Физическое воспитание дошкольников – общее дело

116

Задачу укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников сложно решать силами одних только педагогов дошкольной образовательной организации. Необходимо объединение усилий органов управления образования и здравоохранения, а также организаций и ведомств, для которых укрепление здоровья и физическая подготовка дошкольников – приоритетные направления деятельности. К пропаганде ценностей здорового образа жизни также нужно привлекать родителей воспитанников.

Надежда Ветрова, методист по дошкольному образованию, куратор образовательной и методической деятельности при общей координации Вологодского института развития образования

Опыт г. Череповца

Для чего нужно физическое воспитание в ДОО

Гармоничное воспитание здорового и физически крепкого поколения – основная цель социальной политики муниципальной власти г. Череповца. Для этого в городе реализуются спортивно-ориентированные проекты и программы различных уровней: от международных и муниципальных до внутренних проектов дошкольных образовательных организаций. Реализация оздоровительных и спортивно-ориентированных проектов и программ физического воспитания детей дошкольного возраста находится под пристальным вниманием специалистов управления образования мэрии г. Череповца и городской методической службы. При активном взаимодействии с партнерами они проводят комплексную работу по реализации физкультурно- спортивного направления в деятельности дошкольных образовательных организаций. Для этого, во-первых, организуются ежегодные спортивно-массовые мероприятия с участием педагогов детских садов, воспитанников и их родителей:

• спартакиада по трем видам спорта: бег на скорость с высокого старта (для детей с ограниченными возможностями здоровья данная дисциплина заменяется легкоатлетическими эстафетами), метание мяча на дальность, прыжки с места;

• детский фестиваль оздоровительной аэробики «Радуга детства» при непосредственном руководстве и финансовой поддержке некоммерческого партнерства «Дети России образованны и здоровы»;

• спортивные соревнования семейных команд «Семейная олимпиада» при участии Череповецкого городского отделения политической партии «Единая Россия»;

• всероссийский день бега «Кросс нации» (в котором г. Череповец участвует с 2010 г.) и всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» (с 2011 г.), проводимые под непосредственным руководством комитета по физической культуре и спорту мэрии г. Череповца. Специалисты комитета обеспечивают судейство спортивных соревнований, предоставляют спортивную базу для их проведения, награждают победителей дипломами, спортивными кубками и ценными призами.

Во-вторых, преподавателями Череповецкого государственного университета при взаимодействии с управлением образования проводятся обучающие семинары и мастер-классы по организации и проведению рекреационной и факультативной работы с дошкольниками. Благодаря этому в дошкольных образовательных организациях для детей, которые имеют разрешение педиатра на посещение дополнительных занятий, организованы спортивные секции: шашки, шахматы, спортивные игры, спортивные танцы, легкая атлетика, ритмическая гимнастика, оздоровительная аэробика, волейбол, баскетбол, футбол, детский фитнес. Часть секций работает на постоянной и бесплатной основе, часть – на договорной основе (приглашаются специалисты, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности).

Физкультурно-спортивные проекты детских садов для физического воспитания дошкольников

В течение последних десяти лет педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций г. Череповца разрабатывают и успешно реализуют инновационные проекты, направленные на приобщение воспитанников к занятиям физической культурой и спортом.

Проект «Дифференциация физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 5). Целью проекта является разработка модели дифференциации физического воспитания детей, обеспечивающей повышение эффективности занятий физической культурой. Под дифференциацией физического воспитания понимается комплекс организационно- педагогических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья дошкольников, приобщение их к двигательной активности и занятиям спортом с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, а также гендерных различий дошкольников.

Проект «Этнокультурный компонент образования как средство формирования физической культуры дошкольников» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 63). С целью включения этнокультурного компонента в занятия физической культурой с дошкольниками проводятся фольклорно-спортивные праздники и развлечения, фольклорная утренняя гимнастика, фольклорные физкультминутки и др. Задача проекта – воспитание у дошкольников гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к традициям других национальных культур.

Проект «Обеспечение преемственности в непрерывном спортивно- оздоровительном образовании детей дошкольного и школьного возрастов» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 110 и средней общеобразовательной школе № 10). Цель проекта – разработка и реализация непрерывных программ дополнительных занятий спортивной направленности для воспитанников детского сада и учеников средней школы.

Проект «Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья старшего дошкольника» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 123). Суть проекта – в формировании у воспитанников основ культуры здоровья посредством создания и использования педагогических возможностей здоровьесберегающей среды. Для этого в старших и подготовительных группах раз в неделю проводится урок здоровья. Кроме того, задачи проекта решаются педагогами на занятиях по изучению природного и предметного мира, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, плаванию и т. д.

Под олимпийским образованием понимается процесс приобщения детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма; формирование познавательного интереса к истории и современному олимпийскому движению, олимпийским играм как международным соревнованиям; повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитание социально значимых качеств личности.

В 2014 г. в честь XXII Олимпийских игр был организован конкурс проектов «Олимпийское образование дошкольников», участие в котором приняли 35 педагогических коллективов детских садов г. Череповца. Лучшие проекты были представлены педагогической общественности в рамках Недели олимпийского образования. Проект «Содружество пяти колец» (реализуется в детском саду компенсирующего вида № 122). В данном проекте олимпийское образование рассматривается как способ социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и пробуждения у них желания заниматься спортом. Проект «Олимпийское образование как средство укрепления социального здоровья дошкольников» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 125). Под социальным здоровьем понимается состояние личности в обществе: ее социальное благополучие и комфорт, безопасность и активность. Знакомство с олимпийским движением способствует формированию у детей гуманистических идеалов, таких как стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию, служению обществу. Проект «Идем к Олимпиаде вместе» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 36). Основная идея проекта – вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, их родителей и педагогов) в активную спортивную деятельность не только на территории детского сада, но и за ее пределами. Для воплощения этой идеи педагоги разработали карту-марш- рут «Путешествие юного спортсмена», с помощью которой участники проекта могут осваивать спортивное пространство родного города. Проект «Биатлон – зимний олимпийский вид спорта» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 63). В рамках проекта разработана универсальная модель для ознакомления с олимпийскими видами спорта с помощью карточек и схем, которая поможет детям усвоить достаточно сложную информацию и получить представление о любом виде спорта.

Проект «Создание условий для олимпийского образования дошкольников» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 110). Авторы проекта показали значимость развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений об олимпийском движении, повышения двигательной активности детей, мотивации их к занятиям физической культурой и спортом.

 В ходе реализации проекта предметно- пространственная среда детского сада обогатилась атрибутикой Олимпийских игр, дидактическими играми и наглядно-демонстрационными материалами спортивной тематики, подборками спортивных игр и упражнений. Педагоги оформили выставку спортивных достижений воспитанников детского сада и их родителей, а также тематический уголок «Дневник Олимпиады» и вместе с детьми следили за успехами российских спортсменов в г. Сочи и вели подсчет медалей. Проект «Мы рады очень Олимпийским играм в Сочи» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 111). Авторы проекта убеждены, что олимпийское образование содействует успешному решению задач патриотического воспитания, способствует восприятию дошкольниками олимпийского движения как яркой наглядной модели современного общества с его нравственными, эстетическими, правовыми нормами и атрибутами.

Качественное выполнение каждого проекта было бы невозможно без взаимодействия детских садов с социальными партнерами:

 • научное обеспечение и сопровождение проектов осуществляют специалисты факультета физической культуры и спорта, факультета педагогики и методики дошкольного воспитания Череповецкого государственного университета;

• медицинское сопровождение проектов находится под контролем управления здравоохранения г. Череповца. Специалисты детских поликлиник следят за адаптацией инновационных технологий в условиях дошкольных образовательных организаций для того, чтобы педагогические инновации соответствовали не только психолого-педагогическим требованиям, но и психофункциональным и возрастным особенностям детей; осуществляют мониторинг заболеваемости воспитанников детских садов; контролируют допуск дошкольников к участию в городских спортивно-массовых мероприятиях; курируют функциональную и физическую подготовку детей в процессе занятий; регулируют объем педагогической и физической нагрузки во время проведения медико-педагогического контроля;

• педагогическое и методическое сопровождение проектов осуществляет управление образования мэрии г. Череповца, специалисты и методисты которого обеспечивают педагогов ресурсами, необходимыми для реализации инновационной деятельности; оказывают методическую помощь работникам детских садов в организации образовательного процесса детей и их семей; содействуют межведомственному сотрудничеству с социальными партнерами (комитетом по физической культуре, спортивными школами и детскими спортивны- ми клубами, некоммерческими организациями, занимающимися развитием детско-юношеского спорта и пр.) в вопросах укрепления физического здоровья дошкольников и приобщения их к регулярным занятия физической культурой и спортом.

Кроме того, специалисты управления образования контролируют качество образовательного процесса и проводят экспертизу промежуточных и итоговых результатов реализации проектов. Опыт педагогических коллективов детских садов г. Череповца по реализации оздоровительных и спортивно-ориентированных программ и проектов ежегодно представляется на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях педагогических идей, круглых столах, проводимых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Участие детских садов в международном проекте относительно физического воспитания дошкольников

С 2001 г. наш город участвует в международном проекте Всемирной организации здравоохранения «Здоровый город». Для реализации задач проекта на муниципальном уровне в 2002 г. была принята городская целевая программа «Здоровый город», которая объединила организации образования, здравоохранения, комитет по физической культуре и спорту, промышленные предприятия, общественные объединения, представителей бизнеса, управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта для совместной деятельности по повышению качества жизни и сохранению здоровья населения.

Международный проект «Здоровый город» был предложен Всемирной организацией здравоохранения в 1986 г. как способ реализации стратегии Организации объединенных наций «Здоровье для всех». Основная цель проекта – добиться того, чтобы физическое здоровье ребенка в детском саду стало одним из основных приоритетов городской политики, разработать и воплотить стратегию устойчивого развития здорового города.

Муниципальная программа «Здоровый город» предусматривает следующие направления деятельности:

 • сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;

 • пропаганда здорового образа жизни;

 • здоровье на рабочем месте;

• активное долголетие;

• адаптация горожан с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация направления «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков» в рамках физического воспитания в ДОО

 Дошкольные образовательные организации г. Череповца являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках реализации направления «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков», таких как:

 • мониторинг развития воспитанников детских садов;

• издание информационных материалов для родителей и воспитателей по вопросам укрепления здоровья воспитанников;

• конференции и обучающие занятия по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций;

 • пропагандирующие здоровый образ жизни и спорт конкурсы и праздники, которые проводятся в детских садах среди воспитанников и коллективов;

• физкультурно-оздоровительные фестивали и праздники (например, фестиваль оздоровительной аэробики «Радуга детства»);

• семинары для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций. В течение нескольких лет в рамках программы «Здоровый город» для дошкольных образовательных организаций проводились грантовые конкурсы:

 • «Здоровый детский сад» (участвовало 30 педагогических коллективов детских садов), направленный на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей);

 • «Школа мяча» (участвовало 14 педагогических коллективов), направленный на приобщение воспитанников детских садов к занятиям физической культурой и спортом, формирование интереса к командно-игровым видам спорта, расширение сетевого взаимодействия со спортивными учреждениями города (комитетом по физической культуре и спорту, детско-юношескими спортивными школами и клубами).

Победители конкурса «Школа мяча» получили денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб. на пополнение и совершенствование материально- технической базы дошкольной образовательной организации. Участвовавшие в конкурсе детские сады стали пилотными площадками городской физкультурно-оздоровительной программы «Выходи играть с мячом». Учредителем этой программы выступил отдел по реализации муниципальной программы «Здоровый город» мэрии г. Череповца, а разработчиками – преподаватели факультета физической культуры и спорта Череповецкого государственного университета, специалисты управления образования и городской методической службы. Цель и основные задачи программы – ежегодное увеличение количества детей I и II групп здоровья, имеющих хорошее физическое развитие, способных успешно справляться с учебными и бытовыми нагрузками, ведущих активный здоровый образ жизни.

Целевые установки программы согласуются с положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р.

Программа «Выходи играть с мячом» направлена:

• на формирование у детей познавательного интереса в области физической культуры и спорта;

• увеличение объема двигательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через систему дополнительных занятий физической культурой и спортом, включающих в себя командно- игровые виды спорта, такие как футбол, баскетбол, волейбол и пионербол;

 • обеспечение оптимальных условий, прав и гарантий доступности занятий массовым спортом. Новизна программы «Выходи играть с мячом» заключается в разработке эффективной системы мониторинга физического развития и подготовки воспитанников с учетом экологии и климатических условий промышленного города;

создании механизма сетевого взаимодействия структурных подразделений мэрии, образовательных организаций и учреждений сферы физической культуры и спорта. В программе, рассчитанной на период до 2015 г., планируется задействовать 30 детских садов (1,5 тыс. воспитанников) и 10 школ (1 тыс. учеников).

 Постановлением мэрии г. Череповца от 10.10.2013 № 4805 муниципальная программа «Здоровый город» утверждена на период 2014–2022 гг. Впереди новые социальные партнеры, проекты, дополнительные возможности привлечения ресурсов и финансов для реализации городской политики в области здоровьесбережения, устойчивого развития системы образования, физической культуры и спорта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль