Тьюторское сопровождение введения ФГОС в программу дошкольного образования

169

М.А. Баранова, старший специалист по методическому обеспечению МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» г. Щекино Тульской области, почетный работник общего образования РФ

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт, ФГОС дошкольного образования), предполагает корректировку образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций и приведение в соответствие с требованиями Стандарта основной образовательной программы ДОО1 . Для эффективного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования в практику ДОО необходима организация соответствующих мероприятий, не только на уровне ДОУ, но и прежде всего на муниципальном уровне. Согласно письму Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10 это должны быть следующие мероприятия:

  • создание рабочей группы муниципального образования по введению ФГОС дошкольного образования;
  • определение перечня пилотных площадок в муниципальном образовании по введению ФГОС дошкольного образования, координация и организационное сопровождение их деятельности;
  • разработка плана-графика повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования; организация семинаров по подготовке к аттестации педагогических работников; проведение разъяснительной работы, семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС дошкольного образования и т. д.

Разработка модели тьюторского сопровождения введения ФГОС в программу дошкольного образования

Тьюторское сопровождение введения ФГОС в программу дошкольного образованияТак специалистами МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» была разработана муниципальная модель тьюторского сопровождения дошкольных образовательных организаций, которая хорошо зарекомендовала себя в период введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 6552

1 Об организационно-педагогических мероприятиях по введению ФГОС ДО на уровне дошкольной образовательной организации см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 5.

  1. Утратил силу с 1 января 2014 г. – Примеч. ред.

Цель данной модели тьюторского сопровождения – создание условий для повсеместного введения Стандарта на территории Щекинского района посредством организации постоянной методической поддержки работников образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования. Основные задачи тьюторского сопровождения:

  •  изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования;
     
  • ознакомление с ведущими педагогическими, культурологическими, социологическими теориями и концепциями, положенными в основу ФГОС дошкольного образования как инструмента реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивающими равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России, преемственность всех уровней образования;
  •  разработка эффективных механизмов введения и реализации ФГОС дошкольного образования в практике образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования;
  •  решение трудностей, профессиональных проблем внедрения ФГОС дошкольного образования;
  • выявление, обобщение и распространение успешных образцов образовательной практики по введению и реализации ФГОС дошкольного образования.

 Данная модель включает три блока: информационный, организационный и аналитический.

Информационное обеспечение и организационный блок тьюторского сопровождения введения ФГОС в программу дошкольного образования

Тьюторское сопровождение введения ФГОС в программу дошкольного образованияИнформационное обеспечение введения Стандарта (информационный блок) направлено на информационно-технологическую поддержку педагогических коллективов ДОО. При этом организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в единой информационной среде предполагает:

  • проведение разъяснительной работы с родителями воспитанников, представителями педагогической общественности о целях и задачах ФГОС дошкольного образования, его актуальности для воспитанников и их семей и системы образования в целом;
  • создание муниципального банка данных о передовом опыте ДОО района;
  • размещение актуальной информации по вопросам введения Стандарта на официальных сайтах органа управления образованием, образовательных организаций. На базе образовательных организаций, которые являются площадками для работы с общественностью, в первую очередь с родителями воспитанников, проводятся консультации, родительские собрания, дискуссионные столы, практикумы и др.

Кроме того, информационный блок предусматривает изучение общественного мнения, а также публичную отчетность ДОО о ходе и результатах работы по введению Стандарта.

Организационный блок включает в себя ряд мероприятий, направленных на организационное обеспечение введения и реализации ФГОС дошкольного образования. Так, в рамках деятельности МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» разработан алгоритм введения и реализации Стандарта на муниципальном уровне, который предусматривает:

  • разработку плана методической работы по сопровождению введения ФГОС дошкольного образования в практику ДОО (приложение);
  •  плана взаимодействия с пилотными дошкольными образовательными организациями по введению ФГОС дошкольного образования;
  • организацию рабочей группы по подготовке к введению и реализации ФГОС дошкольного образования;
  •  формирование пакета нормативных актов, регламентирующих переход ДОО на ФГОС дошкольного образования на уровне муниципального органа управления образованием (приказы комитета по образованию администрации МО Щекинский район, план перехода, положение о рабочей группе по ФГОС дошкольного образования, план повышения квалификации); пакета локальных актов, регламентирующих переход ДОО на ФГОС дошкольного образования на уровне образовательной организации;
  •  методическое обеспечение введения и реализации Стандарта: разработка соответствующих методических рекомендаций, повышение квалификации педагогов, организация деятельности профильных школ – районных профессиональных объединений педагогов образовательных организаций; организацию муниципальных базовых площадок по подготовке к введению и реализации ФГОС дошкольного образования;
  • внешнюю и внутреннюю экспертизу деятельности ДОО по введению и реализации ФГОС дошкольного образования.

Основными целями создания пилотных площадок являются формирование, накопление и распространение передового опыта, а также оказание методической и консультативной помощи педагогическим коллективам ДОО, приступающим к введению Стандарта.

Рабочая группа, в состав которой входят заместители заведующих по ВМР дошкольных образовательных организаций и педагоги, создается с целью составления методических рекомендаций по подготовке к введению и реализации ФГОС дошкольного образования. В распоряжение участников рабочей группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание Стандарта и методические материалы по работе с ним. Составляемые рабочей группой методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогическим коллективам в вопросах написания основной образовательной программы ДОО, планирования воспитательно - образовательного процесса, обогащения содержания работы с детьми и взаимодействия с родителями с учетом требований Стандарта.

Методическое сопровождение реализации ФГОС дошкольного образования в ДОО обеспечивает гибкая, многоуровневая модель непрерывного повышения профессионального мастерства руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, которая основана на взаимодействии с ГОУДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области).

Формирование профильных школ для организации тьюторского сопровождения введения ФГОС в программу дошкольного образования

Тьюторское сопровождение введения ФГОС в программу дошкольного образованияПрофильные школы  -  районные профессиональные объединения педагогов образовательных организаций формируются с целью популяризации, распространения и внедрения успешных образцов образовательной практики, повышения профессиональной компетентности педагогов по следующим профилям: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие дошкольников, развитие детей раннего возраста, развитие методики и практики дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В условиях перехода к деятельности в соответствии со Стандартом профильные школы решают проблемы адаптации педагогов дошкольных образовательных организаций к новым требованиям реализации образовательной программы. При этом введение ФГОС дошкольного образования должно осуществляться с учетом традиций, результатов образовательной деятельности, уровнем профессионального мастерства педагогов района.

Для руководителей и заместителей заведующих по ВМР организован постоянно действующий семинар по проблеме «Управление процессом внедрения ФГОС дошкольного образования в практику образовательных организаций».

 Традиционными районными мероприятиями стали Недели профессионального мастерства педагогов детских садов. Так, в рамках Недели «Реализация инновационных принципов организации развития дошкольников в ДОО» рассматривался практический аспект использования принципа развивающего образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

 В рамках еще одной формы повышения квалификации педагогов – педагогических чтений – гармонично синтезируются теория и практика по вопросам, связанным с игровой деятельностью как приоритетным направлением работы ДОО, деятельностным подходом к работе педагога ДОО.

Работа методической службы муниципального уровня строится на основе компетентностного подхода, обеспечивающего дифференцированное и адресное методическое сопровождение образовательного процесса.

Поэтому основная задача данных методических мероприятий – не только дать педагогам знания о новых технологиях, но и научить их анализировать результативность своей деятельности. Особо следует отметить формы группового и индивидуального консультирования, необходимые в процессе введения и реализации ФГОС дошкольного образования. Очень востребованны консультации по планированию воспитательно-образовательного процесса, организации режима дня, составлению основной образовательной программы ДОО. Конкурсное движение – еще одно условие и стимул к эффективному введению и реализации Стандарта в ДОО.

Так, среди успешно прошедших муниципальных профессиональных конкурсов можно отметить «Педагог XXI века», «Педагогическая куль- тура родителей: воспитываем вместе», «Преданья старины глубокой» и др. Муниципальные базовые площадки, целями которых являются распространение опыта инновационной деятельности и повышение квалификации работников образования по одному из направлений реализации ФГОС дошкольного образования, способствуют внедрению концептуальных положений Стандарта в практику ДОО по различным направлениям: «Развитие креативного потенциала на раннем этапе становления личности как фактор социально-личностного развития ребенка – дошкольника», «Управление организационно-педагогической работой в ДОО в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» и др.

Право на статус базовой площадки устанавливается с учетом наличия в ДОО положительного опыта разработки и реализации инновационных проектов. Аналитический блок предусматривает мониторинг готовности к внедрению Стандарта в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Деятельность МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» направлена на достижение оптимального качества дошкольного образования на территории муниципалитета.

 При этом инновационный потенциал ДОО как важнейший показатель качества становится эффективным инструментом в переходный период. Представленная муниципальная модель тьюторского сопровождения введения Стандарта способствует созданию необходимых условий для реализации инновационного потенциала педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций на современном этапе развития дошкольного образования.

Больше по теме читайте в статье «Введение ФГОС»

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль