Физическое воспитание дошкольников – общее дело

126

Задачу укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников сложно решать силами одних только педагогов дошкольной образовательной организации. Необходимо объединение усилий органов управления образования и здравоохранения, а также организаций и ведомств, для которых укрепление здоровья и физическая подготовка дошкольников – приоритетные направления деятельности. К пропаганде ценностей здорового образа жизни также нужно привлекать родителей воспитанников.

Надежда Ветрова, методист по дошкольному образованию, куратор образовательной и методической деятельности при общей координации Вологодского института развития образования

Опыт г. Череповца

Для чего нужно физическое воспитание в ДОО

Гармоничное воспитание здорового и физически крепкого поколения – основная цель социальной политики муниципальной власти г. Череповца. Для этого в городе реализуются спортивно-ориентированные проекты и программы различных уровней: от международных и муниципальных до внутренних проектов дошкольных образовательных организаций. Реализация оздоровительных и спортивно-ориентированных проектов и программ физического воспитания детей дошкольного возраста находится под пристальным вниманием специалистов управления образования мэрии г. Череповца и городской методической службы. При активном взаимодействии с партнерами они проводят комплексную работу по реализации физкультурно- спортивного направления в деятельности дошкольных образовательных организаций. Для этого, во-первых, организуются ежегодные спортивно-массовые мероприятия с участием педагогов детских садов, воспитанников и их родителей:

• спартакиада по трем видам спорта: бег на скорость с высокого старта (для детей с ограниченными возможностями здоровья данная дисциплина заменяется легкоатлетическими эстафетами), метание мяча на дальность, прыжки с места;

• детский фестиваль оздоровительной аэробики «Радуга детства» при непосредственном руководстве и финансовой поддержке некоммерческого партнерства «Дети России образованны и здоровы»;

• спортивные соревнования семейных команд «Семейная олимпиада» при участии Череповецкого городского отделения политической партии «Единая Россия»;

• всероссийский день бега «Кросс нации» (в котором г. Череповец участвует с 2010 г.) и всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» (с 2011 г.), проводимые под непосредственным руководством комитета по физической культуре и спорту мэрии г. Череповца. Специалисты комитета обеспечивают судейство спортивных соревнований, предоставляют спортивную базу для их проведения, награждают победителей дипломами, спортивными кубками и ценными призами.

Во-вторых, преподавателями Череповецкого государственного университета при взаимодействии с управлением образования проводятся обучающие семинары и мастер-классы по организации и проведению рекреационной и факультативной работы с дошкольниками. Благодаря этому в дошкольных образовательных организациях для детей, которые имеют разрешение педиатра на посещение дополнительных занятий, организованы спортивные секции: шашки, шахматы, спортивные игры, спортивные танцы, легкая атлетика, ритмическая гимнастика, оздоровительная аэробика, волейбол, баскетбол, футбол, детский фитнес. Часть секций работает на постоянной и бесплатной основе, часть – на договорной основе (приглашаются специалисты, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности).

Физкультурно-спортивные проекты детских садов для физического воспитания дошкольников

В течение последних десяти лет педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций г. Череповца разрабатывают и успешно реализуют инновационные проекты, направленные на приобщение воспитанников к занятиям физической культурой и спортом.

Проект «Дифференциация физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 5). Целью проекта является разработка модели дифференциации физического воспитания детей, обеспечивающей повышение эффективности занятий физической культурой. Под дифференциацией физического воспитания понимается комплекс организационно- педагогических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья дошкольников, приобщение их к двигательной активности и занятиям спортом с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, а также гендерных различий дошкольников.

Проект «Этнокультурный компонент образования как средство формирования физической культуры дошкольников» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 63). С целью включения этнокультурного компонента в занятия физической культурой с дошкольниками проводятся фольклорно-спортивные праздники и развлечения, фольклорная утренняя гимнастика, фольклорные физкультминутки и др. Задача проекта – воспитание у дошкольников гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к традициям других национальных культур.

Проект «Обеспечение преемственности в непрерывном спортивно- оздоровительном образовании детей дошкольного и школьного возрастов» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 110 и средней общеобразовательной школе № 10). Цель проекта – разработка и реализация непрерывных программ дополнительных занятий спортивной направленности для воспитанников детского сада и учеников средней школы.

Проект «Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья старшего дошкольника» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 123). Суть проекта – в формировании у воспитанников основ культуры здоровья посредством создания и использования педагогических возможностей здоровьесберегающей среды. Для этого в старших и подготовительных группах раз в неделю проводится урок здоровья. Кроме того, задачи проекта решаются педагогами на занятиях по изучению природного и предметного мира, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, плаванию и т. д.

Под олимпийским образованием понимается процесс приобщения детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма; формирование познавательного интереса к истории и современному олимпийскому движению, олимпийским играм как международным соревнованиям; повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитание социально значимых качеств личности.

В 2014 г. в честь XXII Олимпийских игр был организован конкурс проектов «Олимпийское образование дошкольников», участие в котором приняли 35 педагогических коллективов детских садов г. Череповца. Лучшие проекты были представлены педагогической общественности в рамках Недели олимпийского образования. Проект «Содружество пяти колец» (реализуется в детском саду компенсирующего вида № 122). В данном проекте олимпийское образование рассматривается как способ социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и пробуждения у них желания заниматься спортом. Проект «Олимпийское образование как средство укрепления социального здоровья дошкольников» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 125). Под социальным здоровьем понимается состояние личности в обществе: ее социальное благополучие и комфорт, безопасность и активность. Знакомство с олимпийским движением способствует формированию у детей гуманистических идеалов, таких как стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию, служению обществу. Проект «Идем к Олимпиаде вместе» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 36). Основная идея проекта – вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, их родителей и педагогов) в активную спортивную деятельность не только на территории детского сада, но и за ее пределами. Для воплощения этой идеи педагоги разработали карту-марш- рут «Путешествие юного спортсмена», с помощью которой участники проекта могут осваивать спортивное пространство родного города. Проект «Биатлон – зимний олимпийский вид спорта» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 63). В рамках проекта разработана универсальная модель для ознакомления с олимпийскими видами спорта с помощью карточек и схем, которая поможет детям усвоить достаточно сложную информацию и получить представление о любом виде спорта.

Проект «Создание условий для олимпийского образования дошкольников» (реализуется в детском саду общеразвивающего вида № 110). Авторы проекта показали значимость развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений об олимпийском движении, повышения двигательной активности детей, мотивации их к занятиям физической культурой и спортом.

 В ходе реализации проекта предметно- пространственная среда детского сада обогатилась атрибутикой Олимпийских игр, дидактическими играми и наглядно-демонстрационными материалами спортивной тематики, подборками спортивных игр и упражнений. Педагоги оформили выставку спортивных достижений воспитанников детского сада и их родителей, а также тематический уголок «Дневник Олимпиады» и вместе с детьми следили за успехами российских спортсменов в г. Сочи и вели подсчет медалей. Проект «Мы рады очень Олимпийским играм в Сочи» (реализуется в центре развития ребенка – детском саду № 111). Авторы проекта убеждены, что олимпийское образование содействует успешному решению задач патриотического воспитания, способствует восприятию дошкольниками олимпийского движения как яркой наглядной модели современного общества с его нравственными, эстетическими, правовыми нормами и атрибутами.

Качественное выполнение каждого проекта было бы невозможно без взаимодействия детских садов с социальными партнерами:

 • научное обеспечение и сопровождение проектов осуществляют специалисты факультета физической культуры и спорта, факультета педагогики и методики дошкольного воспитания Череповецкого государственного университета;

• медицинское сопровождение проектов находится под контролем управления здравоохранения г. Череповца. Специалисты детских поликлиник следят за адаптацией инновационных технологий в условиях дошкольных образовательных организаций для того, чтобы педагогические инновации соответствовали не только психолого-педагогическим требованиям, но и психофункциональным и возрастным особенностям детей; осуществляют мониторинг заболеваемости воспитанников детских садов; контролируют допуск дошкольников к участию в городских спортивно-массовых мероприятиях; курируют функциональную и физическую подготовку детей в процессе занятий; регулируют объем педагогической и физической нагрузки во время проведения медико-педагогического контроля;

• педагогическое и методическое сопровождение проектов осуществляет управление образования мэрии г. Череповца, специалисты и методисты которого обеспечивают педагогов ресурсами, необходимыми для реализации инновационной деятельности; оказывают методическую помощь работникам детских садов в организации образовательного процесса детей и их семей; содействуют межведомственному сотрудничеству с социальными партнерами (комитетом по физической культуре, спортивными школами и детскими спортивны- ми клубами, некоммерческими организациями, занимающимися развитием детско-юношеского спорта и пр.) в вопросах укрепления физического здоровья дошкольников и приобщения их к регулярным занятия физической культурой и спортом.

Кроме того, специалисты управления образования контролируют качество образовательного процесса и проводят экспертизу промежуточных и итоговых результатов реализации проектов. Опыт педагогических коллективов детских садов г. Череповца по реализации оздоровительных и спортивно-ориентированных программ и проектов ежегодно представляется на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях педагогических идей, круглых столах, проводимых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Участие детских садов в международном проекте относительно физического воспитания дошкольников

С 2001 г. наш город участвует в международном проекте Всемирной организации здравоохранения «Здоровый город». Для реализации задач проекта на муниципальном уровне в 2002 г. была принята городская целевая программа «Здоровый город», которая объединила организации образования, здравоохранения, комитет по физической культуре и спорту, промышленные предприятия, общественные объединения, представителей бизнеса, управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта для совместной деятельности по повышению качества жизни и сохранению здоровья населения.

Международный проект «Здоровый город» был предложен Всемирной организацией здравоохранения в 1986 г. как способ реализации стратегии Организации объединенных наций «Здоровье для всех». Основная цель проекта – добиться того, чтобы физическое здоровье ребенка в детском саду стало одним из основных приоритетов городской политики, разработать и воплотить стратегию устойчивого развития здорового города.

Муниципальная программа «Здоровый город» предусматривает следующие направления деятельности:

 • сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;

 • пропаганда здорового образа жизни;

 • здоровье на рабочем месте;

• активное долголетие;

• адаптация горожан с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация направления «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков» в рамках физического воспитания в ДОО

 Дошкольные образовательные организации г. Череповца являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках реализации направления «Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков», таких как:

 • мониторинг развития воспитанников детских садов;

• издание информационных материалов для родителей и воспитателей по вопросам укрепления здоровья воспитанников;

• конференции и обучающие занятия по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций;

 • пропагандирующие здоровый образ жизни и спорт конкурсы и праздники, которые проводятся в детских садах среди воспитанников и коллективов;

• физкультурно-оздоровительные фестивали и праздники (например, фестиваль оздоровительной аэробики «Радуга детства»);

• семинары для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций. В течение нескольких лет в рамках программы «Здоровый город» для дошкольных образовательных организаций проводились грантовые конкурсы:

 • «Здоровый детский сад» (участвовало 30 педагогических коллективов детских садов), направленный на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей);

 • «Школа мяча» (участвовало 14 педагогических коллективов), направленный на приобщение воспитанников детских садов к занятиям физической культурой и спортом, формирование интереса к командно-игровым видам спорта, расширение сетевого взаимодействия со спортивными учреждениями города (комитетом по физической культуре и спорту, детско-юношескими спортивными школами и клубами).

Победители конкурса «Школа мяча» получили денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб. на пополнение и совершенствование материально- технической базы дошкольной образовательной организации. Участвовавшие в конкурсе детские сады стали пилотными площадками городской физкультурно-оздоровительной программы «Выходи играть с мячом». Учредителем этой программы выступил отдел по реализации муниципальной программы «Здоровый город» мэрии г. Череповца, а разработчиками – преподаватели факультета физической культуры и спорта Череповецкого государственного университета, специалисты управления образования и городской методической службы. Цель и основные задачи программы – ежегодное увеличение количества детей I и II групп здоровья, имеющих хорошее физическое развитие, способных успешно справляться с учебными и бытовыми нагрузками, ведущих активный здоровый образ жизни.

Целевые установки программы согласуются с положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р.

Программа «Выходи играть с мячом» направлена:

• на формирование у детей познавательного интереса в области физической культуры и спорта;

• увеличение объема двигательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через систему дополнительных занятий физической культурой и спортом, включающих в себя командно- игровые виды спорта, такие как футбол, баскетбол, волейбол и пионербол;

 • обеспечение оптимальных условий, прав и гарантий доступности занятий массовым спортом. Новизна программы «Выходи играть с мячом» заключается в разработке эффективной системы мониторинга физического развития и подготовки воспитанников с учетом экологии и климатических условий промышленного города;

создании механизма сетевого взаимодействия структурных подразделений мэрии, образовательных организаций и учреждений сферы физической культуры и спорта. В программе, рассчитанной на период до 2015 г., планируется задействовать 30 детских садов (1,5 тыс. воспитанников) и 10 школ (1 тыс. учеников).

 Постановлением мэрии г. Череповца от 10.10.2013 № 4805 муниципальная программа «Здоровый город» утверждена на период 2014–2022 гг. Впереди новые социальные партнеры, проекты, дополнительные возможности привлечения ресурсов и финансов для реализации городской политики в области здоровьесбережения, устойчивого развития системы образования, физической культуры и спорта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль