Альтернативный детский сад на первом этаже многоэтажки

64

Проекты совмещенных детских садов и школ, в последнее время, встречаются все чаще. Однако школа — это не единственный вариант для совмещения с ДОУ, с недавних пор начали активно разрабатывать проекты совмещения детских садов с жилыми домами с использованием придомовой территории для установки теневых навесов или оборудованных детских площадок

В 2013 г. департаментом градостроительной политики г. Москвы был проведен конкурс на разработку проектов альтернативных детских садов, расположенных на первых этажах жилых домов. В рамках государственного контракта № ДГП 13-9-ТП данную работу выполнили специалисты Московского научно-исследовательского и проектного института типологии и экспериментального проектирования (далее – ГУП МНИИТЭП): разработали несколько проектов для жилых домов серий массового строительства г. Москвы (таблица). 

Альтернативный детский сад на первом этаже многоэтажки

Проекты альтернативных детских садов разрабатывались с учетом актуальных требований столичного департамента градостроительства, департамента социальной защиты населения г. Москвы и в соответствии с общими организационно-технологическими правилами оборудования дошкольных образовательных организаций. Так, в третьем проекте была реализована возможность работы альтернативного детского сада в посменном режиме в течение дня.  

За время работы над проектами изменились санитарные нормы: вместо СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее – СанПиН 2.4.1.2660-10), вступили в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13).Благодаря внедрению этих изменений возможности разработчиков альтернативных детских садов расширились: если ранее допускалось размещение помещений для детских групп только в нежилых зданиях высотой 3,3 метра, то согласно ныне действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 детский сад может размещаться в стандартных жилых помещениях при условии поддержания требований к скорости воздухообмена. 

Проекты альтернативных детских садов разрабатывались также с учетом требований:

  • Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; 
  • Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ); 
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003; 
  • свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003», утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10; свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012); 
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171; 
  • свода правил СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693; 
  • свода правил СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; 
  • приказов департамента образования г. Москвы от 10.08.2006 № 497 «Об утверждении примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования» и № 498 «Об утверждении примерного положения о Цент ре игровой поддержки ребенка». 

Общие характеристики проектов помещения для альтернативного детского сада

Проектирование на первых этажах жилых домов помещений для альтернативных детских садов имеет свою специфику: при разработке проектов следует принимать во внимание особенности конструкции жилого дома, а именно расположение: 

  • вестибюльно-входной зоны; 
  • лестнично-лифтового блока; 
  • технических помещений (электрощитовых, жилой части и нежилых помещений). 

При проектировании внутренняя планировка помещений альтернативного детского сада разрабатывалась с учетом расположения вертикальных стояков водоснабжения и канализации, которые расположены во внутренних частях панелей первого этажа. С целью удовлетворения технологических требований к обустройству альтернативного детского сада разработчики приняли решение корректировать размеры проемов в несущих стенах или смещать их без нарушения общего показателя устойчивости жилого здания. 

Согласно требованиям СП 59.13330.2012, Закона № 123-ФЗ и основных правил противопожарной безопасности в проектах помещений для альтернативных детских садов предусмотрено конструирование отдельных эвакуационных входов и обустройство проездов для пожарной техники. 

Благодаря новаторским архитектурно-техническим решениям в рамках проектов разработана возможность создания комфортных условий для размещения воспитанников, работы педагогического состава. С целью обеспечения максимально удобных условий для родителей входы в детский сад оборудованы пандусом и зонами для удобного размещения колясок, а также реализованы архитектурные решения, обеспечивающие свободный доступ родителей-инвалидов во все помещения ДОО. 

При работе над проектами разработчики также уделили должное внимание вопросам обустройства придомовых территорий, на участках которых предусмотрено размещение специально оборудованных детских площадок. В проектах альтернативных детских садов предусмотрено размещение площадок для прогулок и физической активности в шаговой доступности от входов в помещения, на должном удалении от парковочных мест и стоянок автотранспорта. 

Планировочные решения помещений для альтернативных детских садов 

Рассмотрим планы помещений альтернативных детских садов, размещенных жилых домах разного типа серий массового строительства. 

Проект 1. 
Альтернативный детский сад, в котором предусмотрено размещение лекотеки на 12 мест для детей от 3 до 7 лет, службы ранней помощи родителям на 12 мест для малышей возрастом от 2 месяцев доя 4 лет.

Под нужды детского учреждения предлагается переоборудовать две рядовые блок-секции общей площадью 398,2 м2, расположенные в трехсекционном многоэтажном жилом доме П44Т-1/17 Н1. Для достижения поставленных целей рекомендуется реализация таких архитектурно-планировочных решений:

  • оборудование входного блока с просторным вестибюлем, универсальным санузлом, гардеробной зоной и комнатой вахтового служащего;
  • отведение места под кабинеты администрации учреждения, воспитателей и методистов;
  • обустройство лекотеки с основным помещением и вспомогательными (буфетом, санузлом, раздевалкой, кладовой);
  • обустройство службы ранней помощи родителям с основным помещением и вспомогательными (буфетом, санузлом, раздевалкой, кладовой);
  • оборудование кабинета медицинской помощи, двух кабинетов для занятий с дефектологом, педагогом-психологом, которые будут удовлетворять нужды воспитанников лекотеки и службы ранней помощи;
  • отведение места под бытовые помещения (столовую, санузлы). 

Следует заметить, что в альтернативном детском саде с вместимостью групп до 12 мест предусмотрена прекрасная возможность для воспитателей уделять максимум внимания каждому воспитаннику. 

Проект 2. 
Альтернативный детский сад с группой кратковременного пребывания для детей от 1 года до 7 лет, рассчитанной на 20 мест, и консультативным центром.

Под нужды альтернативного детского сада предлагается переоборудовать две рядовые блок-секции общей площадью 433,8 м2, расположенные в двухсекционном многоэтажном жилом доме П44К-1/17 Н1. Для достижения поставленных целей рекомендуется обустройство:

  • двух входов, один из которых должен вести мимо комнаты охраны в вестибюль, гардероб для посетителей, универсальный санузел;
  • группы кратковременного пребывания, рассчитанную на 20 мест, и подсобных помещений: раздевалки, туалетной комнаты, буфетной, игровой, кладовкой для хранения методических пособий и игрушек;
  • блок кабинетов для профильных специалистов (до 4 помещений);
  • общих помещений: кабинета главного администратора, методиста, комнату отдыха для педагогического состава (с зоной для приема пищи и гарберобной), кабинета для оказания медицинской помощи и бытовых помещений.  

Проект 3. 
Альтернативный детский сад, в котором будут действовать три группы кратковременного пребывания для детей раненного возраста вместимостью до 24 мест каждая. Предусмотрено использование данных помещений в свободное время в качестве центров игровой поддержки ребенка. 

Под нужды альтернативного детского сада предлагается переоборудовать две рядовые блок-секции общей площадью 543,3 м2, расположенные в двухсекционном многоэтажном жилом доме ПЗМК-1-6/18 Н1. Для достижения поставленных целей рекомендуется реализация таких архитектурно-планировочных решений:

  • обустройство двух основных входов с удобными въездами на колясках и местами расположения детских транспортных средств;
  • оборудование центрального входа с вестибюлем, гардеробной зоной для гостей, универсальной туалетной комнатой;
  • обустройство типовых блоков для детских групп со вспомогательными помещениями (буфетом, санузлом, раздевалкой, кладовой);
  • отведения места под кабинеты общего пользования: заведующего ДОО, медсестры, профильных специалистов и зону отдыха педагогического персонала. 

Проект 4. 
Альтернативный детский сад, включающий одну группу кратковременного пребывания детей в возрасте от 1 года до 7 лет (вместимость – до 20 детей) и центр консультации родителей. Для обустройства используется помещение двухсекционного многоэтажного жилого дома П46М-10л/17 Н1 площадью 359,8 м2, занимающее одну рядовую блок-секцию и часть второй типовой блок-секции. Для оборудования альтернативного детского сада рекомендуется реализация таких архитектурно-планировочных решений:

  • обустройство комнат медицинского работника и воспитателей;
  • оборудование 4 кабинетов для специалистов, практикующих в рамках консультационного центра;
  • обустройство общих помещений: кабинета администрации, методиста, вестибюля с гардеробом и универсальной туалетной комнатой, комнаты охраны. 

Проект 5. 
Альтернативный детский сад, в котором будут действовать две группы кратковременного пребывания вместимостью до 20 мест каждая (для детей возрастом от 1 года до 7 лет) и консультативный пункт. 

Под нужды альтернативного детского сада предлагается переоборудовать три рядовые блок-секции общей площадью 433,8 м2, расположенные в трехсекционном многоэтажном жилом доме П44К-1/17 Н1. Для достижения поставленных целей потребуется обустройство:

  • двух групп с игровыми, туалетными комнатами, буфетными и кладовыми. Для одной группы предусмотрено оборудование отдельного входа. 
  • коридора, соединяющего группы кратковременного пребывания детей и вдоль которого будут расположены кабинеты профильных специалистов;
  • общих помещений: кабинета заведующего альтернативным детским садом, кабинетов методиста и медицинского работника, зоны отдыха воспитателей;
  • входной зоны с просторным вестибюлем, универсальной туалетной комнатой, гарберобной;
  • бытовых помещений. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль