Создание и работа образовательных комплексов в детском саду

36

Российская система образования претерпевает значительные изменения, которые касаются и основных образовательных программ дошкольного образования. Во многом это связано со сменой стратегических ориентиров государства, общества в целом и обусловлено процессами глобализации, унификации, демократизации, гуманизации, экономической интеграции.

Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в т. ч. в сфере образования:

  • Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – новый Закон об образовании) и изменениях этого закона;
  • Программы развития российской национальной инновационной системы до 2020 года;
  • Федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на период 2009–2013 гг.;
  • совместном заявлении государств «Зона европейского высшего образования» – Болонской декларации (19.06.1999);
  • приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» и др.

В педагогике вышеуказанным социальным процессам соответствуют принципы интегративности, непрерывности, диверсификации, взаимодействия и вариативности. Крайне актуально появление в современных условиях новых субъектов системы, ориентированных на удовлетворение запросов общества. Такими субъектами могут быть многоцелевые образовательные комплексы в детских садах, формируемые на основе объединения усилий специалистов всех уровней общего образования, создания единого непрерывного воспитательно-образовательного пространства с широким спектром предоставляемых услуг.

Появлению подобных образовательных комплексов в детских садах способствуют процессы реорганизации – объединения нескольких организаций.

Создание образовательного комплекса в детском саду

В современной системе образования образовательный комплекс в детском саду можно составить путем его объединения со школой. Также предусмотрена практика включения в образовательный комплекс нескольких детских садов и нескольких школ. В ходе такой реорганизации формируется единая организационная единица, которой присваивается статус средней общеобразовательной школы. Созданный образовательный комплекс позволяет вести непрерывную воспитательно-образовательную работу, культивировать и реализовать идеи непрерывности образования, создать оптимальные условия для развития детей на всех этапах их развития с учетом возрастных факторов, индивидуальных особенностей, а также адаптировать образовательную единицу к постоянно меняющимся экономическим условиям. 

Особенно важным является осознание исходных условий и проблемных факторов функционирования образовательных комплексов в детских садах, что позволит обеспечить четкое стратегическое планирование с постановкой актуальных целей и задач.

Условия обеспечения непрерывности образования в образовательном комплексе в детском саду

Образовательный комплекс в детском саду и ином учреждении представляет собой инновационную структуру, позволяющую осуществлять непрерывный процесс образования и воспитания детей и подростков благодаря ряду исходных условий:

  • тип организации (ст. 23 нового Закона об образовании) и соответствующие ему реализуемые образовательные программы;
  • преемственность как естественный процесс, а не как формальная необходимость;
  • возможности лонгитюдного наблюдения процессов развития и образования обучающихся, практики реализации процесса обучения;
  • разнородная развивающая среда;
  • оптимальный профессиональный взаимообмен.

Кратко охарактеризуем каждое условие. Общеобразовательная организация предусматривает реализацию широкого спектра программ как общего, так и дополнительного образования (ст. 23 нового Закона об образовании): образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, образовательных программ дошкольного образования, дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, – в отличие от дошкольной организации, где возможна реализация только программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, дополнительных общеразвивающих программ.

Процессы преемственности содержания и методов реализации программного содержания в условиях комплекса в детском саду естественным образом перестают быть формальными благодаря наличию постоянного взаимодействия педагогов единой организации, реализации общей образовательной программы и единой миссии.

Вне такой структуры данный процесс затрудняется в силу ряда факторов:

  • значительного разрыва между ориентирами образовательных организаций, реализующих программы разных уровней образования (дошкольного, начального общего и т. д.);
  • разницы в традициях и подходах к осуществлению образовательной практики;
  • длительного периода адаптации при переходе детей из одной организации в другую и пр.

На базе многоуровневого комплекса в детском саду появляются благоприятные возможности для проведения лонгитюдного наблюдения за результатами и спецификой развития и образования обучающихся, особенностями педагогического процесса и своевременного внесения коррективов, обеспечения индивидуализации образования. А это один из ключевых ориентиров политики нашей страны и европейского сообщества в сфере образования.

В детском саду и школе, функционирующих автономно, возможности для длительных наблюдений не столь широкие в силу реализации разных подходов к педагогическому процессу, отсутствия конструктивного профессионального диалога в данном направлении.

Расширенный спектр услуг в рамках общего и дополнительного образования, многофункциональная, неоднородная развивающая среда с разными вариантами ее организации и направленности способствуют индивидуализации образования, обеспечению максимально полного раскрытия потенциала обучающихся. Процесс модернизации развивающей среды комплекса в детском саду протекает более естественно, если реализуются разные подходы к ее соданию и применению. Например, одно и то же пространство может активно использоваться в разное время большим количеством детей и педагогов для реализации различных педагогических задач.

В условиях образовательного комплекса в детском саду появляются дополнительные возможности для эффективного, динамичного профессионального взаимодействия педагогов разных уровней образования, чему способствуют деятельность в рамках одной образовательной организации с единой системой, общность реализуемых целей и задач.

Профессиональный диалог в подобном ключе будет содействовать раскрытию кадрового потенциала работников комплекса в детском саду, формированию и сохранению общих традиций.
Качество образования, согласно ст. 2 нового Закона об образовании, – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Очевидно, что возможности образовательного комплекса в детском саду в области повышения качества образования значительно шире.

Проблемы формирования образовательных комплексов в детском саду

В то же время необходимо отметить и проблемные факторы функционирования образовательного комплекса в детском саду. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние проблемные факторы бывают двух видов – педагогические и психологические.

К внутренним психологическим проблемным факторам можно отнести наличие психологических барьеров, трудности создания эффективной команды, обновление системы управления. В частности, существуют психологические барьеры в восприятии и оценке профессиональной деятельности коллег педагогами разных уровней общего образования, например, педагоги начальной школы зачастую недооценивают значимость практики дошкольного образования. Следствием этого могут быть неконструктивная критика, ошибки коммуникации, снижение мотивации к общению и т. п., не способствующие налаживанию эффективного профессионального взаимообмена, взаимодействия структурных подразделений и членов коллектива образовательного комплекса в детском саду.

Решение общих задач, работа в рамках единой концептуальной идеи, миссии возможна при наличии эффективной команды. Психологами доказано, что для команды характерны устойчивые связи, ориентация на общее дело, совместное достижение поставленных целей на основе учета компетентности и способностей каждого ее члена. В условиях образовательного комплекса в детском саду как структуры, состоящей из отдельных коллективов, процессы формирования команды могут быть затруднены, занимать немало времени. Это обусловлено разным периодом адаптации членов к новой организации, различным, зачастую противоречивым или негативным отношением к процессам реорганизации организаций, а также отсутствием конструктивных коммуникаций.

Третий проблемный фактор – обновление системы управления – обусловлен тем, что директор образовательного комплекса в детском саду не имеет опыта управления крупной структурой, а иерархия уровней управления состоит из руководителей ранее самостоятельных учреждений.

Характерное для нового руководителя естественное напряжение зачастую проявляется в стремлении увеличить дистанцию в общении, готовности к излишней авторитарности или повышенному уровню контроля. Все это негативно сказывается на взаимоотношениях с членами коллектива, представителями администрации, а в конечном итоге и на результативности деятельности организации, формировании эффективной команды профессионалов.

Смена позиции руководителя самостоятельной образовательной организации на позицию представителя многоуровневой административной структуры (например, должность заместителя директора по дошкольному образованию) – весьма сложный психологический процесс, который может сопровождаться появлением барьеров в общении, снижением профессиональной и личностной самооценки, а также мотивации к реализации управленческих функций в новых условиях.

Функционирование образовательного комплекса в детском саду в настоящее время связано с рядом педагогических проблем, к которым следует отнести недостаточное обеспечение методическими материалами и программами, отсутствие практики взаимодействия между педагогическими работниками разных уровней. Качественного обеспечения образовательного процесса легко достигнуть при условии, что воспитатели будут стремиться к профессиональному диалогу с коллегами, обмениваться опытом, будут в бесконфликтной форме отстаивать собственные профессиональные убеждения, проявляют такт в общении.

Следует понимать, что отсутствие методического сопровождения не дает возможности наладить слаженный педагогический процесс, регулярно проводить диагностику качества образования, анализ практикуемых в детском саду педагогических методов и приемов. Поэтому значение деятельности по налаживанию взаимодействия между членами педагогического коллектива переоценить сложно. 

При организации образовательного комплекса в детском саду также следует учитывать воздействие внешних факторов, к которым относятся:

  • несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность крупных дошкольных образовательных организаций или их структур;
  • нестабильная социально-экономическая ситуация;
  • настороженное отношение родителей и представителей социальных институтов к реорганизации детских садов.

Таким образом, эффективная деятельность в рамках инновационной системы во многом определяется уровнем понимания и осознания исходных условий и проблемных факторов ее функционирования. Учет и критический анализ последних позволит оптимизировать процесс принятия управленческих решений, реализации педагогических действий, определить результативные стратегические шаги.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль