть не формальными и размытыми по содержанию, а напротив, – конкретными, практико-ориентированными.

Важно подобрать комплекс методов, оптимальных для решения приоритетных задач. Они должны быть доступными и понятными для педагога в конкретной образовательной ситуации. Педагог должен иметь необходимый инструментарий для их реализации игровых потребностей детей и знать, как его использовать.

Не менее важным является выбор способов фиксации и использования результатов диагностики игровых потребностей детей в педагогической деятельности.

Для оптимизации данного процесса рекомендуется применять современные ИКТ (видеокамеру, ПК, диктофон и др.). Это поможет в обработке информации, будет способствовать большей достоверности и детализации данных.

Оптимальным вариантом хранения полученных материалов при диагностике игровых потребностей детей является запись в табличной форме в программах Word или Excel с размещением в папке ПК и дублирование в распечатанном варианте. Рекомендуется обеспечить свободный доступ педагогов и других заинтересованных лиц к этим результатам для использования их в повседневной деятельности при создании и обновлении предметно-игровой среды, выборе нового игрового оборудования и материалов.

В качестве примера в приложениях 1, 2 приводится табличная систематизация подобного алгоритма деятельности педагога с примерами задач, методов, способов фиксации информации в ходе диагностики игровых и средовых потребностей детей.

Методы проведения диагностики игровых потребностей детей

Рассмотрим упомянутые методы проведения диагностики.

Рассказывая по картинке, педагог может выявить предпочтения воспитанников в игрушках. Этот метод предполагает, что дошкольник получает определенное количество фотографий или картинок (обычно от 5 до 10), на которых крупно и четко изображены различные игрушки. Важно, чтобы на изображениях были и те игрушки, которыми располагает детский сад, и те, которых в нем нет. Педагогу остается только попросить ребенка выбрать наиболее интересную или ту игрушку, которая ему больше нравится. Первые три из выбранных изображений относятся к числу наиболее значимых для малыша.

С подгруппой дошколят или каждым отдельно можно просматривать каталоги интернет-магазинов игрушек, для этого педагогам следует приготовить несколько каталогов с качественными четкими изображениями игрушек и электронные адреса сайтов нескольких продавцов или производителей игрушек. В процессе разглядывания, воспитанников можно спрашивать, какие бы игрушки они хотели видеть в группе, как они с ними будут играть, кому какие больше нравятся или наиболее интересны. Также можно попросить отмечать в каталоге понравившиеся игрушки, например, картинкой с восклицательным знаком. Для этого нужно заранее подготовить карточки, выдать их детям в начале просмотра.

С подгруппой детей можно обсудить важность наличия, приобретения той или иной игрушки. Этот метод вдвойне полезен для педагога, который не только получает информацию об игровых предпочтениях воспитанников, но и пополняет свои знания о рынке игрушек, намечает критерии выбора игрушек, материалов, необходимых для решения образовательных задач и удовлетворения интересов детей.

Чтобы определить предпочтения игровых зон и интересы в организации пространственной среды, актуален метод моделирования. Для его реализации малышам или подгруппе детей предлагают на листе бумаги нарисовать лучшую игровую зону, но при этом можно использовать только геометрические фигуры. Именно они послужат своеобразными макетами игрушек, мебели, ковров, окон, шкафов и оборудования. Затем детям предлагают смоделировать группу для сверстников вновь используя только геометрические фигуры.  

Возможности этого метода расширяются, если педагог предлагает максимальное количество вероятных фигур-предметов, отражающих элементы среды.

Для определения интересных для детей игровых зон, видов игр (подвижные, сюжетно-ролевых, дидактических) и деятельности (общение, творчество, игра), актуален метод игровых ситуаций. Для этого выбирают две игрушки и предлагают ребенку воссоздать с их помощью группу детского сада. Элементами оформляемой среды могут быть детали конструктора, кубики и предметы-заместители.

Метод мини-интервью осуществляется для выявления оптимальных для малышей видов деятельности, потребностей в модернизации среды, а потому реализуется в игровой форме. Мини-интервью предполагает, что воспитанник ДОУ или педагог становится репортером или тележурналистом, который обращается к ребятам из группы, спрашивая: «Что ты больше всего любишь делать?», «С кем тебе нравится общаться?», «Любишь ли ты лепить, конструировать в группе?», «Хочется ли что-то поменять вокруг себя в группе – мебель, игрушки и т. п.?». Вопросы следует приготовить заранее, основываясь на поставленных задачах. Чтобы дошкольники участвовали в нем активнее, можно принести видеокамеру, игрушечный или настоящий микрофон и провести реальное интервью с воспитанниками. В этом случае журналистом и оператором на время могут стать родители или педагоги (это позволит задействовать к участию в образовательной деятельности родителей, опекунов или законных представителей). Такая форма проведения мини-интервью оптимизирует процесс фиксации результатов, придает ему эмоциональный накал.

В ходе совместного просмотра фотографий, медиапрезентаций, отражающих разные варианты организации предметно-развивающей среды, расширяются представления о вариантах ее моделирования и определяются соответствующие предпочтения. Для этого педагог может спросить у детей, например, «Что тебе больше всего нравится на этом фото?», «В какой части группы на фото ты бы хотел оказаться?» и т. п.

Важным диагностическим блоком является выявление средовых потребностей педагога. Такая диагностика игровых потребностей детей может проводиться как старшим воспитателем для организации деятельности по созданию комфортной среды в ДОО, так и самими педагогами в рамках самообследования своей деятельности на рабочем месте.

С этой целью могут использоваться разнообразные методы, прежде всего опрос, анкетирование, самоанализ. Примерные вопросы анкеты: «Нравится ли вам обстановка группового помещения? Почему?», «Что больше всего нравится вам в среде группы? Почему?», «Является ли среда группы комфортной для решения образовательных задач; поддержания позитивного эмоционального настроя; создания возможностей для профессионального развития и т. д.?».

Если один из ответов «нет», то нужно сформулировать рекомендации по обновлению среды (наполнению и пространственной организации) в данном направлении.

При составлении карты самоанализа педагога можно включить в нее следующие пункты:

чаще всего я предпочитаю находиться в _____________________________________________ (указать место в группе);

наиболее комфортным для меня является деятельность с ______________________________________________________________________________

(указать предметы, материалы, мебель и др.);

мой позитивный настрой создается в группе благодаря наличию __________________________ ;

наличие ______________________________________________________________________________будет способствовать повышению моего настроения, мотивации на реализацию образовательного процесса и др.

В приложении 3 представлен примерный план деятельности по диагностике средовых потребностей педагогов.

Все используемые методы являются взаимодополняемыми, использование одного или двух из них не позволит создать объективную картину изучаемого вопроса. Подобную диагностику игровых потребностей детей рекомендуется проводить регулярно (не реже двух раз в год), поскольку потребности и интересы детей, ориентиры педагогов могут меняться.

Диагностика игровых потребностей детей выполняет информативную и прогностическую функции, способствует реализации личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми и другими участниками образовательного процесса. Полученная информация позволит в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования регулярно обновлять и изменять образовательную среду, обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений.

Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что также является одним из требований ФГОС дошкольного образования.

Приложение 1

Примерное планирование деятельности по диагностике игровых потребностей детей

Диагностика игровых потребностей детей

Диагностика игровых потребностей детей

Приложение 2

Примерное планирование деятельности по диагностике средовых потребностей детей

Диагностика игровых потребностей детей

Диагностика игровых потребностей детей

Приложение 3

Примерное планирование деятельности по диагностике средовых потребностей педагога

Диагностика игровых потребностей детей

Диагностика игровых потребностей детей

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль