Перспективы строительства детских садов с использованием модульной технологии

38

С целью выполнения требования Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее – Указ Президента РФ № 599) – обеспечить к 2016 г. доступность дошкольного образования всем детям в возрасте от трех до семи лет – продолжается активная модернизация сферы дошкольного образования, в частности делаются серьезные вложения средств в обновление и расширение материальной базы, включающее в себя строительство, реконструкцию и реорганизацию детских садов. Создание современных условий для образовательной деятельности – один из целевых ориентиров как федерального проекта модернизации региональных систем дошкольного образования* (далее – проект МРСДО), так и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС)

Федеральный опыт создания дополнительных мест и перспективы строительства детских садов

К основным характеристикам здания образовательной организации как важнейшего элемента материальной базы относятся, в частности, количество помещений, их объем и площадь, внутренний и внешний дизайн, инфраструктура, коммуникации и т. д.

Каковы оптимальные требования, предъявляемые к зданиям организаций, реализующих программы дошкольного образования? Актуальность этого вопроса продиктована необходимостью выполнения главной задачи проекта МРСДО – развития сети дошкольных образовательных организаций с целью создания дополнительных мест для детей, не посещающих детские сады.

Понятно, что ликвидировать дефицит мест в дошкольных организациях только путем традиционного строительства  детских садов невозможно. Поэтому Программой модернизации предусмотрены и иные способы создания дополнительных мест: пристрой, реконструкция, приспособление помещений под оказание услуг дошкольного образования и т. д. Однако резервы указанных способов ограничены, поэтому они не оказывают существенного влияния на снижение стоимости создания одного места для дошкольника. В ближайшие два-три года основные расходы в соответствии с проектом МРСДО будут связаны с капитальным строительством  детских садов.

Возникает противоречие между ограниченными бюджетными финансовыми ресурсами и затратами, которых требует традиционный способ повышения охвата детей дошкольным образованием. В связи с этим особое внимание уделяется поиску эффективных решений в строительстве детских садов, позволяющих справиться с проблемой в короткий срок – до 2016 г.

При этом нужно учитывать прозвучавшую 12 декабря 2013 г. в послании Президента РФ Федеральному Собранию идею о необходимости строительства таких объектов образовательной системы, которые могли бы относительно легко трансформироваться под нужды школьного и дошкольного образования в условиях меняющейся демографической ситуации.

Таким образом, можно выделить следующие требования к возводимым зданиям образовательных организаций:

  • соответствие нормативным требованиям (строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, энергоэффективности и т. д.);
  • относительно низкая стоимость строительства;
  • относительно короткие сроки строительства;
  • возможность трансформировать внутренние помещения здания исходя из целей реализации различных образовательных программ (дошкольных, общеобразовательных, дополнительных);
  • полная или частичная мобильность всей конструкции здания, которая при этом должна быть капитальной.

Последнее требование особенно актуально для сельских поселений, на территории которых многие объекты капитального строительства детских садов в результате миграционных процессов (оттока населения в города) оказываются невостребованными. Например, в Челябинской области пустуют несколько десятков зданий сельских детских садов.

Челябинская область много лет входит в первую десятку российских регионов, успешно развивающих дошкольное образование, а г. Челябинск является безусловным лидером по охвату детей дошкольным образованием среди городов-миллионников. Эти достижения – результат реализации областной целевой программы развития образования в Челябинской области на 2010–2014 годы* (далее – областная целевая программа), в которой сделана ставка на внутренние резервы системы образования: рациональное использование площадей детских садов и школ; возврат зданий в систему дошкольного образования и т. д. За 4 года реализации областной целевой программы (с 2010 г. по 2013 г.) в детские сады области было принято 26,3 тыс. дошкольников (14,5% прироста). Этого удалось достичь в большей степени за счет мест, стоимость создания которых составляет 40–100 тыс. руб.

Однако такие малозатратные способы расширения сети дошкольных организаций практически исчерпали себя. В настоящее время основные усилия регионального правительства сосредоточены на поиске новых решений в строительстве детских садов, отвечающих современным требованиям к зданиям детских садов.

Одно из наиболее перспективных направлений – модульная технология  строительства, детских домов достаточно широко представленная в различных сферах: от жилых и производственных построек, эксплуатируемых вахтовым способом в труднодоступных территориях, до специализированных высокотехнологичных модулей медицинских центров. Модульные постройки используются многими зарубежными образовательными системами (Германии, Австрии, США и др.). В нашей стране первые здания образовательных организаций, построенные по модульной технологии, появились на Дальнем Востоке и в Калужской области.

В 2013 г. в с. Красное поле Сосновского района Челябинской области был построен первый модульный (блок-контейнерный) объект, в котором разместились две группы детского сада. Объект сооружен по австрийской технологии из комплектующих российского производства. В то же время в одном из районов Южного Урала было развернуто производство модулей по другой

технологии (модульные блоки), что позволило снизить себестоимость конструкций за счет уменьшения транспортных расходов на их доставку. Благодаря такому решению стало возможным возведение детского сада на 12 групп в г. Миассе. Строительство детского сада близится к завершению. Таким образом, в Челябинской области предприняты попытки освоить две новые технологии капитального строительства детских садов.

Преимущества модульной технологии

Решение об использовании модульной технологии в строительстве детских садов было принято после анализа потенциальных преимуществ данной технологии с точки зрения как эффективности строительных работ, так и дальнейшей эксплуатации здания. На основе предварительного анализа и практического опыта создания объектов можно сделать некоторые выводы относительно перспектив модульных сооружений в сфере образования, в частности дошкольного.

С одной стороны, оказалось, что сроки возведения зданий по модульной технологии не намного короче (примерно 6 месяцев), а стоимость не намного ниже традиционного способа строительства детских садов. Однако следует принять в расчет новизну технологии. По мере ее освоения строителями, отладки инфраструктуры строительства детских садов (вспомогательных производств), организации крупносерийного производства модулей сроки и стоимость работ существенно сократятся.

С другой стороны, очевидны отдельные преимущества данной технологии:

  • уменьшение затрат на организацию строительства детского сада;
  • отсутствие большого строительного городка, а следовательно, и мусора в зоне строительства;
  • нет необходимости в тяжелой технике;
  • отсутствие «тяжелого» фундамента здания.

Ряд преимуществ данной технологии проявится на этапе функционирования здания: энергоэффективность, простота эксплуатации постройки, возможность переноса здания на другое место и (или) его перепрофилирования, что обходится значительно дешевле нового строительства детского сада.

В процессе  строительства детского сада по модульной технологии используются не только новые методы, но и нетрадиционные материалы (пластики, полимеры). Поэтому следует обращать пристальное внимание на наличие и соответствие сертификатов и иных разрешительных документов на подобные материалы. Проведение лабораторных исследований региональными службами Роспотребнадзора и Госпожнадзора на стадии строительства детского сада поможет избежать многих проблем в будущем.

Промежуточные итоги использования модульных технологий строительства детских садов доказывают перспективность этого направления. Можно сказать, что это один из способов достижения целей, поставленных Указом Президента РФ № 599.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль