Организация работы с детьми-сиротами в детском саду

170

Светлана Босякова, зав. детским садом комбинированного вида «Синеглазка» г. Ноябрьска Тюменской области ЯНАО;

Светлана Подольная, зам. зав. по воспитательнометодической работе детского сада комбинированного вида «Синеглазка» г. Ноябрьска Тюменской области ЯНАО

Психическое развитие детей, воспитывающихся без родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семье. В связи с этим в детском саду комбинированного вида «Синеглазка» г. Ноябрьска (далее - Детский сад «Синеглазка») организована работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы <...>.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ст. 1

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ст. 1

Ежегодно в начале учебного года в Детском саду «Синеглазка» обновляется база данных о детях, проживающих в семьях опекунов, выявляются вновь поступившие дети, оставшиеся без попечения родителей, а также семьи, находящиеся в социально опасном положении. Эти сведения заносятся в социальный паспорт дошкольной организации, в котором отражается следующая информация:

  • количество воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности;
  • социальный и образовательный статус родителей (законных представителей) воспитанников;
  • материальное состояние семей воспитанников;
  • жилищные условия семей воспитанников;
  • наличие неорганизованных (не посещающих детский сад) детей;
  • формы предоставления дополнительных образовательных услуг воспитанникам и их родителям (законным представителям).

Комплекс мероприятий, направленных на защиту законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражается в годовом плане работы дошкольной организации.

Кроме того, в начале учебного года обновляется функционал работников детского сада по профилактике нарушений прав ребенка в семье (табл. 1), план работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (табл. 2), а также план выполнения требований законодательства о защите прав несовершеннолетних (табл. 3).

Таблица 1

Функционал работников детского сада по профилактике нарушений прав ребенка в семье

Должность работника

Функции

Содержание деятельности

Заведующий

Информационная, контролирующая

Знакомит родителей и педагогов с нормативной правовой базой соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заместитель заведующего по ВМР

Координирующая

Получает запросы от педагогов-психологов и воспитателей, дает необходимые рекомендации, поручения, контролирует качество их выполнения

Педагог-психолог

Диагностическая

Проводит мониторинг психологического состояния детей из семей, находящихся в социально опасном положении; изучает детско-родительские отношения в этих семьях; выявляет проблемы родительской некомпетентности, осуществляет их посильную коррекцию

Медицинские работники

Фиксирующая

Осуществляют мониторинг здоровья ребенка; передают информацию об отклонениях в развитии ребенка другим специалистам детского сада

Воспитатели

Формирующая

Формируют у родителей осознанное отношение к своим обязанностям; организуют работу, направленную на повышение родительской компетентности; содействуют развитию гармоничных детско-родительских отношений; осуществляют психолого-педагогический мониторинг развития воспитанников

Таблица 2

План работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные лица, службы

1

2

3

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Администрация детского сада, воспитатели

Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

Воспитатели, заместитель заведующего по ВМР, органы опеки и попечительства

Составление и ведение базы данных семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Выяснение причины непосещения ребенком детского сада

В течение года. При необходимости - ежемесячно

Воспитатели

Проведение деловой игры для педагогов по теме «Знаем ли мы права детей?».

Консультация для работников детского сада по проблеме жестокого обращения с детьми

По плану

Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели

Консультации для родителей по темам «Права ребенка и соблюдение их в семье», «Роль матери и отца в воспитании ребенка»

По плану

Воспитатели

Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации, групповых папок на тему «Права детей»

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели

Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

Сентябрь

Заместитель заведующего по ВМР

Заседание малого педсовета с приглашением родителей из семей, находящихся в социально опасном положении

По мере необходимости

Администрация детского сада, воспитатели

Посещение семей, находящихся в социально опасном положении

По мере необходимости

Воспитатели, заместитель заведующего по ВМР

Сотрудничество с органами опеки и попечительства и другими социальными службами

В течение года

Администрация, заместитель заведующего по ВМР

Осмотр и беседа с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении

Ежедневно

Воспитатели

Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им посильной помощи

В течение года

Администрация, воспитатели, заместитель заведующего по ВМР

Информирование администрации школы о семьях выпускников детского сада, находящихся в социально опасном положении, в целях непрерывного социального и психолого-педагогического сопровождения детей из таких семей

Апрель - май

Администрация детского сада, работники школы (заместитель директора, педагог-психолог)

Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе и т. д.) с целью профилактики неблагополучия в семье

В течение года

Персонал детского сада

Анализ работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Январь, май

Администрация детского сада, воспитатели

Таблица 3

План выполнения требований законодательства о защите прав несовершеннолетних

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные лица

1

2

3

Организационные мероприятия

Анкетирование родителей «Социальный статус семьи»

Сентябрь

Воспитатели

Пополнение базы данных о семьях детей, находящихся под опекой, семьях детей-инвалидов, многодетных, малообеспеченных семьях либо находящихся в социально опасном положении

Сентябрь - октябрь

Заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог

Издание приказа «О назначении ответственного по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Август

Заведующий

Контроль своевременного оформления документов на предоставление льгот по оплате услуг присмотра и ухода за детьми

Декабрь

Заведующий

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Февраль

Заместитель заведующего по ВМР

Оказание социальной, психологической и педагогической помощи семьям воспитанников

В течение года

Психолого-медико-педагогическая комиссия, специалисты детского сада

Соблюдение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям

В течение года

Заместитель заведующего по ВМР

Работа с детьми и их родителями (законными представителями)

Социальная и педагогическая поддержка

Занятия с детьми по адаптации к детскому саду

Сентябрь - октябрь

Педагог-психолог

Психогимнастика для детей (обучение снятию мышечного напряжения)

В течение года

Воспитатели

Фотовыставка «Быть здоровым - здорово!»

В течение года

Воспитатели

Посещение с детьми театров, музеев

В течение года

Воспитатели

Дифференцированный подход к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на занятиях по физической культуре, плаванию и музыкальному развитию

В течение года

Инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальные руководители

Проведение недели здоровья

Ноябрь, февраль

Инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию

Психологическая помощь

Реализация реабилитационных программ по оказанию помощи детям с эмоциональными нарушениями, агрессивным поведением

В течение года

Педагог-психолог

Привлечение детей и родителей к участию в «Неделе добрых дел» в рамках проведения марафона «Мой выбор»

Октябрь - декабрь

Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели

Индивидуальные консультации с родителями

По запросу

Специалисты детского сада

Беседы с родителями по теме «Особенности развития и воспитания ребенка»

Ноябрь

Педагог-психолог

Рекомендации родителям по воспитанию детей

Декабрь

Педагог-психолог

Тренинги с родителями и лицами, их замещающими, по темам «Как общаться с ребенком», «Установление детско-родительских отношений»

Октябрь, декабрь, февраль

Педагог-психолог

Родительские собрания по теме «Содержание и организация образовательного процесса в возрастных группах детского сада»

Октябрь, январь, апрель

Воспитатели, специалисты детского сада

Коррекционная помощь

Занятия с детьми в логопункте

В течение года

Учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог- психолог

Медицинская помощь

Наблюдение за состоянием здоровья детей

В течение года

Воспитатели, старшая медсестра

Консультации специалистов

В течение года

Медсестра, педиатр

Коротковолновое ультрафиолетовое облучение зева и носа

По назначению

Медсестра кабинета физиотерапии

Ингаляции носоглотки с минеральной водой

По назначению

Медсестра кабинета физиотерапии

Электрофорез

По назначению

Медсестра кабинета физиотерапии

Фитонцидотерапия, витаминотерапия, прием детьми глюконата кальция, оздоровительных чаев, экстракта элеутерококка

В течение года

Медсестра

Противогриппозные мероприятия

Январь, март, сентябрь - ноябрь

Медсестра, воспитатели

Правовая поддержка

Помощь в реализации родительских прав

По мере необходимости

Заведующий

Защита прав и законных интересов детей

По мере необходимости

Весь персонал детского сада


Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ведется по трем основным направлениям: медицинское, психолого-педагогическое сопровождение и социальная помощь семье.

Медицинское сопровождение каждого ребенка осуществляется на основании разработанной индивидуальной схемы, включающей комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и физиотерапию. Все мероприятия проводятся в медицинском и физиотерапевтическом кабинетах

детского сада, а также в плавательном бассейне. Коррекция нарушений физического и психического развития ребенка осуществляется в соответствии с диагнозом и по назначению врачей: невролога, педиатра, аллерголога, психиатра и др.

Психолого-педагогическое сопровождение включает диагностическое обследование, психокоррекцию, развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер. Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Данная работа ведется в соответствии с планом работы педагога-психолога по

оказанию социально-психологической помощи детям, находящимся под опекой. В мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению входит также направление детей на обследование в психолого-медико-педагогической комиссии для разработки индивидуального образовательного маршрута.

Для организации системной работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Детском саду «Синеглазка» разработан план консультативной помощи опекунским семьям по вопросам воспитания и обучения воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности. Данный план включает консультации по темам:

  • адаптация ребенка к новой семье;
  • адаптация приемных родителей к ребенку;
  • как воспитать у ребенка бережное отношение к вещам;
  • эмоциональный мир дошкольника;
  • ошибки, которых совершать нельзя.

С семьями воспитанников используются такие формы работы, как наблюдение, беседы, анкетирование, тренинги, семинары, посещение семей на дому.

По вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация Детского сада «Синеглазка» сотрудничает с социальными службами и организациями города: отдел по защите прав детства и опеки департамента образования г. Ноябрьска, участковым пунктом полиции, отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения, центральной городской больницей, отрядом государственной противопожарной службы г. Ноябрьска, детским домом «Семья» (табл. 4).

Таблица 4

План совместной работы с детским домом «Семья» на 2013-2014 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные лица

Круглый стол «Создание условий для комфортного пребывания ребенка в детском саду»:

  • характеристика здоровья детей;
  • характеристика возрастных и индивидуальных особенностей;
  • психоэмоциональное состояние ребенка

Сентябрь

Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог, директор детского дома

Посещение воспитателями детского сада детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме

Октябрь

Воспитатели детского сада

Посещение воспитателями детского дома мероприятий, проводимых в детском саду.

Совместные праздники и развлечения

Ноябрь

Воспитатели детского дома

Беседы воспитателей детского дома: с медицинской сестрой детского сада о состоянии здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с воспитателями детского сада - об индивидуальных особенностях каждого ребенка; с родственниками (братом, сестрой) - об увлечениях и интересах

В течение года

Старшая медсестра, воспитатели детского сада

Круглый стол по теме «Результаты преемственных связей по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Апрель

Заведующий детским садом, директор детского дома

Администрация Детского сада «Синеглазка» регулярно контролирует организацию работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Контроль осуществляется в соответствии с экспертно-аналитическим планом воспитательно-образовательной деятельности по следующим направлениям:

  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
  • организация деятельности детей в адаптационный период;
  • создание комфортного режима пребывания воспитанников в детском саду;
  • организация работы с детьми, находящимися под опекой;
  • организация и проведение оздоровительных мероприятий;
  • организация кружковой работы;
  • организация работы с родителями;
  • организация и проведение прогулок;
  • наличие социального паспорта в каждой группе;
  • формирование у детей навыков личной гигиены.

Результаты контрольной деятельности рассматриваются на педагогических советах, педагогических часах, малых аппаратных совещаниях, что позволяет корректировать работу с детьми-сиротами.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль