Мониторинг условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

4244

Татьяна Никитина, нач. отдела качества дошкольного
образования и сопровождения деятельности экспертов
Московского центра качества образования

Опыт г. Москвы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) был введен для повышения качества дошкольного и школьного образования

Помимо приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, которым он утвержден, порядок его реализации обозначен и в других нормативных правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (далее – постановление Правительства РФ № 662; приложение);
  • План действий по обеспечению введения ФГОС ДО, изложенный в письме Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08-10 <О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО> (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС);
  • Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 "О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО".

В п. 1.5 Плана действий по реализации ФГОС дошкольного образования в ДОУ указано, что с мая 2014 г. в регионах РФ должен осуществляться мониторинг условий реализации ФГОС.

Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ № 662 к обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, относятся:

  • содержание образовательной деятельности по образовательным программа ДОУ по ФГОС;
  • кадровое обеспечение детских садов и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
  • материально-техническое и информационное обеспечение ДОО;
  • финансово-экономическая деятельность ДОО.

Все это находит отражение в требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

На основании указанных документов в г. Москве как субъекте РФ по поручению столичного департамента образования специально созданной рабочей группой был разработан региональный мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) в соответствии с ФГОС. В состав рабочей группы вошли представители дошкольных образовательных организаций и дошкольных отделений образовательных организаций столицы, Московского института развития образования и Московского центра качества образования.

Разработка мониторинга условий реализации образовательной программы ДОУ

Согласно п. 3.1 ФГОС к условиям реализации ООП ДО относятся психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия, а также требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Для каждой группы данных условий были разработаны показатели оценки и описание состояния конкретного показателя.

Созданная система мониторинга в виде электронного продукта «Мониторинг условий основной программы дошкольного образования» была размещена в информационно-аналитической системе департамента образования г. Москвы «Московский регистр качества образования». Доступ к мониторингу разрешен только зарегистрированным в этом регистре руководителям детских садов и школ.

Порядок мониторинга условий реализации образовательной программы ДОУ

Мониторинг предназначен для всех детских садов, реализующих ООП ДО, и осуществляется посредством самообследования (самооценки). Руководители оценивают деятельность своего учреждения по показателям, представленным в табл. 1.

Основным механизмом оценки является измерение показателей по уровню их соответствия требованиям ФГОС. Данное измерение предполагает как словесную форму, так и числовое выражение результата по шкале от 0 до 3 баллов.

Таблица 1

Показатели оценки условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Мониторинг условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Полную версию таблицы вы найдете ниже

Рассмотрим механизм оценки на примере нескольких показателей.

Кадровые условия 

Показатель «Укомплектованность педагогическими кадрами» оценивается следующим образом:

  • 0 баллов – наличие более 10% вакансий в штате педагогов, необходимом для реализации ООП ДО;
  • 1 балл – наличие не более 10% вакансий в штате педагогов, необходимом для реализации ООП ДО;
  • 2 балла – наличие полного штата педагогов для реализации ООП ДО;
  • 3 балла – наличие полного штата педагогов, позволяющего реализовывать не только основную программу, но и приоритетные направления работы, в том числе инклюзивное образование и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические условия

Показатель «Создание условий для перехода ребенка на следующий уровень образования» оценивается следующим образом:

  • 0 баллов – в структуре ОО дошкольная и школьная ступени работают независимо;
  • 1 балл – в структуре ОО предусмотрены (включены в план) совместные мероприятия для детей дошкольной и школьной ступеней (1–2 мероприятия);
  • 2 балла – в структуре ОО предусмотрены (указаны в плане) совместные мероприятия для детей дошкольной и школьной ступеней (3 и более мероприятий);
  • 3 балла – в структуре ОО предусмотрены совместные мероприятия, досуги и совместная деятельность детей дошкольной и школьной ступеней.

Развивающая предметно-пространственная среда 

Показатель «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в помещениях)» оценивается следующим образом:

  • 0 баллов – организация предметной среды в здании не соответствует требованиям ФГОС;
  • 1 балл – частичная организация образовательного пространства в помещениях, не обеспечивающая в полной мере игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей;
  • 2 балла – частичная организация предметной среды в помещениях, обеспечивающая игровую, познавательную активность детей без учета возможности самовыражения ребенка;
  • 3 балла – необходимое и достаточное наполнение предметно-развивающей среды (в том числе экспериментирование с доступными детям материалами), обеспечивающей возможность самовыражения воспитанников, индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка в ДОО.

Обработка результатов мониторинга условий реализации образовательной программы ДОУ

Максимальная сумма баллов по 29 показателям – 87. Подсчитанное электронной системой количество набранных ДОО баллов переводится в процент от этого максимума. В зависимости от процентного соотношения определяется уровень реализации ООП ДО в рамках реализации ФГОС ДО (табл. 2).

Таблица 2

Мониторинг условий реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС

Значение результатов мониторинга

На основании результатов мониторинга руководитель образовательной организации должен принять обоснованное управленческое решение, направленное на улучшение условий для обеспечения полноценного социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

Обобщенные данные мониторинга в ДОУ получают Департамент образования г. Москвы и окружные управления. Департамент образования формирует отчет о качестве условий реализации ООП ДО в административных округах, а окружные управления – в образовательных организациях каждого округа г. Москвы.

В мае – июне 2014 г. были обработаны первые результаты мониторинга условий реализации ООП ДО, осуществленного в 448 дошкольных образовательных организациях и дошкольных отделениях образовательных организаций г. Москвы.

Общий итог оценки качества условий реализации ООП ДО в дошкольных образовательных организациях и дошкольных отделениях образовательных организаций г. Москвы выглядит следующим образом:

  • психолого-педагогические условия – 62%;
  • кадровые условия – 65%;
  • материально-технические условия – 75%;
  • развивающая предметно-пространственная среда – 71%;
  • финансовые условия – 58%;
  • совокупность всех условий – 67%.

Таким образом, можно сделать вывод, что условия реализации ООП ДО, созданные в дошкольных образовательных организациях и дошкольных отделениях образовательных организаций г. Москвы, в основном соответствуют требованиям ФГОС, но не во всех образовательных областях позволяют обеспечить полноценное развитие личности детей дошкольного возраста.

Читайте еще статьи про внедрение ФГОС в дошкольном образовании:

  • ФГОС дошкольного образования : развитие музыкальной деятельности дошкольника
  • ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
  • Подготовка педагогов к введению ФГОС
  • К реализации ФГОС дошкольного образования: шаг за шагом
  • Тьюторское сопровождение введения ФГОС в программу дошкольного образования

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.doc
  • Об осуществлении мониторинга системы образования.docx
  • Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль