Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестой

169

О.В. Пархачева,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми

В настоящее время проблема возрождения народной культуры, приобщения детей к культурным ценностям, народному творчеству особенно актуальна, поскольку традиции и промыслы наших предков постепенно уходят в прошлое. Современная семья живет другими ценностями, придерживается иных взглядов на жизнь, продиктованных обществом. Многие родители не знают обычаев и традиций национальной культуры своего народа и не могут передать подрастающему поколению опыт, накопленный веками. Возрождение традиций является одной из важнейших задач при проектировании образовательной программы ДОУ.

Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестойПри этом именно взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром, направляет, регулирует его восприятие действительности, передает свой опыт, учит видеть и слышать красоту природы, любить малую родину и уважать традиции предков. Природа родного края рано входит в жизнь ребенка. Река, лес, поле постепенно оживают для него: появляются укромные уголки для игр, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки. Все это становится родным и остается в памяти на всю жизнь. Именно поэтому, даже покинув родные места на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой.

Организация детского кружка для приобщения детей к культурным ценностям

Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестойПринимая во внимание актуальность проблемы сохранения и возрождения народного творчества, педагоги МБДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида» организовали кружок «Берестяночка», цель которого – приобщение детей к национальной культуре, промыслу и традициям народа коми посредством работы с берестой.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что береза – один из главных поэтических образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях, береза – символ весны и родины, а березовая кора – береста – уникальный, долговечный и один из самых востребованных в народном творчестве материал.

Благодаря эластичности, водонепроницаемости, термичности, легкости и красоте ее применяли в строительстве домов, сооружений, при изготовлении рыболовных орудий, домашней посуды и утвари, а также в сапожном деле.

Береста долго оставалась одним из почитаемых поделочных материалов. Еще совсем недавно в каждой семье сельского северянина можно было увидеть берестяные изделия в виде коробочки для шитья, табакерки, детской погремушки, пастушьей дудочки или бабушкиной шкатулки. Сегодня все это можно

рассмотреть лишь на специально организованных выставках. На основе цели кружка «Берестяночка» были сформулированы следующие задачи:

  • формирование у детей целостной картины мира, в т. ч. первичных ценностных представлений;
  • осознание принадлежности к мировому сообществу, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;
  • систематизация знаний об окружающем мире родного края;
  •  воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края; пробуждение интереса к ремеслу народных мастеров, творчеству умельцев берестяного промысла; обучение практическим навыкам работы с берестой: вырезанию, плетению, рисованию, тиснению, расслаиванию;
  • соблюдению техники безопасности при работе с острыми предметами;
  • формирование умения вести диалог с воспитателем и сверстниками;
  • ощущение чувства удовлетворения, возникающего при участии в коллективной деятельности;
  • формирование представления о здоровом образе жизни, пользе березового сока, веника для сохранения здоровья человека;
  • развитие интереса к художественной и познавательной литературе;
  •  приобщение к русской и коми народной музыкальной культуре.

Организация работы с берестой для приобщения детей к культурным ценностям в детском саду

Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестойДанная работа проводится с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, т. к. именно в этом возрасте активно развиваются воображение и интерес к познанию нового. Для эффективного обучения детей практическим навыкам и умениям работа строится на основе интеграции разных видов детской деятельности при взаимодействии со специалистами (музыкальным руководителем, воспитателем изостудии).

Первые шаги в мир народного творчества ребенок совершает в дошкольном возрасте. Однако умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные изделия, композиции не всегда приходит сразу. Детям нужна поддержка родителей и педагогов. Обучение дошкольников работе с берестой организуется поэтапно.

Так, на первом, подготовительном этапе проводится диагностика умений и навыков воспитанников (разрезание прямых и длинных полосок), составляется план кружковой работы, создаются условия для формирования у дошкольников положительной мотивации к познанию берестяного промысла.

Второй, основной этап предусматривает разработку тематического плана обучения детей работе с берестой (приложение 1), комплекса заданий, позволяющих определить уровень сформированности их умений и навыков (приложение 2), определение средств, методов, приемов обучения и создание условий, необходимых для совместной и самостоя- тельной деятельности детей в процессе познания, общения, творчества.

На третьем, заключительном этапе проводится анализ достижения поставленной цели, оцениваются результаты выполненной работы.

Программа обучения детей работе с берестой рассчитана на три года. Содержание каждого года обучения включает теоретическую и практическую части, в ходе которых проводится серия занятий непосредственно образовательной деятельностью, эксперименты с берестой, создаются проблемные ситуации. Наряду с этим, детям предоставляется время для самостоятельной деятельности. Остановимся подробнее на программе обучения. В первый год дошкольники получили основные представления о дереве как живом существе: как растет, развивается, размножается, о коре березы – бересте. Вместе с педагогами воспитанники побывали на экскурсии в мини-музее, где познакомились с традициями и бытом коми народа и историей берестяного промысла. Педагоги обсудили с детьми сезонные изменения деревьев, в частности березы, (благодаря этому был пополнен и активизирован словарь на основе углубления знаний о деревьях), читали художественную литературу по теме.

 В ходе практической части первого года обучения дошкольники учились вырезанию полосок из бересты, знакомились с традиционными видами бересты, изучали простейшие коми орнаменты, отображали их в рисунках и осваивали технику работы с берестяными шаблонами.

В рамках второго года обучения воспитанники узнали о строении, функциях и назначении частей березы (корней, коры, ствола), о развитии дерева и его изменениях в разные времена года. Дошкольники расширили свои знания о традициях, истории и быте коми народа. Особое внимание было уделено познавательной активности, воспитанию бережного отношения к природным богатствам. Вместе с педагогом воспитанники побывали на экскурсии в библиотеке, Доме культуры, посетили выставку «Зарни кияс», где познакомились с мастером берестяного промысла, который рассказал им о старинном ремесле предков.

Кроме того, дошкольники узнали о разных способах образования однокоренных слов (береза – березовый – березняк – подберезовик – береста), учились поддерживать беседу, внимательно и заинтересованно слушать рассказы педагога и мастера берестяного промысла, получили знания о пользе березового сока, листьев, березовых почек, дров, условиях хранения бересты.

Практическая часть программы работы с берестой в рамках приобщения детей к культурным ценностям в детском саду

Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестойПрактическая часть была посвящена обучению детей навыкам работы с берестой: они учились чувствовать материал, знакомились с техникой тиснения бересты, изготавливали и вырезали шаблоны, делали мочалки, браслеты, черепашек, поздравительные открытки, рисовали коми орнаменты и составляли декоративные композиции в круге, квадрате и т. д. Педагоги обучали воспитанников соблюдению техники безопасности при работе с ножницами, шилом, молотком и пробойником.

Итогом второго года обучения стала выставка детских работ, участие в оформлении которой принимали родители воспитанников. Итоговый, третий год обучения предусматривал систематизацию знаний до школьников об окружающем мире родного края, закрепление интереса к творческому ремеслу народных умельцев по работе с берестой. Дети продолжали совершенствовать речь, учились высказывать предположения и делать простейшие выводы.

 Педагоги продолжили знакомить воспитанников с правилами поведения на природе, развивали умение обращаться за помощью к взрослым, поддерживали интерес детей к познавательной литературе, приобщали к музыкальной культуре, знакомили с мелодиями и песнями коми исполнителей.

В ходе практической части обучения дошкольники закрепляли навыки работы с различными материалами и инструментами (ножницами, шаблоном, картоном), учились расслаивать бересту, изготавливали берестяные изделия (бусы, шуршар, подвески, плетенки, подставки для пасхального яйца и т. д.), работали с остатками берестяного материала (изготовление сувениров, открыток к праздникам), осваивали декоративное рисование (коллаж, коллективные работы из мха, рисование на бересте коми орнамента).

Итогом стала творческая выставка детских поделок из бересты. На протяжении всей работы с воспитанниками в кружке их родители были активными участниками воспитательно-образовательно- го процесса.

Так, взрослые помогали детям собирать гербарий, составляли альбом «Люблю русскую красавицу», принимали участие в викторине «Зеленая аптека», в оформлении фотовыставки детских работ «Я люблю гулять в лесу», выставки детских поделок, посвященной Дню матери, сборе вещей для уголка краеведения. Совместно с детьми составляли рассказы, сказки, сочинения о березе и бересте.

Результатом совместной работы стало создание передвижной выставки художественной литературы о березе. Также родители помогали оформлять папку-передвижку «Береза в косметике и фармакологии». Конечно, были и трудности у воспитанников: неумение вырезать по шаблону, работать с грубой берестой, плести ободок, коврик. Иногда почти готовые поделки ломались или изделия получались неказистые, грубые. Несмотря на это, детям очень дороги их первые «неумелые» поделки, ведь они делали их сами. Дошкольники с гордостью дарят свои поделки (например, мамам на 8 Марта), потому что они сделаны своими руками. А родители радуются, когда ребенок с увлечением рассказывает, как он это делал, как обрабатывал, очищал бересту, как ему было трудно, но интересно.

Березы

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю – и набегают слезы

 На глаза, отвыкшие от слез.

 Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви…

 Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

 Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…

Н. Рубцов

Приобщение детей к культурным ценностям посредством работы с берестой: результат придет со временем!

Долог путь к мастерству, но все большие достижения начинаются с малого. Успех приходит по мере накопления опыта. Постепенно открываются двери в народное искусство. Сейчас детям несложно сделать браслет, бусы, ободок.

Для этого не всегда достаточно овладеть основными приемами ремесла, известными каждому берестянщику, – надо чувствовать материал, знать его тончайшие свойства, а самое главное, иметь желание работать с берестой и творить.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поставленная в начале работы цель достигну- та, задачи решены. К концу третьего года обучения дети научились подбирать нужный материал для работы, расслаивать пласт бересты, определять ее толщину для изделия (например: мягкая, тонкая береста – для цветов, бус, браслетов; грубая – для аппликаций, картин).

 Дошкольники овладели практическими навыками вырезания по шаблону, научились самостоятельно выбирать тиснение для украшения поделок, изготавливать небольшие изделия: кулончики, браслеты, шуршар, подкову, плетенки, коллаж из мха, использовать бересту для аппликации и самостоятельно составлять композицию рисунка с элементами коми орнамента. Хочется верить в то, что вложенные в детские руки навыки и умения продлят жизнь народных традиций, промыслов и в новом столетии.

Просмотреть тематический план обучения детей работе с берестой и комплекс заданий для проверки усвоения ими материала вы можете скачать ниже

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль