Создание единой информационной среды в ДОУ

112

Галина Марченко, зав. Центром развития ребенка –
детским садом первой категории № 237 «Колокольчик» г. Ростова-на-Дону

С целью реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы* на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – РИПК и ППРО) организована стажировочная площадка по теме «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах». Одной из базовых площадок РИПК и ППРО с 2011 г. является центр развития ребенка детский сад первой категории № 237 «Колокольчик» г. Ростова-на-Дону (далее – Детский сад № 237). За время работы в статусе базовой площадки нами накоплен опыт эффективного управления дошкольным учреждением с использованием единой информационной среды в ДОУ и информатизации образовательной организации.

Подготовка к созданию единой информационной среды в ДОУ

Единая информационная среда детского сада – это система материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, которая обеспечивает компьютеризацию управленческих и педагогических процессов, позволяет организовать согласованную обработку информации и полноценный информационный обмен в учреждении.

Инфраструктура единой информационной среды дошкольного учреждения состоит из следующих компонентов:

• центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных дошкольного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

• компьютеризированные рабочие места для административных работников, педагогов и специалистов;

• компьютерная техника и мультимедийное оборудование;

• периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);

• телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.);

• системное программное обеспечение;

• программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);

• программное обеспечение для компьютеризации деятельности различных служб (программы по бухгалтерскому, кадровому учету и др.);

• программно-методическое обеспечение для организации образовательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

• информационные ресурсы дошкольного учреждения (базы данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные обучающие разработки, архив документов, интернет-сайт);

• медиатека.

Нормативное обеспечение единой информационной среды в ДОУ

Организационное обеспечение единой информационной среды дошкольного учреждения предусматривает:

• программу информатизации дошкольного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;

• планы реализации образовательных проектов, которые осуществляет дошкольное учреждение;

• распределение функций между работниками дошкольного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, техническому и методическому сопровождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологий в образовательную практику;

• регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей единой информационной среды, графики работы компьютерного оборудования.

Нормативная правовая база, на основе которой формируется единая информационная среда в детском саду, представлена в таблице.

Создание единой информационной среды в ДОУ

Просмотреть таблицу в хорошем качестве вы можете в приложениях к статье

Материально-техническое оснащение единой информационной среды в ДОУ

Для создания единой информационной среды необходима соответствующая материально-техническая база. С целью обновления существующей материально-технической базы детского сада мы приобрели:

• четыре компьютера для работы администрации и специалистов детского сада (заведующего, главного бухгалтера, завхоза, медицинской сестры и старшего воспитателя);

• шесть ноутбуков (для каждого воспитателя в группе);

• мультимедийное оборудование (три интерактивные доски в среднюю, старшую и подготовительную группы, а также в музыкальный зал и кабинет для оказания платных образовательных услуг; 30 электронных двухэкранных планшетов в старшую и подготовительную группы).

Все компьютеры и ноутбуки были объединены в локальную сеть, каждый компьютер подключен к Интернету. Кроме того, был создан сайт детского сада, зарегистрирован адрес электронной почты.

Подготовка кадров для единой информационной среды в ДОУ

Приобретение современной техники само по себе не сделает процесс управления дошкольной организацией более эффективным. Для формирования единой информационной среды детского сада необходимо желание и, самое главное, профессиональная готовность педагогов применять информационные технологии.

Поэтому следующим шагом стал мониторинг кадрового потенциала, который проводился посредством анкетирования и заполнения диагностических карт (приложение). Выяснилось, что более половины сотрудников Детского сада № 237 являются пользователями персональных компьютеров, умеют работать с информационными ресурсами, готовы брать на себя ответственность за реализацию возможностей информационно-коммуникационных технологий при выполнении своих обязанностей, а также стремятся к постоянному совершенствованию профессионального уровня.

Анализ умений педагогов при пользовании компьютером показал следующее:

• умеют работать с текстовым редактором – 98%;

• умеют работать с электронными таблицами – 47%;

• умеют самостоятельно создавать электронные презентации – 73%;

• активными интернет-пользователями являются 89% сотрудников.

По окончании мониторинга была создана творческая группа, которая и занялась процессом формирования единой информационной среды.

Приобретение программного обеспечения для создания единой информационной среды в ДОУ

Следующим шагом стало заключение соглашения о сотрудничестве с компанией, специализирующейся на разработке программ автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций. Цель соглашения – внедрение в Детском саду № 237 информационных программных продуктов данной компании: информационно-аналитической системы для заведующего детским садом и программы расчета меню питания.

Информационно-аналитическая система для заведующего детским садом помогает автоматизировать деятельность по нескольким направлениям.

1. Работа с кадрами:

• вести личные дела работников, формировать и поддерживать в актуальном состоянии электронные портфолио педагогов;

• составлять штатное расписание детского сада, назначать работников на должности.

2. Работа с персональными данными воспитанников:

• вести личные дела воспитанников, формировать и поддерживать электронные портфолио детей, осуществлять мониторинг состояния их здоровья, хранить и использовать в работе данные, характеризующие развитие ребенка, а также результаты медицинских, психологических и педагогических обследований;

• осуществлять предварительный набор воспитанников;

• формировать книгу учета движения воспитанников;

• вести учет посещаемости.

3. Административная работа дошкольного учреждения:

• формировать и использовать в работе электронный паспорт детского сада, в т. ч. для подготовки документов, необходимых для прохождения процедуры лицензирования;

• вести учет дополнительных платных образовательных услуг;

• составлять стандартные статистические и управленческие отчеты о работе дошкольного учреждения.

Программа расчета меню питания позволяет автоматизировать работу медицинского персонала, определяющего состав и количество продуктов питания, а также работу кладовщика. Содержит справочные материалы, такие как:

• справочник типовых технологических карт приготовления блюд;

• справочник продуктов питания, используемых при приготовлении блюд;

• набор шаблонов типовых периодических меню питания.

Благодаря наличию локальной сети в Детском саду № 237 с данной программой могут одновременно работать несколько пользователей.

Программа расчета меню питания интегрирована с программами бухгалтерской отчетности, что позволяет формировать отчеты как в печатном, так и в электронном виде.

Помимо программного обеспечения, для осуществления административно-хозяйственной деятельности были приобретены:

• экспертная система индивидуального сопровождения развития детей;

• здоровьеразвивающий аппаратно-программный комплекс.

Экспертная система индивидуального сопровождения развития детей предназначена для определения и контроля динамики уровня психомоторного развития у детей от двух месяцев до семи лет, а также подготовки индивидуальной программы занятий с обследованным ребенком. Данное программное обеспечение применяется в качестве дополнения к обычным методам обследования ребенка, значительно расширяет возможности и повышает эффективность работы с детьми и родителями.

Здоровьеразвивающий аппаратно-программный комплекс используется для развития у детей навыка правильного диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (дыхание по методике А.А. Сметанкина). В комплект оборудования входят: тренажер дыхания, датчики частоты сердечных сокращений с ремнем крепления, блок питания, кабель соединения с компьютером. Для работы с тренажером было установлено специальное программное обеспечение на ноутбуке в подготовительной группе. Для проведения занятий на данном аппаратно-программном комплексе приобретен комплект методических пособий и наглядных средств обучения.

Благодаря занятиям на тренажере дыхания у детей:

• снижается заболеваемость гриппом и ОРЗ в осенне-зимний период;

• уменьшается вероятность возникновения заболеваний бронхолегочной, сердечно-сосудистой и нервной систем;

• улучшается поведение (после занятий дети становятся спокойнее);

• повышается способность к концентрации внимания;

• возникает интерес к здоровому образу жизни.

Компьютеризация процессов управления и обучения в рамках единой информационной среды в ДОУ

Очередной этап внедрения компьютерных технологий – непосредственное использование единой информационной среды в управлении детским садом. С этой целью проводилась компьютеризация следующих направлений деятельности Детского сада № 237:

• организационно-управленческая работа;

• научно-методическая работа;

• образовательный процесс;

• взаимодействие с родителями.

Для сотрудников детского сада установлен дифференцированный доступ к результатам обработки персональных данных – они могут работать в единой базе данных в соответствии с предоставленными им правами доступа. Информация, полученная из баз данных, используется для принятия обоснованных управленческих решений, организации педагогического процесса и образовательной среды.

В ходе компьютеризации административной и финансово-хозяйственной деятельности были сделаны следующие шаги.

1. Разработано положение о порядке обработки и защите персональных данных, собраны согласия на обработку персональных данных с родителей воспитанников и сотрудников.

2. Началась рабочая эксплуатация автоматизированной информационно-аналитической системы для заведующего:

• сформирован электронный паспорт Детского сада № 237, содержащий общую информацию (о помещениях, структуре учреждения), сведения для подготовки документов, необходимых для прохождения процедуры лицензирования и др.;

• создан банк данных об образовательной деятельности детского сада (учет мероприятий, ведение методической работы, организация дополнительных платных образовательных услуг и др.);

• создана информационная база работников

• создана информационная база данных воспитанников детского сада, что позволило вести учет посещаемости в электронной форме.

3. С помощью программы расчета меню питания медицинской сестрой и кладовщиком создана база технологических карт, разработано перспективное 20-дневное меню.

4. Внедрены экспертная система индивидуального сопровождения развития детей (с которой работает педагог-психолог) и здоровьеразвивающий аппаратно-программный комплекс (используется в работе учителялогопеда).

Компьютеризация научно-методической деятельности в рамках создания единой информационной среды в ДОУ

 Компьютеризация научно-методической работы позволила:

• педагогам учреждения принимать участие в семинарах по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

• проводить практикумы по овладению специализированными программными средствами, позволяющими выполнять некоторые управленческие функции (вести статистику, планировать отдельные виды деятельности, вести личные записи);

• сформировать базу обучающих компьютерных программ, дидактических и методических материалов;

• снабдить педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками;

• организовать повышение квалификации, подготовку и переподготовку педагогов детского сада посредством участия в вебинарах, видеоконференциях;

• обмениваться опытом по использованию информационных ресурсов в профессиональной деятельности с педагогами детских садов из других регионов посредством онлайн-конференций;

• организовать в учебном центре обучение педагогов применению интерактивных технологий в образовательном процессе.

Компьютеризация образовательного процесса в рамках единой образовательной среды в ДОУ

Создание единой информационной среды позволило приобщить воспитанников Детского сада № 237 к современным техническим средствам благодаря применению различных игровых и мультимедийных технологий, развивающих компьютерных игр.

Одним из самых востребованных мультимедийных инструментов оказалась интерактивная доска, которой пользуются педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели групп и специалисты по дополнительному образованию. Применение в Детском саду № 237 информационно-коммуникационных технологий и интерактивной доски в рамках программы «Развитие»** способствует формированию у воспитанников ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и технологической (готовность к разрешению проблем). В ходе игровой деятельности с использованием интерактивной доски у детей формируется теоретическое мышление, развиваются воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и другие навыки, которые обеспечивают резкое повышение творческих способностей воспитанников.

Заинтересовавшись возможностями интерактивной доски, педагоги выразили желание продолжить практические занятия и тренинги по созданию развивающих игр и игровых заданий с помощью разнообразных функций устройства. С этой целью был проведен семинар «Дополнительные возможности интерактивной доски», на котором педагоги научились создавать игровые упражнения, моделировать ситуации, оценивать действия, операции с группой предметов и т. д.

Педагоги, которые лучше других овладели работой с интерактивной доской, провели неделю педагогического мастерства для коллег.

Педагогами Детского сада № 237 разработаны игры и игровые задания с использованием технологий интерактивной доски. Благодаря внедрению компьютерных технологий воспитанники освоили учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» на электронном двухэкранном планшете.

В перспективе будет создана виртуальная изостудия в виде индивидуального блога руководителя изостудии, в рамках которой планируются виртуальные вернисажи работ воспитанников.

Компьютеризация взаимодействия с родителями в рамках создания единой информационной среды в ДОУ

Взаимодействие с родителями в рамках формирования единой информационной образовательной среды предусматривает:

• оперативное и объективное информирование родителей о деятельности детского сада посредством обновления информации на официальном сайте учреждения;

• использование информационно-коммуникационных технологий на родительских собраниях, совместных мероприятиях;

• организацию сетевого взаимодействия специалистов Детского сада № 237 (педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, руководителя изостудии) с родителями по вопросам психолого-педагогического развития детей посредством интернет-ресурсов.

Результаты создания единой информационной среды в ДОУ

Для оценки влияния единой информационной среды на эффективность управления дошкольным учреждением был проведен коллективный анализ результатов создания такой среды.

Выяснилось, что в ходе компьютеризации процесса управления Детским садом № 237 были достигнуты следующие результаты:

• пополнены информационные ресурсы учреждения благодаря созданию информационно-аналитического банка;

• повысилось качество управленческой деятельности;

• повысился уровень информационной культуры, профессионализма и компетентности педагогов;

• на основе информационно-коммуникационных технологий действует система поддержки семейного воспитания (на сайте детского сада в разделе «Родительский университет» размещаются статьи для родителей, предусмотрена возможность обратиться через сайт за консультацией к любому специалисту).

Если оценивать внедрение единой информационной образовательной среды ДОО с управленческой точки зрения, то главный результат в том, что у сотрудников дошкольного учреждения появились дополнительные стимулы.

Материальный стимул выражается в том, что педагогическим работникам, которые эффективно используют информационно-коммуникационные технологии в своей работе, начисляется большее количество баллов за результативность образовательного процесса, а это, в свою очередь, влияет на размер их заработной платы. Ведь с помощью компьютерных технологий педагоги могут значительно быстрее подготовить программу занятий, интересную презентацию, организовать разнообразные игровые занятия с группой детей, найти информацию, оформить нужную справку или отчет.

Моральный стимул заключается прежде всего в уважении к себе и своим возможностям. Навыки работы с электронными образовательными ресурсами значительно повышают профессиональный статус педагога, что позволяет рассчитывать на карьерный рост. Как следствие – возникает желание применять знания и навыки в работе с детьми, расширять границы своих возможностей, создавать уникальные проекты для участия в профессиональных конкурсах и т. д.

Создание единой информационной среды в ДОУ

Создание единой информационной среды в ДОУ

* Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61.

** Авторами программы являются Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль