Краеведение в детском саду

93

Надежда Маленькая, зав. центром развития ребенка – детским садом первой категории № 9 «Казачок» хутора Лозного Цимлянского района Ростовской области

В каждой дошкольной образовательной организации решается задача по приобщению детей к национальной культуре, воспитанию патриотизма, чему в особенности способствует казачье воспитание детей. Одна из форм ознакомления воспитанников с родным краем – экскурсии и занятия в краеведческих или этнографических комнатах, мини-музеях, оформленных в детских садах. В данной статье я расскажу, как организовать комнату казачьего быта в детском саду в одном из помещений учреждения.

Наш детский сад рассчитан на шесть групп, но в настоящее время функционируют только четыре. Свободные помещения используются для организации предметно-развивающей среды: размещения комнаты казачьего быта в детском саду, лаборатории «Почемучка», мини-планетария.

Идея создания комнаты казачьего быта в детском саду появилась у меня еще в 2009 г. Оформление такой краеведческой комнаты оказалось довольно трудоемким процессом, который состоял из нескольких этапов.

Этапы создания комнаты краеведения детском саду

Я понимала, что успешная реализация проекта будет зависеть от заинтересованности педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому на первом этапе были проведены педагогический совет и родительские собрания, на которых администрация учреждения постаралась увлечь родителей и педагогов идеей создания комнаты казачьего быта в детском саду.

Также проводились индивидуальные беседы с родителями. Речь шла о том, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре должен заключаться не только в помощи по созданию, но и в организации работы комнаты казачьего быта в детском саду.

Второй этап предусматривал разработку нормативной правовой базы и выбор помещения для оформления комнаты казачьего быта в детском саду. В связи с этим мной был издан приказ об организации комнаты казачьего быта в детском саду (приложение 1), назначен ответственный за обеспечение ее работы и дано поручение подготовить соответствующее положение (приложение 2).

При выборе помещения мы ориентировались на количество будущих посетителей и экспонатов. Комнату казачьего быта в детском саду решено было разместить в отдельном помещении на первом этаже детского сада.

Третий этап – оформление комнаты казачьего быта в детском саду, сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

К сбору выставочного материала мы привлекли родителей, педагогов  и жителей хутора. Они приносили предметы народного быта и трудовой деятельности, утварь, элементы казачьего костюма, фольклорные произведения. Некоторые находки появлялись случайно, например, в старых сельских домах находили старую прялку или настоящую колыбель. При необходимости мы реставрировали предметы, прежде чем включить их в экспозицию.

Для каждого экспоната составлялась карточка с указанием даты приобретения, имени дарителя, кратким описанием назначения предмета. Затем все экспонаты были внесены в каталог (приложение 3).

При оформлении интерьера комнаты казачьего быта в детском саду мы придерживались следующих принципов:

  • соблюдение правил безопасности (укрепление демонстрационных стендов, стеллажей, витрин, экспонатов, обеспечение свободного доступа к ним) и санитарно-гигиенических норм;
  • наличие детской мебели для проведения игр и занятий с воспитанниками;
  • учет эстетических норм в оформлении комнаты.

В отношении экспонатов комнаты казачьего быта в детском саду должны соблюдаться следующие условия:

  • систематическое пополнение музейного фонда новыми экспонатами;
  • бережное отношение к экспонатам;
  • грамотное ведение каталога.

На четвертом этапе мы приступили к планированию педагогической и культурно-просветительской работы с воспитанниками и их родителями с использованием предметно-развивающей среды комнаты казачьего быта в детском саду.

Для этого был составлен перспективный тематический план работы в краеведческой комнате, включающий занятия с детьми, мероприятия для родителей и педагогов, а также проведение различных конкурсов и выставок.

График работы краеведческой комнаты составлялся с учетом режима дня воспитанников. Также были определены темы и содержания экскурсий, занятий для ознакомления детей с экспонатами. В зависимости от темы экскурсии роль экскурсовода выполняют педагоги, старшие дошкольники или родители воспитанников.

После окончания всех подготовительных и организационных работ состоялось торжественное открытие комнаты казачьего быта в детском саду. На церемонию были приглашены работники детского сада, воспитанники и их родители, представители общественности.

Работа с детьми и взаимодействие с родителями на уроках краеведения в детском саду

Для повышения эффективности работы с детьми перед каждой экскурсией или занятием мы подготавливаем их к восприятию новых слов, информации о незнакомых им обрядах и обычаях. Содержание занятия должно соответствовать возрасту детей. Правильно подобранный материал легче запоминается, стимулирует интерес дошкольников.

В комнате казачьего быта в детском саду дети могут обращаться к картам Ростовской области, Цимлянского района, хутора Лозного; рисовать; рассматривать экспонаты, книги и иллюстрации; создавать коллажи и макеты; играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры; петь и танцевать. Условия, созданные в комнате казачьего быта в детском саду, помогают реализовать образовательную программу дошкольного образования с учетом регионального компонента за счет ознакомления детей с местным диалектом (говором донских казаков), народными сказками, музыкой, изобразительным искусством казаков. Представленные материалы позволяют приобщать детей к истокам донской культуры и традициям народов, проживающих в нашей местности.

Для лучшего закрепления знаний, полученных в комнате казачьего быта в детском саду, проводятся интегрированные занятия по разделам реализуемой образовательной программы дошкольного образования. То есть детям предоставляется возможность использовать новые знания на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, изучению окружающего мира.

В комнате казачьего быта в детском саду в детском саду проводятся различные мероприятия для воспитанников и их родителей:

  • праздники, развлечения, викторины, КВН, чаепития;
  • встречи с местными писателями, поэтами, художниками, композиторами;
  • выставки детских изобразительных работ, поделок;
  • конкурс «Юный экскурсовод»;
  • театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов комнаты – предметов быта и одежды казаков.

Сотрудничество с социумом касательно краеведения в детском саду

В комнате казачьего быта в детском саду часто проходят выставки работ и поделок жителей хутора (картин из бисера или вышитых крестиком, швейных, вязаных изделий, выполненных в технике плетения и др.), родительские собрания, районные методические объединения по нравственно-патриотическому воспитанию, встречи с учителями средней общеобразовательной школы.

Наш детский сад посещают дети казачьего атамана, который принимает активное участие в совместных мероприятиях. Его семья внесла вклад в экспозицию комнаты казачьего быта в детском саду: подарила шитье с вышивками (всего 11 предметов). В 2013 г. об атамане был снят документальный фильм «Российское казачество», в съемках которого принимал участие наш детский сад.

Опыт открытия комнаты казачьего быта в детском саду был представлен на Всероссийском научно-практическом семинаре «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах: опыт, проблемы, перспективы» в рамках доклада по теме «Организация развивающей среды детского сада с учетом национально-региональных особенностей».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль