О специальной оценке условий труда

118

Римма Мубаракшина, зав. юридическим отделом, главный правовой инспектор труда Красноярской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) все имеющиеся в образовательной организации рабочие места подлежат специальной оценке условий труда1.

В силу ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда до начала выполнения работ (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места из перечня, утвержденного комиссией. Что касается аналогичных рабочих мест, то на основании ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% от общего числа таких рабочих мест (но не меньше двух), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. При этом на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда, и в отношении них разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Закон № 426-ФЗ. Ст. 9. Ч. 6

Пример 1

В нашем детском саду работает секретарь, должностные обязанности которого связаны с работой на компьютере и использованием копировально-множительной техники. Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на его рабочем месте, если до введения специальной оценки условий труда (до 1 января 2014 г.) оно не подлежало аттестации по условиям труда?

На основании ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест в организации, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Ранее в соответствии с п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, не подлежали аттестации рабочие места, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Однако этот документ утратил силу в связи с принятием Закона № 426-ФЗ.

Таким образом, условия труда на рабочем месте секретаря подлежат специальной оценке наряду со всеми рабочими местами.

На основании ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона № 426-ФЗ предусмотрены особые сроки в зависимости от группы рабочих мест (см. таблицу).

Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда впервые

Группа рабочих мест

Сроки

Правовое основание

Рабочие места, в отношении которых ранее была проведена аттестация по условиям труда, указанные в п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ

Не позднее пяти лет с даты последней аттестации (за исключением случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда)

Ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Рабочие места, в отношении которых ранее не проводилась аттестация по условиям труда, не указанные в пп. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ

До 31 декабря 2018 г. включительно

Ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Рабочие места, в отношении которых ранее не проводилась аттестация по условиям труда, указанные в пп. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ

В кратчайшие сроки со дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ

Ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Обращаем внимание на то, что Законом № 426-ФЗ четко не определены сроки проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, указанных в пп. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, в отношении которых ранее не проводилась аттестация по условиям труда (например, рабочих мест педагогических работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

Однако, во-первых, согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда и ее завершения не позднее чем 31 декабря 2018 г. установлена только в отношении рабочих мест, не указанных в пп. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Во-вторых, условия труда на рабочих местах, перечисленных в пп. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, являются заведомо вредными и (или) опасными. В связи с этим за непроведение специальной оценки условий труда на данных рабочих местах контролирующие органы могут привлечь работодателя к административной ответственности:

  • до 1 января 2015 г. – за нарушение законодательства об охране труда в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ);
  • после 1 января 2015 г. – за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Именно поэтому провести специальную оценку условий труда на обозначенных рабочих местах (указанных в пп. 1,2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) нужно в кратчайшие сроки.

Пример 2

В нашем детском саду аттестация рабочего места повара была проведена в 2013 г., т. е. до введения специальной оценки условий труда. Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на данном рабочем месте?

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ (т. е. случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда). При этом для целей, определенных ст. 7 Закона № 426-ФЗ (например, для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций), используются результаты аттестации, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Данные тарифы установлены п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными.

Разъяснения по данному вопросу содержатся также в письмах Минтруда России от 21.03.2014 № 15-1/В-298 и от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.

Таким образом, вопрос о необходимости проведения специальной оценки условий труда до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест (в случае отсутствия обстоятельств для проведения внеплановой специальной оценки условий труда) решается работодателем самостоятельно.

Помимо плановой специальной оценки условий труда ст. 17 Закона № 426-ФЗ предусмотрена возможность проведения внеплановой специальной оценки, которая должна проводиться в течение шести месяцев со дня:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ;
  • изменения технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • получения мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Работодатель. На основании ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Он заключает гражданско-правовой договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ), а также создает комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утверждает график проведения этой процедуры (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ при проведении специальной оценки условий труда работодатель вправе:

  • требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  • проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ;
  • требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ;
  • обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Закона № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан:
  • обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в т. ч. внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ;
  • предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  • не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  • в письменной форме ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работники. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ работники вправе участвовать в проведении специальной оценки условий труда в составе комиссии по ее проведению. Также на основании ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ работник вправе:

  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 Закона № 426-ФЗ.

Законом № 426-ФЗ установлена всего лишь одна обязанность работни-ка при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте – он обязан ознакомиться с ее результатами.

Выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе:

  • требовать от организации, проводящей специальную оценку условий bтруда, обоснования результатов ее проведения (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ);
  • направлять работодателю мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Организация, проводящая специальную оценку условий труда. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 426-ФЗ формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, отнесено к компетенции Минтруда России.

Реестр аккредитованных организаций, проводящих специальную оценку условий труда, размещен в открытом доступе на официальном сайте Минтруда России (rao.rosmintrud.ru).

Согласно ст. 6 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе отказаться от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью ее работников, а также обжало- 1 вать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

  • предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
  • предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ;
  • применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
  • хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, имеет право не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

  • непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  • отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ.

В договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо включить, в частности, следующие условия:

  • виды работ и услуг по специальной оценке условий труда;
  • сроки выполнения работ и оказания услуг по специальной оценке условий труда;
  • стоимость выполнения работ, порядок их оплаты;
  • права и обязанности работодателя при проведении специальной оценки условий труда;
  • права и обязанности специализированной организации при проведении специальной оценки условий труда;
  • ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

В соответствии со ст. 27 Закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно.

Если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 г., то организация вправе проводить специальную оценку условий труда до 31 декабря 2014 г. включительно без учета требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ к квалификации и количеству экспертов.

Статьей 7 Закона № 426-ФЗ определено, в каких целях работодателем могут применяться результаты проведения специальной оценки условий труда.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан:

  • установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • разработать и реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников;
  • обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, оснастить рабочие места средствами коллективной защиты;
  • установить работникам предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации;
  • проинформировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях и т. д.

Если по итогам специальной оценки условия труда вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, работодатель должен:

  • организовать обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
  • регулярно осуществлять контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  • проводить мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне и т. д.

Нормативные документы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»
  5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенси­онный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Россий­ской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния»
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  7. Письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579
  8. Письмо Минтруда России от 21.03.2014 № 15-1/В-298

____________________

1Об основных этапах проведения специальной оценки условий труда см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2014. № 10. С. 5.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль