Гендерное воспитание дошкольников в рамках проекта «Трудятся мальчики, трудятся девочки»

136

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, становления его самосознания, осознания себя как представителя определенного пола. Организация трудовой деятельности детей в ДОО по принципу «взаимодополнения», т. е. выполнения трудовых поручений парой, когда основная физическая нагрузка возлагается на мальчика, а девочка обеспечивает эстетическую сторону поручения, будет способствовать воспитанию у них ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, а также социализации и формированию гендерного воспитания дошкольников.

О.А. Прохорова, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1874 г. Москвы

В настоящее время проблема гендерного воспитания дошкольников является весьма актуальной. Причиной тому служат социальные изменения, происходящие в обществе. Специалисты говорят об очевидном разрушении определенных стереотипов мужского и женского поведения, что находит свое отражение в поведении детей.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, отмечает различия в интересах и поведении мальчиков и девочек. Однако это еще не означает освоения им соответствующей гендерной роли.

Важным условием успешной полоролевой социализации дошкольников является его окружение, а также педагогические установки семьи. Современные родители чаще ставят в приоритет интеллектуальное развитие ребенка и не акцентируют внимание, например, на обязанности мальчиков уступать место девочкам, помогать им в выполнении трудоемких поручений.

Формирование гендерной принадлежности представляет собой комплексный процесс, который предусматривает организацию с детьми разных видов деятельности, а также создание соответствующей развивающей среды.

Практиками накоплен определенный опыт формирования у дошкольников гендерной принадлежности в условиях ДОО. В данной статье предлагается опыт работы по гендерному воспитанию в рамках проектной деятельности.

Проект «Трудятся мальчики, трудятся девочки» для гендерного воспитания дошкольников

Так, участниками познавательного творческого проекта «Трудятся мальчики, трудятся девочки» (далее – проект), реализованного на базе дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1874, стали воспитатель, дети средней группы и их родители.

Содержание данного проекта предполагает формирование у воспитанников представлений о различиях между мальчиками и девочками в разных ситуациях совместной деятельности, в т. ч. при выполнении трудовых поручений парой.

Основными целями проекта стали:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе выполнения совместной деятельности;
  • создание условий для формирования у них трудовых навыков с учетом гендерной при надлежности;
  • расширение представлений родителей об особенностях полоролевого развития детей в ДОО и семье.

В соответствии с целями были сформулированы следующие задачи:

  • формирование у детей уважительного отношения к представителям другого пола;
  • знакомство с особенностями участия в трудовых поручениях мальчиков и девочек; предметами, характерными для «мужского» и «женского» труда;
  • обучение умению трудиться в коллективе;
  • воспитание бережного отношения к предметам, которые их окружают; трудолюбия, отзывчивости, желания помочь.

Реализация проекта осуществлялась поэтапно в течение восьми месяцев.

Этапы реализации проекта для гендерного воспитания дошкольников

В ходе предварительного этапа была подобрана методическая литература по вопросам гендерного воспитания детей, а также художественная литература о труде людей, соответствующие фотографии и иллюстрации, которые воспитанники рассматривали в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Также на этом этапе в помощь родителям была выпущена газета «О девчонках и мальчишках», сформирован пакет консультаций по развитию у детей трудовых навыков с учетом их гендерной принадлежности («Труд ребенка в семье», «Растим будущих мам и пап»). Родители, в свою очередь, по электронной почте пересылали педагогу фотографии, демонстрирующие, как дети выполняют трудовые поручения в семье.

В ходе основного этапа реализации проекта с дошкольниками были проведены беседы о том, как они помогают дома и на даче, какую работу можно назвать «мужской», а какую – «женской».

Для формирования у воспитанников трудовых навыков с учетом гендерной принадлежности в группе была создана минисфера мужского и женского труда:

  • детские инструменты и гараж с машинками – для мальчиков;
  • фрагменты кукольного блока – посуда, продукты питания, доска для глажения, утюг, тазик для стирки кукольного белья – для девочек.

Деятельность детей на данном этапе носила как индивидуальный, так и коллективный характер. Так, в ходе коллективного труда между воспитанниками были распределены обязанности с учетом пола: мальчики выполняли физически более трудные поручения, а девочки обеспечивали их эстетическую сторону. Например: мальчики наливали в тазики воду, подносили их девочкам, а те стирали кукольное белье. Осенью мальчики собирали листву и складывали ее в мешки, а зимой сгребали снег для снежных построек. Девочки подметали веранду. Выполнение трудовых поручений парой научило детей трудиться вместе, дружно.

Также в ходе реализации основного этапа проекта воспитанники сажали корнеплоды и собирали урожай зеленого лука, выращивали овес для подкормки птиц.

В качестве индивидуальных поручений дошкольникам предлагалось помыть игрушки, протереть кукольную мебель, машины, стулья, листья комнатных растений.

Неподдельный интерес родителей к теме проекта послужил поводом для организации нетрадиционного родительского собрания, в ходе которого были проведены конкурсы «А ну-ка, мамы, а ну-ка, девочки!», «Мы настоящие мужчины». Совместно с мамами девочки готовили торт, фруктовые салаты, от чего испытывали огромное чувство радости, желание соответствовать эталону женственности. А мальчики под присмотром пап выполняли мужскую работу – ремонтировали стулья, с гордостью закручивая винты настоящими инструментами. Таким образом, были созданы условия для совместной деятельности детей и родителей.

С целью обобщения знаний воспитанников о трудовой деятельности была оформлена папка с трудовым листочком каждого ребенка под названием «Мы трудимся, стараемся». Результатом совместной деятельности детей и родителей стал выпуск стенгазеты «Трудятся мальчики, трудятся девочки», оформленной фотографиями с фрагментами того, как они помогают родителям дома и на даче. Дошкольники наперебой комментировали эти фотографии. В итоге на основе их высказываний было написано стихотворение по теме проекта.

Заключительным этапом стала презентация проекта на педагогическом совете ДОО как результата совместной деятельности воспитателя группы и родителей по формированию у детей трудовых навыков с учетом их гендерной принадлежности.

Результаты гендерного воспитания дошкольников в рамках проекта

В ходе реализации проекта у воспитанников сформировалась адекватная полу модель поведения при общении друг с другом. Мальчики стали бережно и заботливо относиться к девочкам, помогать одеваться, убирать игрушки, пропускать вперед при входе в здание детского сада. Девочки стали чаще обращать внимание на обстановку в группе, наводить порядок на полках с игрушками.

Следует отметить, что успех данной работы стал возможен благодаря взаимодействию с семьями воспитанников. Ведь и педагогам, и родителям важно понимать, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретает все необходимые качества женственности только в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль