Эколого-развивающая среда на территории ДОО

156

Е.В. Шнякина, заведующий МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”» г. Губкина Белгородской области

И.Е. Серикова, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”» г. Губкина Белгородской области

В настоящее время для организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми педагогические коллективы эффективно используют как помещения ДОО, так и ее территорию в разные сезоны года. Так, с целью создания наиболее благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с воспитанниками на территории детского сада педагогическим коллективом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 “Ивушка”» было принято решение оформить комфортную ландшафтную зону, тематические площадки и экологическую тропу, а также провести озеленение групповых участков на территории ДОО.

В результате совместной деятельности педагогов и родителей была создана предметная среда, в которой органично сочетаются разные объекты, удовлетворяющие потребность детей в новизне. Территория ДОО разделена на несколько пространств (зон), предусматривающих организацию с воспитанниками разных видов деятельности. Остановимся на них подробнее.

Тематические площадки на территории ДОО

Для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения в условиях современного города спроектирована тематическая площадка «Дорожная азбука», имитирующая часть города с дорогой и пешеходным переходом и оборудованная элементами дорожного движения: знаками, светофорами, транспортными средствами и т. д.

Для благоприятной адаптации воспитанников в ДОО, реализации задач образовательной программы дошкольного образования через совместную и самостоятельную театрализованную деятельность, развитие творческой активности детей и их родителей создан «Летний театр».

Беседы с детьми на тематической площадке «Сельский дворик» способствуют развитию у них познавательной активности, речи, расширению словаря. Здесь воспитанники учатся имитировать повадки и движения домашних животных, знакомятся с бытом людей в сельской местности.

Благодаря созданной «Поляне сказок» дошкольники могут не только прогуляться на свежем воздухе, но и отправиться в интересное путешествие в мир сказки. Сидя на траве в укромном уголке, дети сочиняют новые сказки или придумывают фантастические концовки к уже знакомым сказочным историям.

Экологическая тропа на территории ДОО

С целью реализации задач экологического воспитания, развития экологического сознания дошкольников творческой группой педагогов ДОО была оборудована экологическая тропа.

Основные задачи экологической тропы:

  • развитие у детей познавательного интереса к миру природы, чувства ответственности за ее сохранность;
  • осознание каждым ребенком себя как части природы;
  • развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы;
  • формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям дошкольного возраста;
  • навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
  • развитие художественно-творческих способностей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности;
  • оздоровление детей средствами природы;
  • повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

В помощь педагогам были разработаны общие рекомендации и составлен план воспитательно-образовательной работы с детьми на территории ДОО (приложение).

Маршрут экологической тропы, общая протяженность которого составляет 136 м, берет свое начало у ворот детского сада и включает несколько остановок. Первая остановка – «Альпинарий» (или «Альпийская горка») – самостоятельный объект для наблюдений. Подобранные растения, среди которых очиток, молодило, алиссум, эхинацея, портулак, колокольчик, гвоздика, шнитт-лук, аквилегия, мшанка шиловидная, овсяница, барвинок, лук-шалот, молочай, обриетта, ирис, примула, – неприхотливы, растут на песке и в камнях. Необычность данного объекта вызывает особый интерес у воспитанников. Здесь они рассматривают растения и наблюдают за их ростом в разные времена года, определяют их взаимосвязь с окружающей средой, закрепляют правила поведения в природе.

Общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок – все это способствует формированию бережного отношения к растительному и животному миру, развитию эстетического вкуса у детей и их родителей.

Рядом с альпинарием находится остановка «Водоем», на которой педагоги проводят с дошкольниками беседы о водоеме, сообществе обитающих здесь растений (камыш, водоросли, кувшинки), насекомых, земноводных и птиц, обсуждают и проигрывают различные ситуации, разучивают пословицы, стихи и поговорки, рисуют и читают экологические сказки.

На этом общение воспитанников с водной средой не заканчивается. В нескольких метрах от водоема находится остановка «Фонтан», где они получают знания о воде и ее свойствах, явлениях природы весной, а также проводят опыты с водой.

Рядом с фонтаном расположилась следующая остановка – «Березовая роща». Это природный комплекс, в состав которого входят березы разного возраста и толщины, кустарники (калина, бульденеж), травянистые растения (цикорий, одуванчик, пролеска лесная, клевер, спорыш, лютики, вьюнок, тысячелистник, подорожник, щирица, пырей, молочай). В березовой роще дети знакомятся с березой – главным символом России, ее характерными признаками, а также с травянистыми растениями, проводят сравнительные наблюдения за деревьями, учатся замечать связи в сообществе растений (наросты на стволах деревьев). Здесь же дошкольники получают представления о строении дерева и об изменениях, происходящих с ним с течением времени, самостоятельно исследуют кору, ветки.

Слева от березовой рощи располагается остановка «Сухой ручей» – один из декоративных элементов ландшафтного дизайна, который пришел к нам с Востока и представляет собой имитацию русла высохшего ручья. «Сухой ручей» – классика японского сада. Выполняется он из искусственных или настоящих камней, выложенных и чередующихся определенным образом. Также при устройстве сухого ручья часто используют стекло, стеклянные шарики или мраморную крошку. С помощью данного объекта экологической тропы дети узнают о возникновении и строении рек и ручьев, условиях их существования, причинно-следственных связях обмельчания и высыхания водоемов, знакомятся с такими растениями, как цикорий, кохия, папоротник, молочай, рудбекия.

Пройдя по руслу сухого ручья, доходим до «Птичьей столовой». На этой остановке воспитанники знакомятся с жизнью птиц родного края в разные времена года (вороной, ласточкой, синицей, воробьем, голубем и др.), их повадками, учатся с ними общаться, заботиться, а также играют в игры («Зима-лето», «Фотограф», «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Кому что нужно», «Перелет птиц»).

Рядом с «Птичьей столовой» располагается остановка «Зеленая аптека». Здесь дошкольники узнают, как собирать, хранить и применять лекарственные растения (ромашку, подорожник, календулу, мяту, мелиссу, иссоп, эхинацею, одуванчик, ревень, полынь, валериану, зверобой, котовник, тимьян, лофант тибетский, мать-и-мачеху). Наблюдают за их появлением в весеннее время, ростом, цветением, рассматривают цветы, листья, сравнивают разные растения на протяжении весенних, летних и осенних месяцев, собирают семена, трудятся на грядке (сажают новые растения, поливают, пропалывают, рыхлят землю и подготавливают грядки к зиме).

Как и на других объектах экологической тропы воспитательно-образовательная работа с воспитанниками на данной остановке организуется с учетом их возраста. Так, дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, одуванчиком), любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Дети средней группы не только наблюдают за растениями, но и исследуют их форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся с растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с их биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения разных болезней.

Для закрепления полученных воспитанниками знаний педагоги проводят с ними разные игры («Мы растения», «Чем полезна», «Чей листочек», «Угадай, чем лечить» и т. д.).

На остановке «Тенистый уголок» дети получают представления о растениях, которые любят влагу (кислица, мхи), и обитателях влажных мест (пауках, жужелицах, мокрицах, сороконожках, земляных червях, улитках). Педагоги рассказывают им о роли мхов в регулировании водного баланса ландшафтов, их способности впитывать и удерживать большое количество воды; обращают внимание на обитателей тенистого уголка, их внешний вид и приспособленность к условиям обитания.

Следующая остановка – «Земляничная поляна». Здесь дошкольники получают представления о землянике, ее строении, процессе созревания ягод в естественной среде, а также узнают о лекарственных свойствах и возможности использования листьев и плодов земляники в медицине и кулинарии, сравнивают ее с садовой клубникой, разучивают пословицы, стихи и поговорки о ягоде.

На остановке «Этноуголок» дети совместно с педагогами сеют семена подсолнуха, кукурузы, горчицы, календулы, целлозии, герани, клевера, а затем во время прогулок в весеннее время наблюдают за появлением растений, их ростом, цветением, рассматривают цветы, листья, сравнивают разные растения на протяжении весенних, летних и осенних месяцев, собирают семена. Педагоги проводят с воспитанниками беседы о полезных свойствах сельскохозяйственных растений, знакомят с их полезными свойствами и значимостью для животных и человека.

Остановка «Рокарий» – каменистый садик из живых растений и камней. Растения для рокария должны быть низкорослые, засухоустойчивые и холодостойкие. Здесь воспитанники получают представления о рокарии как виде ландшафтного дизайна, наблюдают за ростом и развитием растений (хоста, туя, можжевельники, папоротник), узнают о многообразии подвидов одного и того же растения, их сходствах и различиях.

Рядом с рокарием находится остановка «Еловый лес», где в разные времена года дети получают представления о хвойных деревьях, рассматривают их, учатся о них заботиться, сравнивают с лиственными деревьями.

В ходе прогулок в еловом лесу у дошкольников развивается познавательная активность, формируется представление о значении деревьев в жизни человека, желание узнавать, как они себя чувствуют, и помогать им.

В ходе практической деятельности на данной остановке дошкольники проводят исследования: измеряют высоту и толщину деревьев, используют дождемеры и лупы, учатся различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам). А также играют в игры («Мы деревца», «Подари дереву подарок», «С какого дерева листок», «К названному дереву беги», «Следопыты», «Кто с кем дружит») и выполняют разные задания («Нарисуй любимое дерево», «Собери семена и листья», «Сочини сказку о дереве», «Нарисуй любимое дерево в разные времена года», «Сделай книжку-малышку», «Придумай имя» и т. д.).

Основной целью остановки «Метеостанция» является обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Воспитанники знакомятся с различным метеооборудованием (компасом, флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами, дождемером, барометром, термометром), а также с природными ориентирами (солнцем, звездами, мхом надеревьях). Исследуя территорию детского сада, они учатся определять стороны света по компасу и природным ориентирам, ведут дневник наблюдений за погодой.

Продумывая, чем наполнить игровое пространство, педагоги стремились не столько к тому, чтобы создать индивидуальный образ территории детского сада, сколько к тому, чтобы каждый ребенок здесь мог выплеснуть свою неуемную энергию, постоянно получать новые знания и впечатления, расширять кругозор, развиваться физически, психически и духовно. Проведенная коллективом работа по оформлению и оборудованию территории ДОО позволила воплотить задуманное в реальность.

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО

Эколого-развивающая среда на территории ДОО



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль