Мониторинг в системе дошкольного образования

211

С момента утверждения приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт) вопрос о мониторинге в системе дошкольного образования стал одним из актуальных. Мониторить или нет? И если да, то что?

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к нормативным правовым актам в сфере дошкольного образования.

Так, очевидно, что в Стандарте основной акцент ставится на условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям. К данным условиям относятся: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия.

Требования к условиям, подробно представленные в Стандарте, направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Необходимо ли проводить мониторинг в системе дошкольного образования в этих условиях? Думается, что обязательно. На уровне дошкольной образовательной организации необходимо оценивать каждое из условий с целью дальнейшего планирования и организации работы по их совершенствованию*.

* Об опыте проведения мониторинга условий реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в г. Москве см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2014. № 8. – Примеч. ред.

Совершенно другая ситуация складывается при мониторинге в системе дошкольного образования в отношении детского развития. С одной стороны, согласно п. 4.3 ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга в системе дошкольного образования), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

С другой стороны, согласно п. 3.2.3 ФГОС дошкольного образования при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга дошкольного образования). Следовательно, такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, логично предположить, что оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей, которых согласно Стандарту пять: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Помимо Стандарта, требования к мониторингу в системе дошкольного образования предъявляет следующий документ – постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Согласно данному документу обязательной информацией для мониторинга в системе дошкольного образования является содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования.

Кроме того, в некоторых примерных основных образовательных программах дошкольного образования также предполагается мониторинг. В приложении приведена сводная таблица с анализом проектов данных программ*, размещенных на официальном сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

* На момент подготовки данной статьи к публикации проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования еще не прошли экспертизу. – Примеч. ред.

Если мониторинг в системе дошкольного образования будет, то это приведет к решению следующих задач:

  • реализация современных образовательных практик, ориентированных на выявление и развитие способностей ребенка, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого воспитанника;
  • обеспечение благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников;
  • организация различных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в т. ч. осведомленность родителей по вопросам индивидуального развития ребенка, посредством «обратной связи»;
  • реализация механизмов повышения профессиональной компетентности педагогических работников на основе оценки эффективности педагогических действий;
  • развитие механизмов принятия обоснованных управленческих решений на уровне ДОО с целью повышения эффективности педагогических действий.

Таким образом, вопрос о мониторинге в системе дошкольного образования остается спорным и открытым. На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого ребенка от 3 до 8 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио воспитанников с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль