Порядок аттестации педагогических работников образовательных учреждений

70

С 1 сентября 2013 г. фактически была приостановлена аттестация педагогических работников образовательных учреждений с целью подтверждения их соответствия занимаемым должностям, поскольку положения приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее – Порядок аттестации педагогических работников - 2010) вступили в противоречие с нормами ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) и применяться не могли. Поэтому данный порядок использовался только при проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. В связи с этим аттестационные комиссии, сформированные на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, с момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ утратили право на проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений с целью подтверждения их соответствия занимаемым должностям. В то же время аттестационные комиссии образовательных организаций не могли проводить такую аттестацию по причине отсутствия установленного порядка ее регулирования. Учитывая, что положения ст. 49 Закона № 273-ФЗ применяются во взаимосвязи всех ее частей, отнесение к полномочиям образовательных организаций права на формирование аттестационных комиссий не дает им одновременно права на регулирование порядка проведения аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.

Порядок проведения аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Как указано в ч. 4 той же статьи, порядок аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России был разработан Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации педагогических работников - 2014), утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Одновременно был признан утратившим силу приказ Минобрнауки России № 209.

 Порядок аттестации педагогических работников-2010 не применялся к педагогическим работникам негосударственных образовательных организаций, а также учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными образовательными учреждениями.

Порядок аттестации педагогических работников - 2014, введенный в действие 15 июня 2014 г., распространяется на педагогических работников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность и обучение, за исключением педагогических работников, должности которых отнесены к профессорско-преподавательскому составу.

 В соответствии с п. 20 ст. 2 Закона № 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. К педагогическим работникам, к которым применяется Порядок аттестации педагогических работников - 2014, относятся работники, замещающие должности педагогических работников, указанные в подразд. 2 разд. I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура должностей педагогических работников).

Следует отметить, что аттестация может проводиться в отношении педагогических работников и в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой по трудовому договору в той же организации (например, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации).

Аттестация педагогических работников образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности

Состав аттестационной комиссии

Как было отмечено, аттестация педагогических работников образовательных учреждений в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям проводится аттестационной комиссией, которую организация формирует самостоятельно (далее – аттестационная комиссия организации). Такая аттестационная комиссия может быть сформирована из числа работников данной организации, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом. К коллегиальным органам управления согласно ч. 4 ст. 26 Закона № 273-ФЗ относятся:

• общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации – общее собрание (конференция) работников и обучающихся);

• педагогический совет;

 • попечительский, управляющий, наблюдательный советы и др.

Пунктом 7 Порядка аттестации педагогических работников - 2014 установлено, что в состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при ее наличии). Данное требование обусловлено положениями ч. 3 ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) и предусмотрено Порядком-2014 в целях защиты прав педагогических работников в связи с тем, что результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Следует отметить, что увольнение по результатам аттестации не является обязательным, но допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, или вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Не допускается увольнение по основанию п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ педагогических работников из числа лиц, указанных в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, например, одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 14 лет, и в ряде других случаев.

Лица, не подлежащие аттестации педагогических работников образовательных учреждений

Аттестация педагогических работников образовательных учреждений проводится в отношении педагогов, имеющих первую или высшую, а также вторую квалификационную категории (срок действия второй квалификационной категории у некоторых педагогических работников еще не истек). Не подлежат аттестации педагогических работников образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности сотрудники, которые проработали в занимаемой должности два и менее года в организации, в которой проводится аттестация. Это ограничение распространяется также на педагогических работников, впервые по- ступивших на работу сразу после получения ими среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности. В пункте 22 Порядка аттестации педагогических работников - 2014 указаны категории педагогических работников, в отношении которых не проводится аттестация на соответствие занимаемым ими должностям в течение определенного времени:

• беременные женщины;

• женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

• лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

• педагогические работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Так, например, аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанного отпуска

При аттестации на соответствие занимаемой должности прохождение квалификационных испытаний в письменной форме Порядком-2014 не предусматривается.

Процедура аттестации

Аттестация педагогических работников образовательных учреждений на соответствие занимаемым ими должностям проводится раз в пять лет. Для внеочередной аттестации, к примеру, из-за жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в т. ч. имеющим квалификационную категорию), нет правовых оснований. В подобном случае работодатель имеет право применить в отношении работника дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, увольнение) в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

Основанием для аттестации педагогических работников образовательных учреждений на соответствие занимаемым ими должностям является представление работодателя. Для проведения аттестации работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором дается мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных и деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Работники, которые не согласны с оценкой работодателя, могут представить в аттестационную комиссию организации собственные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность.

 Аттестационная комиссия организации рассматривает представление работодателя, а также сведения от педагогического работника, в т. ч. его ответы на вопросы, которые могут поступить к нему в ходе аттестации, и принимает решение: работник соответствует либо не соответствует занимаемой должности.

 Решение о соответствии педагогического работника занимаемой должности принимается в случае, если за данное решение проголосовало не менее половины членов аттестационной комиссии, присутствовавших на заседании.

Особые полномочия аттестационной комиссии организации

В соответствии с п. 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – ЕКС), лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, качественно и в полном объеме выполняющие возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Для реализации данного положения в Порядок аттестации педагогических работников - 2014 был включен п. 23, согласно которому аттестационные комиссии могут коллегиально рассматривать вопросы назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности, а также давать соответствующие рекомендации работодателю.

 Аттестационные комиссии организаций были наделены данным полномочием в связи с тем, что участились случаи, когда органы контроля и надзора, ссылаясь на ч. 1 ст. 84 ТК РФ, выносили необоснованные предписания о необходимости прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием у них документа об

Применение положений п. 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» в связи с изме- нениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9.

образовании по направлению подготовки, предъявляемому к должности работника в соответствии с квалификационной характеристикой. Необоснованность таких требований объясняется следующим образом.

 Во-первых, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, содержащий в т. ч. требования к направлению подготовки работников образования, вступил в силу 31 октября 2010 г. В связи с этим к работникам образования, принятым на соответствующие должности до указанной даты, не могут предъявляться требования, предусмотренные в квалификационных характеристиках (см. апелляционное определение Брянского областного суда от 18.02.2014 по делу № 33-489/14).

Во-вторых, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ прекращение трудовых отношений предусматривается лишь в случаях, когда из-за отсутствия документа об образовании исключается возможность продолжения работы в занимаемой должности.

В-третьих, воспитатели и другие педагогические работники, которые по различным причинам вынуждены выполнять педагогическую работу не по профилю полученного высшего или среднего профессионального образования, имеют значительный опыт работы в занимаемых должностях, кроме того, были приняты на должность до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России № 761н. Причиной для увольнения не могут быть требования подп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. В данном нормативном правовом акте указано, что квалификация педагогических работников, необходимая для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, должна соответствовать требованиям ст. 46 Закона № 273-ФЗ.

В свою очередь, в данной статье указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Таким образом, законодатель отсылает к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, содержащего п. 9 «Общих положений».

Несоответствие квалификации педагогического работника требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками «Образование и педагогика», либо деятельности в образовательной организации не может являться причиной для увольнения в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами аттестации.

Поэтому если работодатель хочет принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует нужное образование, но который обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, он вправе, руководствуясь п. 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС и п. 23 Порядка аттестации педагогических работников - 2014, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, не создавая для решения подобных вопросов специальную аттестационную комиссию. В этом случае роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Члены аттестационной комиссии могут также предложить при заключении трудового договора установить для такого работника испытательный срок в порядке и на условиях, установленных ст. 70 ТК РФ. В аналогичном порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности. При этом назначение испытательного срока не будет противоречить ч. 4 ст. 70 ТК РФ, поскольку установление испытания не допускается только в течение одного года и только для лиц, впервые поступающих на работу по полученной специальности.

Оформление результатов аттестации

Результаты аттестации педагогических работников образовательных учреждений на соответствие их занимаемым должностям оформляются в виде протокола, который подписывает председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии организации, присутствовавшие на заседании. Протокол вместе с представлениями, дополнительными сведениями, предоставленными самим педагогическим работником, хранится у работодателя. В отличие от Порядка-2010 новый порядок не предусматривает такую форму оформления результатов аттестации, как аттестационный лист. В соответствии с п. 20 Порядка аттестации педагогических работников - 2014 на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарь аттестационной комиссии организации составляет выписку из протокола, которая включает:

• Ф. И. О. и должность аттестуемого;

 • дату заседания аттестационной комиссии организации;

 • результаты голосования;

• принятое аттестационной комиссией организации решение.

Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Данный документ хранится в личном деле педагогического работника. Результаты аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности действуют в течение пяти лет по месту ее проведения. Порядком-2014 не предусматривается сохранение результатов аттестации при переходе работника в другую организацию, в связи с чем работодатель по новому месту работы вправе проводить аттестацию таких работников на общих основаниях и с соблюдением условий, предусмотренных п. 22 Порядка аттестации педагогических работников - 2014.

При проведении аттестации  педагогических работников образовательных учреждений на соответствие занимаемым ими должностям аттестационный лист не оформляется.

Аттестация педагогических работников образовательных учреждений на квалификационную категорию

Особенность аттестации педагогических работников образовательных учреждений в целях установления квалификационной категории в соответствии с Порядком-2014 связана прежде всего с вопросом формирования аттестационных комиссий.

Формирование аттестационной комиссии

Применительно к аттестации педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, установлено, что аттестационные комиссии формируются данными федеральными органами исполнительной власти. Однако в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, а также педагогических работников муниципальных и частных организаций четко не определено, какие органы власти, действующие на территории субъекта РФ, имеют полномочия по формированию аттестационных комиссий.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Закона № 273-ФЗ решение по данному во- просу принимает орган государственной власти субъекта РФ, который вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов РФ, в ведении которых непосредственно находятся образовательные организации (по принципу формирования аттестационных комиссий на федеральном уровне), так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, который может сформировать необходимое количество аттестационных комиссий, в т. ч. по территориальному принципу, направлениям (профилям) деятельности аттестуемых, типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их ведомственной принадлежности.

В состав комиссий для проведения аттестации на квалификационную категорию должен входить представитель профсоюза.

Органы исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находятся образовательные организации, могут внести в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ согласованное предложение по формированию аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений, указанных в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников, в соответствии с Порядком-2014.

 При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников: условия оплаты, компенсация транспортных расходов и т. п.

Регламент работы аттестационных комиссий должен обеспечивать:

 • право педагогических работников в любое время обратиться с заявлением в аттестационную комиссию;

• рассмотрение заявлений работников в течение не более чем 30 дней;

• уведомление работников в течение не более чем 30 дней о месте и сроке проведения аттестации, определяемого с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

• проведение аттестации в течение периода, не превышающего 60 дней.

Подача заявления на аттестацию

Порядком-2014 определено, что аттестация в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по желанию педагогических работников на основании их заявлений, в которых указываются квалификационная категория и должность (должности), по которым они желают пройти аттестацию. Работник подает заявление непосредственно в аттестационную комиссию либо направляет в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или по Интернету в форме электронного документа с уведомлением о получении. При этом согласовывать заявление с работодателем не требуется.

Порядок аттестации педагогических работников - 2014 не предусматривает квотирование или установление каких-либо соотношений количества присваиваемых квалификационных категорий.

Следует отметить, что в Порядке-2014 не указываются основания, по которым педагогическим работникам может быть отказано в приеме заявления о прохождении аттестации для установления квалификационной категории.

Вместе с тем, из пп. 30 и 43 следует, что аттестационная комиссия вправе отказать в приеме заявления в случаях, если:

• педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея первой квалификационной категории (п. 30);

• обращение за установлением высшей квалификационной категории следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории (п. 30);

 • обращение за установлением первой либо высшей квалификационной категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении квалификационной категории (п. 43).

 В то же время, педагогическому работнику не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации по причине:

• несовпадения высшего или среднего профессионального образования педагогического работника с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационной характеристикой (профессио- нальным стандартом);

• истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;

• нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим возраста трех лет;

• наличия перерыва в педагогической деятельности работника;

• незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы;

• неиспользования педагогическим работником права раз в три года проходить подготовку и дополнительное профессиональное образование в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ. В последнем случае следует учитывать, что в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем.

Формы дополнительного профессионального образования работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В соответствии со ст. 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ. Кроме того, не может быть отказано в прохождении аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, даже если заявление об этом подано в день, когда аттестационной комиссией было принято решение об отказе.

 Следует отметить, что до начала аттестации, сроки которой в пределах 60 календарных дней определяются аттестационной комиссией с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории, от педагогического работника нельзя требовать помимо заявления дополнительные сведения и материалы, необходимые на этапе всестороннего анализа его профессиональной деятельности, а также назначать для него испытания.

Процедура аттестации

Педагогическому работнику не может быть отказано в личном присутствии при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем он не обязан заранее уведомлять аттестационную комиссию. В то же время неявка педагогического работника на заседание аттестационной комиссии не ограничивает ее в принятии решения по результатам его аттестации.

 Профессиональная деятельность педагогических работников в целях установления квалификационной категории оценивается аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пп. 36, 37 Порядка аттестации педагогических работников - 2014, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает решение об установлении (либо об отказе в установлении) педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории по соответствующей должности.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника в ходе открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (либо высшей) квалификационной категории. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Оформление результатов аттестации

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и вступает в силу со дня его вынесения. При аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, аттестационный лист также не оформляется. На основании решений аттестационных комиссий соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ издают распорядительные акты об установлении со дня вынесения решения педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории. Акты размещаются на официальных сайтах указанных органов. Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации, проводимой в целях установления квалификационной категории, в соответствии с законодательством РФ, в т. ч. и в суде.

Реализация решений аттестационных комиссий

Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет. Срок действия квалификационной категории не продлевается. Установленные педагогическим работникам квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в т. ч. расположенную в другом субъекте РФ.

Педагогические работники, которым установлена квалификационная категория, со дня вынесения решения аттестационной комиссии получают право на повышенный уровень оплаты труда, что является одной из основных задач аттестации. В пункте 3 Порядка аттестации педагогических работников - 2014 указано, что дифференциация размеров заработной платы педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, обеспечивается с учетом объема их преподавательской (педагогической) работы. Данное положение обусловлено тем, что в ряде регионов повышенная оплата за наличие квалификационной категории неправомерно осуществляется только за объем педагогической работы в пределах нормы часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы, а также только по основному месту работы. Для исправления данной ситуации органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует отменить порядок оплаты труда, ущемляющий права педагогических работников. Одновременно нужно предусмотреть для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, существенные различия в размерах оплаты их труда по сравнению с педагогическими работниками без квалификационных категорий.

В региональных соглашениях могут закрепляться положения о прохождении аттестации на ту же квалификационную категорию для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников

Также следует учесть, что запрет на продление квалификационной категории педагогов, предусмотренный п. 24 Порядка аттестации педагогических работников - 2014, не означает, что по его истечении за педагогическим работником при определенных обстоятельствах не может быть сохранен установленный уровень оплаты труда. К примеру, в Отраслевом соглашении на 2012– 2014 гг., заключенном между Общероссийским профсоюзом образования и Минобрнауки России, содержится рекомендация о закреплении в региональных и иных соглашениях, коллективных договорах оснований для сохранения повышенного уровня оплаты труда педагогическим работникам, у которых истек срок действия квалификационной категории. К таким основаниям в целях материальной поддержки педагогических работников могут быть отнесены случаи, когда срок действия квалификационной категории истек (истекает) в период:

 • составляющий не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;

• нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 • исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;

• рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения. Перечисленные основания для сохранения повышенного уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории не являются исчерпывающими. В региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах могут предусматриваться положения, в соответствии с которыми педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию по одной должности, будет производиться оплата труда за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, но совпадают должностные обязанности, профили работы (профили деятельности). Рекомендации по оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, предусмотрены в приложении № 2 к вышеуказанному Отраслевому соглашению. Перечень должностей в этих рекомендациях не является исчерпывающим и может дополняться.

Нормативные документы

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»

• Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

 • Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

• Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

 • Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012–2014 годы, утв. Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22.02.2012 № СОГ-3/12



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль