Создание условий для укрепления и сохранения зрения детей в рамках проекта «Зоркие глазки»

114

Е.Н. Грицевич, заведующий МБДОУ «Детский сад № 25 “Родничок”» г. Междуреченска Кемеровской области

Н.Н. Киселева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 25 “Родничок”» г. Междуреченска Кемеровской области

Благодаря зрению мы можем видеть всю красоту окружающего нас мира. Но есть люди, которые лишены этой возможности. Среди причин возникновения болезней глаз специалисты выделяют незнание и несоблюдение правил гигиенического ухода за органами зрения, пренебрежение культурой зрительной работы. Учитывая это, большое значение имеют просветительские и профилактические мероприятия для сохранения зрения детей.

Правильные зрительные привычки – залог хорошего зрения на всю жизнь, поэтому их важно воспитывать у ребенка с дошкольного возраста.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от педагогов и родителей, которые должны владеть необходимыми для этого знаниями. Кроме того, для профилактики нарушений зрения важно не только систематическое использование специальных упражнений и оборудования, но и создание соответствующей предметноразвивающей среды.

Так, с целью создания условий для укрепления и сохранения зрения детей педагогами МБДОУ «Детский сад № 25 “Родничок”» г. Междуреченска был разработан проект «Зоркие глазки» (далее – проект).

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.

В качестве основных задач проекта были определены:

  • формирование интереса у детей и их родителей к проблеме сохранения зрения;
  • формирование элементарных теоретических знаний о строении глаза, правилах гигиенического ухода за органами зрения;
  • обучение практическим навыкам сохранения и укрепления зрения, правильным зрительным привычкам;
  • формирование у детей навыков бережного отношения к своему здоровью;
  • создание в группах релаксационных уголков для снятия зрительного напряжения;
  • подбор консультационного, дидактического и наглядного материала.

Реализация проекта «Зоркие глазки» для сохранения зрения детей педагогами

Реализация проекта осуществлялась поэтапно в течение шести месяцев. В ходе организационного этапа, который продолжался две недели, педагоги ДОО провели анализ здоровья воспитанников за год, экспресс-опрос среди детей старшего дошкольного возраста о бережном отношении к органам зрения, анкетирование родителей с целью выяснения их знаний о здоровье детей и опрос о приемлемых для них формах участия в проекте. Также было проведено обсуждение всеми участниками проекта предстоящих совместных мероприятий.

Этапы проекта «Зоркие глазки» для сохранения зрения детей педагогами

В течение следующих двух недель в ходе подготовительного этапа педагоги изучили методическую литературу, подобрали познавательные статьи, литературные произведения и необходимый дидактический материал по теме проекта, подготовили атрибуты для организации самостоятельной деятельности детей. В качестве основных форм и методов работы с воспитанниками в рамках проекта были выбраны: беседа, разбор проблемных ситуаций, опыты, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, развлечения, досуги, упражнения для глаз, определение «Правил хорошего зрения», составление по ним схемы и др.

На основном этапе (в течение четырех месяцев) было приобретено фабричное оборудование для профилактики заболеваний органов зрения, а также самостоятельно изготовлено нестандартное оборудование для обучения детей «Правилам хорошего зрения», выполнения гимнастики для глаз, которое воспитанники использовали не только в организованной образовательной, но и самостоятельной деятельности.

На заключительном этапе, который продолжался один месяц, было разработано методическое пособие «Картотека гимнастики для глаз» для педагогов и родителей детей, проведены разные мероприятия по теме проекта (непосредственно образовательная деятельность, интеллектуальные игры – КВН, «Поле чудес», досуг «День здоровья» и др.).

В качестве примера в приложениях 1, 2 соответственно представлен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зоркие глазки» и сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» на тему «Глаза».

Также на этом этапе презентация проекта «Зоркие глазки» была представлена на педагогическом совещании в ДОО и городском методическом объединении для старших воспитателей.

Важно отметить, что в реализации проекта родители воспитанников принимали непосредственное участие. Так, совместно с педагогами они оформили фотовыставку с фрагментами использования детьми пособий для сохранения и укрепления зрения в группе, оказывали помощь в их изготовлении.

Данный проект оказался значимым для всех его участников. У воспитанников сформировались правильные зрительные привычки, повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, познавательной активности посредством использования нестандартного оборудования. Дети с интересом используют картотеку гимнастики для глаз в самостоятельной деятельности, обучают друг друга правилам хорошего зрения. Кроме того, следует отметить повышение педагогической компетентности родителей дошкольников. Педагоги, в свою очередь, обобщили собственный опыт работы по профилактике заболеваний органов зрения у детей дошкольного возраста с целью его распространения и наметили пути решения данной проблемы в дальнейшем.

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зоркие глазки» с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • знакомство детей с органами зрения, строением глаза;
  • обучение правилам бережного отношения к зрению.

Оборудование: зеркало (одно большое или на каждого ребенка), иллюстрации с изображением птиц (орла, совы), плакат «Строение глаза», иллюстрированные карточки «Гимнастика для глаз».

Ход деятельности:

Знакомство с органами зрения

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку: два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это?

Дети: Это глаза.

Ведущий: А теперь выберите себе пару и найдите на лице друг у друга «дорогу» и «братцев». (Дети ищут.) Что необходимо для того, чтобы глаза увидели друг друга?

Дети: Зеркало.

Ведущий: Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Дети: Огромные, ясные, чистые, прекрасные…

Ведущий: Глаза передают настроение человека. Какими будут глаза у грустного человека?

Дети: Грустными, печальными.

Ведущий: А теперь попробуйте выполнить следующее задание: передайте с помощью глаз настроение известных вам сказочных героев. Посмотрим, у кого из вас это получится лучше.

(Дети выполняют задание.)

Ведущий: А теперь еще раз посмотрите друг другу в глаза. Они одинакового цвета у всех?

Дети: Нет, глаза у всех разного цвета.

Рассматривание плаката «Строение глаза»

Педагог в доступной форме рассказывает о строении глаза детям, с учетом их возрастных особенностей.

Проведение опыта с использованием зеркала

Ведущий: Посмотрите друг на друга, а потом в зеркало. Скажите, что происходит со зрачком, когда мы смотрим на яркий свет?

Дети: Зрачок сужается.

Ведущий: Правильно. А что происходит с ним в темноте?

Дети: Зрачок расширяется.

Ведущий: Посмотрите в зеркало, чем наши глаза защищены?

Дети: Они защищены веками, ресницами.

Ведущий: Правильно. Ресницы, веки, а также брови даны нам не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Их нужно беречь, выполняя специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз по схеме

Каждый ребенок готовит пособие для индивидуального выполнения упражнения: скручивает альбомный лист бумаги в трубочку, по трафарету обводит, вырезает и наклеивает бабочку.

Игра «Учитель – ученик»

1-й вариант: дети делятся на пары, распределяют роли. Учитель согласно схеме показывает с помощью бабочки упражнение, ученик глазами повторяет движение за бабочкой.

2-й вариант: групповое выполнение упражнений с бабочками по показу учителя. Поощряются упражнения, придуманные детьми.

Артикуляционная гимнастика (заучивание скороговорки)

Ведущий:          Са-са-са, за-за-за,

Чтоб смотреть, нужны глаза.

За-за-за, са-са-са,

А для песни голоса.

Правила бережного отношения к зрению

Педагог совместно с детьми выстраивает схему правил бережного отношения к зрению по карточкам.

Приложение 2

Сценарий интеллектуальной игры «Поле чудес» на тему «Глаза»

Задачи:

  • развитие мыслительной активности детей;
  • формирование умения включаться в предложенную игру.

Оборудование: демонстрационное табло с ключевыми словами (веко, зрение, слепота, очки), закрытыми красными и синими карточками; 3 стола, на каждом из которых лежит лист бумаги с алфавитом, карандаш (фломастер), чистый лист бумаги для печатания букв.

Ход игры:

(Дети делятся на три команды с помощью игры «Встань по пальцам». В ходе мероприятия они отгадывают слова, закрытые карточками, в соответствии с правилами игры «Поле чудес».)

Вопросы игры:

  • Чем защищены глаза от повреждения? (Ответ: веком.)
  • Какой лживой болезнью болел кот Базилио? (Ответ: слепотой.)
  • Поднимите руку, у кого глаза хорошо видят. Это значит, что у вас хорошее …? (Ответ: зрение.)

Ведущий: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что полезно, а что вредно для глаз?

(Дети отвечают.)

Ведущий: В ходе игры необходимо соблюдать следующие правила:

  • участники каждой команды должны заранее договариваться, какую букву они назовут;
  • проговаривать букву нужно дружно, всей командой;
  • вычеркивание букв нужно выполнять по очереди;
  • фишку (одно очко) команда получает только за правильно названную букву.

Предлагаю начать игру. Посмотрите на демонстрационное табло.

(Участники команд сидят за столами. Ведущий обращает их внимание на демонстрационное табло с закрытым словом.)

Ведущий: Вы можете назвать количество букв в слове?

(Дети определяют количество букв по количеству закрытых карточек.)

Ведущий: Сколько гласных (согласных) в этом слове?

(Дети определяют количество гласных и согласных букв по карточкам красного и синего цветов.)

Рекламная пауза

Музыкальная игра «Сделай так», общий танец «Буги-вуги».

Ведущий: Теперь переходим к следующему этапу игры – отгадывание слова по буквам, спрятанным под карточками.

(Участники команд, следуя озвученным правилам игры, отгадывают слова.)

Подведение итогов

Ведущий подсчитывает количество набранных командами фишек. Команда победителей совершает круг почета под музыку и дружные аплодисменты.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль