Изменение системы государственных закупок в детском саду

1222

Сфера регулирования Закона № 44-ФЗ, определяющего порядок осуществления государственных закупок в детском саду

1 января 2014 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С этого момента действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) прекращено.

Новый закон внес ключевые правки в существенно изменит правила, по которым будет осуществляться произведение, размещение планов-графиков, нормирование государственных закупок в детских садах как за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств из иных источников. Также, в соответствии с вступившим в силу законом, все госзакупки теперь должны быть обоснованы.

Закон № 44-ФЗ должен сделать процесс государственных закупок в детском саду – от планирования до приемки и анализа контрактных результатов – более прозрачным, эффективным и менее коррупционным.

Основное отличие Закона № 44-ФЗ от № 94-ФЗ закреплено в ст. 1 Закона № 44-ФЗ, где определена сфера его регулирования:

  • планирование госзакупок в ДОУ;
  • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);
  • особенности исполнения контрактов;
  • мониторинг приобретения товаров, работ, услуг;
  • аудит в сфере приобретения товаров, работ, услуг;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере государственных закупок в детских садах и иных учреждениях для обеспечения муниципальных и госнужд.

Закон № 94-ФЗ регулирует только сферу размещения заказов на госзакупки в детском саду.

Новый закон о государственных закупках в детском саду включает в себя восемь глав:

  1. Общие положения.
  2. Планирование.
  3. Осуществление покупок.
  4. Мониторинг покупок и аудит в сфере закупок.
  5. Контроль в сфере покупок.
  6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению покупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
  7. Особенности осуществления отдельных видов покупок.
  8. Заключительные положения.

Не будем рассматривать подробно каждую из них, остановимся только на основных моментах, которые необходимо учесть руководителям образовательных организаций при осуществлении государственные закупки в детском саду в 2014 г.

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным учреждением

Прежде всего обратим внимание на то, что формулировка Закона № 94-ФЗ «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» в Законе № 44-ФЗ заменена на формулировку «покупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

П. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ приобретение товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – это комплекс действий, которые выполняются в заданном порядке заказчиком и ориентированы на реализацию муниципальных или госнужд. Скупка стартует с того, что выбирается поставщик (подрядчик, исполнитель), а завершается после того, как стороны контракта выполняют обязательства.

Если на законодательном уровне размещение объявления о выполнение госзакупок в ДОУ или создание приглашения на участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено, скупка начинается с составления контракта, а завершается после выполнения обязательств всеми участниками договора.

Контрактная система в сфере государственных закупок в детском саду базируется на принципах:

  • открытости, прозрачности;
  • обеспечения конкуренции;
  • профессионализма заказчика;
  • стимулирования инноваций;
  • ответственности за результативность обеспечения
  • государственных и муниципальных нужд;
  • эффективности приобретения и др.

В Законах № 94-ФЗ и № 44-ФЗ образовательная организация бюджетной сферы является заказчиком. П. 7 ст. 3 заказчиком называет муниципального или госзаказчика, либо бюджетную организацию, которая делает покупку.  

Администрации ДОУ важно следовать норме ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в которой говорится о том, что если, согласно нормативно-правовым актам, действующим в бюджетных правоотношениях, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетными фондами, которые считаются муниципальными или государственными заказчиками, делегируют обязанности и права на выполнение  государственных закупок в детском саду и иных организациях автономным и бюджетным учреждениям безвозмездно, эти учреждения в рамках полученных полномочий должны приобретать товары, услуги и работы согласно указанным в нормативно-правовых актах положениям.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в данном случае выступают в роли муниципальных или госзаказчиков. Еще один важный момент: согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение получает право пользоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), правда не всегда, а в случае, если речь идет о покупках за счет:

1) грантов, которые передаются организациям, юрлицам и гражданам безвозмездно и безвозвратно, включая иностранных юрлиц и иностранных гражданам, международным организациям, которые получили право на получение грантов, субсидий (грантов), которые предоставляются из бюджетной системы в ходе конкурсов, не предусмотрено иное;

2) средств, если ДОУ выступает исполнителем соглашения по договору, когда на основании договора для осуществления договора иных лиц для выполнения работ, поставки товаров, которые необходимые для выполнения предусмотренных договором обязательств;

3) средств, которые были переданы для осуществления деятельности, которая приносит доход. 

Использовать указанное право бюджетное образовательное учреждение можно, но следует разработать и принять положение о государственных закупках в детском саду в соответствии с требованиями, установленными Законом № 223-ФЗ.

Если учреждение хочет применять законодательные нормы по отношению к вышеуказанным покупкам с 1 января 2014 г., оно должно принять положение и опубликовать его до этого срока, т. е. в 2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Особо следует отметить, что независимо от того, какое решение примет учреждение – применять при госзакупках в ДОУ нормы Закона № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, – в течение года изменить его будет нельзя. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 15.

Информационное обеспечение контрактной системы государственных закупок в детском саду

В настоящее время образовательные организации и органы управления образованием публикуют на сайте www.zakupki.gov.ru сведения о размещении заказов и заключении контрактов на осуществление госзакупок в детском саду.

Нормативный акт подразумевает особый ход размещения данных о госзакупках в свободном доступе: ст. 4 предусматривает формирование единой информационной системы. Данная система должна гарантировать:

1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в т. ч. автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере госзакупок в детских садах;

2) контроль за соответствием различного рода информации (какой именно, указано в п. 2 ч. 1 ст. 4);

3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;

4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении государственных закупок в детских садах.

Согласно ч. 3 ст. 4 единая информационная система должна содержать:

1) планы госзакупок в детских садах и иных учреждениях;

2) планы-графики;

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

4) данные о параметрах, запретах и ограничениях для допуска товаров, которые поставляются из другой страны или группы стран, услуг и работ, которые оказываются или выполняются гражданами других стран, список иностранных держав, групп иностранных держав, которые могут использоваться для проведения госзакупок в детских садах, с которыми РФ имеет международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении покупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о приобретениях, об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры;

12) итоги мониторинга и аудита в сфере покупок, а также контроля в сфере приобретения;

13) отчеты заказчиков;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1;

16)  данные о ценах работ, товаров, услуг, которые складываются в рыночных условиях, необходимых для реализации муниципальных или госнужд, а также запросах цен работ, товаров и услуг, которые размешают заказчики согласно ч. 5 ст. 22;

17) другие данные и документы, которые размещаются в единой инфосистеме согласно Закону № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и принятым совместно с ним нормативно-правовыми актами.  

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере приобретений, интегрированные с единой информационной системой. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере госзакупок в детских садах и иных учреждениях устанавливаются Правительством РФ.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 4. Ч. 7, 8

Ч. 5 ст. 112 закрепляет право установки и применения единой инфосистемы за Правительством РФ. Прежде чем ввести в эксплуатацию данные, которые будут размещаться в единой инфосистеме, должны быть размещены в том порядке, который установлен Правительством РФ, на сайте www.zakupki.gov.ru.

Большинство норм о единой информационной системе вступит в силу 1 января 2014 г. Пункт 16 ч. 3 ст. 4 вступит в силу 1 января 2015 г.

Закон № 44-ФЗ вводит новое для образовательных организаций понятие – планирование приобретений. Иными словами, законодатель устанавливает правило, согласно которому все государственные и муниципальные госзакупки в детских садах и иных учреждениях должны быть запланированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 планирование государственных закупок в детских садах должно осуществляться посредством:

1) планов покупок, утверждаемых на срок действия соответствующего бюджета;

2) планов-графиков, утверждаемых на год.

В планах покупок необходимо будет указывать цели осуществления госзакупок в детских садах, наименование и описание объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых покупок, объемы финансового обеспечения и другие сведения.

Планы-графики превращаются в основания для выполнения государственных закупок в детских садах. Отныне заказчик может закупать товары и услуги только в том случае, если они внесены в план-график.

План госзакупок в детских садах и иных учреждениях создается в ходе создания и рассмотрения проектов бюджетной системы РФ, учитывая положения бюджетного законодательства. План принимается за срок в 10 дней после доведения до муниципального или госзаказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств согласно с бюджетным законодательством РФ.

Согласно ч. 13 ст. 21 Закона план-график может быть изменен в том случае, когда изменения были внесены в план госзакупок в детских садах, а также в ряде других случаев:

  1. Если начальная цена контракта, который заключается с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком) были уменьшена или увеличена;
  2. если сроки выполнения контрактных обязательств, размер аванса и оплаты были изменены до начала покупки;
  3. если дата начала покупки и принцип выбора поставщика были изменены, а заказчик отменил приобретения, которые предусмотрены планом-графиком;
  4. реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона № 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения скупок и не требующего внесения изменения в план скупок;
  5. в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 ст. 21.

Требования об обязательном планировании скупок вступят в силу с 1 января 2015 г., требование об осуществлении скупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками – с 1 января 2016 г.

Обоснование государственных закупок в детских садах

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик должен обосновывать каждую свою скупку. В прежнем документе, регулирующем процесс госзакупок, заказчики должны были обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой государственной закупки в детских садах.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона обоснование приобретений будет осуществляться при формировании плана скупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых приобретений целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

Цели госзакупок должны определяться с учетом ст. 13. Согласно данной статье государственные закупки в детских садах осуществляются для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, а именно:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ, за исключением исполняемых в соответствии с госпрограммами, перечисленными в предыдущем пункте;

3) выполнения функций и полномочий госорганов РФ, органов управления внебюджетными фондами РФ, госорганов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах.

В планах госзакупок в детских садах необходимо будет обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению целей приобретения. В планах-графиках нужно будет обосновывать начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, если покупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере скупок, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Требование обязательного обоснования приобретений вводится с 1 января 2015 г. До указанной даты есть время, чтобы поработать по законодательным нормам и осознанно подойти к решению этого вопроса.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в сфере государственных закупок в детских садах

Понятие «начальная (максимальная) цена контракта» было и в Законе № 94-ФЗ. № 44-ФЗ расширяет сферу его действия – теперь оно может применяться при заключении контракта с единственным поставщиком.

Статьей 22 установлены пять методов определения начальной цены:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к госзакупкам в детских садах, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

2. Нормативный метод – заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта на основании требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

3. Метод тарифов – актуален, когда согласно законодательству РФ, стоимость работ, товаров и услуг, которые регулируются муниципальными правовыми актами и подлежат госрегулированию. При этом начальную (максимальную) стоимость контракта определяют согласно тарифу на работы, товары и услуги.

4. Проектно-сметный метод – предусматривает выделение начальной (максимальной) цены контракта:

• на возведение, реконструкцию или капремонт объекта, основываясь на проектной документации согласно на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

• проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области госохраны объектов культурного наследия.

5. Метод затрат – подразумевает выделение начальной (максимальной) стоимости контракта, в том числе контракта, который был заключен с единственным поставщиком (исполнителей, подрядчиком), как суммы затрат и других, необходимых для выделения сферы деятельности прибыли. В учет принимаются все прямые и косвенные затраты на покупку и реализацию товаров, услуг и работ, траты на перевозку, хранение, страховку и иные траты. Этот метод актуален в том случае, когда иные невозможно применить.

Приоритетным методом обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка).

Создание комиссии по осуществлению государственных закупок в детском саду

Согласно ст. 39 для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления государственных закупок в детских садах у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен создать комиссию по осуществлению приобретений.

Комиссии могут быть:

  • конкурсные;
  • аукционные;
  • котировочные;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единые, осуществляющие функции по осуществлению приобретений путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

В аукционной, конкурсной и единой комиссии должно быть не менее 5 членов, тогда как в котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть 3 и более человек.

В комиссию по выполнению скупок могут поступить лица, которая прошли профепереподготовку или повышение квалификации по направлению приобретений, специалисты, которые имеют знания, что относятся к объектам покупки.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 39. П. 5

Согласно ст. 40, заказчик может привлекать другие организации для осуществления

Норма, закрепленная в ст. 40, дает право заказчику привлечь специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе контракта. Тем не менее заказчик должен все равно создать комиссию по приобретению, правда, с уменьшенными функциями.

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении госзакупок в детских садах

В целом Закон № 44-ФЗ существенно расширил доступный заказчику инструментарий конкурентных процедур по сравнению с № 94-ФЗ.

В статье 24 приведены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурсом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считается тот участник скупки, который предложил самые оптимальные условия договора. 

Аукционом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считают участника государственных закупок в детских садах, который предлагает наименьшую цену договора.

Список оснований для покупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) сокращен, если торги были признаны несостоявшимися, заказчик обязан повторно приобрести в полном объеме по упрощенной процедуре перед тем, как покупать продукцию у единственного поставщика.

Общее правило подразумевает, что Закон № 44-ФЗ приобрел силу в 2014 г. В качестве исключения принимаются нормы, которые касаются планирования покупок, обоснования и введения идентификационного кода, что вступили в силу с 2015 года, а также порядок введения единой инфосистемы покупок и обязательного обсуждения покупок общественностью, мониторинга и внутреннего финансового контроля, которые приобрели силу в 2016 г.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль