Математическое и экологическое развитие детей дошкольного возраста

140

Решение задач математического и экологического развития детей дошкольного возраста на основе принципа интеграции

М.Д. Большакова, канд. биол. наук, доц. кафедры

социальной педагогики и акмеологии Шуйского филиала Ивановского государственного университета г. Шуи Ивановской области

И.И. Целищева, доц. кафедры математики, физики и методики обучения

Шуйского филиала Ивановского государственного университета г. Шуи Ивановской области

И.Б. Румянцева, канд. психол. наук, доц. Кафедры математики, физики и методики обучения Шуйского филиала Ивановского государственного университетаг. Шуи Ивановской области

В настоящее время ориентиром для педагогов в организации работы с детьми является вступивший в силу 1 января 2014 г. федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования). Согласно данному документу наряду с другими взаимодополняющими образовательными областями выделяется интегрированная образовательная область «Познавательное развитие», в которой заложены компетенции, связанные с целостными представлениями дошкольника об окружающем мире и экологическое развитие детей.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС ДО

В соответствии с п. 2.6 ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Согласно п. 2.9 ФГОС дошкольного образования обязательная часть образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода к развитию, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

При этом в документе не выделены, как обособленные, разделы развития «Ознакомление с окружающим» и «Развитие элементарных математических представлений». Интеграция детской деятельности имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей, экологического развития детей, способствует формированию у них обобщенных представлений, знаний и умений, развитию мышления, логики, коммуникативных навыков, а также побуждает их к активному познанию окружающей действительности. В свете современных требований к организации образования детей дошкольного возраста специалистами Шуйского филиала Ивановского государственного университета были разработаны методические рекомендации по решению задач математического и экологического развития детей на основе принципа интеграции.

Исходя из принципа интеграции, математическое развитие детей осуществляется не только в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в ходе других видов детского развития: интегрированных дидактических игр в группе, на детской площадке, экскурсий на природе, наблюдений в живом уголке и т. д. Дошкольники приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развивается их игровая деятельность. Благодаря знакомству воспитанников с правилами поведения в лесу, у водоемов (реки, пруда), с названиями диких животных (в т. ч. хищников), насекомых (в т. ч. ядовитых), растений и грибов (в т. ч. ядовитых) и т. д. обеспечивается интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» Типы интеграции, предусмотренные программой развития «Математика вокруг нас»2, можно проследить по задачам и содержанию, а также средствам организации и оптимизации образовательного процесса (приложение 1).

Темы экологического развития детей дошкольного возраста

Отобранные для программы развития темы для всех возрастных групп («Фрукты и ягоды», «Овощи», «Комнатные растения», «Рыбы», «Декоративные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Разноцветный мир вокруг нас: мир бабочек и жуков») могут быть включены в тематические планы работы с детьми.

В исследованиях, проведенных авторами за последнее десятилетие в системе дошкольного образования, неоднократно доказывалась и обосновывалась эффективность развития представлений детей об окружающем мире на межпредметном уровне. Стоит отметить, что интегрированное обучение рассматривается как воспитательно-образовательный процесс:

  • построенный на усилении взаимосвязей и взаимопроникновении всех его компонентов, прежде всего содержания разных предметных областей (разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимозависимостях,
  • и направленный на формирование комплексных представлений, знаний, умений и навыков, способствующих целостному и всестороннему развитию и воспитанию личности ребенка.

В качестве примера в приложении 2 представлен конспект интегрированной образовательной деятельности «Покормите птиц зимой. Они отплатят вам весной» для детей младшей группы, апробированный педагогами МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Шуи, МДОУ «Детский сад № 1» г. Приволжска Ивановской области и др.

Как показывает практика, использование знаний из разных сфер деятельности повышает интерес к процессу обучения.

Подобный подход позволяет формировать у детей целостную картину мира, создает условия для реализации их творческих способностей, развития коммуникативных умений, что является важной частью работы с дошкольниками. вам весной» для детей младшей группы, апробированный педагогами МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Шуи, МДОУ «Детский сад № 1» г. Приволжска Ивановской области и др. Как показывает практика, использование знаний из разных сфер деятельности повышает интерес к процессу обучения. Подобный подход позволяет формировать у детей целостную картину мира, создает условия для реализации их творческих способностей, развития коммуникативных умений, что является важной частью работы с дошкольниками.

Математическое и экологическое развитие детей дошкольного возраста

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль