Создание условий для укрепления и сохранения зрения детей в рамках проекта «Зоркие глазки»

89

Е.Н. Грицевич, заведующий МБДОУ «Детский сад № 25 “Родничок”» г. Междуреченска Кемеровской области

Н.Н. Киселева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25 “Родничок”» г. Междуреченска Кемеровской области

Благодаря зрению мы можем видеть всю красоту окружающего нас мира. Но есть люди, которые лишены этой возможности. Среди причин возникновения болезней глаз специалисты выделяют незнание и несоблюдение правил гигиенического ухода за органами зрения, пренебрежение культурой зрительной работы. Учитывая это, большое значение имеют просветительские и профилактические мероприятия для сохранения зрения детей.

Правильные зрительные привычки – залог хорошего зрения на всю жизнь, поэтому их важно воспитывать у ребенка с дошкольного возраста.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от педагогов и родителей, которые должны владеть необходимыми для этого знаниями. Кроме того, для профилактики нарушений зрения важно не только систематическое использование специальных упражнений и оборудования, но и создание соответствующей предметноразвивающей среды.

Так, с целью создания условий для укрепления и сохранения зрения детей педагогами МБДОУ «Детский сад № 25 “Родничок”» г. Междуреченска был разработан проект «Зоркие глазки» (далее – проект).

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.

В качестве основных задач проекта были определены:

  • формирование интереса у детей и их родителей к проблеме сохранения зрения;
  • формирование элементарных теоретических знаний о строении глаза, правилах гигиенического ухода за органами зрения;
  • обучение практическим навыкам сохранения и укрепления зрения, правильным зрительным привычкам;
  • формирование у детей навыков бережного отношения к своему здоровью;
  • создание в группах релаксационных уголков для снятия зрительного напряжения;
  • подбор консультационного, дидактического и наглядного материала.

Реализация проекта «Зоркие глазки» для сохранения зрения детей педагогами

Реализация проекта осуществлялась поэтапно в течение шести месяцев. В ходе организационного этапа, который продолжался две недели, педагоги ДОО провели анализ здоровья воспитанников за год, экспресс-опрос среди детей старшего дошкольного возраста о бережном отношении к органам зрения, анкетирование родителей с целью выяснения их знаний о здоровье детей и опрос о приемлемых для них формах участия в проекте. Также было проведено обсуждение всеми участниками проекта предстоящих совместных мероприятий.

Этапы проекта «Зоркие глазки» для сохранения зрения детей педагогами

В течение следующих двух недель в ходе подготовительного этапа педагоги изучили методическую литературу, подобрали познавательные статьи, литературные произведения и необходимый дидактический материал по теме проекта, подготовили атрибуты для организации самостоятельной деятельности детей. В качестве основных форм и методов работы с воспитанниками в рамках проекта были выбраны: беседа, разбор проблемных ситуаций, опыты, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, развлечения, досуги, упражнения для глаз, определение «Правил хорошего зрения», составление по ним схемы и др.

На основном этапе (в течение четырех месяцев) было приобретено фабричное оборудование для профилактики заболеваний органов зрения, а также самостоятельно изготовлено нестандартное оборудование для обучения детей «Правилам хорошего зрения», выполнения гимнастики для глаз, которое воспитанники использовали не только в организованной образовательной, но и самостоятельной деятельности.

На заключительном этапе, который продолжался один месяц, было разработано методическое пособие «Картотека гимнастики для глаз» для педагогов и родителей детей, проведены разные мероприятия по теме проекта (непосредственно образовательная деятельность, интеллектуальные игры – КВН, «Поле чудес», досуг «День здоровья» и др.).

В качестве примера в приложениях 1, 2 соответственно представлен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зоркие глазки» и сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» на тему «Глаза».

Также на этом этапе презентация проекта «Зоркие глазки» была представлена на педагогическом совещании в ДОО и городском методическом объединении для старших воспитателей.

Важно отметить, что в реализации проекта родители воспитанников принимали непосредственное участие. Так, совместно с педагогами они оформили фотовыставку с фрагментами использования детьми пособий для сохранения и укрепления зрения в группе, оказывали помощь в их изготовлении.

Данный проект оказался значимым для всех его участников. У воспитанников сформировались правильные зрительные привычки, повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, познавательной активности посредством использования нестандартного оборудования. Дети с интересом используют картотеку гимнастики для глаз в самостоятельной деятельности, обучают друг друга правилам хорошего зрения. Кроме того, следует отметить повышение педагогической компетентности родителей дошкольников. Педагоги, в свою очередь, обобщили собственный опыт работы по профилактике заболеваний органов зрения у детей дошкольного возраста с целью его распространения и наметили пути решения данной проблемы в дальнейшем.

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зоркие глазки» с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • знакомство детей с органами зрения, строением глаза;
  • обучение правилам бережного отношения к зрению.

Оборудование: зеркало (одно большое или на каждого ребенка), иллюстрации с изображением птиц (орла, совы), плакат «Строение глаза», иллюстрированные карточки «Гимнастика для глаз».

Ход деятельности:

Знакомство с органами зрения

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку: два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это?

Дети: Это глаза.

Ведущий: А теперь выберите себе пару и найдите на лице друг у друга «дорогу» и «братцев». (Дети ищут.) Что необходимо для того, чтобы глаза увидели друг друга?

Дети: Зеркало.

Ведущий: Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Дети: Огромные, ясные, чистые, прекрасные…

Ведущий: Глаза передают настроение человека. Какими будут глаза у грустного человека?

Дети: Грустными, печальными.

Ведущий: А теперь попробуйте выполнить следующее задание: передайте с помощью глаз настроение известных вам сказочных героев. Посмотрим, у кого из вас это получится лучше.

(Дети выполняют задание.)

Ведущий: А теперь еще раз посмотрите друг другу в глаза. Они одинакового цвета у всех?

Дети: Нет, глаза у всех разного цвета.

Рассматривание плаката «Строение глаза»

Педагог в доступной форме рассказывает о строении глаза детям, с учетом их возрастных особенностей.

Проведение опыта с использованием зеркала

Ведущий: Посмотрите друг на друга, а потом в зеркало. Скажите, что происходит со зрачком, когда мы смотрим на яркий свет?

Дети: Зрачок сужается.

Ведущий: Правильно. А что происходит с ним в темноте?

Дети: Зрачок расширяется.

Ведущий: Посмотрите в зеркало, чем наши глаза защищены?

Дети: Они защищены веками, ресницами.

Ведущий: Правильно. Ресницы, веки, а также брови даны нам не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Их нужно беречь, выполняя специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз по схеме

Каждый ребенок готовит пособие для индивидуального выполнения упражнения: скручивает альбомный лист бумаги в трубочку, по трафарету обводит, вырезает и наклеивает бабочку.

Игра «Учитель – ученик»

1-й вариант: дети делятся на пары, распределяют роли. Учитель согласно схеме показывает с помощью бабочки упражнение, ученик глазами повторяет движение за бабочкой.

2-й вариант: групповое выполнение упражнений с бабочками по показу учителя. Поощряются упражнения, придуманные детьми.

Артикуляционная гимнастика (заучивание скороговорки)

Ведущий:          Са-са-са, за-за-за,

Чтоб смотреть, нужны глаза.

За-за-за, са-са-са,

А для песни голоса.

Правила бережного отношения к зрению

Педагог совместно с детьми выстраивает схему правил бережного отношения к зрению по карточкам.

Приложение 2

Сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» на тему «Глаза»

Задачи:

  • развитие мыслительной активности детей;
  • формирование умения включаться в предложенную игру.

Оборудование: демонстрационное табло с ключевыми словами (веко, зрение, слепота, очки), закрытыми красными и синими карточками; 3 стола, на каждом из которых лежит лист бумаги с алфавитом, карандаш (фломастер), чистый лист бумаги для печатания букв.

Ход игры:

(Дети делятся на три команды с помощью игры «Встань по пальцам». В ходе мероприятия они отгадывают слова, закрытые карточками, в соответствии с правилами игры «Поле чудес».)

Вопросы игры:

  • Чем защищены глаза от повреждения? (Ответ: веком.)
  • Какой лживой болезнью болел кот Базилио? (Ответ: слепотой.)
  • Поднимите руку, у кого глаза хорошо видят. Это значит, что у вас хорошее …? (Ответ: зрение.)

Ведущий: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что полезно, а что вредно для глаз?

(Дети отвечают.)

Ведущий: В ходе игры необходимо соблюдать следующие правила:

  • участники каждой команды должны заранее договариваться, какую букву они назовут;
  • проговаривать букву нужно дружно, всей командой;
  • вычеркивание букв нужно выполнять по очереди;
  • фишку (одно очко) команда получает только за правильно названную букву.

Предлагаю начать игру. Посмотрите на демонстрационное табло.

(Участники команд сидят за столами. Ведущий обращает их внимание на демонстрационное табло с закрытым словом.)

Ведущий: Вы можете назвать количество букв в слове?

(Дети определяют количество букв по количеству закрытых карточек.)

Ведущий: Сколько гласных (согласных) в этом слове?

(Дети определяют количество гласных и согласных букв по карточкам красного и синего цветов.)

Рекламная пауза

Музыкальная игра «Сделай так», общий танец «Буги-вуги».

Ведущий: Теперь переходим к следующему этапу игры – отгадывание слова по буквам, спрятанным под карточками.

(Участники команд, следуя озвученным правилам игры, отгадывают слова.)

Подведение итогов

Ведущий подсчитывает количество набранных командами фишек. Команда победителей совершает круг почета под музыку и дружные аплодисменты.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль