Математическое и экологическое развитие детей дошкольного возраста

86

Решение задач математического и экологического развития детей дошкольного возраста на основе принципа интеграции

М.Д. Большакова, канд. биол. наук, доц. кафедры

социальной педагогики и акмеологии Шуйского филиала Ивановского государственного университета г. Шуи Ивановской области

И.И. Целищева, доц. кафедры математики, физики и методики обучения

Шуйского филиала Ивановского государственного университета г. Шуи Ивановской области

И.Б. Румянцева, канд. психол. наук, доц. Кафедры математики, физики и методики обучения Шуйского филиала Ивановского государственного университетаг. Шуи Ивановской области

В настоящее время ориентиром для педагогов в организации работы с детьми является вступивший в силу 1 января 2014 г. федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования). Согласно данному документу наряду с другими взаимодополняющими образовательными областями выделяется интегрированная образовательная область «Познавательное развитие», в которой заложены компетенции, связанные с целостными представлениями дошкольника об окружающем мире и экологическое развитие детей.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС ДО

В соответствии с п. 2.6 ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Согласно п. 2.9 ФГОС дошкольного образования обязательная часть образовательной программы дошкольного образования предполагает комплексность подхода к развитию, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

При этом в документе не выделены, как обособленные, разделы развития «Ознакомление с окружающим» и «Развитие элементарных математических представлений». Интеграция детской деятельности имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей, экологического развития детей, способствует формированию у них обобщенных представлений, знаний и умений, развитию мышления, логики, коммуникативных навыков, а также побуждает их к активному познанию окружающей действительности. В свете современных требований к организации образования детей дошкольного возраста специалистами Шуйского филиала Ивановского государственного университета были разработаны методические рекомендации по решению задач математического и экологического развития детей на основе принципа интеграции.

Исходя из принципа интеграции, математическое развитие детей осуществляется не только в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в ходе других видов детского развития: интегрированных дидактических игр в группе, на детской площадке, экскурсий на природе, наблюдений в живом уголке и т. д. Дошкольники приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развивается их игровая деятельность. Благодаря знакомству воспитанников с правилами поведения в лесу, у водоемов (реки, пруда), с названиями диких животных (в т. ч. хищников), насекомых (в т. ч. ядовитых), растений и грибов (в т. ч. ядовитых) и т. д. обеспечивается интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» Типы интеграции, предусмотренные программой развития «Математика вокруг нас»2, можно проследить по задачам и содержанию, а также средствам организации и оптимизации образовательного процесса (приложение 1).

Темы экологического развития детей дошкольного возраста

Отобранные для программы развития темы для всех возрастных групп («Фрукты и ягоды», «Овощи», «Комнатные растения», «Рыбы», «Декоративные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Разноцветный мир вокруг нас: мир бабочек и жуков») могут быть включены в тематические планы работы с детьми.

В исследованиях, проведенных авторами за последнее десятилетие в системе дошкольного образования, неоднократно доказывалась и обосновывалась эффективность развития представлений детей об окружающем мире на межпредметном уровне. Стоит отметить, что интегрированное обучение рассматривается как воспитательно-образовательный процесс:

  • построенный на усилении взаимосвязей и взаимопроникновении всех его компонентов, прежде всего содержания разных предметных областей (разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимозависимостях,
  • и направленный на формирование комплексных представлений, знаний, умений и навыков, способствующих целостному и всестороннему развитию и воспитанию личности ребенка.

В качестве примера в приложении 2 представлен конспект интегрированной образовательной деятельности «Покормите птиц зимой. Они отплатят вам весной» для детей младшей группы, апробированный педагогами МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Шуи, МДОУ «Детский сад № 1» г. Приволжска Ивановской области и др.

Как показывает практика, использование знаний из разных сфер деятельности повышает интерес к процессу обучения.

Подобный подход позволяет формировать у детей целостную картину мира, создает условия для реализации их творческих способностей, развития коммуникативных умений, что является важной частью работы с дошкольниками. вам весной» для детей младшей группы, апробированный педагогами МДОУ «ЦРР – детский сад № 6» г. Шуи, МДОУ «Детский сад № 1» г. Приволжска Ивановской области и др. Как показывает практика, использование знаний из разных сфер деятельности повышает интерес к процессу обучения. Подобный подход позволяет формировать у детей целостную картину мира, создает условия для реализации их творческих способностей, развития коммуникативных умений, что является важной частью работы с дошкольниками.

Математическое и экологическое развитие детей дошкольного возраста

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль