Проверка доступности объектов дошкольного образования для инвалидов

208

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам создание необходимых условий для получения образования (ст. 19). Доступность объектов дошкольного образования для детей-инвалидов и маломобильных групп населения обеспечивают органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения.

Задачи обеспечения доступности объектов дошкольного образования

Для реализации положений госпрограммы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы* приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627 была одобрена Методика, направленная на систематизацию и объективизацию доступности услуг и объектов с учетом специфики регионов в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для маломобильных групп населения и инвалидов. Методика регламентирует организацию и ход выполнения классификации и паспортизации объектов социнфраструктуры, услуг в ключевых сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Согласно Методике, участниками паспортизации объектов социнфраструктуры становятся:

  • поставщик услуги (учреждение или организация, предоставляющие услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности, например, образовательная организация);
  • потребитель услуги (инвалид либо представитель маломобильных групп населения);
  • координатор между поставщиком и потребителем (службы, ориентированные на оказание соцподдержки социально незащищенным категориям людей, помогая им удовлетворять потребности в соцуслугах, гарантируя их качество и доступность), осуществляющий социально-консультативную помощь, социальный патронаж, а также предоставляющий социально-реабилитационные услуги.

Объект социальной инфраструктуры – это организация или ее часть (структурное подразделение или филиал), которая поставляет отдельные виды социальных услуг, занимая определенную недвижимость (здание или часть здания), а при наличии участка – и прилегающую территорию.

Подобные функции выполняет специалист по социальной работе. Поставщик, независимо от ограничений, включая и ограничения жизнедеятельности, должен предоставить потребителю общие и специфические услуги, включая реабилитационные. В ходе предоставления услуги все категории граждан должны иметь к месту ее оказания беспрепятственный доступ. При этом потребитель услуги согласно Закону № 181-ФЗ должен быть ознакомленным с информацией о предоставляемых услугах и зданиях социнфраструктуры.

Органы, отвечающие за проведение обследования доступности объектов дошкольного образования

Паспорт доступности зданий социнфраструктуры (далее – паспорт доступности объекта) является ключевым документом для учета и содержания информации о доступности объектов дошкольного образования для маломобильных групп населения. Он разрабатывается на основании:

 • данных поставщиков услуг (например, образовательных организаций);

 • результатов экспертной оценки состояния доступности объектов дошкольного образования, проводимой при обследовании соответствующего здания. В каждом субъекте РФ организацию работы по паспортизации зданий социальной инфраструктуры осуществляют:

• исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, ответственные за исполнение требований свободного доступа к объектам дошкольного образования для маломобильных групп населения и участвующие в паспортизации и адаптации помещений социальной инфраструктуры и услуг;

• коллегиальные координирующие и совещательные органы – местные и региональные комиссии (советы);

• социальные службы (органы и учреждения социальной защиты населения);

 • общественные объединения инвалидов (их территориальные подразделения), участвующие в решении вопросов паспортизации и адаптации недвижимости и услуг для инвалидов. Для обеспечения взаимодействия перечисленных органов власти, общественных организаций и социальных служб на уровне территориальных образований субъектов РФ (района, муниципального образования) созданы комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения (далее – территориальные комиссии). Именно территориальные комиссии координируют деятельность по паспортизации зданий социальной инфраструктуры, в том числе образовательных организаций. В задачи территориальных комиссий в числе прочего входят:

• организация работ по паспортизации доступности объектов дошкольного образования на подведомственной территории, а также по представлению результатов на уровне субъекта РФ и на федеральном уровне, в т. ч. в органы государственной статистики;

• рассмотрение результатов паспортизации доступности объектов дошкольного образования с учетом потребностей маломобильных групп населения на подведомственной территории;

• организация дополнительной экспертизы, в т. ч. независимой, с целью проверки объективности результатов паспортизации;

• рассмотрение проектов управленческих решений по адаптации помещений социальной инфраструктуры и обеспечению услуг, Органы, отвечающие за проведение обследования 70 определение приоритетов в финансировании адаптационных мероприятий.

Практическая деятельность по паспортизации зданий социальной инфраструктуры на подведомственной территории с целью принятия решений по их адаптации для маломобильных групп населения осуществляется территориальными органами социальной защиты населения. К их задачам относятся:

• организация формирования реестра строений социальной инфраструктуры на подведомственной территории с целью их паспортизации и адаптации для маломобильных групп населения;

 • подготовка предложений по порядку паспортизации;

 • организационное обеспечение оценки доступности объектов дошкольного образования на основных этапах (анкетирования, обследования, подготовки экспертного заключения о состоянии доступности и проектов решений по их адаптации, получения необходимых дополнительных сведений и технических решений по обустройству и финансовому обеспечению работ, по оформлению паспортов доступности объектов дошкольного образования и корректировки реестра строений и услуг);

 • подготовка и обоснование проектов управленческих решений, проектов адресных программ (планов) по их адаптации и обеспечению доступности услуг на подведомственной территории и представление их на рассмотрение территориальной комиссией;

• организация контроля исполнения управленческих решений, адресных программ (планов) на подведомственной территории;

 • представление отчетных, статистических и аналитических материалов по результатам паспортизации и адаптации строений в вышестоящие организации;

 • изучение и распространение передового опыта деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения;

• разработка и представление в вышестоящие структуры предложений по совершенствованию на подведомственной территории деятельности по формированию необходимой среды жизнедеятельности маломобильных групп населения. Для проведения обследования на предмет доступности объектов дошкольного образования и определения необходимости их адаптации для маломобильных групп населения формируется рабочая группа, которая может создаваться по решению территориальной комиссии.

В рабочую группу входят:

1. Постоянные участники (сотрудники территориального органа социальной защиты на- селения и учреждения социального обслуживания – не менее двух).

На основании данных паспортов доступности объектов дошкольного образования формируется реестр строений социальной инфраструктуры и услуг, в нем указываются:

• общие сведения;

 • сведения о характере деятельности (в том числе услугах);

 • сведения о доступности;

• решения по их адаптации и обеспечению услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр зданий социальной инфраструктуры и услуг размещается в Интернете, что позволяет найти нужное строение и необходимую информацию о нем, проложить маршрут от места нахождения потребителя до поставщика услуги.

2. Привлекаемые участники (по согласованию), например:

 • представители обследуемого строения (учреждения, организации);

 • представители вышестоящей организации, в чьем ведении находится здание, – в отдельных случаях (при наличии особых организационных проблем доступности объектов дошкольного образования);

 • представители потребителя (как правило, общественной организации инвалидов);

 • специалисты, представляющие организатора проектных и ремонтно- строительных работ (например, службу заказчика, отдел строительства местной администрации, службу строительного надзора и экспертизы).

Основные этапы обследования и паспортизации доступности объектов дошкольного образования

До начала обследования и паспортизации в субъекте РФ принимается организационно-распорядительный документ, определяющий порядок работы, участников данной деятельности, их задачи и функции, порядок взаимодействия. Рассмотрим основные организационные этапы паспортизации объектов дошкольного образования.

Этап подготовки. На первом этапе территориальный орган социальной защиты населения по данным территориальных и ведомственных исполнительных органов государственной власти формирует перечень приоритетных строений социальной инфраструктуры, подлежащих паспортизации и включению в реестр помещений социальной инфраструктуры и услуг.

На каждое строение, включенное в реестр, формируется паспорт доступности, в котором заполняется раздел 1 «Общие сведения».

Этап сбора информации (этап скрининга). В соответствии с выполненной на подготовительном этапе выборкой составляется список недвижимости социальной инфраструктуры, включая объекты дошкольного образования, для рассылки анкет. Посредством анкетирования проводится сбор информации от руководителей организаций, на основании которой выбираются здания для обследования и экспертной оценки.

На стадии обработки данных, полученных от руководителей организаций, заполняется раздел 2 паспорта, фиксируется первичная информация об уровне доступности, в котором находится образовательная организация. По результатам анализа полученных данных определяется необходимость обследования строения, его очередность и предполагаемые сроки. Дополнительно на данном этапе могут быть запрошены графические материалы (из технического паспорта) и фотоматериалы. Завершается сбор информации составлением списка зданий для обследования.

Этап обследования и экспертной оценки. Для проведения обследования на основании составленного списка формируется план-график на определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год) с указанием наименования помещения, его адреса, иных координат для связи и даты обследования. Дата обследования согласовывается с руководством образовательной организации и сообщается членам рабочей группы. В начале обследования на каждом строении руководителем рабочей группы проводится краткое установочное совещание с участием всех членов рабочей группы, а также представителей обследуемого здания.

На совещании конкретизируются задачи (с учетом результатов анкетирования), уточняется порядок проведения обследования и оформления его результатов. В ходе обследования фотографируются основные структурно-функциональные зоны и функционально-планировочные элементы. У руководителя организации запрашивается поэтажный план здания (из технического паспорта). Эти материалы прилагаются к акту обследования строения социальной инфраструктуры. Акт обследования (приложение) подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, принимавшими участие в ее работе, в том числе представителем обследованной организации, и утверждается руководителем территориального органа социальной защиты населения. Акт составляется как минимум в двух экземплярах: один включается в паспорт и хранится в делах социальной службы (при необходимости представляется в территориальную комиссию); второй экземпляр направляется руководству для выполнения указанных в акте рекомендаций. По результатам обследования и оценки технической документации рабочая группа готовит проект заключения о возможности свободного доступа в помещения для маломобильных групп населения, а также предложения по его адаптации:

  • обустройству в ходе текущего или капитального ремонта;
  • приобретению технических средств адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
  • организации альтернативных форм обслуживания (при отсутствии возможности обустройства здания в силу конструктивных, архитектурно-планировочных или финансовых причин). Итоговое заключение об уровне доступности и возможности его адаптации, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение территориальной комиссией, которая принимает соответствующее решение.

На основе информации из заполненной руководителем анкеты и акта обследования строения социальной инфраструктуры составляется паспорт доступности и реестр.

Этап управленческих решений. Заключительный этап состоит из разработки, утверждения, реализации и итогового контроля исполнения адресных программ и планов (территориальных или отраслевых) по его адаптации и обеспечению свободного доступа для маломобильных групп населения (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий).

Элементы здания, подлежащие обследованию на предмет доступности объектов дошкольного образования

Ответственность за состояние прилегающего участка и организацию работ по его адаптации возлагается на организацию, в чьем ведении находится этот участок.

В состав социальной инфраструктуры, в том числе дошкольных образовательных организаций, входит определенная недвижимость (полностью или частично) с прилегающим участком. Если организация занимает несколько зданий и сооружений (как на одном участке, так и территориально разделенных), то каждое самостоятельное здание (сооружение) и прилегающий к нему участок описываются и оцениваются с точки зрения свободного доступа для маломобильных групп населения как несколько разных зданий социальной инфраструктуры. Выделяют шесть основных структурно-функциональных зон строений социальной инфраструктуры (частей), подлежащих адаптации для маломобильных групп населения:

  • территория, прилегающая к зданию (участок);
  • вход (входы) в здание;
  • путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации);
  • зона целевого назначения здания (целевого посещения);
  • санитарно-гигиенические помещения;
  • система информации (устройства и средства информации и связи и их системы). Именно эти структурные элементы требуют обследования на предмет доступности объектов дошкольного образования для маломобильных групп населения. При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которым проектные решения зданий, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать:
  • досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственное перемещение внутри зданий и сооружений;
  • безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
  • своевременное получение маломобильными группами населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;
  • удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

Содержание паспорта доступности объектов дошкольного образования и иных сфер социальной инфраструктуры

В паспорте доступности объектов дошкольного образования отражаются все изменения состояния доступности, в том числе для различных категорий инвалидов после проведения ремонтных или иных (организационных) работ. Информация в паспорте накапливается поэтапно, документы, составляемые на всех стадиях, являются неотъемлемой частью (приложением) соответствующего паспорта доступности объекта. Паспорт доступности должен быть утвержден руководителем органа социальной защиты населения с указанием даты и номера решения об утверждении. Сведения, которые должны быть отражены в паспорте объекта дошкольного образования, указаны в таблице.

Данные паспортов подлежат размещению в открытых источниках информации для граждан и заинтересованных организаций, в том числе в разделе «Карта доступности объектов» на информационном портале «Доступная среда».

Проверка доступности объектов дошкольного образования для инвалидов

(полную таблицу см. в приложенных документах)

Проверка доступности объектов дошкольного образования для инвалидов

(см. полный акт в приложенных документах)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.docx
  • Документ №2.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль