Мониторинг в системе дошкольного образования

185

С момента утверждения приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт) вопрос о мониторинге в системе дошкольного образования стал одним из актуальных. Мониторить или нет? И если да, то что?

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к нормативным правовым актам в сфере дошкольного образования.

Так, очевидно, что в Стандарте основной акцент ставится на условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям. К данным условиям относятся: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия.

Требования к условиям, подробно представленные в Стандарте, направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

Необходимо ли проводить мониторинг в системе дошкольного образования в этих условиях? Думается, что обязательно. На уровне дошкольной образовательной организации необходимо оценивать каждое из условий с целью дальнейшего планирования и организации работы по их совершенствованию*.

* Об опыте проведения мониторинга условий реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в г. Москве см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2014. № 8. – Примеч. ред.

Совершенно другая ситуация складывается при мониторинге в системе дошкольного образования в отношении детского развития. С одной стороны, согласно п. 4.3 ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга в системе дошкольного образования), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

С другой стороны, согласно п. 3.2.3 ФГОС дошкольного образования при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга в системе дошкольного образования). Следовательно, такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, логично предположить, что оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей, которых согласно Стандарту пять: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Помимо Стандарта, требования к мониторингу в системе дошкольного образования предъявляет следующий документ – постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Согласно данному документу обязательной информацией для мониторинга в системе дошкольного образования является содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования.

Кроме того, в некоторых примерных основных образовательных программах дошкольного образования также предполагается мониторинг. В приложении приведена сводная таблица с анализом проектов данных программ*, размещенных на официальном сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

* На момент подготовки данной статьи к публикации проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования еще не прошли экспертизу. – Примеч. ред.

Если мониторинг в системе дошкольного образования будет, то это приведет к решению следующих задач:

  • реализация современных образовательных практик, ориентированных на выявление и развитие способностей ребенка, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого воспитанника;
  • обеспечение благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников;
  • организация различных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в т. ч. осведомленность родителей по вопросам индивидуального развития ребенка, посредством «обратной связи»;
  • реализация механизмов повышения профессиональной компетентности педагогических работников на основе оценки эффективности педагогических действий;
  • развитие механизмов принятия обоснованных управленческих решений на уровне ДОО с целью повышения эффективности педагогических действий.

Таким образом, вопрос о мониторинге в системе дошкольного образования остается спорным и открытым. На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого ребенка от 3 до 8 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио воспитанников с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования

Мониторинг в системе дошкольного образования



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль