Система физического воспитания дошкольников: модернизация

118

Основные направления модернизации системы физического воспитания дошкольников в нашей стране определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р (далее – Стратегия). Реализация Стратегии предусматривает продление до 2020 г. действия федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» и ее подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы».

Проблемы модернизации системы физического воспитания дошкольников:

 • значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий. Исходя из указанных проблем определены цели Стратегии – создание условий, обеспечивающих для граждан нашей страны возможности вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Основные направления модернизации системы физического воспитания дошкольников

Стратегия гласит, что усовершенствование системы физвоспитания дошколят в ДОУ  является ключевой задачей развития физической культуры и спорта. Основными направлениями являются:

1. Усовершенствование системы физвоспитания дошколят предусматривает использование обновленных проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений). Мероприятия, предусматривающие внедрение таких проектов, безусловно, будут способствовать модернизации физического воспитания в детских садах. Вместе с тем эта абсолютно своевременная и актуальная мера по сути является лишь пожеланием строительства образовательных учреждений по новым проектам.

 2. Модернизация системы физического воспитания дошкольников подразумевает совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для дошкольных организаций, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния физического здоровья дошкольников.

3. Усовершенствование системы физвоспитания дошколят предусматривает расширение числа детей, которые посещают ДОУ, а также обязательные и факультативные занятия физкультурой по программам ДОУ.

Сегодня общеобразовательные программы дошкольного образования разрабатываются с учетом возрастных, физических особенностей детей дошкольного возраста и оптимально учитывают вопросы физического воспитания. Практически все воспитанники детских садов охвачены физическим воспитанием. Вместе с тем заведующим детскими садами совместно с медицинской службой учреждения, родителями следует проанализировать ситуацию с физическим воспитанием на предмет выявления потенциала развития работы в области физического воспитания.

4. Модернизация системы физического воспитания дошкольников подразумевает внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Развитие данного направления, безусловно, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников. К тому же в большинстве образовательных учреждений такой мониторинг давно ведется.

5. Также модернизация системы физического воспитания дошкольников подразумевает оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием. К сожалению, данное направление не предусматривает оснащения спортивным инвентарем и оборудованием дошкольных образовательных организаций. Потребность в указанном оборудовании и инвентаре дошкольных образовательных организаций существует, пусть и в меньшем объеме.

6. Модернизация системы физического воспитания дошкольников подразумевает разработку и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов. Реализация указанного направления предполагает разработку подобных программ как дошкольными образовательными организациями, так и учреждениями дополнительного образования детей. Эта проблема особенно актуальна для детских садов, в которых наряду с обычными детьми воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

7. Модернизация системы физического воспитания дошкольников подразумевает установление требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой.

Руководителям дошкольных образовательных учреждений следует обновить инструкции по безопасности при проведении занятий физической культурой, организации подвижных игр на свежем воздухе.

 8. Модернизация системы физического воспитания дошкольников подразумевает разработку примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и оценка эффективности этих программ. Данное направление касается прежде всего Минобрнауки России, к полномочиям которого относится организация разработки таких программ. Дошкольные образовательные учреждения составляют собственные программы на основе примерных.

В Стратегии обозначены ожидаемые результаты модернизации системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Так, к 2020 г. руководителям дошкольных образовательных организаций необходимо обеспечить 100-процентный охват воспитанников обязательными и дополнительными занятиями физической культурой.

Последствия модернизации системы физического воспитания дошкольников

Считаю, что при достижении данного показателя в части охвата воспитанников обязательными занятиями трудностей не должно возникнуть. Обеспечение же воспитанников дополнительными занятиями физической культурой возможно при создании соответствующих условий (расширении спортивных площадей или использовании возможностей учреждений дополни тельного образования). Финансирование Стратегии предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Государственная поддержка субъектов РФ может осуществляться путем предоставления субсидий бюджетам на строительство и реконструкцию региональных и муниципальных спортивных объектов. Подобная формулировка ставит под сомнение возможность оказания существенной помощи субъектам РФ в развитии физической культуры и спорта. Но и не исключает финансовой помощи. Стоит подчеркнуть, что выполнение пунктов Стратегии должно положительно влиять на создание положительного отношения общества к физкультуре и спорту, а также ведению здорового образа жизни.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль