Новый закон об образовании в сфере дошкольного образования

35

Продолжая рассматривать основные положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), вступившего в силу 1 сентября 2013 г., в рамках данного материала остановимся на статьях 12, 28, 29, 63 и 65. В соответствии со ст. 12 Закона № 273-ФЗ каждая образовательная программа, претендующая на статус «примерной», должна пройти экспертизу и получить одобрение (порядок проведения экспертизы устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации).

Сравнение образовательных программ старого и нового образца в сфере дошкольного образования

Если эксперты принимают положительное решение о соответствии образовательной программы в сфере дошкольного образования требованиям федерального государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утв. Приказом Минобр науки от 17.10.2013 № 1155, данная программа включается в федеральный реестр примерных основных образовательных программ. «Вхождение» образовательной программы в федеральный реестр примерных образовательных программ является первичной гарантией ее качества («последнее слово», безусловно, остается за дошкольной образовательной организацией!).

Для сравнения: ранее действовавшим законом механизм централизованного экспертирования образовательных программ не предусматривался, стало быть, объективно существовали предпосылки для проникновения в практику дошкольного образования как качественных, так и некачественных программных продуктов. При этом не каждый детский сад, реализующий ту или иную образовательную программу, располагал достаточными ресурсами для проведения подобной экспертизы силами сотрудников педагогического коллектива. Действующий Закон об образовании в сфере дошкольного образования вменяет в обязанность образовательным организациям, в т. ч. и дошкольным, проводить самообследование и самооценку образовательной деятельности, не дожидаясь оценки извне со стороны контролирующих органов и уполномоченных лиц.

Что говорит закон об образовании в сфере дошкольного образования об аттестации?

Данная норма Закона об образовании в сфере дошкольного образования носит превентивный характер, ведь, как известно, видение и осознание собственных проблем обеспечивает примерно половину успеха в их решении. Для сравнения: во второй половине 90-х гг. ХХ в. дошкольные образовательные учреждения проходили процедуры аттестации и государственной аккредитации. Ключевыми составляющими аттестации были самообследование, самоанализ и самооценка образовательной деятельности ДОУ. В 2000-е годы и аттестация, и государственная аккредитация для дошкольных учреждений были упразднены. Многие работники и руководители сферы дошкольного образования искренне сожалели об этом: системный анализ собственной образовательной деятельности был мощным стимулом профессионального развития педагогических коллективов. Основополагающим принципом системы образования Российской Федерации является ее открытость. Нормы и положения обновленного законодательства (ст. 29 Закона № 273-ФЗ) – одно из проявлений принципа информационной открытости образовательных организаций. Согласно новому закону каждая образовательная организация должна создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на нем следующую информацию:

  • дата создания образовательной организации, ее учредитель, место нахождения, режим, график работы, контактные телефоны, адрес электронной почты;
  • структура и органы управления образовательной организацией;
  • реализуемые образовательные программы;
  • численность воспитанников по реализуемы образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • языки образования;
  • федеральные государственные образовательные стандарты;
  • руководитель образовательной организации, его заместители;
  • персональный состав педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
  • поступление финансовых и материальных средств и их расходование по итогам финансового года. Кроме того, на официальном сайте образовательная организация размещает электронные копии ряда документов, а именно:
  • устав образовательной организации;
  • лицензию на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
  • план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
  • локальные нормативные акты;
  • отчет о результатах самообследования;
  • документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в т. ч. образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения;
  • предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний и др.

Для сравнения: до вступления в силу Закона об образовании в сфере дошкольного образования многие дошкольные образовательные учреждения имели свои странички в Интернете. Но их было немного (в основном в крупных городах), поскольку прежнее законодательство не требовало от образовательных учреждений обязательного ведения собственного сайта. Однако даже учреждения-первопроходцы, создавшие свои интернет-страницы, не демонстрировали столь высокую степень открытости информации о собственной деятельности. Некоторые виды документов традиционно считались «закрытыми» для широкой общественности (например, предписания контролирующих органов). Одним из несомненных преимуществ нового закона, как уже отмечалось ранее, является признание дошкольного образования первым уровнем общего образования.

Учет детей в сфере дошкольного образования по новым правилам

Соответственно положения ст. 63 Закона об образовании в сфере дошкольного образования, касающиеся общего образования, действуют и в системе дошкольного образования. Так, органы местного самоуправления обязаны вести учет детей дошкольного возраста, а также учитывать форму получения образования, которую для каждого ребенка определяют его родители (законные представители). Иными словами, для обеспечения государственных гарантий прав граждан Российской Федерации на общедоступное дошкольное образование муниципалитет должен точно знать, какое количество дошкольников проживает на его территории, сколько из них желает получать дошкольное образование в образовательных организациях, а сколько – вне образовательных организаций (в форме семейного образования).

Для сравнения: ранее действовавшим законом механизм учета детей, подлежащих обучению по программам общего образования, также предусматривался, но дошкольное образование не являлось составной частью общего образования, соответственно специального учета дошкольников не велось. В заключение следует отметить, что один из спорных моментов нового закона, регулирующего деятельность сферы дошкольного образования, – плата, которая взимается с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного

образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (на образование ребенка, как известно, расходуются не родительские, а бюджетные средства). В соответствии со ст. 65 Закона № 273-ФЗ учредитель вправе устанавливать родительскую плату и ее размер. Требований к размеру родительской платы закон об образовании в сфере дошкольного образования не предъявляет.

Для сравнения: до вступления в силу нового закона об образовании в сфере дошкольного образования действовал аналогичный механизм долевого финансирования образования и содержания ребенка в ДОУ. Расходы на образование дошкольников полностью брал на себя бюджет муниципалитета и (или) региона РФ. Расходы на содержание распределялись между бюджетом и родителями детей в следующей пропорции: из бюджета – не менее 80% средств за присмотр и уход, от родителей – не более 20%. Такое соотношение позволяло обеспечить финансовую доступность российского дошкольного образования: во второй половине 2000-х – начале 2010-х гг., пожалуй, не было ни одной российской семьи, которая не имела бы возможности привести ребенка в детский сад лишь потому, что установлена высокая плата. Анализ текущей ситуации в сфере дошкольного образования показывает, что, как и прогнозировалось, наблюдается очевидная тенденция к повышению родительской платы (по разным источникам, примерно на 1–7%).

Снимая часть финансового бремени с российских муниципалитетов, большинство которых являются дотационными, и перекладывая его на плечи родителей, важно сохранить баланс. Найти так называемую золотую середину долевого финансирования дошкольного образования с учетом доходов и уровня жизни жителей конкретного муниципалитета (региона). При этом важно обеспечить адресную поддержку семей, финансовые возможности которых ниже среднего. Таким образом, мы рассмотрели далеко не полный перечень норм и положений Закона об образовании в сфере дошкольного образования. Некоторые из них, на наш взгляд, заслуживают особого внимания, т. к. открывают новые возможности и перспективы развития системы, например нормы и положения ст. 15 Закона № 273-ФЗ о сетевой форме взаимодействия организаций и др. Как они будут реализованы покажет время. Ведь они только начинают действовать на практике, которая, как известно, главный критерий истины.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль