Санитарно-гигиенические нормы в детском саду и требования к организации группы дошкольного образования

1885

Роспотребнадзор утвердил очередные изменения в сфере санитарных норм для дошкольных учреждений. Особенно достойны внимания утвержденные санитарно-гигиенические нормы в детских садах для групп дошкольного образования, размещенных в жилых помещениях. Данные требования являются обязательными для исполнения как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми, их образованию.

СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 (далее – СанПиН 2.4.1.3147-13), вступили в силу в феврале 2014 г. Требования данного документа распространяются на любые дошкольные группы, расположенные в жилых квартирах, в том числе и на группы, осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Следует иметь в виду, что при организации дошкольных групп в жилых помещениях нужно руководствоваться не только СанПиН 2.4.1.3147-13, но и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-гигиениечские нормы условий проживания в жилых зданиях и помещениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в части, не противоречащей СанПиН 2.4.1.3147-13).

Важно! Обязательных документов, оформляемых до начала работы группы дошкольного образования в жилом помещении, новыми санитарно-гигиеническими нормами для детского сада предусмотрено немного. Несмотря на то что деятельность по уходу и присмотру за детьми не подлежит лицензированию, нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение на жилые помещения для дошкольных групп (п. 1.8 СанПиН 2.4.1.3147-13).

Санитарно-гигиенические нормы для детского сада: требования к приему детей в группы дошкольного образования

Минимальный возраст детей, принимаемых в дошкольные группы, нормами СанПиН 2.4.1.3147-13, не органичен, а максимальный выше, чем предусмотрен для традиционных дошкольных образовательных организаций – 8 лет. При этом требования к площади более лояльны, чем установленные для детских садов – не менее 2 м2 площади игровой комнаты на одного ребенка (п. 1.5 СанПиН 2.4.1.3147-13).

Кроме того, прием детей, впервые поступающих в дошкольные группы, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами для детского сада, осуществляется на основании медицинского заключения.

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду для персонала групп дошкольного образования

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами для детского сада, персонал дошкольных групп, расположенных в жилых помещениях, должен проходить:

• вакцинацию согласно национальному календарю прививок;

• предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в общем для всех работников дошкольных образовательных организаций порядке (согласно приказу Минздрав соцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»);

• аттестацию на знание СанПиН 2.4.1.3147-13 один раз в два года, а персонал пищеблока и лица, участвующие в раздаче пищи детям, – не реже одного раза в год.

Санитарно-гигиенические нормы для детского сада: требования к благоустройству помещений для групп дошкольного образования

Для организации дошкольных групп, новыми санитарно-гигиеническими нормами для детского сада предусмотрен минимальный набор помещений: одна комната (игровая), кухня, прихожая, туалет (допускается общий для детей и персонала), умывальная комната. Места для сна и приема пищи могут быть оборудованы в игровой комнате. При этом для оснащения игровой комнаты обычная «домашняя» мебель не подойдет. Требования к мебели, предназначенной для дошкольных групп, предъявляются почти такие же, как и к мебели, установленной в детских садах. В пунктах 2.6, 2.9 СанПиН 2.4.1.3147-13 описаны правила подбора столов, стульев и кроватей для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Отделка стен и потолков, в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами для детского сада должна быть такой, чтобы обеспечить возможность проведения влажной уборки и дезинфекции. По этой причине бумажные обои в дошкольных группах использовать нельзя.

Санитарно-гигиенические нормы для детского сада, расположенного в жилом помещении, допускают оснащение кухни как для обыкновенной жилой квартиры, обязательно наличие двухсекционной мойки, как минимум двух рабочих столов (с маркировками «сырая продукция» и «готовая продукция»), а также двух мясорубок (или двух различных насадок для бытового кухонного комбайна) – для сырой и готовой продукции. Допускается использование посудомоечной машины. Кухонная посуда и разделочный инвентарь также должны быть промаркированы соответственно назначению и храниться отдельно от столовой посуды.

На кухне достаточно одного холодильника, но для сырых и готовых продуктов санитарно-гигиенические нормы для детского сада предусматривают необходимость использования разных полок: продукты, подлежащие тепловой обработке при приготовлении, хранятся ниже готовых к употреблению в пищу. Во всех отделениях холодильника с разным температурным режимом должны быть термометры для контроля температуры.

Новые санитарно-гигиенические нормы в детском саду позволяют не оборудовать кухню и место для сна в группах кратковременного (менее четырех часов) пребывания детей.

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду: требования для групп дошкольного образования

Санитарно-гигиенические нормы для детского сада, расположенного в жилом помещении, схожи требованиями к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций в плане соблюдения правил личной гигиены в детском саду и санитарно-гигиенического режима. Например, у каждого ребенка должно быть индивидуальное полотенце, а смена постельного белья и полотенец – не реже одного раза в неделю. Для стирки белья в условиях жилого помещения можно использовать бытовую стиральную машину. При этом рекомендуется выбрать модель стиральной машины с сушилкой, так как сушка белья в основных помещениях групп не допускается.

Гигиенические требования в детском саду предусматривают ежедневное проведение влажной уборки с использованием моющих средств. Раковины и унитазы обрабатываются обычными моющими средствами, а дезинфицирующие средства используются только по предписанию специалистов Роспотребнадзора (при наличии показаний).

Вполне логичными представляются меры, которые предусмотрены СанПиН 2.4.1.3147-13 в отношении заболевших воспитанников: изолировать от других детей, сообщить родителям и в детскую поликлинику, при необходимости госпитализировать. Для того чтобы не пришлось прибегать к подобным действиям, воспитатели должны ежедневно проводить опрос родителей при приеме детей в группу для выявления у них симптомов заболеваний.

Требования к режиму дня воспитанников, предусмотренные санитарно-гигиеническими нормами детского сада в жилом помещении

Санитарно-гигиеническими требованиями для детского сада предъявляются минимальные требования к режиму дня воспитанников. Регламентируются продолжительность прогулок (3–4 часа два раза в день) и дневного сна (2 часа), максимальная продолжительность занятий (от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей) и перерывов между ними (не менее 10 минут). Для организации прогулок подойдут обычные детские площадки, внутридомовые территории, скверы и парки.

Требования к организации питания в дошкольных группах, в новых санитарно-гигиенических нормах для детского сада, расписаны крайне подробно, однако по сути не отличаются от требований к организации питания в детских садах. Пища должна готовиться на месте из сырья или полуфабрикатов, но допускается доставка готовых блюд в термосах из комбинатов питания, на оборудовании пищеблоков детских садов и школ, а также организаций общественного питания.

Примерное меню составляется на две или более недели и не требует согласования с контролирующими органами. Рацион питания должен обеспечивать физиологические потребности в энергии и пищевых веществах детей соответствующего возраста с учетом времени их пребывания в группе дошкольного образования и количества приемов пищи. В выполнении этого требования помогут Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утв. Роспотребнадзором 18.12.2008.

В Санитарно-гигиенических нормах для детского сада указаны четкие требования к продолжительности времени между приемами пищи – не более четырех часов. Остальные положения относительно режима питания являются рекомендуемыми.

Для приготовления пищи целесообразно использовать набор разнообразных пищевых продуктов, взяв за ориентир рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, приведенные в приложении 10 к СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. В п. 3.5 СанПиН 2.4.1.3147-13 приводится типовой набор блюд для каждого приема пищи (вполне традиционный), а в п. 3.6 – суммарный объем порций блюд для детей каждого возраста, обеспечивающий насыщение и исключающий переедание.

В соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами для детского сада, документы на получаемые продукты или готовую пищу (товарно-транспортные накладные с указанными в них реквизитами деклараций о соответствии) требуются лишь при централизованной поставке. В случае если продукты закупаются в магазинах и на рынках, достаточно наличия маркировочных ярлыков (этикеток) и кассового чека, которые сохраняются до окончания срока реализации пищевых продуктов и блюд. Поскольку многие продукты, реализуемые в магазинах, не подходят для организации детского питания, рекомендую внимательно ознакомиться со следующими документами:

• список продуктов, запрещенных к использованию в питании детей (приложение 2 к СанПиН 2.4.1.3147-13);

• СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 № 3;

• раздел 1 главы II Единых санитарно-гигиенических норм к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299.

Выдаваемые детям блюда должны проходить обязательный контроль с записью в журнале бракеража готовой кулинарной продукции, форма которого приведена в СанПиН 2.4.1.3147-13. При организации дошкольных групп в жилых помещениях не следует забывать и о питьевом режиме. Для этой цели рекомендуется использовать бутилированную питьевую воду, допускается и кипяченая водопроводная вода, срок хранения которой не более трех часов. Следует помнить , что персонал и администрация дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях, несут такую же ответственность за соблюдение санитарного законодательства, как и работники дошкольных образовательных организаций.

Утверждены

постановлением

Главного государственного

санитарного врача РФ

от 19.12.2013 № 68

Санитарно-эпидемиологические требования

к дошкольным группам, размещенным в жилых

помещениях жилищного фонда.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.1.3147-13

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по уходу и присмотру, а также деятельности по воспитанию и/или обучению детей в дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда (далее – жилые помещения).

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на следующие виды дошкольных групп:

• группы общеразвивающей направленности, в которых осуществляется реализация образовательной программы групп дошкольного образования;

• группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;

• семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах групп дошкольного образования в семьях, общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Допускается размещение в жилых помещениях:

• дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы групп дошкольного образования и/или присмотр и уход;

• дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

1.3. Настоящие санитарные правила в детском саду устанавливают санитарно-эпидемиологические требования:

• к жилым помещениям, оборудованию и содержанию жилых помещений, при размещении в них дошкольных групп,

• организации питания детей дошкольных групп,

• приему детей в дошкольные группы,

• организации режима дня детей в  группе дошкольного образования,

• прохождению медосмотра, гигиенической подготовке и личной гигиене персонала дошкольных групп.

1.4. Жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и настоящим санитарным правилам.

1.5. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте до 8 лет. Количество детей определяется исходя из расчета площади не менее 2,0 метров квадратных в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Допускается формирование разновозрастных групп.

1.6. Дошкольные группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8–10 часового пребывания), полного дня (10,5–12 часового пребывания), продленного дня (13–14 часового пребывания).

1.7. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми, их образованию.

1.8. Функционирование дошкольных групп, реализующих образовательную программу в группах  дошкольного образования, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего соответствие жилого помещения и оборудования жилого помещения санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, вы данного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

1.9. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Требования к жилым помещениям, их оборудованию и содержанию

2.1. Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.

При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений.

Вода должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам питьевой воды.

Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.

Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей не должна превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.

2.2. Температура воздуха в помещениях в период пребывания детей должна поддерживаться в пределах от 21 до 24 °C, относительная влажность 40–60%. Во время сна детей температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах от 19 до 20 °C.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится в отсутствие детей. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 4 °C.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

2.3. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях пребывания детей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

При одностороннем освещении помещения, глубина которого более 6 метров, места для проведения игр и занятий по реализации образовательных программ групп дошкольного образования должны быть обеспечены дополнительными источниками искусственного освещения.

2.4. Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком.

Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

2.5. Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.

2.5.1. Для дошкольных групп кратковременного пребывания детей до 5 часов предусматривается следующий набор помещений или выделяются места в помещениях:

• место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;

• игровая комната для проведения занятий, игр;

• помещение (место в игровой комнате) для сна;

• место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;

• кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов при организации питания;

• место для хранения полотенец;

• место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;

• туалет;

• умывальная комната.

Допускается не организовывать питание в режиме дня и не оборудовать кухню, а также помещение (место) для сна для дошкольных групп, в которых дети пребывают до 4 часов и в режиме дня которых не предусмотрена организация питания и сна детей.

Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом группы  дошкольного образования.

2.5.2. Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:

• место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;

• игровая комната для проведения занятий, игр;

• помещение (место в игровой комнате) для сна;

• кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;

• помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;

• место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;

• помещение (место) для хранения белья;

• место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;

• туалет;

• умывальная комната.

Допускается оборудование места для приема пищи в помещении игровой комнаты и/или кухни.

Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом группы дошкольного образования.

2.5.3. Туалет, предназначенный для детей, оборудуется унитазом. Каждый фактически находящийся в группе дошкольного образования ребенок в возрасте 5–8 лет обеспечивается персональным (или одноразовым) сиденьем на унитаз, изготовленным из материалов, безвредных для здоровья человека и допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Дети в возрасте до 5 лет, фактически находящиеся в группе дошкольного образования, обеспечиваются персональными горшками.

Допускается обеспечение детей в возрасте от 4 до 5 лет персональным (или одноразовым) сиденьем на унитаз. Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала группы дошкольного образования.

2.5.4. В умывальных помещениях устанавливаются вешалки для полотенец. Каждый фактически находящийся в группе дошкольного образования ребенок обеспечивается индивидуальным полотенцем для рук, а при организации сна – индивидуальным полотенцем для ног. Допускается использование одноразовых полотенец для рук.

Возможно совмещение в одном помещении туалета и умывальной комнаты.

2.5.5. В дошкольных группах обеспечиваются условия для просушивания верхней одежды и обуви детей.

2.6. Столы, стулья и кровати должны соответствовать росту и возрасту детей. Подбор столов и стульев для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей согласно таблице 1.

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду и требования к организации группы дошкольного образования

2.7. Для игр детей используют игрушки, выполненные из материалов, безвредных для здоровья человека, допускающих влажную обработку (стирку) и дезинфекцию.

2.8. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

2.9. Помещения для организации сна оборудуют кроватями. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно–трехуровневых кроватях.

При использовании раскладных кроватей должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.

2.10. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, из расчета по 3 комплекта на каждого ребенка.

Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Допускается использование личного постельного белья.

Для использованного (грязного) белья предусматривается специальная емкость (бак, ведро) или клеенчатый (пластиковый) мешок с соответствующей маркировкой.

2.11. В дошкольных группах, работающих с организацией дневного сна детей, рекомендуется обеспечить условия для стирки и глажения постельного белья, полотенец. Допускается организация централизованной стирки постельного белья и полотенец в прачечных.

2.12. Не допускается сушка белья, одежды и обуви в игровой комнате, спальне, кухне.

2.13. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств ежедневно. Оконные стекла и светильники моются по мере загрязнения. Ванны, раковины, унитазы, сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно

с применением моющих средств, безвредных для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования.

2.14. Новые игрушки (за исключением мягконабивных) перед началом использования детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, в дальнейшем – моются ежедневно в конце дня. Пенолатексные ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя и используются только в качестве дидактических пособий.

2.15. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

III . Требования к организации питания3.1. Приготовление пищи для детей осуществляется в помещении кухни. Кухня оборудуется холодильным и технологическим оборудованием; электроплитой (газовой плитой) с духовкой; двухсекционной мойкой (допускается односекционная мойка при количестве детей в группе не более 10); посудой (столовой, кухонной), разделочным инвентарем (досками, ножами); рабочими столами для разделки пищевых продуктов и приготовления блюд (не менее двух); полками и/или тумбами, шкафами для раздельного хранения столовой, кухонной посуды, разделочного инвентаря и пищевых продуктов. Допускается использование посудомоечной машины.

3.2. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья человека. Столы и кухонная посуда маркируются: «сырая продукция» и «готовая продукция» для раздельной обработки сырых и готовых пищевых продуктов и приготовления блюд. Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски, мясорубки, овощерезки. Допускается использование кухонного комбайна с насадками для раздельной обработки сырых и готовых продуктов.

Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции. Доски не должны иметь дефектов (щелей, зазоров, сколов).

Разделочный инвентарь (разделочные доски, ножи) маркируется: «ГП» – для готовой продукции (вареного мяса, вареной рыбы, вареных овощей, зелени, готовых к употреблению), «СП» – для сырой продукции (сырого мяса, сырой рыбы, сырых овощей), «СК» – для сырых кур, «Гастрономия» – для сыра, масла, колбас; «Хлеб», «Сельдь».

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать количеству детей, фактически находящихся в группе.

3.3. Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется из продовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения.

Пищевые продукты для приготовления блюд, приобретенные в продуктовых магазинах и на рынках, должны иметь маркировочные ярлыки (этикетки) и документы, подтверждающие факт приобретения пищевых продуктов (кассовый чек или копия чека, и/или товарно-транспортная накладная, и/или счет-фактура), которые сохраняются до окончания срока реализации пищевых продуктов и блюд.

Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов в дошкольные группы из комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.

Доставка готовых блюд должна осуществляться в изотермической таре. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах), обеспечивающих поддержание температуры горячих блюд +60 °C ... +65 °C перед их раздачей, но не более 2 часов.

При централизованной поставке продукции и продовольственного сырья (из комбината питания, школьной базовой столовой и других), для подтверждения качества и безопасности продукции и продовольственного сырья, допускается указывать в товарно-транспортной накладной сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший.

Не допускается закупка пищевых продуктов с истекшими сроками годности и признаками порчи.

3.4. При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.

Холодильное оборудование должно обеспечивать условия для раздельного хранения сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки, и суточных проб.

Разрешается хранить в одном холодильном шкафу гастрономические продукты (масло, сыр, творог, молоко и молочнокислую продукцию, колбасу и колбасные изделия).

При использовании одного холодильного шкафа хранение гастрономических продуктов осуществляют на верхних полках, охлажденного мяса, мяса птицы, рыбы, полуфабрикатов из мяса, мяса птицы, рыбы, овощей – на нижних полках.

Для контроля соблюдения температурного режима хранения пищевых продуктов используют термометр, расположенный (встроенный) внутри холодильного оборудования. Результаты контроля заносятся ежедневно в журнал в соответствии с Приложением № 1.

3.5. Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей.

Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.

Блюда и кулинарные изделия готовятся в строгом соответствии с технологией приготовления.

Завтрак включает горячие блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и другие), бутерброда и горячего напитка.

Обед включает закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).

Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.

Ужин включает рыбные, или мясные, или овощные, или творожные блюда, горячие напитки.

3.6. Для детей разного возраста должны соблюдаться суммарные объемы блюд по приемам пищи в соответствии с таблицей 2.

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду и требования к организации группы дошкольного образования

3.7. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.

Котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша, рыба кусками запекаются при температуре 250–280 °C в течение 20–25 минут.

Суфле, запеканки готовятся из вареного мяса (птицы); формованные изделия из сырого мясного или рыбного фарша готовятся на пару или запеченными в соусе; рыба (филе) кусками отваривается, припускается, тушится или запекается. При изготовлении вторых блюд из вареного мяса (птицы, рыбы) или отпуске вареного мяса (птицы) к первым блюдам порционированное мясо подвергается вторичной термической обработке – кипячению в бульоне в течение 5–7 минут и хранится в нем при температуре +75 °C до раздачи не более 1 часа.

Омлеты и запеканки, в рецептуру которых входит яйцо, готовятся в жарочном шкафу, омлеты – в течение 8–10 минут при температуре 180–200 °C, слоем не более 2,5–3 см; запеканки – 20–30 минут при температуре 220–280 °C, слоем не более 3–4 см; хранение яичной массы осуществляется не более 30 минут при температуре 4 ± 2 °C.

Оладьи, сырники выпекаются в духовом или жарочном шкафу при температуре 180–200 °C в течение 8–10 минут. Яйцо варится после закипания воды 10 минут.

При изготовлении картофельного (овощного) пюре допускается использование овощепротирочной машины.

Масло сливочное, используемое для заправки гарниров и других блюд, должно предварительно подвергаться термической обработке (растапливаться и доводиться до кипения).

Гарниры из риса и макаронных изделий варятся в большом объеме воды (в соотношении не менее 1:6) без последующей промывки.

Колбасные изделия (сосиски, вареные колбасы, сардельки) отвариваются после закипания воды в течение 5 минут.

При перемешивании ингредиентов, входящих в состав блюд, необходимо пользоваться кухонным инвентарем, не касаясь продукта руками.

3.8. Крупы не должны содержать посторонних примесей. Перед использованием крупы промываются проточной водой.

3.9. Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60 ... +65 °C; холодные закуски, салаты, напитки – не ниже +15 °C.

3.10. При обработке овощей должны быть соблюдены следующие требования:

3.11. Овощи сортируются, моются и очищаются. Очищенные овощи повторно промываются в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток. При обработке белокочанной капусты необходимо удалить наружные листы.

Не допускается предварительное замачивание овощей. Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи допускается хранить в холодной воде не более 2 часов.

3.12. Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.

3.13. При кулинарной обработке овощи очищаются непосредственно перед их приготовлением. Свежая зелень добавляется в готовые блюда во время раздачи.

Для обеспечения сохранности витаминов в блюдах овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистятся непосредственно перед варкой и варятся в подсоленной воде (кроме свеклы).

3.14. Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варятся в кожуре.

3.15. Изготовление салатов и их заправка осуществляются непосредственно перед раздачей. Незаправленные салаты допускается хранить не более 2 часов при температуре 4 ± 2 °C.

В качестве заправки салатов используется растительное масло. Использование майонеза для заправки салатов не допускается.

Хранение заправленных салатов может осуществляться не более 30 минут при температуре 4 ± 2 °C.

3.16. Фрукты, включая цитрусовые, моются перед выдачей их детям.

3.17. Кефир, ряженка, простокваша и другие кисломолочные продукты порционируются в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей.

3.18. Выдача готовой пищи детям осуществляется после проведения бракеража готовой продукции, в ходе которого оцениваются органолептические свойства (цвет, запах, вкус, консистенция) всех готовых к выдаче блюд и продуктов. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале (таблица 3).

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду и требования к организации группы дошкольного образования

3.19. От всех приготовленных и реализованных в соответствии с меню блюд и кулинарных изделий должны оставляться суточные пробы. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда – в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) – в количестве не менее 100 г; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбасу, бутерброды оставляются поштучно, целиком (в объеме одной порции).

Пробы отбираются прокипяченными ложками в прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками (каждая порция – в отдельную посуду) и сохраняются в течение не менее 48 часов в холодильнике при температуре не выше +6 °C. Посуда с пробами маркируется с указанием приема пищи и даты отбора.

3.20. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается:

• использование пищевых продуктов, указанных в Приложении № 2;

• изготовление творога и других кисломолочных продуктов, зельцев, яичницы-глазуньи;

• изготовление холодных напитков и морсов из плодово-ягодного сырья без термической обработки;

• использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи); овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили.

3.21. Порционирование блюд в столовую посуду осуществляется на кухне или в специально выделенном месте (столе) в игровой комнате.

3.22. Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы группы дошкольного образования (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник). Прием пищи организуется с интервалом не более 4 часов. Режим питания детей по отдельным приемам пищи, в зависимости от их времени пребывания в дошкольных группах, представлен в таблице 4.

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду и требования к организации группы дошкольного образования

3.23. Мытье столовой посуды должно быть организовано на кухне. Мытье столовой посуды осуществляется отдельно от кухонной посуды.

В  группе дошкольного образования мытье столовой и кухонной посуды, инвентаря, съемных деталей технологического в следующем порядке:

• механическое удаление остатков пищи;

• мытье в воде с добавлением моющих средств;

• ополаскивание горячей проточной водой.

Столы для обработки сырой и готовой продукции, инвентарь, технологическое оборудование моются после каждой технологической операции.

При наличии порезов, ожогов допускают к приготовлению и раздаче пищи лиц при условии их работы в перчатках.

3.24. Для дошкольных групп организуется питьевой режим, с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3-х часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой. Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

IV. Требования к приему детей в дошкольные группы и организации режима дня

группы дошкольного образования.

4.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные группы, осуществляется на основании медицинского заключения.

4.2. Ежедневный прием детей проводится воспитателем, который опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. Больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные группы не принимаются.

При выявлении случаев заболеваний у детей в течение дня (повышение температуры, появление сыпи, болей, рвоты, поноса и других отклонений в состоянии здоровья) необходимо незамедлительно сообщать в территориальные организации здравоохранения. Заболевшие в течение дня дети изолируются от здоровых детей до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

4.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) дети принимаются в дошкольные группы только при наличии медицинской справки о состоянии здоровья.

4.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3–8 лет составляет 5,5–6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

4.5. Суммарная продолжительность ежедневных прогулок в течение дня составляет 3–4 часа. Продолжительность прогулки определяется воспитателем в зависимости от климатических условий.

4.6. Прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 часа.

4.7. При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий составляет: для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 8 лет – не более 30 минут. Занятия рекомендуется организовывать в первой половине дня. Перерывы между такими занятиями должны составлять не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.

4.8. При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, в том числе в форме мастерских, секций, экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется.

4.9. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возраста детей и времени года.

4.10. Для организации прогулок используются оборудованные детские площадки. Допускается использование внутридомовых территорий, скверов и парков.

V. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического

воспитания и обучения, личной гигиене персонала группы дошкольного образования.

5.1. Персонал дошкольных групп проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, – не реже 1 раза в год.

5.2. Каждый работник дошкольных групп должен иметь личную медицинскую книжку, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, сведения о допуске к работе.

5.3. Работники дошкольных групп должны соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.

5.4. Медицинское обслуживание детей группы дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Требования к соблюдению санитарных правил

6.1. Руководитель группы дошкольного образования отвечает за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

• наличие санитарных правил и доведение их содержания до персонала группы  дошкольного образования;

• выполнение требований санитарных правил персоналом группы дошкольного;

• создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил.

6.2. За нарушение санитарного законодательства руководитель группы  дошкольного образования, а также должностные лица, нарушившие требования санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение № 1 к СанПиН 2.4.1.3147-13 образец

Санитарно-гигиенические нормы в детском саду и требования к организации группы дошкольного образования

Приложение № 2 к СанПиН 2.4.1.3147-13

Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей:

Мясо и мясопродукты:

• мясо диких животных;

• коллагенсодержащее сырье из мяса птицы;

• мясо третьей и четвертой категории;

• мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%;

• субпродукты, кроме печени, языка, сердца;

• кровяные и ливерные колбасы;

• непотрошеная птица (куры, индейки);

• мясо водоплавающих птиц.

Блюда, и зготовленные из мяса, птицы, рыбы:

• зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов;

• блюда, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой рыбы (сельдь, семга, форель).

Консервы:

• консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

Пищевые жиры:

• кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры;

• сливочное масло жирностью ниже 72%;

• жаренные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы.

Молоко и молочные продукты:

• молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных;

• молоко, не прошедшее пастеризацию;

• молочные продукты, творожные сырки с использованием растительных жиров;

•мороженое;

• творог из непастеризованного молока;

• фляжная сметана без термической обработки;

• простокваша «самоквас».

Яйца:

• яйца водоплавающих птиц;

• яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой»;

• яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.

Кондитерские изделия:

• кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и кремы.

Прочие продукты и блюда:

• любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома;

• первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;

• крупы, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные ам- барными вредителями;

• грибы, кулинарные изделия из грибов;

• квас, газированные напитки;

• уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы;

• маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) с применением уксуса, не прошедшие перед выдачей термическую обработку;

• кофе натуральный;

• ядра абрикосовой косточки, арахиса;

• карамель, в том числе леденцовая;

• продукты, в том числе кондитерские изделия, содержащие алкоголь;

• кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль