Права и гарантии педагогических работников на компенсацию расходов после выхода на пенсию

413

Как реализуются права и гарантии педагогических работников: резюме дела

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика — Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, апелляционную жалобу третьего лица — Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 30.06.2014 по иску К. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании ее права на получение жилищно-комунальных льгот через компенсацию расходов на оплату отопления, жилого помещения, возложении обязанности по назначению компенсации, взыскании судебных расходов.

Как оценивают меры социальной поддержки педагогических работников заявители аппеляционной жалобы

В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району просит решение суда отменить, т. к. в силу действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, права и гарантии педагогических работников на получение компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения предусмотрены только для педагогов, работающих в государственных и муниципальных образовательных организациях. На педагогов, получающих льготную пенсию, а также работающих в негосударственных образовательных организациях, такое право не распространяется.

Полномочия по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций делегированы субъектам РФ. В Алтайском крае порядок и условия предоставления такой компенсации регламентированы Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее — Закон Алтайского края №  88-ЗС) и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утв. постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 (далее — Правила предоставления компенсации). Указанными нормативными актами предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогических работников реализуются только при выполнении таких условий:  

  • занятий педагогической деятельностью в государственных образовательных организациях субъекта РФ, федеральных государственных образовательных организациях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) непосредственно перед выходом на пенсию;наличие стажа работы в указанных образовательных организациях не менее 10 лет;
  • получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки в виде льгот на оплату жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренной для педагогических работников;
  • проживание в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

По словам ответчика, К. была уволена с работы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Необходимый педагогический стаж работы К. в государственных образовательных организациях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет менее 10 лет. Кроме того, размер присужденных в пользу К. судебных расходов по оплате услуг представителя завышен и не соответствует критерию разумности, предусмотренному ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее — ГПК РФ).

В апелляционной жалобе третье лицо — Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на аналогичные доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика.

Права и гарантии педагогических работников: исследование в суде

Судебной коллегией установлено следующее.

К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району, в котором просила признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов, взыскать судебные издержки по оплате услуг представителя в размере <…> руб.

В обоснование иска К. указала на то, что более 11 лет перед выходом на пенсию она работала воспитателем в детском саду. Была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, а до этого момента пользовалась льготами на оплату коммунальных услуг.

При обращении в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району в нарушение Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» (далее — Закон РФ «Об образовании») ей было отказано в предоставлении льгот в связи с тем, что ее общий педагогический стаж составляет менее 10 лет, что не соответствует п. 2 Правил предоставления компенсации. Вместе с тем Федеральным законом от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» субъектам РФ предоставлено право установить законодательными актами размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Таким образом, субъектам РФ предоставлено право определить порядок возмещения расходов на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, т. е. порядок ее финансового обеспечения в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления такой льготы, который установлен федеральным законодательством и является единым и обязательным для применения во всех субъектах РФ. Следовательно, компенсация расходов на оплату жилой площади, освещения и отопления в сельской местности относится к мерам социальной поддержки, которая должна предоставляться педагогическим работникам в порядке, установленном законодательством РФ.

Закон Алтайского края № 88-ЗС в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки (оплаты жилого помещения, отопления и освещения) педагогическим работникам образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Отказ в предоставлении указанной компенсации повлек для К. неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которой она пользовалась длительное время.

Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 30.06.2014 исковые требования К. удовлетворены частично. За ней признано право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.

На Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району возложена обязанность включить К. в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, и производить компенсацию данных расходов с «__» _______ 20__ г.

С Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу К. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <…> руб.

В остальной части иска отказано.

Как должны трактоваться меры социальной поддержки педагогических работников: судебное обоснование

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалоб в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для их удовлетворения.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ).

В силу ч. 8 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

До принятия Закона № 273-ФЗ и на момент возникновения спорных правоотношений на территории РФ действовал Закон РФ «Об образовании».

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных организаций в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

На основании Закона Алтайского края № 88-ЗС педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края (п. 7 ст. 2 Закона Алтайского края № 88-ЗС).

Согласно п. 2 Правил предоставления компенсации льгота по оплате жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:

работающим в краевых и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;вышедшим на пенсию и непосредственно перед этим занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных организациях субъекта РФ, федеральных государственных образовательных организациях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных организациях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренную для педагогических работников.

В пункте 18 Правил предоставления компенсации установлено, что в отношении педагогических работников, получавших до 1 января 2012 г. льготы на оплату жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или уполномоченные ими муниципальные организации, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными организациями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 г. компенсации и основанием для расходования бюджетных средств.

Предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям — с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 37 Правил предоставления компенсации).

На основании пп. 1, 3 ст. 3 Закона Алтайского края № 88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.

Принимая решение в пользу истца К., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Разрешая спор, суд установил, что К. на момент выхода на пенсию имела общий педагогический трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, работала воспитателем в детском саду, пользовалась льготами на коммунальные услуги как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности.

Поскольку до момента выхода на пенсию К. получала компенсацию на оплату жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренную для педагогических работников сельской местности, она и после выхода на пенсию имеет право на предоставление указанных льгот как сельский педагог.

Доводы жалоб ответчика и третьего лица об отсутствии правовых оснований для предоставления истице мер социальной поддержки в связи с выходом на пенсию признаются несостоятельными.

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам — бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано постановлением Совмина СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», которым установлено, что за вышедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в сельской местности составляет не менее 10 лет.

Данные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных организаций в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Положения действующего в настоящее время Закона № 273-ФЗ, по сути, аналогичны положениям ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании» и не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, в т. ч. вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что лишение К. мер социальной поддержки не может свидетельствовать о конституционности, справедливости и защищенности прав гражданина.

Доводы апелляционных жалоб о том, что размер судебных расходов на оплату услуг представителя является завышенным, подлежат отклонению. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судом принят во внимание объем выполненной представителем работы, в т. ч. консультация, составление искового заявления, сбор документов, представительство в суде, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру. Поэтому вывод суда о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <…> руб. является обоснованным и соответствующим требованиям разумности.

Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований является правильным, основанным на нормах закона и подтвержденным материалами дела.

Права и гарантии педагогических работников защищены судом: решение

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: апелляционную жалобу ответчика — Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, апелляционную жалобу третьего лица — Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 30.06.2014 оставить без удовлетворения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль