«Как на масленой неделе…»: празднование масленицы в ДОУ

442

Е.Т. Чусовлянкина,

воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад»

п. Ергач Кунгурского района Пермского края

Празднование Масленицы традиционно включается в годовой план мероприятий дошкольной образовательной организации. Из года в год педагогические коллективы ищут новые формы его проведения, при этом неизменными остаются задачи соблюдения традиций празднования Масленицы и приобщения родителей воспитанников к активному участию в детском празднике.

Так, одной из эффективных форм организации и проведения масленичной недели в МБДОУ «Ергачинский детский сад» стал краткосрочный творческий проект «Как на масленой неделе…» (далее – проект).

Цели и задачи проекта празднования масленицы в ДОУ

Цель проекта – расширение знаний детей о традициях празднования Масленицы.

На основе цели были сформулированы следующие задачи проекта:

  • развитие познавательного интереса старших дошкольников;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие умения сотрудничать, желания участвовать в массовых мероприятиях;
  • обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного микроклимата в группе;
  • создание условий для эффективного общения всех участников образовательных отношений;
  • активизация творческого потенциала родителей;
  • привлечение их к активному сотрудничеству с ДОО.

Проект, участниками которого стали педагоги, дети подготовительной группы и их родители, реализовывался поэтапно в течение полутора недель. В ходе первого, подготовительного этапа продолжительностью два дня было принято решение о реализации проекта, определена тема, сформулированы цели и задачи. Для эффективной работы над проектом была сформирована творческая группа, распределены права и обязанности ее участников.

Кроме того, на данном этапе педагоги изучили методическую литературу по теме проекта, для родителей и детей была подобрана соответствующая художественная литература, составлен план мероприятий основного этапа проекта (приложение 1).

На следующем, основном этапе, который продолжался неделю, педагоги провели с воспитанниками диагностические беседы с целью выявления уровня знаний о традиции проведения масленичной недели, а также цикл ежедневных бесед о практическом назначении этой недели.

Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

Всех нас пост Великий ждет,

Наедайся впрок, народ!

Всю неделюшку гуляй,

Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать.

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем:

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовью дружбу.

Приходите в гости к нам,

Будем рады мы гостям!

Воспитатель Е.Т. Чусовлянкина, воспитанники подготовительной группы и их родители

Для родителей были разработаны консультации и раздаточный материал, составлена технологическая карта выпекания блинов.

На этом же этапе были организованы выставка художественной литературы о Масленице, выпуск семейных газет, создана игротека подвижных игр по теме проекта, подобрано литературно-информационное приложение к проекту, проведен конкурс одного блина «Мы давно блинов не ели» в соответствии с разработанным положением (приложение 2).

Вместе с родителями дети разучивали стихи о Масленице, играли в народные игры, соревновались в конкурсах-эстафетах. В качестве примера в приложении 3 представлены игры и конкурсы, которые проводились в рамках проекта.

На последнем, завершающем этапе проекта были подведены итоги конкурса одного блина «Мы давно блинов не ели…», состоялось награждение победителей. Завершением проекта стало традиционное сжигание чучела Масленицы. Самые яркие моменты праздника нашли отражение в фоторепортаже.

Подводя итоги, можно сказать, что данный проект имел большое значение для всех участников. Так, у детей сформировались навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности. Педагоги расширили образовательное пространство (вовлекли родителей в образовательный процесс ДОО, учитывая специфику социокультурных условий образовательной деятельности, продолжая сложившиеся традиции группы), представили его в новых формах, что способствовало эффективному развитию творческого и познавательного мышления дошкольников. Родители воспитанников, в свою очередь, в процессе поиска информации и проведения праздника расширили возможности сотрудничества со своими детьми. Как показала практика, проведение подобных мероприятий является эффективной формой улучшения не только детско-родительских отношений, но и сохранения традиций древнего славянского праздника.

«Как на масленой неделе…»: празднование масленицы в ДОУ

Скачать полную версию таблицы вы можете вы можете в приложениях к материалу

Приложение

Положение о проведении конкурса «Мы блинов давно не ели…» среди семей воспитанников ДОО

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса «Мы блинов давно не ели…» (далее – конкурс) среди семей воспитанников подготовительной группы ______________________________________________________________________ (далее – ДОО).

(название дошкольной образовательной организации)

1.2. Конкурс проводится руководителем проекта «Как на масленой неделе…» с целью обмена опытом родителей (законных представителей) воспитанников в приготовлении блинов и блюд из них.

1.3. Все участники конкурса имеют равную возможность получить грамоту победителя, благодарность и приз.

2. Задачи конкурса

Основными задачами конкурса являются:

  • формирование у детей представлений о традиции празднования Масленицы на Руси;
  • создание праздничной атмосферы;
  • активизация творческого потенциала родителей (законных представителей) воспитанников;
  • развитие коммуникативных умений и навыков детей.

3. Сроки проведения

3.1. Участники конкурса изготавливают блюда из блинов к «___» _____________ 20 ___ г.

3.2. Оценка конкурсных работ участников и определение победителя проводится в день празднования проводов Масленицы.

4. Участники конкурса

4.1. Участниками конкурса являются педагоги ДОО, воспитанники подготовительной группы и их родители (законные представители).

4.2. В конкурсе имеют право принять участие все семьи воспитанников подготовительной группы.

5. Жюри конкурса

5.1. Члены жюри утверждаются приказом заведующего ДОО.

5.2. В состав жюри конкурса входят:

  • родители, не пожелавшие принять участие в конкурсе;
  • повара ДОО.

6. Порядок проведения конкурса

6.1. Участники конкурса готовят блюдо, в состав которого входят блины.

6.2. Количество блинов в составе одного блюда не ограничено.

6.3. В приготовлении блюда могут принимать участие все члены семьи воспитанников.

6.4. Готовые блюда участники конкурса представляют на празднике проводов Масленицы.

6.5. Презентации блюд проводятся воспитанниками или взрослыми участниками конкурса с участием детей.

6.6. Жюри оценивает блюда в процессе просмотра презентаций.

7. Критерии оценки

  • Жюри оценивает блюда по следующим критериям:
  • оригинальность и эстетичность оформления блюд;
  • оригинальность названия;
  • креативность;
  • степень участия детей в приготовлении блюда;
  • степень участия детей в презентации блюда.

8. Подведение итогов конкурса

8.1. Победители конкурса награждаются грамотами и призами.

8.2. Все участники конкурса получают благодарственные письма и сувениры.

8.3. Отдельно отмечаются родители воспитанников, принимавшие активное участие в конкурсе.

8.4. Награждение проводится в конце праздника проводов Масленицы.

Приложение

Игры и конкурсы в рамках проекта «Как на масленой неделе…»

Игра «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками.

Водящий: Динь, динь, динь!

Игроки: Кто там?

Водящий: Почта.

Игроки: Откуда?

Водящий: Из города.

Игроки: А что в городе делают?

Водящий: В городе танцуют (поют, прыгают…)

Играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает свой фант.

Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. Водящий – «горящий» становится впереди, шагов на 5–6 от первой пары, спиной к ним.

Участники (поют или приговаривают):

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

– Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое детей, оказавшиеся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат.

Участники: Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра с «Солнцем»

Ребенок с шапочкой на голове, на которой изображено солнце, встает в центр круга. Остальные играющие водят хоровод и произносят хором текст.

Дети: Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

На 3-ю строку дети подходят ближе к «Солнцу», сужая круг, кланяются, на 4-ю – отходят, расширяя круг.

На слово «Горю!» играющие разбегаются, «Солнце» их догоняет.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, водящий «Заря» ходит сзади с лентой и говорит слова.

Заря: Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «Зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.

Игра «Подари платочек симпатии»

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей сорванный платок.

Конкурс-эстафета «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары. Каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Бегут две или более пар параллельно. Побеждает та пара, которая первая вернется к месту старта.

Конкурс-эстафета «Тачка»

Игроки делятся на две команды, встают парами и стартуют по команде ведущего. Роль «тачки» выполняет ребенок, роль «водителя» – родитель. Игрок-«тачка» опускается на землю, делая упор на руках, «водитель» берет его за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка». Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.

Конкурс «Кто быстрее на метле»

На площадке в цепочку выставлены кегли. Играющие должны пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто собьет меньшее количество кеглей (или не собьет вообще)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png
  • Документ №2.png


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль