Общественная оценка качества образования в детском саду

75

Ольга Ершова,

нач. отдела методологии и прогнозирования управления  стратегического планирования департамента образования администрации г. Перми

Опыт г. Перми

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано, что процесс управления системой образования должен осуществляться на принципах законности, демократии, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения (ст. 89). Данный процесс предусматривает, в частности, независимую оценку качества образования, объективность которой существенно повышается, если в ее определении участвуют представители общественности.

В г. Перми при поддержке администрации для мониторинга состояния местной системы дошкольного образования применяются различные формы независимой оценки качества дошкольного образования:

• заседания гражданского жюри (общественные слушания), в которых принимают участие независимые эксперты, представляющие разные социальные отрасли и профессиональные сообщества;

• составление рейтингов дошкольных организаций;

• проведение конкурсов среди детских садов для оценки родительской общественностью условий пребывания детей в дошкольных организациях;

• собрания Пермского городского родительского совета;

• анкетирование, опросы потребителей образовательных услуг;

• формирование общественного заказа образовательной отрасли от различных городских сообществ (общественных организаций, промышленных предприятий, родителей, представителей депутатского корпуса, правозащитников, научной школы).

Рассмотрим некоторые из указанных форм участия общественности в процедуре оценки качества дошкольного образования.

В 2007 г. администрация г. Перми начала реализацию долгосрочной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады»* (далее – Программа). Целью Программы стало обеспечение доступности услуг дошкольного образования жителям города путем восстановления зданий детских садов, а также поддержки частных поставщиков данных услуг. С 2009 г. в рамках Программы выплачиваются пособия родителям детей, не посещающих муниципальные детские сады. Размер пособия фактически приравнен к нормативу содержания ребенка в муниципальном детском саду: родителям детей от полутора до трех лет выплачивается 5300 руб., от трех до пяти лет – 4500 руб. Эти средства родители могут потратить на частичную оплату услуг немуниципальных учреждений, в том числе частных детских садов, центров развития, на занятия детей со специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом и т. д.). Одновременно городская администрация стала создавать условия, стимулирующие развитие рынка услуг дошкольного образования: заключение концессионных соглашений, передача в аренду городского имущества для открытия мини-садов, предоставление субсидий немуниципальным детским садам**.

Заседания гражданского жюри для общественной оценки качества образования

С целью оценки качества реализации Программы в 2010 г. была апробирована модель заседания гражданского жюри, разработанная центром гражданского анализа и независимых исследований «Грани».

На заседании гражданского жюри обсуждались:

• промежуточные итоги реализации Программы, достигнутые за трехлетний период;

• проблемы в ходе реализации Программы;

• планируемые мероприятия по решению проблемы доступности и повышения качества дошкольного образования в городе.

В заседании гражданского жюри принимали участие заместитель главы городской администрации, руководитель городского департамента образования, сотрудники администрации г. Перми.

Заседания гражданского жюри – это публичные слушания выступлений авторов и экспертов программ и проектов в сфере дошкольного образования с последующей качественной оценкой членами жюри рассматриваемой программы и разработкой рекомендаций по ее реализации.

В качестве членов гражданского жюри выступают 12 жителей г. Перми. Предусмотрена также работа специальной группы – родительского жюри как непосредственного потребителя образовательных услуг.

В число наблюдателей вошли представители Общественной палаты Пермского края, сотрудники вузов, руководители и педагоги образовательных организаций, родители дошкольников, предприниматели, представители экспертных и общественных организаций, журналисты. Заседание гражданского жюри проходило в течение двух дней.

Первый день заседания рабочей группы по общественной оценке качества образования

• презентация Программы представителем администрации г. Перми;

• выступление эксперта по вопросам вовлеченности в Программу заинтересованных лиц (родителей воспитанников, депутатов, научных и общественных организаций и т. д.);

• доклад эксперта в сфере управления муниципальными дошкольными организациями о том, как реализация Программы сказалась на условиях работы муниципальных детских садов;

• выступление эксперта, посвященное развитию предпринимательства в сфере дошкольного образования. Оценивалось, какое влияние реализация Программы оказала на возможности и развитие предпринимательства в сфере дошкольного образования города, а также разнообразие и доступность способов эффективного использования муниципального имущества и ресурсов;

• выступление эксперта, посвященное институциональной составляющей Программы.

Доклад каждого эксперта завершался перекрестным опросом: члены жюри и участники заседания задавали вопросы выступающему. По окончании всех докладов состоялся дополнительный перекрестный опрос участников заседания.

Представители средств массовой информации (далее – СМИ) в рамках работы специальной пресс-гостиной имели возможность задать вопросы экспертам и лицам, приглашенным на заседание.

Второй день заседания рабочей группы по общественной оценке качества образования

• выступление эксперта по вопросам обеспечения дошкольного образования профессиональными кадрами, повышения компетентности родителей. Оценивалось, какое влияние оказала реализация Программы на качество кадрового обеспечения детских садов;

• доклад эксперта в сфере детской психологии о влиянии Программы на развитие детей дошкольного возраста;

• выступление эксперта в сфере гендерной демократии о влиянии новаций Программы на проблемы исключения женщины из активной социальной и экономической жизни, а также потери ее профессиональных навыков и знаний в связи с невозможностью устройства детей в дошкольные учреждения;

• доклад эксперта в сфере дошкольного образования, посвященный начальному уровню образовательной системы. Указаны преимущества и недостатки социализации ребенка в предлагаемой городской системе дошкольного образования; представлена оценка кадров, работающих с дошкольниками, и возможные требования к педагогическим работникам;

• выступление эксперта в сфере образования детей со специальными потребностями;

• выступление экспертов в сфере обеспечения прав детей и всех участников образовательного процесса;

• совещание членов жюри;

• вынесение вердикта и свободный обмен мнениями; ответы членов жюри на вопросы представителей СМИ.

На заседании выступали эксперты федерального и регионального уровня, а также представители заинтересованных групп, настаивающие на определенных направлениях реализации городской программы «Сокращение очередности в детские сады». Для вынесения вердикта члены жюри не только заслушали мнения экспертов, но и ознакомились с их аналитическими записками, касающимися разных сторон Программы.

Вердикт выносился двумя составами жюри: гражданским (в него вошли 12 представителей разных профессий, статуса и поколений) и родительским (в него вошли шесть родителей воспитанников, которые участвуют в работе управляющих советов муниципальных дошкольных организаций, а также родители, получающие пособие на детей, не посещающих дошкольные организации, и желающие поучаствовать в общественном обсуждении Программы).

Экспертная оценка результатов Программы оформлялась в виде аналитических записок, которые изучались членами жюри, и на слушаниях были представлены аудитории. Все материалы заседания (аналитические записки, комментарии, тексты заключений) доступны общественности посредством публикаций в СМИ и Интернете.

При вынесении вердикта члены жюри ответили на вопросы, позволяющие комплексно проанализировать Программу:

1. Меняет ли ситуацию в дошкольном образовании г. Перми исполнение долгосрочной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады»:

• помогает ли Программа семьям с дошкольниками?

• улучшает ли она качество дошкольного образования в г. Перми?

• дает ли Программа возможность родителям дошкольников совмещать воспитание детей с работой, участием в общественной жизни города?

• эффективно ли расходуются бюджетные средства, городское имущество и деньги налогоплательщиков?

• есть ли дополнительные стимулы к развитию предпринимательства в сфере образования?

• улучшается ли качество жизни горожан в каждом микрорайоне города?

• соответствует ли Программа представлению горожан о наиболее актуальных проблемах и вопросах, которые должны решаться администрацией г. Перми в нынешних условиях?

2. Что еще нужно учесть при реализации Программы:

• существуют ли категории граждан, которые проигрывают от реализации Программы?

• какие риски проявились или могут возникнуть в ходе ее исполнения?

• как горожане смогут убедиться в том, что Программа реализуется по плану?

По мнению членов гражданского жюри, Программа решает вопрос обеспечения доступности дошкольного образования только в краткосрочной перспективе. Члены жюри поддержали данный вердикт девятью голосами, один человек высказался против, двое воздержались.

Жюри отметило необходимость и своевременность Программы как комплекса срочных мер по решению проблемы ликвидации очереди в детские сады, но указало на выявленные риски и проблемы при ее реализации в долгосрочной перспективе.

Родители, представлявшие наиболее заинтересованную группу членов жюри, оценили Программу по-своему: пять из шести присяжных ответили, что реализация Программы проблему очередей в детские сады решает. Однако уточнение было аналогичное: на долгосрочную перспективу нужно разрабатывать другие меры.

Оба вердикта были переданы разработчикам Программы – сотрудникам администрации города, которые доработали программные мероприятия в целях повышения эффективности и результативности решения проблем дошкольного образования.

Модель заседания гражданского жюри для оценки качества дошкольного образования направлена на создание благоприятной среды конструктивных общественных диалогов.

Городские родительские собрания по общественной оценке качества образования

В 2006 г. по инициативе родителей детей дошкольного и школьного возраста был создан Пермский городской родительский совет, который активно сотрудничает с департаментом образования. В 2010 г. совет получил статус автономной некоммерческой организации.

В настоящее время членами Пермского городского родительского совета являются родители, которые входят в состав управляющих и наблюдательных советов образовательных организаций.

Ежегодно Пермским городским родительским советом совместно с департаментом образования проводится городское родительское собрание,на котором обсуждаются актуальные направления развития дошкольного образования, в частности повышение качества образовательных услуг.

Задачи Пермского городского родительского совета:

• влияние на образовательную политику города посредством участия в обсуждении и принятии решений, значимых для пермского образовательного пространства;

• повышение значимости управляющих советов в сфере административно-хозяйственной деятельности образовательных организаций (родители вместе с детьми являются социальными заказчиками образовательных услуг, а значит равноправными участниками образовательного процесса);

• повышение родительской ответственности за воспитание детей посредством разработки комплекса мер эффективного воздействия на безответственных родителей;

• вовлечение родителей в пропаганду здорового образа жизни.

Пермский городской родительский совет принимал участие в разработке таких проектов, как «Мамин выбор», «Детям Прикамья – школы будущего», «Комплексный проект модернизации образования Пермского края». В 2008 г. Пермским городским родительским советом совместно с уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае был обеспечен гражданский контроль условий получения образования в общеобразовательных организациях г. Перми. На основе критериев гражданского контроля совместно с департаментом образования было разработано положение о конкурсе «Самое комфортное образовательное учреждение Перми». В 2009 г. соревнование было организовано среди школ, в 2010 г. – среди детских садов.

Экспертная оценка обеспечения условий пребывания детей в дошкольных организациях проводится по критериям, приведенным в таблице.

Общественная оценка качества образования в детском саду

Просмотреть полную версию таблицы вы можете ниже

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале. Финансирование конкурса осуществляется за счет средств городского бюджета. Организациям-победителям выделяются денежные средства на поддержание и совершенствование условий для комфортного и безопасного пребывания детей на основе современных подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Общественный образовательный заказ и общественная оценка качества образования

В 2013 г. в рамках августовских педагогических конференций впервые была проведена подиумная дискуссия «Общественный образовательный заказ г. Перми». Организовано публичное обсуждение «запроса и ожиданий» от образовательной отрасли различных городских сообществ.

Традиционно на августовских совещаниях представители департамента образования администрации г. Перми презентуют результаты работы отрасли за прошедший учебный год и ставят задачи на следующий период. В 2013 г. было принято решение, что анализ образовательной отрасли будут проводить не ее непосредственные представители, а независимые эксперты, заказчики и потребители образовательных услуг: родители, представители научной школы (вузов, средних специальных учебных заведений), бизнес-структур и общественных организаций, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.

На подиумной дискуссии эксперты представили свои точки зрения относительно развития и функционирования образовательной отрасли управленцам данной отрасли, руководителям образовательных организаций.

Участники дискуссии могли задать вопросы выступающим, высказать свое мнение.

По итогам дискуссии был сформулирован общественный заказ, который в основном отразил интересы потребителей услуг. Общественный заказ включал тезисы экспертов, которые были направлены для обсуждения и формирования планов мероприятий по его реализации в каждую образовательную организацию г. Перми.

Кроме того, участниками подиумной дискуссии были представлены показатели оценки эффективности и результативности деятельности дошкольных организаций, такие как:

• безопасность условий пребывания детей в дошкольной организации;

• статистика уровня заболеваемости воспитанников;

• наличие проектной деятельности в детском саду;

• наличие индивидуальных образовательных маршрутов и т. д.

Перечень данных показателей отражает характеристики функционирования дошкольных организаций, наиболее важные для главных субъектов образовательного процесса – родителей воспитанников.

Интересно, что некоторые пожелания общественности связаны с оценкой качества приобретаемой услуги.

В заключение хотелось бы подчеркнуть актуальность проведения оценки качества образования. Один из инструментов для этого – экспертиза образовательной деятельности, в том числе представителями общественности.

В Пермском крае принято решение оценивать качество услуг каждой образовательной организации по результатам интернет-опроса потребителей услуг, что будет оказывать непосредственное влияние на оценку деятельности глав муниципальных районов. Таким образом, независимая оценка качества дошкольного образования становится приоритетным инструментом измерения качества образовательных услуг.

* Программа утратила силу 1 января 2014 г. Ее мероприятия вошли в муниципальную программу «Обеспечение доступности качественного образования в городе Перми», утв. Постановлением Администрации г. Перми от 18.10.2013 № 885. – Примеч. авт.

** О мерах поддержки немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования в г. Перми см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2013. № 7. С. 24. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль