Альтернативный детский сад на первом этаже многоэтажки

69

Проекты совмещенных детских садов и школ, в последнее время, встречаются все чаще. Однако школа — это не единственный вариант для совмещения с ДОУ, с недавних пор начали активно разрабатывать проекты совмещения детских садов с жилыми домами с использованием придомовой территории для установки теневых навесов или оборудованных детских площадок

В 2013 г. департаментом градостроительной политики г. Москвы был проведен конкурс на разработку проектов альтернативных детских садов, расположенных на первых этажах жилых домов. В рамках государственного контракта № ДГП 13-9-ТП данную работу выполнили специалисты Московского научно-исследовательского и проектного института типологии и экспериментального проектирования (далее – ГУП МНИИТЭП): разработали несколько проектов для жилых домов серий массового строительства г. Москвы (таблица). 

Альтернативный детский сад на первом этаже многоэтажки

Проекты альтернативных детских садов разрабатывались с учетом актуальных требований столичного департамента градостроительства, департамента социальной защиты населения г. Москвы и в соответствии с общими организационно-технологическими правилами оборудования дошкольных образовательных организаций. Так, в третьем проекте была реализована возможность работы альтернативного детского сада в посменном режиме в течение дня.  

За время работы над проектами изменились санитарные нормы: вместо СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее – СанПиН 2.4.1.2660-10), вступили в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13).Благодаря внедрению этих изменений возможности разработчиков альтернативных детских садов расширились: если ранее допускалось размещение помещений для детских групп только в нежилых зданиях высотой 3,3 метра, то согласно ныне действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 детский сад может размещаться в стандартных жилых помещениях при условии поддержания требований к скорости воздухообмена. 

Проекты альтернативных детских садов разрабатывались также с учетом требований:

  • Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; 
  • Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ); 
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003; 
  • свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003», утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10; свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012); 
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171; 
  • свода правил СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693; 
  • свода правил СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; 
  • приказов департамента образования г. Москвы от 10.08.2006 № 497 «Об утверждении примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования» и № 498 «Об утверждении примерного положения о Цент ре игровой поддержки ребенка». 

Общие характеристики проектов помещения для альтернативного детского сада

Проектирование на первых этажах жилых домов помещений для альтернативных детских садов имеет свою специфику: при разработке проектов следует принимать во внимание особенности конструкции жилого дома, а именно расположение: 

  • вестибюльно-входной зоны; 
  • лестнично-лифтового блока; 
  • технических помещений (электрощитовых, жилой части и нежилых помещений). 

При проектировании внутренняя планировка помещений альтернативного детского сада разрабатывалась с учетом расположения вертикальных стояков водоснабжения и канализации, которые расположены во внутренних частях панелей первого этажа. С целью удовлетворения технологических требований к обустройству альтернативного детского сада разработчики приняли решение корректировать размеры проемов в несущих стенах или смещать их без нарушения общего показателя устойчивости жилого здания. 

Согласно требованиям СП 59.13330.2012, Закона № 123-ФЗ и основных правил противопожарной безопасности в проектах помещений для альтернативных детских садов предусмотрено конструирование отдельных эвакуационных входов и обустройство проездов для пожарной техники. 

Благодаря новаторским архитектурно-техническим решениям в рамках проектов разработана возможность создания комфортных условий для размещения воспитанников, работы педагогического состава. С целью обеспечения максимально удобных условий для родителей входы в детский сад оборудованы пандусом и зонами для удобного размещения колясок, а также реализованы архитектурные решения, обеспечивающие свободный доступ родителей-инвалидов во все помещения ДОО. 

При работе над проектами разработчики также уделили должное внимание вопросам обустройства придомовых территорий, на участках которых предусмотрено размещение специально оборудованных детских площадок. В проектах альтернативных детских садов предусмотрено размещение площадок для прогулок и физической активности в шаговой доступности от входов в помещения, на должном удалении от парковочных мест и стоянок автотранспорта. 

Планировочные решения помещений для альтернативных детских садов 

Рассмотрим планы помещений альтернативных детских садов, размещенных жилых домах разного типа серий массового строительства. 

Проект 1. 
Альтернативный детский сад, в котором предусмотрено размещение лекотеки на 12 мест для детей от 3 до 7 лет, службы ранней помощи родителям на 12 мест для малышей возрастом от 2 месяцев доя 4 лет.

Под нужды детского учреждения предлагается переоборудовать две рядовые блок-секции общей площадью 398,2 м2, расположенные в трехсекционном многоэтажном жилом доме П44Т-1/17 Н1. Для достижения поставленных целей рекомендуется реализация таких архитектурно-планировочных решений:

  • оборудование входного блока с просторным вестибюлем, универсальным санузлом, гардеробной зоной и комнатой вахтового служащего;
  • отведение места под кабинеты администрации учреждения, воспитателей и методистов;
  • обустройство лекотеки с основным помещением и вспомогательными (буфетом, санузлом, раздевалкой, кладовой);
  • обустройство службы ранней помощи родителям с основным помещением и вспомогательными (буфетом, санузлом, раздевалкой, кладовой);
  • оборудование кабинета медицинской помощи, двух кабинетов для занятий с дефектологом, педагогом-психологом, которые будут удовлетворять нужды воспитанников лекотеки и службы ранней помощи;
  • отведение места под бытовые помещения (столовую, санузлы). 

Следует заметить, что в альтернативном детском саде с вместимостью групп до 12 мест предусмотрена прекрасная возможность для воспитателей уделять максимум внимания каждому воспитаннику. 

Проект 2. 
Альтернативный детский сад с группой кратковременного пребывания для детей от 1 года до 7 лет, рассчитанной на 20 мест, и консультативным центром.

Под нужды альтернативного детского сада предлагается переоборудовать две рядовые блок-секции общей площадью 433,8 м2, расположенные в двухсекционном многоэтажном жилом доме П44К-1/17 Н1. Для достижения поставленных целей рекомендуется обустройство:

  • двух входов, один из которых должен вести мимо комнаты охраны в вестибюль, гардероб для посетителей, универсальный санузел;
  • группы кратковременного пребывания, рассчитанную на 20 мест, и подсобных помещений: раздевалки, туалетной комнаты, буфетной, игровой, кладовкой для хранения методических пособий и игрушек;
  • блок кабинетов для профильных специалистов (до 4 помещений);
  • общих помещений: кабинета главного администратора, методиста, комнату отдыха для педагогического состава (с зоной для приема пищи и гарберобной), кабинета для оказания медицинской помощи и бытовых помещений.  

Проект 3. 
Альтернативный детский сад, в котором будут действовать три группы кратковременного пребывания для детей раненного возраста вместимостью до 24 мест каждая. Предусмотрено использование данных помещений в свободное время в качестве центров игровой поддержки ребенка. 

Под нужды альтернативного детского сада предлагается переоборудовать две рядовые блок-секции общей площадью 543,3 м2, расположенные в двухсекционном многоэтажном жилом доме ПЗМК-1-6/18 Н1. Для достижения поставленных целей рекомендуется реализация таких архитектурно-планировочных решений:

  • обустройство двух основных входов с удобными въездами на колясках и местами расположения детских транспортных средств;
  • оборудование центрального входа с вестибюлем, гардеробной зоной для гостей, универсальной туалетной комнатой;
  • обустройство типовых блоков для детских групп со вспомогательными помещениями (буфетом, санузлом, раздевалкой, кладовой);
  • отведения места под кабинеты общего пользования: заведующего ДОО, медсестры, профильных специалистов и зону отдыха педагогического персонала. 

Проект 4. 
Альтернативный детский сад, включающий одну группу кратковременного пребывания детей в возрасте от 1 года до 7 лет (вместимость – до 20 детей) и центр консультации родителей. Для обустройства используется помещение двухсекционного многоэтажного жилого дома П46М-10л/17 Н1 площадью 359,8 м2, занимающее одну рядовую блок-секцию и часть второй типовой блок-секции. Для оборудования альтернативного детского сада рекомендуется реализация таких архитектурно-планировочных решений:

  • обустройство комнат медицинского работника и воспитателей;
  • оборудование 4 кабинетов для специалистов, практикующих в рамках консультационного центра;
  • обустройство общих помещений: кабинета администрации, методиста, вестибюля с гардеробом и универсальной туалетной комнатой, комнаты охраны. 

Проект 5. 
Альтернативный детский сад, в котором будут действовать две группы кратковременного пребывания вместимостью до 20 мест каждая (для детей возрастом от 1 года до 7 лет) и консультативный пункт. 

Под нужды альтернативного детского сада предлагается переоборудовать три рядовые блок-секции общей площадью 433,8 м2, расположенные в трехсекционном многоэтажном жилом доме П44К-1/17 Н1. Для достижения поставленных целей потребуется обустройство:

  • двух групп с игровыми, туалетными комнатами, буфетными и кладовыми. Для одной группы предусмотрено оборудование отдельного входа. 
  • коридора, соединяющего группы кратковременного пребывания детей и вдоль которого будут расположены кабинеты профильных специалистов;
  • общих помещений: кабинета заведующего альтернативным детским садом, кабинетов методиста и медицинского работника, зоны отдыха воспитателей;
  • входной зоны с просторным вестибюлем, универсальной туалетной комнатой, гарберобной;
  • бытовых помещений. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль