Основные направления развития дошкольного образования в Удмуртской Республике

70

В Удмуртской Республике наиболее высокий среди российских регионов прирост населения в сельской местности и при этом один из самых низких показателей дефицита мест в детских садах. О перспективах развития дошкольного образования в регионах в сравнении с крупными городами и не только, об обеспечении педагогов льготами, об особенностях оформления трудовых отношений и многих других моментах главному редактору объединенной редакции «Образование» Татьяне Бодякиной рассказывает министр образования и науки Удмуртской Республики Андрей Кузнецов.

Основные направления развития дошкольного образования в Удмуртской Республике

– Андрей Леонидович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях развития дошкольного образования в Удмуртской Республике?

– Как и во всех регионах страны, в нашей республике реализуются мероприятия по модернизации региональной и муниципальных систем дошкольного образования. Распоряжением Правительства Удмуртской Республики был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Удмуртской Республики, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Планом мероприятий определены основные задачи и направления развития республиканского дошкольного образования до 2018 года и развития системы дошкольного образования в целом, а именно: ликвидация очереди в детские сады, обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования, введение эффективного контракта в дошкольном образовании.

Отмечу, что к работе по первому направлению – обеспечение доступности дошкольного образования – мы приступили семь лет назад. В период с 2007 по 2012 год в республике был построен 41 детский сад, возвращено в систему дошкольного образования 19 зданий дошкольных учреждений.

В 2013 году благодаря строительству, реконструкции, капитальному ремонту и приспособлению зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования введено 3366 мест для детей дошкольного возраста.

В том числе было построено 22 детских сада, 1 пристрой, реконструировано 5 зданий. За счет республиканского бюджета в действующих дошкольных образовательных организациях дополнительно оснащено более 1100 мест.

Увеличению охвата детей дошкольным образованием способствует и развитие индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования. На поддержку негосударственного сектора в 2013 году было выделено более миллиона рублей. Выплаты производились на конкурсной основе.

– Какие меры предложены правительством республики для поддержки частного сектора дошкольного образования?

– Во-первых, разработана нормативная правовая база, определяющая порядок размещения муниципального заказа на услуги дошкольного образования, обеспечения присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста немуниципальными поставщиками услуг.

В прошлом году, к сожалению, только два немуниципальных поставщика приняли участие в конкурсах на размещение муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования – негосударственный детский сад «Веселый Светлячок» г. Ижевска, которому выплачено более 380 тыс. руб., и индивидуальный предприниматель из Дебесского района, который получил почти 600 тыс. руб.

Во-вторых, в рамках поддержки социально значимых проектов немуниципальным поставщикам предоставляются субсидии из регионального бюджета. Так, в прошлом году победителем конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из бюджета стал центр раннего развития «Школа-кроха», на базе которого проводятся занятия с детьми от одного года до 11 лет. Учреждению была выделена субсидия на реализацию проекта по работе с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности, и их родителями.

В-третьих, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дошкольного образования, предоставляются помещения на льготных условиях. В частности, в текущем учебном году по договорам безвозмездного пользования помещения были выделены предпринимателям в Можгинском и Завьяловском районах, а также в г. Можге.

Работа в дошкольных заведениях Удмуртской Республики в аспекте развития дошкольного образования

– Актуальна ли для республики проблема дефицита кадров в сфере дошкольного образования?

– Укомплектованность детских садов республики педагогическими работниками составляет около 92%.

Для улучшения ситуации выполняются обязательства по повышению в регионе средней заработной платы педагогов детских садов, которая равна средней заработной плате в сфере общего образования. В 2013 году она превысила 17 тыс. руб.

Закреплению педагогических кадров в республике способствует реализация проекта «Учительский дом» (в нем приняли участие 33 работника дошкольных образовательных организаций) и программы «Жилье для молодых семей». Органами местного самоуправления разработаны меры поддержки молодых специалистов – наряду с единовременными выплатами в сумме до 5 тыс. руб. предусмотрены ежемесячные доплаты.

С учетом интенсивности ввода дополнительных мест в детских садах приняты меры по подготовке педагогических кадров. Например, организовано обучение помощников воспитателей (они получают высшее педагогическое образование на льготных условиях); обеспечивается курсовая профессиональная подготовка помощников воспитателей и младших воспитателей; в средних профессиональных образовательных учреждениях республики введено 100 дополнительных бюджетных мест для набора студентов на педагогические специальности дошкольного профиля. Кроме того, более 90% руководящих и педагогических работников (около 10 тыс. человек) приняли участие в конференциях, семинарах и вебинарах, посвященных вопросам решения проблем внедрнения ФГОС дошкольного образования.

Проект «Учительский дом» в аспекте развития дошкольного образования

– Расскажите подробнее о проекте «Учительский дом». По каким критериям выбирают претендентов на жилье?

– Инициатором этого проекта стал Президент РФ Владимир Путин. Еще в 2011 году он рекомендовал разработать программы, направленные на повышение социального статуса педагога. Удмуртия поддержала инициативу главы государства и стала первым регионом, реализовавшим проект «Учительский дом».

Основная идея проекта заключается в снижении стоимости квадратного метра жилплощади (на 15–20% ниже рыночной) за счет участия в возведении жилья государства и муниципалитетов. К реализации проекта активно подключилась республиканская профсоюзная организация работников образования. Кроме того, в решении вопросов строительства принимают участие сами работники образования посредством представительства в жилищностроительном кооперативе.

В июле 2013 года состоялось торжественное открытие первого жилого дома, построенного в рамках проекта. Сто работников учреждений дошкольного, среднего и высшего образования г. Ижевска отпраздновали новоселье. Все квартиры были сданы с чистовой отделкой.

После этого стало ясно, что мы продолжим развивать данное направление поддержки

работников образования. В текущем году в г. Ижевске будет сдан еще один дом для педагогов на 60 квартир, разработана программа по реализации проекта «Учительский дом» и в других городах республики.

О критериях отбора участников проекта могу сказать, что они определялись совместно представителями первичных профсоюзных организаций, социальных партнеров, общественности и педагогических коллективов. В частности, в перечень критериев входят: стаж педагогической работы не менее десяти лет; наличие трудового договора с образовательной организацией и соответствующей записи в трудовой книжке; ходатайство работодателя и первичной профсоюзной организации; наличие документов, подтверждающих отсутствие жилья в собственности. Есть и другие критерии, влияющие на приоритет участия в проекте, например, заслуги в профессиональной деятельности, семья из двух педагогов, многодетная семья. Все эти параметры являются определяющими, но все же наиболее важный критерий – платежеспособность. Данный проект является коммерческим, и для участия в нем нужно подтвердить наличие денежных средств.

– Как в республике выполняется план по введению ФГОС дошкольного образования, утвержденный Минобрнауки России?

– Подготовка к переходу на стандарт началась еще в период введения федеральных государственных требований к дошкольному образованию в 2010 году. Проделанная работа создала благодатную почву для выполнения требований ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с приказом министерства образования и науки Удмуртской Республики от 9 января 2014 года муниципальные органы управления образованием республики отвечают за разработку муниципальных планов-графиков введения ФГОС.

В региональную рабочую группу по ФГОС дошкольного образования вошли представители министерства образования и науки Удмуртской Республики, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного образования, руководители дошкольных образовательных организаций и представители общественности. Во всех детских садах приняты планы-графики введения ФГОС, определены механизмы их реализации.

Сегодня каждому руководителю дошкольной образовательной организации необходимо внести коррективы в годовые планы работы, чтобы к началу следующего учебного года обеспечить готовность педагогов к выполнению положений стандарта и ввести программы дошкольного образования, отвечающие требованиям ФГОС. В помощь руководителям проводятся совещания и семинары. Обмен опытом работы в этом направлении осуществляется на базе семи республиканских и восьми муниципальных экспериментальных площадок. Так, в республиканском центре развития ребенка – детском саду открыта стажировочная площадка для педагогов и руководителей учреждений дошкольного образования республики.

Все это лишь некоторые аспекты деятельности, которую необходимо развернуть для успешного введения ФГОС. Соответствующие мероприятия должны охватывать всех участников образовательного процесса. Консолидирующая роль в осуществлении этой деятельности принадлежит министерству образования и науки Удмуртской Республики при участии республиканских Института повышения квалификации и переподготовки работников дошкольного образования и Научно-исследовательского института национального образования.

Дошкольное образование представителей разных национальностей

– В Удмуртской Республике проживают представители более ста национальностей. Как учитывается этнокультурный компонент в программах обучения и воспитания дошкольников?

– Наша задача при введении ФГОС – сохранить богатый опыт патриотического и этнокультурного воспитания дошкольников и обеспечить качественное дошкольное образование с учетом многонационального состава жителей республики. При этом важно не утратить традиции и языки народов Удмуртии, предоставить детям, родителям и педагогам возможность выбора языка обучения и образовательной программы.

Этнокультурный компонент представлен региональными образовательными программами и технологиями, которые реализуются детскими садами по выбору. Перечислю лишь некоторые программы: обучения удмуртскому языку, «Детям об Ижевске», развития фонематического слуха при обучении детей родному удмуртскому языку, «Удмуртский язык в детском саду», «Знакомим детей с миром растений Удмуртии», «Малая Родина».

Во многих образовательных учреждениях организована работа по ознакомлению с традициями, бытом и культурой народов, проживающих на территории Удмуртской Республики, а также обучение национальным языкам. В рамках образовательного процесса дошкольники изучают удмуртский, татарский, марийский и еврейский языки. В 100 детских садах открыты кружки краеведческой направленности. В своей работе педагоги используют региональные образовательные программы не только Удмуртии, но и Татарстана, Башкортостана, Республики Марий Эл.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль