Общественная оценка качества образования в детском саду

49

Ольга Ершова,

нач. отдела методологии и прогнозирования управления  стратегического планирования департамента образования администрации г. Перми

Опыт г. Перми

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано, что процесс управления системой образования должен осуществляться на принципах законности, демократии, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения (ст. 89). Данный процесс предусматривает, в частности, независимую оценку качества образования, объективность которой существенно повышается, если в ее определении участвуют представители общественности.

В г. Перми при поддержке администрации для мониторинга состояния местной системы дошкольного образования применяются различные формы независимой оценки качества дошкольного образования:

• заседания гражданского жюри (общественные слушания), в которых принимают участие независимые эксперты, представляющие разные социальные отрасли и профессиональные сообщества;

• составление рейтингов дошкольных организаций;

• проведение конкурсов среди детских садов для оценки родительской общественностью условий пребывания детей в дошкольных организациях;

• собрания Пермского городского родительского совета;

• анкетирование, опросы потребителей образовательных услуг;

• формирование общественного заказа образовательной отрасли от различных городских сообществ (общественных организаций, промышленных предприятий, родителей, представителей депутатского корпуса, правозащитников, научной школы).

Рассмотрим некоторые из указанных форм участия общественности в процедуре оценки качества дошкольного образования.

В 2007 г. администрация г. Перми начала реализацию долгосрочной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады»* (далее – Программа). Целью Программы стало обеспечение доступности услуг дошкольного образования жителям города путем восстановления зданий детских садов, а также поддержки частных поставщиков данных услуг. С 2009 г. в рамках Программы выплачиваются пособия родителям детей, не посещающих муниципальные детские сады. Размер пособия фактически приравнен к нормативу содержания ребенка в муниципальном детском саду: родителям детей от полутора до трех лет выплачивается 5300 руб., от трех до пяти лет – 4500 руб. Эти средства родители могут потратить на частичную оплату услуг немуниципальных учреждений, в том числе частных детских садов, центров развития, на занятия детей со специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом и т. д.). Одновременно городская администрация стала создавать условия, стимулирующие развитие рынка услуг дошкольного образования: заключение концессионных соглашений, передача в аренду городского имущества для открытия мини-садов, предоставление субсидий немуниципальным детским садам**.

Заседания гражданского жюри для общественной оценки качества образования

С целью оценки качества реализации Программы в 2010 г. была апробирована модель заседания гражданского жюри, разработанная центром гражданского анализа и независимых исследований «Грани».

На заседании гражданского жюри обсуждались:

• промежуточные итоги реализации Программы, достигнутые за трехлетний период;

• проблемы в ходе реализации Программы;

• планируемые мероприятия по решению проблемы доступности и повышения качества дошкольного образования в городе.

В заседании гражданского жюри принимали участие заместитель главы городской администрации, руководитель городского департамента образования, сотрудники администрации г. Перми.

Заседания гражданского жюри – это публичные слушания выступлений авторов и экспертов программ и проектов в сфере дошкольного образования с последующей качественной оценкой членами жюри рассматриваемой программы и разработкой рекомендаций по ее реализации.

В качестве членов гражданского жюри выступают 12 жителей г. Перми. Предусмотрена также работа специальной группы – родительского жюри как непосредственного потребителя образовательных услуг.

В число наблюдателей вошли представители Общественной палаты Пермского края, сотрудники вузов, руководители и педагоги образовательных организаций, родители дошкольников, предприниматели, представители экспертных и общественных организаций, журналисты. Заседание гражданского жюри проходило в течение двух дней.

Первый день заседания рабочей группы по общественной оценке качества образования

• презентация Программы представителем администрации г. Перми;

• выступление эксперта по вопросам вовлеченности в Программу заинтересованных лиц (родителей воспитанников, депутатов, научных и общественных организаций и т. д.);

• доклад эксперта в сфере управления муниципальными дошкольными организациями о том, как реализация Программы сказалась на условиях работы муниципальных детских садов;

• выступление эксперта, посвященное развитию предпринимательства в сфере дошкольного образования. Оценивалось, какое влияние реализация Программы оказала на возможности и развитие предпринимательства в сфере дошкольного образования города, а также разнообразие и доступность способов эффективного использования муниципального имущества и ресурсов;

• выступление эксперта, посвященное институциональной составляющей Программы.

Доклад каждого эксперта завершался перекрестным опросом: члены жюри и участники заседания задавали вопросы выступающему. По окончании всех докладов состоялся дополнительный перекрестный опрос участников заседания.

Представители средств массовой информации (далее – СМИ) в рамках работы специальной пресс-гостиной имели возможность задать вопросы экспертам и лицам, приглашенным на заседание.

Второй день заседания рабочей группы по общественной оценке качества образования

• выступление эксперта по вопросам обеспечения дошкольного образования профессиональными кадрами, повышения компетентности родителей. Оценивалось, какое влияние оказала реализация Программы на качество кадрового обеспечения детских садов;

• доклад эксперта в сфере детской психологии о влиянии Программы на развитие детей дошкольного возраста;

• выступление эксперта в сфере гендерной демократии о влиянии новаций Программы на проблемы исключения женщины из активной социальной и экономической жизни, а также потери ее профессиональных навыков и знаний в связи с невозможностью устройства детей в дошкольные учреждения;

• доклад эксперта в сфере дошкольного образования, посвященный начальному уровню образовательной системы. Указаны преимущества и недостатки социализации ребенка в предлагаемой городской системе дошкольного образования; представлена оценка кадров, работающих с дошкольниками, и возможные требования к педагогическим работникам;

• выступление эксперта в сфере образования детей со специальными потребностями;

• выступление экспертов в сфере обеспечения прав детей и всех участников образовательного процесса;

• совещание членов жюри;

• вынесение вердикта и свободный обмен мнениями; ответы членов жюри на вопросы представителей СМИ.

На заседании выступали эксперты федерального и регионального уровня, а также представители заинтересованных групп, настаивающие на определенных направлениях реализации городской программы «Сокращение очередности в детские сады». Для вынесения вердикта члены жюри не только заслушали мнения экспертов, но и ознакомились с их аналитическими записками, касающимися разных сторон Программы.

Вердикт выносился двумя составами жюри: гражданским (в него вошли 12 представителей разных профессий, статуса и поколений) и родительским (в него вошли шесть родителей воспитанников, которые участвуют в работе управляющих советов муниципальных дошкольных организаций, а также родители, получающие пособие на детей, не посещающих дошкольные организации, и желающие поучаствовать в общественном обсуждении Программы).

Экспертная оценка результатов Программы оформлялась в виде аналитических записок, которые изучались членами жюри, и на слушаниях были представлены аудитории. Все материалы заседания (аналитические записки, комментарии, тексты заключений) доступны общественности посредством публикаций в СМИ и Интернете.

При вынесении вердикта члены жюри ответили на вопросы, позволяющие комплексно проанализировать Программу:

1. Меняет ли ситуацию в дошкольном образовании г. Перми исполнение долгосрочной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады»:

• помогает ли Программа семьям с дошкольниками?

• улучшает ли она качество дошкольного образования в г. Перми?

• дает ли Программа возможность родителям дошкольников совмещать воспитание детей с работой, участием в общественной жизни города?

• эффективно ли расходуются бюджетные средства, городское имущество и деньги налогоплательщиков?

• есть ли дополнительные стимулы к развитию предпринимательства в сфере образования?

• улучшается ли качество жизни горожан в каждом микрорайоне города?

• соответствует ли Программа представлению горожан о наиболее актуальных проблемах и вопросах, которые должны решаться администрацией г. Перми в нынешних условиях?

2. Что еще нужно учесть при реализации Программы:

• существуют ли категории граждан, которые проигрывают от реализации Программы?

• какие риски проявились или могут возникнуть в ходе ее исполнения?

• как горожане смогут убедиться в том, что Программа реализуется по плану?

По мнению членов гражданского жюри, Программа решает вопрос обеспечения доступности дошкольного образования только в краткосрочной перспективе. Члены жюри поддержали данный вердикт девятью голосами, один человек высказался против, двое воздержались.

Жюри отметило необходимость и своевременность Программы как комплекса срочных мер по решению проблемы ликвидации очереди в детские сады, но указало на выявленные риски и проблемы при ее реализации в долгосрочной перспективе.

Родители, представлявшие наиболее заинтересованную группу членов жюри, оценили Программу по-своему: пять из шести присяжных ответили, что реализация Программы проблему очередей в детские сады решает. Однако уточнение было аналогичное: на долгосрочную перспективу нужно разрабатывать другие меры.

Оба вердикта были переданы разработчикам Программы – сотрудникам администрации города, которые доработали программные мероприятия в целях повышения эффективности и результативности решения проблем дошкольного образования.

Модель заседания гражданского жюри для оценки качества дошкольного образования направлена на создание благоприятной среды конструктивных общественных диалогов.

Городские родительские собрания по общественной оценке качества образования

В 2006 г. по инициативе родителей детей дошкольного и школьного возраста был создан Пермский городской родительский совет, который активно сотрудничает с департаментом образования. В 2010 г. совет получил статус автономной некоммерческой организации.

В настоящее время членами Пермского городского родительского совета являются родители, которые входят в состав управляющих и наблюдательных советов образовательных организаций.

Ежегодно Пермским городским родительским советом совместно с департаментом образования проводится городское родительское собрание,на котором обсуждаются актуальные направления развития дошкольного образования, в частности повышение качества образовательных услуг.

Задачи Пермского городского родительского совета:

• влияние на образовательную политику города посредством участия в обсуждении и принятии решений, значимых для пермского образовательного пространства;

• повышение значимости управляющих советов в сфере административно-хозяйственной деятельности образовательных организаций (родители вместе с детьми являются социальными заказчиками образовательных услуг, а значит равноправными участниками образовательного процесса);

• повышение родительской ответственности за воспитание детей посредством разработки комплекса мер эффективного воздействия на безответственных родителей;

• вовлечение родителей в пропаганду здорового образа жизни.

Пермский городской родительский совет принимал участие в разработке таких проектов, как «Мамин выбор», «Детям Прикамья – школы будущего», «Комплексный проект модернизации образования Пермского края». В 2008 г. Пермским городским родительским советом совместно с уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае был обеспечен гражданский контроль условий получения образования в общеобразовательных организациях г. Перми. На основе критериев гражданского контроля совместно с департаментом образования было разработано положение о конкурсе «Самое комфортное образовательное учреждение Перми». В 2009 г. соревнование было организовано среди школ, в 2010 г. – среди детских садов.

Экспертная оценка обеспечения условий пребывания детей в дошкольных организациях проводится по критериям, приведенным в таблице.

Общественная оценка качества образования в детском саду

Просмотреть полную версию таблицы вы можете ниже

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале. Финансирование конкурса осуществляется за счет средств городского бюджета. Организациям-победителям выделяются денежные средства на поддержание и совершенствование условий для комфортного и безопасного пребывания детей на основе современных подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Общественный образовательный заказ и общественная оценка качества образования

В 2013 г. в рамках августовских педагогических конференций впервые была проведена подиумная дискуссия «Общественный образовательный заказ г. Перми». Организовано публичное обсуждение «запроса и ожиданий» от образовательной отрасли различных городских сообществ.

Традиционно на августовских совещаниях представители департамента образования администрации г. Перми презентуют результаты работы отрасли за прошедший учебный год и ставят задачи на следующий период. В 2013 г. было принято решение, что анализ образовательной отрасли будут проводить не ее непосредственные представители, а независимые эксперты, заказчики и потребители образовательных услуг: родители, представители научной школы (вузов, средних специальных учебных заведений), бизнес-структур и общественных организаций, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.

На подиумной дискуссии эксперты представили свои точки зрения относительно развития и функционирования образовательной отрасли управленцам данной отрасли, руководителям образовательных организаций.

Участники дискуссии могли задать вопросы выступающим, высказать свое мнение.

По итогам дискуссии был сформулирован общественный заказ, который в основном отразил интересы потребителей услуг. Общественный заказ включал тезисы экспертов, которые были направлены для обсуждения и формирования планов мероприятий по его реализации в каждую образовательную организацию г. Перми.

Кроме того, участниками подиумной дискуссии были представлены показатели оценки эффективности и результативности деятельности дошкольных организаций, такие как:

• безопасность условий пребывания детей в дошкольной организации;

• статистика уровня заболеваемости воспитанников;

• наличие проектной деятельности в детском саду;

• наличие индивидуальных образовательных маршрутов и т. д.

Перечень данных показателей отражает характеристики функционирования дошкольных организаций, наиболее важные для главных субъектов образовательного процесса – родителей воспитанников.

Интересно, что некоторые пожелания общественности связаны с оценкой качества приобретаемой услуги.

В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность проведения оценки качества образования. Один из инструментов для этого – экспертиза образовательной деятельности, в том числе представителями общественности.

В Пермском крае принято решение оценивать качество услуг каждой образовательной организации по результатам интернет-опроса потребителей услуг, что будет оказывать непосредственное влияние на оценку деятельности глав муниципальных районов. Таким образом, независимая оценка качества дошкольного образования становится приоритетным инструментом измерения качества образовательных услуг.

* Программа утратила силу 1 января 2014 г. Ее мероприятия вошли в муниципальную программу «Обеспечение доступности качественного образования в городе Перми», утв. Постановлением Администрации г. Перми от 18.10.2013 № 885. – Примеч. авт.

** О мерах поддержки немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования в г. Перми см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2013. № 7. С. 24. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль